скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности

ребенку автоматически. В настоящее время разрабатывается и внедряется ряд

программ по повышению социальной и эмоциональной компетентности,

направленных на развитие самосознания (распознавание собственных чувств),

эмпатии, самокритики, коммуникативных навыков, уверенности в себе, умения

разрешать конфликты и др.

Известно, что развитие ребенка осуществляется во взаимосвязи со

взрослым. Взрослый своим поведением может как способствовать, так и

препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и

состояния.

С точки зрения авторов статьи «Эмоциональные механизмы личностного и

творческого развития» межличностное общение между ребенком и взрослым

выступает в качестве механизма личностного и творческого развития тогда,

когда его содержанием являются эмоциональные реакции и состояние ребенка.

Так, важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных

реакций и состояний является их называние взрослым; как известно,

вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние

может как адекватно отражать состояние ребенка – и тогда оно способствует

осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем

самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым

препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя

развитие индивидуальности.

Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний

важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний.

Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за

ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще

большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных

реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая

эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на

данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную

ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию

ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее

адекватной в данной ситуации.

Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение.

Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение

эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности (по

мнению Яковлевой) – это то, что позволяет выразить свое эмоциональное

состояние, т.е. экспрессивные средства.

Поскольку это средства выражения своей индивидуальности другому и для

другого, то они по своей природе коммуникативны; а как известно, все

человеческие коммуникативные средства культурно обусловлены. Ребенок

обучается владению ими в ходе онтогенетического развития; в роли носителя

этих форм выступает взрослый. Значит, способам выражения собственных

эмоциональных состояний необходимо обучаться. Взрослый представляет

ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность

этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую

взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти

средства для выражения своих эмоциональных состояний.

Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком

индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его

эмоциональных проявлений. (54).

В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает

связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет

понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция

рассматривается как творческий акт (54). Общепринятыми критериями

творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная

креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые

являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной

реакции понимается как соответствие её потребностям, ценностям и интересам

субъекта.

1.6. Эмпатия и её виды

По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя

развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой,

неживой), явление, т.е. эмпатии.

Эмпатия ( от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение

эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания

другого человека.

Различают:

эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания

моторным и аффективным реакциям другого человека;

когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение,

аналогия и т.д.);

предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать

аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний,

которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу

чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других

видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.),

является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках

непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат.reflexio –

обращение назад) – способность сознания человека сосредоточиться на самом

себе).

Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом

жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения

детей возможно на базе развития творческого воображения. (44).

1.7 Воображение. Понятие.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания

новых образов путем переработки материалов восприятия и представления,

полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно

позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой

другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-

синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования,

сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем

сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и

обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение

каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как

типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и

воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности

различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не

воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов,

говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия

сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и

непреднамеренное воображение. (37; 38; 46).

Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о

творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание

образов, соответствующих описанию.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за

кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и

стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит

перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний

и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с

низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство

детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и

некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в

младшем дошкольном возрасте. (Л.С. Выгодский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения

общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только

для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева)

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения

общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только

для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева).

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного

возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко

разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых

ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом,

выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних

опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух

планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в

действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета,

придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без

реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане

представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В

возрасти пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко

неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный

отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную

деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для

создания образа теперь служит не только реальный объект, но и

представления, выраженные в слове.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии

умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании

целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно

сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и туже

тему, а также по устойчивости ролей.

С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные

произведения (О.М. Дьяченко).

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до

начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план

достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое

оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под

влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А

затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.

Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх,

продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с

использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности

действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной

деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные

предметы и внешние действия.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя

гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для

объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым,

кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок

просто пытается найти чему-то разумное объяснение…».

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник

затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту

действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как

подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а

воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач,

позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем

становится творческим процессом.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания,

оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в

обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный,

эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать

окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего.

Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с

действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник

образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное

творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей

характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того,

что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке

возникает в дошкольном возрасте.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети

создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные

характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция

воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные

проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить

психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом

происходит становление психологической защиты.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют

способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной

деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в

дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто

преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования

действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются

на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

При создании образов дети используют прием антропоморфизации –

одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании

сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает

агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы,

несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к

преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к

созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы

сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая

необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и,

как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную

содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все

более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и

сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный,

наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в

объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными,

пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает

его воображение». Педагогический вывод из этого заключается в необходимости

расширять опыт ребенка…Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем

больше он знает и усвоил… тем значительнее и продуктивнее при других равных

условиях будет деятельность его воображения. (10). Для развития воображения

важно «…приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества…включить

психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество

в течение тысячелетий…»(10).

Эмоциональная связь действительности и воображения проявляется

двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные

образы, т.е. эмоции, как бы подбирает себе соответствующие впечатления,

мысли и образы.(11). Впечатления, которые реально не имеют никакой связи,

могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, привнесенного

нашим настроением. «Однако существует еще и обратная связь воображения с

эмоцией», когда образы воображения порождают чувства.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

-воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание

замысла, его планирование и реализацию;

-оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

-ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

-воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в

наглядной опоре для создания образов.

1.8 Обогащение жизненного опыта ребенка через ознакомление с

произведениями искусства – как средство развития творческого воображения и

эмпатии

1.8.1. Влияние цвета; роль музыки

Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент,

когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска

служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них

акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность,

духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была

рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в

боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы –

восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет и дрожь;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.