скачать рефераты

МЕНЮ


Развивающие игры и упражнения на уроках технологии

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

Использование игровых элементов на уроке.

Урок – игра.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму

проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует

познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка

мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать

повышению эмоционального фона урока.

Обязательна констатация результата игры.

Компетентное жюри.

При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности

ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его,

не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения

нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,

своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы

собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие

результаты.

Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют

большей подготовки учителя.

Например, их можно применить в седьмом классе при изучении темы

«Построение чертежа халата на основе ночной сорочки». Урок можно построить

так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера в известном

доме моды.

Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку класса. Урок

начинается со стихотворения:

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть Вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонько, дружно сели.

- Сегодня мы с Вами находимся в известном доме моды «Burda», а Вы – все

конструкторы-модельеры и пришли не на урок, а на своё рабочее место.

Сегодня перед Вами стоит задача – построить чертёж халата на основе

ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у Вас уже есть и, поэтому Вы

будете работать по инструкционным картам (см. приложение №2), которые

лежат перед Вами.

- Можете приступать к работе.

В конце урока, проверив и оценив работу, подводится итог, делается

вывод о том, кто лучше всех справился. Лучший конструктор-модельер

награждается грамотой (см. приложение №3)

3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние

игры на развитие подростка.

Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает

все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство

тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим

анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности

приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество.

Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все

эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в

форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с

ее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой.

У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в

процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка

происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное

самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности

подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период

характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что

ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.

Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом

возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной

перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.

Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая

обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место

среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются

специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных

знаний.

Важным стимулом к учению является притязание на признание среди

сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого

уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик,

и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания

материала, логики его построения, выделение существенного.

Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность

устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное

мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной

ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь

общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он

может действовать в логике рассуждения.

Обсуждая особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали

предметом анализа возможности этого возраста верхнюю планку развития

мышления. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться

на уровне конкретного мышления.

Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо

использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном

процессе.

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след

в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание

их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.1

В последнее время в психологии, так же как во многих других областях

науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё

более широкое распространение получают различного рода игры. Активное

внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих

социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной

культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся

традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции:

огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому

увеличению круга общения.

Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки

индивидуального и социального развития, пути преодоления кризисов, способы

переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные попытки

установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между технологией

и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество,

дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем,

традиционными нормами и условиями научно-технической революции.

По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что

они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных

социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения

ролевых и межличностных отношений.

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности

мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы

авторов «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно

рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Мотивы самообразования, активное стремление подростка к

самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам

научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется

социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и

сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого

сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная

постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких

целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах

деятельности.

Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение

приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или

открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра

по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных

качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и

товарищества.

4. Теоретические выводы.

Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение

в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка,

поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует

волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими

возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать

детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр

является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между

детьми.

Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой

хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа

на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…»

Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию

психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой

деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая

имеет свою характеристику и классификацию.

Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются

дидактические, ролевые, подвижные.

Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме

и носить целенаправленный характер.

Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии

личностных качеств ребёнка.

Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку,

но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и

минусы, требует чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические

требования.

При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст

играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры,

распределение ролей, роль учителя.

Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в

создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей.

Игра учителем-педагогом используется не только в учебной деятельности,

но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы

организации.

Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее важное значение в

жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и

воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании

в учебно-воспитательной работе.

Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно

важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего

обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы,

самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный

отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой

технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной

активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих

играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют

многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают,

что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3

раза.

Практическая часть.

Исследования проводились на базе Сенгилеевской средней

общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.

Списочный состав классов.

|5 «б» класс |8 «а» класс |

|Кошелева Ангелина |Аниськина Валя |

|Мозанова Настя |Васильева Катя |

|Патрикеева Марина |Волошина Таня |

|Солдатова Лена |Ермохина Маша |

|Бродягина Ирина |Карпеева Катя |

|Каштанкина Оля |Кузьменко Настя |

|Козлова Надя |Парамонова Лена |

|Кузорева Маша |Сафарова Эльмира |

|Бурханова Марьям |Толстякова Марина |

|Богданова Настя | |

|Гулящева Люба | |

1. Констатирующий этап.

На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в

данных классах.

Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.

С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления»

(см. приложение № 4)

При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от

того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Если

ребёнок не успел или пропустил задачу, то она отмечается знаком «0». Затем

данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.

Итоговая ведомость.

Оценка мышления учащихся 5 «б» класса.

Таблица № 1.

|Ученик |Номер задачи |Всего |

|Аниськина Валя|8 |4 |4 |8 |2 |

|Васильева Катя|8 |3 |6 |7 |3 |

|Волошина Таня |7 |8 |9 |6 |3 |

|Ермохина Маша |12 |8 |8 |6 |4 |

|Карпеева Катя |9 |6 |3 |6 |1 |

|Кузьменко |8 |4 |6 |7 |4 |

|Настя | | | | | |

|Парамонова |11 |5 |6 |8 |3 |

|Лена | | | | | |

|Сафарова |9 |4 |5 |5 |2 |

|Эльмира | | | | | |

|Толстякова |10 |5 |9 |7 |3 |

|Марина | | | | | |

Исходя из полученных данных можно составить диаграмму отражающую

степень развития мыслительных процессов.

Диаграмма №2.

Проанализировав данную диаграмму, можно сделать такой вывод:

большинство детей (Карпеева Катя, Аниськина Валя, Васильева Катя, Волошина

Таня, Сафарова Эльмира) имеют проблемы с продолжением числовых рядов. Это

говорит о незнании некоторых детей таблицы умножения и о недостаточном

уровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с

этим они не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд.

По итогам проведённой работы видно, что в 5 классе на невысоком

уровне развития находится способность детей классифицировать. В 8 классе у

большинства детей возникли проблемы с продолжением числовых рядов.

В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся 5 «б»

класса умения выделять структурную общность различных задач и способность к

анализу. А учащихся 8 «а» класса необходимо обратить внимание на развитие

способности анализировать, обобщать, умения выявлять закономерности и

расширение кругозора.

2.Формирующий этап.

На формирующем этапе были поставлены следующие цели:

1. В 5 «б» классе применять игры направленные на развитие

способности анализировать, умения выявлять закономерности и

расширение кругозора.

2. В 8 «а» классе использовать игры и упражнения направленные на

развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять

закономерности.

С данными целями на формирующем этапе исследовательской работы,

опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была применена

система игровых моментов, приёмов и форм, направленная на развитие

мыслительных процессов.

В пятом классе были использованы следующие упражнения с целью

развития способности к обобщению и выделению существенных признаков.

Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными

упражнениями. На их выполнение даётся 20минут. Жюри проверяет работы и

определяет победителя, которому вручается медаль.

1. Сгруппируй слова по смыслу.

А) 0,7; обтачать; шов; ширина.

Б) утюжить, проутюжильник, вода, изделие.

Подбери подходящий по значению термин.

пояс

карман

обтачать притачать подшить

обтачать

стачать

притачать

Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки»

Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.