скачать рефераты

МЕНЮ


Рязанский Кремль

1503 году;

-София Дмитриевна, женаФедора Ольговича и дочь Ивана Васильевича Третного,

скончалась в 143? году;

-Анна Васильевна, супруга Ивана Васильевича и сестра Ивана III, скончалась

в 1501 году;

-Анна, но кто она была- неизвестно;

В этом же соборе погребен архиепископ Симон, на правой стороне от входных

дверей, под третьей колонной. Это- один из самых замечательных рязанских

владык. Он происходил из монастырских крестьян Вологодской губернии и был

наречен Степаном Лаговым. «Случилось как-то, когда еще был он мальчиком,

вологодский преосвященный Амвросий Юшкевич взял его в свой хор певчим.

Степан был мальчик очень умный, талантливый. Увидал это преосвященный

Амвросий, стал о нем заботится, выкупил его. Перевели Амвросия в Новгород,

он и Степана взял с собой, поместил его в новгородскую семинарию... После

семинарии одно время Степан был учителем, а потом

подстригся в монахи и через 11 лет был уже епископом. Сначала в Костроме ,а

потом, с 1778 года в Рязани. Здесь он и умер в 1804 году.»[ ]

Преосвященный Симон много заботился о просвещении своей епархии, особенно о

просвещении духовенства. Симон отвел в своем архиерейском доме особую залу

для занятий со ставленниками: учитель «кахетизатор» учил их катехизису,

нотному пению, чтению. В семинарии Симон «завел» преподавание новых

предметов, устраивал богословские и философские диспуты на латинском языке,

устраивал в семинарии торжественные праздники.

Много заботился преосвященный Симон и о построении храмов: при нем был

построен Рождественский собор, его старанием начали строить соборную

колокольню, при нем возобновляли и Успенский собор.

Его очень почитали и уважали в Рязани, о нем было написано много речей и

стихотворений.

В этом же соборе на левой стороне против алтаря погребен архиепископ

Амвросий (Яколев-Орлин). Скончался 26 января 1809 года.

На северной стороне (у окна на левом клиросе) находилась гробница святого

Василия, епископа Рязанского. Обретение и перенесение святых мощей

святителя Василия совершено Рязанским архиепископом Феодоритом 10 июня 1609

года. «Архиепископ Феодорит открыл их и с подобающею честию перенес от

Борисоглебской церкви, из старого острога, в собор Успенский (ныне

Рождественский),-сказано в службе святителю Василию, -исполнися градъ

Переславль радованiя духовнаго и стекошася вси, живущiи въ немъ, князи же и

боляре, весь освященный соборъ и вси право-славнiи людiе, благодати

освященiя спообитися и изуъления недуюмъ прiяти желающе».[ ]

Велики по ценности древние предметы, принадлежавшие храму, из которых

выделялись следующие.

1) Древняя хоругвь длиной в 1 аршин, шириною в 1 аршин с вершком. По

плотной материи шитье золотыми шелковыми нитями. На лицевой стороне ее

изображена Божия Матерь, сидящая на престоле и окруженная двумя ангелами,

а на поворотной стороне -посередине Архангел Михаил, по правую сторону от

него Иоанн Предтеча, держащий на блюде голову, покрытую феской, по левую

князья: Владимир, Борис и Глеб.

2) Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, имеющая в длину

2 аршина 10,5 вершков, а в ширину 1 аршин с полвершком. Плащаница расшита

золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Плащаница примечательна тем,

что на ней, с помощью вышивки, изображены события и действующие лица

Священного писания. Впечатляет текст вязью на кайме: «Лета 7189 при

державе Благочестивого и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого

Князя Федора Алексеевича всея великия и Малыя и Белыя России Самодержца,

в 6-ое лето державы и царства его, и при великом Господино Святейшем

Иоакиме Патриархе Московском и всея России, в 7-ое лето Патриаршества

его, строена сия Плащаница Смиренным Иосифом Божиею Милостию Митрополитом

Рязанским и Муромским в Богоспасаемый град Переяславль Рязанский, в

Соборную и Апостольскую церковь честиаю ея Успения и св.Страстоперпцев

Бориса и Глеба».

