скачать рефераты

МЕНЮ


Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы

гарантом того, что человек обладает знаниями и навыками, необходимыми для

работы или может их быстро обрести в процессе обучения. А для

руководства иностранной фирмы обычно неважны культурные интересы работника,

его образованность в широком смысле этого слова, его в большей степени

интересуют деловые качества сотрудника.

Сейчас все больше компаний применяют при приеме на работу

тестирование, что очень распространено на Западе ( например, в США ). Этот

подход к подбору персонала схож с поступлением в вузы - в вузы мы тоже

поступаем по результатам вступительных экзаменов. Интересны результаты

тестирования: результаты представителей рабочих специальностей

соответствуют западным стандартам, тогда как российские руководящие

сотрудники показывают результаты заметно ниже, чем их иностранные коллеги.

Итак, уровень экономического развития и темпы изменения этого уровня

являются главными факторами, определяющими занятость специалистов, а

стандарт образования, необходимый для того, чтобы оставаться в рядах

действующей рабочей силы, возрастает.

Оплата труда. Сколько стоит труд в России ?

Вопросы оплаты труда занимают особое место в регулировании труда и в

трудовых отношениях. Оплата труда рассматривается многими экономистами как

основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса

работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий, т.е.

больше и лучше работаешь - больше платят, а если больше платят, то

работаешь еще больше и лучше. На практике это, правда, реализовать очень

непросто.

При наличии свободного рынка труда и рабочей силы проблема

установления заработанной платы становится проблемой определения рыночной

цены рабочей силы. В этих условиях на уровень оплаты существенное

воздействие начинают оказывать спрос на рабочую силу и ее предложение. В

рыночной экономике ведущее место занимает контрактная, договорная форма

оплаты труда. Рабочая сила продается в кредит, т.е. оплата стоимости

рабочей силы происходит по истечении определенного срока с момента ее

покупки ( например, через неделю, месяц и т.д. ). Конечно, цена

рабочей силы складывается не только под влиянием спроса и предложения, но

и ряда других факторов. На нее могут влиять: профессия, образование, пол,

возраст, условия труда, региональные факторы, установившиеся правила и

нормы ( в частности, величина заработанной платы работника складывается

под воздействием тарифов ). В условиях рыночной экономики высоко ценятся

образование и профессионализм работника, сложный труд оплачивается выше

простого. В рыночной экономике стимулом служит собственно зарплата, а не

ее повышение, т.к. уровень оплаты труда достаточно велик, чтобы

заинтересовать работника в активном труде и существует угроза лишиться этих

денег. К тому же в условиях рынка люди понимают, что доход и прибыль

предприятия зависят в первую очередь от их трудовых усилий, а их зарплата

- от этого дохода.

Сколько стоит труд в России ? В нашей стране сложилась такая

психология работника: он считает повышение оплаты труда приведением ее в

соответствие со своими потребностями, с ценами на товары и услуги, а не

стимулом роста эффективности труда. Зарплата воспринимается как временный

стимул, нуждающийся в непрерывном возобновлении. И поскольку снижение

заработанной платы как экономическое наказание за плохой труд у нас на

практике применяется редко, то увеличение оплаты труда практически не

приводит к повышению качества и эффективности работы. Переход России к

рыночной экономике постепенно должен изменить это положение дел.

В Москве разброс по должностным окладам в разных компаниях, учреждениях

очень большой. Например, зарплата выпускника вуза, знающего иностранный

язык, с опытом работы более одного года, работающего на административной

должности в иност-

ранной фирме ( а их в Москве довольно много ), составляет

приблизительно 12000 долларов в год. В таблице 5 сведен некоторые

данные агентства "Анкор" по заработанной плате. .

ТАБЛИЦА 5 Зарплаты российских сотрудников, работающих

в иностранных компаниях, долл./месяц

-----------------------------------------------------------

Должность I май, 1995г. I январь,

1996г.

