скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие внимания

В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается

(9-10).

На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при

конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей

увеличивается до 6-7 человек.

Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе

занятия ?

Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по

родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание,

как можно сказать по –другому, что интересного в ответе товарища,

воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать

работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют

задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.

При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так,

например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка».

Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский

говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая

однообразная деятельность.

Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых

воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий

характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок

не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет

спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может

ослабить внимание.

К концу занятия утомление нарастает.

У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается

вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае

внимание детей снижается.

В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому

целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов:

анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма

анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или

нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и

инертность.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения

направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при

состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении

объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только

небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена

концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные

раздражители.

Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами

можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и

негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних

причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

К нарушениям внимания относятся :

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание

до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на

предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто

переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо

действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность,

инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении

концентрации внимания).

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение

внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних

раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость

возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание

становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием

переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и

гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным

торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

- неполная нагрузка;

- недостаточная сформированность волевых качеств;

- привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с

отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и

явлениям);

- повышенная утомляемость;

- плохое самочувствие;

- наличие психотравмы;

- монотонная, неинтересная деятельность;

- неподходящий тип деятельности;

- наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие,

пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо

определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность»

обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может

проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;

Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность

- это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное

сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании.

«При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо

делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно

отрицательная индукция».

Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага

воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы,

поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.

Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой

сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В

состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и

строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск

решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят

в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.

К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности,

относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной

концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете,

деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности

«профессорской», такое сосредоточение неэффективно.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и

тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и

бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как

следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей

подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо

работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание

ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа

детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические

заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников -

мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в

иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности -

переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные,

гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем

спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость

индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.

Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными

являются следующие:

- общее ослабление нервной системы (неврастения)

- ухудшение состояния здоровья;

- физическое и умственное переутомление;

- наличие тяжелых переживания, травм;

- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений

(положительных и отрицательных);

- недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок,

получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации,

привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится

поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

- нарушения режима труда и отдыха;

- нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть

аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит

неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что

отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает

концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)

- чрезмерная подвижность;

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к

другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

ИНЕРТНОСТЬ

Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее

фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность.

Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки

проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему

речь;

- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- беспомощность в доведении задания до конца;

- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость

(ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении

его выполнения)

- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И СОСТАВЛЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику

их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства

психологического воздействия.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться

на принцип:

- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единство диагностики и коррекции;

- приоритетности коррекции причинного типа;

- деятельностный принцип коррекции;

- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- комплексности методов психологического воздействия;

- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной

программе;

- опоры на разные уровни организации психических процессов;

- программированного обучения;

- возрастания сложности;

- учета объема и степени разнообразия материала;

- учета эмоциональной окрашенности материала;

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач

отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и

гетерохронность (неравномерность) их развития.

Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях

развития в отношении разных его аспектов - на уровне благополучия, что

соответствует норме развития, на уровне риска, что означает угрозу

возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных

трудностей развития, что объективно выражается в различного рода

отклонениях от нормативного хода развития.

В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому

отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно

приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и

наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и

потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии

логического операционального интеллекта.

При определении целей и задач коррекционно - развивающей работы нельзя

ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями

развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного

рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в

развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени

оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством

механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического

воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию

отклонений в развитии, на них предупреждение, но и на создание

благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных

возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно - развивающей работы

должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

1) коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития,

разрешение трудностей развития, разрешение трудностей развития;

2) развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания

развития;

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и

эффективность коррекционно - развивающей работы.

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса

оказания психологической помощи.

Принцип реализуется в двух аспектах :

1) Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен

предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий

выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об

их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и

задачи коррекционно - развивающей программы.

Эффективная коррекционная программа может быть построена лишь на основе

тщательного психологического обследования. В то же время самые точные

диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной

системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

2) Реализация коррекционно - развивающей программы требует от психолога

постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности,

эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль

позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и

средства психологического воздействия на ребенка, . . Иначе говоря, каждый

шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом

конечных целей программы.

Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в сою

очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.

Принцип приоритетности коррекции причинного типа.

Выделяет два типа коррекции в зависимости от ее направленности:

симптоматическую и каузальную (причинную).

Симптомотическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны

трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.

Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает

устранение и невилирование причин, причин, порождающих проблемы и

отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить

наиболее полное разрешение проблем.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до

конца разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателем в этом

отношении например с коррекцией страхов у детей. Применение метода

рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики

страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей

лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным

неприятием ребенка родителями и глубинными эффективными переживаниями,

изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестойкий

кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страхов темноты и нежелания оставаться одному в

комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого

же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психо

- коррекционная работа с причинами, вызывающими страх и фобии (в данном

случае работа по оптимизации детско - родительских отношений), позволили

избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что

приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должен стать

устранение причин трудностей и отклонений развития ребенка.

Деятельностный принцип коррекции:

Теоретической основой является положение о роли деятельности в

психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б.

Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения

коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в

ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии

его личности. коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте

той или иной деятельности ребенка.

Принцип учета возрастно - психологических индивидуальных особенностей

согласует требования соответствия психического и личностного развития

ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости

конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.