3) Золотой напрестольный крест, устроенный в 1611г. Архиепископом

Феодоритом; мерой в Длину 10,5 вершков, весом в средних концах 5 вершков,

в верхних 2,5 вершков, в нижних 1,75 вершков, весом 3 фунта 28 золотых,

с надписью, показывающей имя строителя.

4) Золотой патир, устроенный в 1672 году при митрополите Иларионе.

5) Крест серебряно- позолоченный, устроенный в 1665 году архиепископом

Мисаилом.

6) Водосвятная серебряно- вызолоченная, имеющая печальную известность,

чаша, благодаря которой была уничтожена, « избегшая от рук варварских »,

золотая печать Батыя, приложенная к иконе Ев. Иоанна Богослова и

принадлежавшая Богословскому монастырю.

7) Хоругвь основанного в 1877 году Братства св. Василия, епископа

Рязанского.

8) Из рукописей заслуживает внимания Синодик кафедрального собора,

замечательный по многим отношениям для Рязанского края. Древность его

восходит к 1631 году, как видно из следующей надписи на заглавном листе:

«Лета 7139 (1631) году сию книгу Сенадик переписал в Переславль Рязанский

в соборную церковь Предчистыя Богородицы Успения Григорий Михайлович

Юшков душевного ради преставльшихся родителей своих в вечный поминок».

9) Икона Божией Матери Феодотьевской.

10) Икона Божией матери Муромской. «Мерою в высоту 7,25 вершков, в ширину

6,5 верков. Одеяние на Предчистой Деве и Младенце обнизано жемчугом,

венец и поля украшены серебряно- позлащенным окладом, устроенным в 1802

году.

ИКОНЫ

Древнего письма чудотворная икона Предчистой Божией Матери Феодотьевская-

одна из наиболее почитаемых святынь города Рязани. Зимой ее можно было

видеть в иконостасе 9справа от царских врат) Христорождественского теплого

кафедрального собора, а летом -в кафедральном Успенском (летнем) соборе

среди храма, на правом столбе ближе к алтарю.

Икона Божией Матери явилась в 1487 году, в пределах Рязанского княжества

на пустом месте в поле, недалеко от села Феодотьево (ныне Спасского

района). О чудесном событии быстро распространилась молва и народ начал

стекаться к новоявленной иконе, служа ей молебны. Больные, приходящие с

верой и упованием к молитве Богоматери, получали исцеления, скорбящие

-утешение, нуждающиеся -помощь. По совету епископа Симеона рязанский князь

Иван Васильевич Третной переносит драгоценный образ в Рязань.

В 1611 году при архиепископе Феодорите сделана копия с чудотворной иконы,

которая торжественно перенесена на место обретения, где был выстроен

деревянный храм. Впоследствии этот храм перенесен в село Феодотьево, а его

заменила деревянная часовня. Приходскому храму села Феодотьево дана

архиерейская грамота, освобождающая причт от всех оброков и податей. Со

временем деревянная часовня обветшала, и в 1852 году построена и освящена

новая каменная с иконостасом. Часовня возведена на пожертвования в сумме

4026 рублей, из которых 3424 рубля собственных денег внес коллежский

советник Иван Павлович Сулима.

В Рязани на новом месте нахождения чудотворного образа продолжались

чудесные исцеления силой Богоматери. В 1711 году свирепствовала моровая

язва, уносящая многие жизни. Народ в страхе кинулся к Феодотьевской иконе,

служа ей молебны. Образ носили по городу и окрестным селениям. В зараженных

домах, куда приносили святую икону с молитвенными песнопениями, болезнь

отступала, а где принимали образ до появления эпидемии, там язва не

появлялась. Так, по преданиям, благодаря дивной помощи от Феодотьевской

иконы Божией Матери прекратилась моровая язва.

В 1830, 1831, 1848, 1859, 1860 годах свирепствовала холера. И опять народ

с горячей верой и усердием обращался к Пречистому Феодотьевскому образу.

Соборные священники едва успевали носить по домам чудотворную икону и

служить молебны. Во время разных бедствий крестные ходы к Троицкому

монастырю, Скорбященской церкви или вокруг города, но всегда с иконой

Божией Матери Феодотьевской.