-----------------------------------------------------------

Финансовый директор 2250 3500

Менеджер по продажам 1000 1500

Менеджер по Public Relation 950 1250

Секретарь со знанием

иностранного языка 545 750

-----------------------------------------------------------

Зарплаты достаточно высокие, при этом надо учитывать, что, кроме

зарплаты существует определенный обязательный набор расходов компании на

сотрудников. В него входят отчисления в фонды медицинского, социального,

пенсионного страхования и фонд занятости. Еще компания может предложить в

компенсационном пакете обеспечение сотрудников обедами, прикрепление к

определенной поликлинике ( помимо отчислений в фонд медицинского

страхования ), предоставление транспорта для поездок по работе. Понятно

поэтому, что любой компании выгоден только тот сотрудник, который

обладает знаниями, опытом, умением и этим может принести ей прибыль, т.е.

интересен именно высокообразованный специалист. Специалисты высокого

класса ( а к ним сейчас прежде всего относятся люди с высшим

образованием, навыками работы на персональном компьютере ) имеют

возможность зарабатывать приличные деньги. Например, средний доход

нотариуса - от 5000 до 8000 долларов ежемесячно, т.е. профессия нотариуса -

одна из самых прибыльных, а в таблице 6 приведены данные о зарплате по

некоторым специальностям, наиболее высокооплачиваемым в настоящее время (

другое дело, что устроиться на рабочие места с таким уровнем заработанной

платы совсем непросто, даже имея нужное образование ).

ТАБЛИЦА 6 Уровень заработанной платы на рынке труда

г.Москвы по состоянию на 20.02.1996г.

-----------------------------------------------------------

Профессия Профессиональные навыки Зарплата, руб.

-----------------------------------------------------------

Бухгалтер Высш.обр.,ПК

1500000

Гл.бухгалтер Высш.обр.,ПК,валютные операции 5000000

Гл.бухгалтер Высш.обр.,ПК,валютные операции,

знание западной системы бух.уче-

та(GAAP), англ.яз.своб.

12000000.

Директор по Высш.обр.,ПК,опыт работы в

страхованию страховой компании от

3000000

Менеджер по Высш.обр.,ПК,опыт работы в 2500000-

страхованию области страхования

10000000

Менеджер по Высш.обр.,ПК,маркетинговые 5000000

маркетингу исследования,англ.яз.своб.

Хотя пока зарплаты в иностранных компаниях остаются

конкурентоспособными и привлекательными, ситуация меняется. Уже появились

российские фирмы, которые могут позволить себе не только платить своим

российским сотрудникам очень приличные деньги ( подтверждением служит

таблица 6 ), но и привлекать западных специалистов. Так что, вероятно,

рынок труда ожидает новый виток конкуренции за высокопрофессиональных

специалистов.

Вопросы занятости. Безработица.

Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую

деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения

рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об

обеспечении желаемой занятости и свободного выбора формы и вида

деятельности, т.е. общество должно гарантировать каждому человеку

возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой

деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от

законов до реальной жизни - дистанция большая. Наряду с личным

волеизлиянием людей ( кстати, часто бывает несоответствие запросов

работников их личным трудовым качествам ), имеют место объективные

обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют

общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура

производства, спроса на определенную рабочую силу. Поэтому можно говорить

не о полной занятости в смысле "всеобщей", "поголовной", а о полной

занятости как доступной: каждый изъявляющий желание иметь оплачиваемую

работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных

возможностей.

Проблема занятости населения очень актуальна для всего мира.

Директор департамента занятости МОТ ( Международная организация труда )

Вернер Зенгенбергер считает, что сейчас проблема занятости стала

наднациональной, схожей по значимости с проблемами наркотиков и

организованной преступности. В России в настоящее время создана

государственная служба занятости, призванная помогать людям найти свое

место на рынке труда. Недавно в Москве проходила конференция по вопросам

политики занятости, на которой были разработаны рекомендации по борьбе с

безработицей в нашей стране.

Существует два явления: безработица людей и "безработица" рабочих

мест, т.е. наряду с людьми, не имеющими работы имеются незанятые рабочие

места. А безработным по положению МОТ считается тот, кто может и хочет

работать, самостоятельно активно занимался поиском работы, но не смог

трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия рабочих мест или

недостаточной профессиональной подготовки. В России в настоящее время

количество безработных людей намного превышает количество не

соответствующих их запросам рабочих мест, т.е. предложение рабочей силы

превышает спрос на нее. Общая численность безработных в РФ составляет

5,9 млн.человек, в том числе зарегистрированных безработных - 2,3

млн.человек ^. У меня нет статистических данных о том, какой процент от

этого числа составляют безработные именно с высшим образованием, но

известно, что в России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица.

