скачать рефераты

МЕНЮ


Семейное воспитание в развитии ребенка

| |отношений, | |

| |удовлетворяющих обоих, и | |

| |беседы о будущих детях; | |

| |дальнейшее развитие | |

| |взаимоотношений в семье -| |

| |открытых, позволяющих | |

| |супругам говорить на | |

| |самые разные темы; | |

| |развитие отношении с | |

| |родителями в связи с | |

| |появлением ребенка и | |

| |выполнением ими новой | |

| |роли; сохранение прежнего| |

| |круга друзей и своих | |

| |увлечений вне дома (в | |

| |зависимости от | |

| |возможностей семьи); | |

| |выработка образа жизни | |

| |семьи, формирование | |

| |семейных традиций, беседы| |

| |родителей о воспитании | |

| |детей | |

|IV.Семья |Воспитать у детей интерес|Получение навыков, |

|школьника |к научным и практическим |необходимых для |

| |знаниям; поддержка |школьного образования; |

| |увлечений ребенка; |стремление быть |

| |дальнейшее развитие |полноправным и готовым к|

| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом |

| |(открытость, |семьи; постепенный отход|

| |откровенность); забота о |от родителей, осознание |

| |супружеских отношениях и |себя как личности, |

| |личной жизни родителей; |которую любят и уважают;|

| |сотрудничество с |включение в группу |

| |родителями других |сверстников, совместная |

| |школьников |с ними деятельность; |

| | |знакомство с правилами |

| | |поведения и моралью |

| | |группы; расширение |

| | |словарного запаса и |

| | |развитие речи, |

| | |позволяющие четко |

| | |излагать свои мысли: |

| | |осознание значения |

| | |причинно-следственных |

| | |связей и формирование |

| | |научной картины мира |

|V.Семья с |Передача ответственности |Положительное отношение |

|ребенком |и свободы действии |к собственному полу и |

|старшего |ребенку по мере |происходящим |

|школьного |взросления и развития его|физиологическим |

|возраста |самостоятельности; |изменениям; прояснение |

| |подготовка к новому |для себя роли мужчины и |

| |периоду жизни семьи; |женщины; ощущение |

| |определение функций |принадлежности к своему |

| |семьи, распределение |поколению; достижение |

| |обязанностей и разделение|эмоциональной |

| |ответственности между |независимости, отход от |

| |членами семьи; поддержка |родителей; выбор |

| |открытости во |профессии, стремление к |

| |взаимоотношениях между |материальной |

| |разными поколениями в |независимости; |

| |семье; воспитание |подготовка к дружбе со |

| |взрослеющих детей на |сверстником |

| |достойных образцах, на |противоположного пола, |

| |собственном примере - |браку, созданию семьи; |

| |взрослого мужчины, |постепенное формирование|

| |любящего супруга, но |собственного |

| |знающего меру отца |мировоззрения |

| |(взрослой женщины, жены, | |

| |матери); понимание и | |

| |принятие индивидуальности| |

| |ребенка, доверие и | |

| |уважение к нему как к | |

| |уникальной личности | |

|VI. Семья |Отрыв от взрослеющего |Осознание своего |

|со взрослым|ребенка, способность |положения как положения |

|ребенком, |отказаться от прежней |самостоятельного |

|входящим в |власти над ним; внушение |человека, могущего |

|мир |ребенку, что в любых |отвечать за свои |

| |жизненных ситуациях он |поступки; создание |

| |всегда получит утешение и|прочных и в то же время |

| |помощь под родительским |гибких и |

| |кровом; создание |обоюдоприемлемых |

| |благожелательной |отношений со своим |

| |обстановки для новых |возможным будущим |

| |членов семьи, пришедших в|супругом (супругой); |

| |нее через брачные связи; |положительное отношение |

| |забота о супружеских |к собственной |

| |отношениях при новой |сексуальности и ее |

| |структуре семьи; |удовлетворение в |

| |спокойное вступление в |отношениях с партнером; |

| |новую стадию брака и |создание собственной |

| |подготовка к выполнению |системы ценностей, |

| |роли бабушки и дедушки: |мировоззрения, своего |

| |создание хороших |уклада жизни; знакомство|

| |отношений между |с задачами развития |

| |собственной семьей и |партнерских отношении |

| | |при формировании семьи |

| |Партнерские функции | |

|VII. Семья |Обновление супружеских | |

|среднего |отношений; приспособление| |

|возраста |к возрастным | |

|(“пустое |физиологическим | |

|гнездо”) |изменениям; творческое, | |

| |радостное использование | |

| |большого количества | |

| |свободного времени; | |

| |укрепление | |

| |взаимоотношений с | |

| |родственниками и | |

| |друзьями; вхождение в | |

| |роль бабушки (дедушки) | |

|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |

|Постаревшая|отношения к смерти и |развитию собственной |

|семья |одиночеству; изменение |семейной жизни |

| |дома в соответствии с |проявление заботы о |

| |потребностями пожилых |престарелых родителях; |

| |людей; приспособление к |помощь им, если это |

| |жизни на пенсии; |необходимо, материальная|

| |воспитание готовности по |и духовная; подготовка к|

| |мере уменьшения |окончательному уходу |

| |собственных сил принять |родителей: подготовка |

| |помощь других людей; |своих детей к потере |

| |подчинение своих |бабушки (дедушки) |

| |увлечений и дел своему | |

| |возрасту; подготовление к| |

| |неизбежному концу жизни, | |

| |обретение веры, которая | |

| |поможет спокойно дожить | |

| |годы и спокойно умереть | |

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды

становления и развития семьи функции ее членов меняются.

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их

взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,

родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в

семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье.

Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи

говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,

меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог

В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от

“иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных

особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и

внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что

относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на

личные интересы скрепляют семью.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого

рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например

безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996

года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти

цифры имеют тенденцию к росту. И.Ф.Дементьева говорит о возникновении новых

нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных

материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные

в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у

своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее

деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную

работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться

к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,

способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей

происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не

только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению

интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в

институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ

рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания

детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей,

разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения,

дисгармония воспроизводства населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко и др.).

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в

частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с

родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для

ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных

отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:

ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,

принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет

реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,

внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными

исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным

образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с

обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка

чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Снижение рождаемости и высокий уровень разводов -показатели кризиса

семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),

а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции

- добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся:

кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные

изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны.

Институт семьи пострадал от войн, репрессий.

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение

среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также

полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение

семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих

несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из

матери (отца), ребенка и других родственников.

Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с

детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены

семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще

реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что

на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной:

удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных

сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей

уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с

детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а

уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.

Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне

брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в

период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая

Галина Карелова, заместитель министра труда и социального развития, в

России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости при широком

распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков.

Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет. И хотя

коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на

тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские

пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет

значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных

группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт,

карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе

серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или

профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто

приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод

родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных", то есть

неполных, малообеспеченных, проблемных.

"Жизненные сценарии" нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется

на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями (по словам

профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного фонда охраны

здоровья матери и ребенка, динамика ухудшения здоровья детей опережает

"взрослую" по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни

органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать

прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты

к врачу, специфическая техника, одежда, питание - все это стоит немалых

денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на

заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй

(чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать" свое дитя,

заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из

родителей жертвует своей работой во имя детей.

Конечно, все эти "сценарии" стары, как мир. Следует только сделать

поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и

услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно

"наслаиваются" одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида

мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в

больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и

т.д. Беда никогда не приходит одна.

"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически

"повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один

источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность

детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные

семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных,

здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования "Бедность в

России", проведенного под руководством Института экономического развития

Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов

семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 - очень бедными.

В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента

домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном

отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.

Материальное обеспечение остается одной из причин семейной

напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая

благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к

отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.