Чудесные исцеления от иконы происходили во множестве, но случаи эти

документально не фиксировались. Сохранились лишь несколько документально

оформленных свидетельств исцелений. В Рязани, в доме отставного сержанта

находилась его свояченица Ксения, которая мучилась болезнью глаз и более

трех месяцев ничего не видела. 19 марта 1812 года в соседний дом была

принесена Феодотьевская икона, и сестра больной обратилась с просьбой

отслужить молебен и в их доме. Ксения в это время задремала. Во сне к ней

обратилась незнакомая женщина: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая

гостья, и ты увидишь Ее». Больная ответила: «Как же я могу увидеть, если

ослепла ?» Неизвестная женщина отстаивала свое: «Поверь мне, ты увидишь

Ее.» Ксения очнулась, недоумевая о видении. Вскоре принесли чудотворную

икону и начали служить молебен с акафистом. Во время последнего икоса

ресницы у Ксении начали вздрагивать, а при чтении кондака «О, встань Мати»

глаза больной раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью вскрикнула:

«Слава Богу !»

В 1839 году при архиепископе Гаврииле Феодотьевская икона усердием

благочестивых граждан украшается серебряной позолоченной ризой. Из Москвы

для иконы в 1845 году пожертвована серебряная тройная лампада.

Благотворитель просил не оглашать своего имени. В 1872 году Феодотьевская

икона Божией Матери украсилась бриллиантами.

Муромская икона Божией Матери древнего письма находится в кафедральном

Христорождественском соборе.

По приданию в начале ХII века эта икона была принесена из Киева в Муром

князем Ярославом (в святом крещении Константином). Князь упорно и

настойчиво старался обратить язычников Муромского княжества в христианство.

Своими проповедями он озлобил некоторую часть язычников, которая грозилась

убить Константина. Тогда князь призвал на помощь чудотворную икону

Муромской Божией Матери и смело вышел с ней к заговорщикам. Разгневанные

Язычники были укрощены образом Богоматери и сразу же дали согласие на

святое крещение.

В конце ХIII века епископом в Муроме был Василий (впоследствии епископ

Рязанский). По ложному навету епископ Василий обвинялся в неблагочестивых

поступках, порочащих высокое звание архипастыря. Разгневанный народ решает

лишить его жизни, но Василий просит отложить приговор до утра. Всю ночь он

усердно молился в Муромском Борисо- Глебском храме, а утром пришел в

Благовещенский храм и отслужил молебен перед иконой Муромской Божией

Матери. Возлагая надежды на заступничество Царицы Небесной, взяв икону с

собой, он распростав на водах Оки свою мантию, встал на нее и поплыл по

реке против течения с образом Муромской Богоматери. На мантии он

благополучно прибыл в Рязань.

Чудотворную икону еще называют «Моление святого Василия» , так как он

молился перед образом в горький час изгнания из Мурома. В 1802 году при

архиепископе Симоне (Лагове) у чудотворной иконы устроена серебряная

позолоченная риза. К иконе Божией Матери Муромской народ имеет особое

усердие в молитвах. Чудотворная икона носилась по домам всегда вместе с

иконой Феодотьевской Божией Матерью

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не

только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из

замечательнейших памятников древне русского искусства.

Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль

Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века

экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия

развернула обширное каменное строительство.

В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди

разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века,

перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые

формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям.

Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора,

большего, чем все остальные церкви города.

Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре

Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.

В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба),

мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского

митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания.

Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел

подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с

товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным-

приступили к кладке здания.

Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского

Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х

годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор

должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С

западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5

саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет.

Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной

резьбой.

Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще

больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод

сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».

В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел

подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его

приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это

время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие

близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда

недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.

В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для

определения местоположения будущего нового собора, так как было решено

отстроить его заново.

Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора

тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших

заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они

умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд

по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из

Москвы прибыл и Я. Бухвостов.

За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего

собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в

основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось

ввиду отвлечения зодчего другими постройками.

Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда

последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года.

За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный

мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689

году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора,

строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский

митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но

еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные

работы для боковых глав собора.

Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в

течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно

встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с

конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во

время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский

считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального

творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно

была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году

обвалилась по периметру на протяжении 52 м.

Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только

крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых

мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.

Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на

высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над

застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче.

Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого,

рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.

О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять

его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора

являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а

также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой

русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц.

Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой

колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском

ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.

Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из

общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные

черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада,

членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря

на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.