Большую часть безработных ( 70% ) составляют женщины, а также служащие, в

том числе и с высшим образованием.

Понятно, что рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании со

стороны государства. Среди основных направлений государственного

регулирования рабочей силы можно выделить следующие: 1) программы по

стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в

государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке

кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по

социальному страхованию безработицы.

. Заключение.

Накопленные материальные и духовные ценности - результаты развития

науки, культуры, производственный аппарат - сами по себе пассивны и могут

быть использованы для производства и удовлетворения потребностей людей

только в той мере, в какой изучены, освоены людьми. Роль образования

состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд

знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения

функция образования состоит в формировании человека как участника

производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции.

Подготовка кадров является таким же важным фактором научно-технического

прогресса, как и техническая оснащенность предприятий, научная

организация труда, экономические стимулы. Причем, для экономики любой

страны огромное значение имеет подготовка специалистов с высшим

образованием. Но роль образования не ограничивается только обеспечением

рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя потребности

населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного

расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное

совершенствование производства.

В ходе развития производства и научно-технического прогресса

произошли расширение и определенная перегруппировка потребностей,

удовлетворение которых представляет собой содержание воспроизводства

рабочей силы. Потребности в образовании, сформировавшиеся на экономическом

фундаменте изменений в общественном производстве, породили сложную цепь

социальных, культурных изменений в условиях жизни и в облике всех

трудящихся. Потребности в образовании стали в процессе воспроизводства

рабочей силы в один ряд с потребностями в пище, одежде и т.д. К.Маркс

отмечал, что возросший уровень образования трудящихся является не только

выражением роста богатства, но и существенной предпосылкой этого

богатства, что с точки зрения непосредственного производства образование

индивидуума может рассматриваться как производство основного капитала:

"...степень искусности населения является в каждый данный момент

предпосылкой совокупного производства, - следовательно, главным

накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего

труда." Известно, что конкуренция - это источник прогресса. Это касается

как производства вообще, так и рабочей силы в част-

ности. В преимущественном положении оказываются люди с хорошим

образованием, которые являются гарантом эффективности любого

производства, фирмы, банка и т.д. Характерной чертой качественной эволюции

современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только

за период с 1970 по1992г. в США удельный вес лиц, получивших среднее

образование, возрос в структуре рабочей силы с 52% до 76%, а полу-

чивших законченное и незаконченное высшее образование - с21% до 38%.

Правда, сейчас в нашей стране появилось новое явление -безработица среди

специалистов с высшим образованием. Увеличение удельного веса этой

категории трудящихся ( дипломированных специалистов ) среди лиц наемного

труда непосредственно обусловлено научно-технической революцией, т.к.

современная экономика не может развиваться без повышения уровня

квалификации кадров и увеличения в рабочей силе доли высокообразованных

специалистов. Однако, в России все чаще выпускники вузов оказываются

лишними на рынке труда, не могут найти работу по специальности и

вынуждены заниматься таким делом, которое не требует никакого высшего

образования ( например, всем известна как велика доля дипломированных

специалистов среди так называемых "челноков" ). Создавшееся положение,

по-моему, очень тревожно, т.к. свидетельствует о том, что темп роста

экономики России значительно снизился по сравнению с предыдущими

десятилетиями ( это и привело к искусственному ограничению сферы

применения высокообразованных специалистов ).

Между тем, нельзя забывать, что результаты образования носят

долговременный характер, они не ограничиваются удовлетворением текущих

потребностей людей и накладывают глубокий отпечаток на экономический,

социальный, культурный и нравственный облик страны в течение будущих

десятилетий. Таким образом, капиталовложения в сферу образования ( также

как и в науку, культуру, здравоохранение ) непременно окупятся в

государственном масштабе. Непосредственно высшее образование дает

долговременный результат, заключающийся в высоком качестве рабочей силы ( а

качество образования выражается в более интеллектуальном и эстетическом

исполнении индивидуальной рабочей силой трудовых операций, что

способствует повышению потребительских свойств продукции ) и создании

основы для ее постоянного совершенствования в течение всей активной

жизни человека.

.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.