скачать рефераты

МЕНЮ


Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии

несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов,

полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно

по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к

вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам

категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).

Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа

образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое

положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.

В 1997-1998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена

заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады

профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа,

Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка 500

долл. в месяц (против 250-300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и

научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций

лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при

рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР,

следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские

товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых

странах.

Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах

ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин

(порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в

Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за

исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть

студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими

соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными

учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ

обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые

усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку

молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу

социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая

уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства

когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому

подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без

работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и

студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры

ВУЗовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными

соображениями экономии.

В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и

профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая

дают право на получение образования каждому человеку, в том числе

представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.

Система образования в Китае включает в себя базисное образование

(дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-

техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

Китайское правительство придает важное значение распространению базисного

образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном

образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное

начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых

районах вводится обязательное среднее образование первой ступени.

По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного

возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73

процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1

процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше

половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в

детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие

нарушения развития.

Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым

из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и

культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев

соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое

профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени.

Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней

школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают

на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и

подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно

низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие

вузы с полной и сокращенной программой составляют 1,87 процента, выпускники

средних специальных учебных заведений - 2,07 процента, а люди с

образованием средней школы первой ступени и ниже - 87,06 процента.

Негосударственные образовательные учреждения в Китае

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае – это учебные

заведения, созданные на средства отдельных граждан либо предприятий,

общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы

и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности,

родителей учеников).

Как показали исследования западных специалистов, участие государства в

частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного

самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая,

то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках

конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы

действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;

2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой

поддержки НОУ;

3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной

правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая

подразумевает активное привлечение общественности к управлению и

финансированию образования.

Образовательные организации, созданные общественными силами, их

преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и

государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные

негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200

всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что,

гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых

финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности

переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По

предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов,

связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и

оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей

(при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась

в народных школах и их труд оплачивали сами школы).

В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве

цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют

права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в

Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей

НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные

частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия,

что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу.

Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и

зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут

ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии,

которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных

заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а

на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных

участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные

предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности,

“бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов

предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену

всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот

почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории

свои филиалы.

Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять

основных моделей:

1) создание школы при поддержке правительства, т.е. на начальном этапе

последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа

сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя

школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию

педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной

средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то

правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в

другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители

арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.

2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто

на базе уже действовавших образовательных учреждений);

3) создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо

организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным

предприятием либо учреждением.

4) акционерная форма;

5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные

средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а

также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие

школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения

составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось

это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами,

возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы

предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом

в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными

предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый

центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном

фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней,

которые могли внести на паях несколько человек.

Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился

достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу

государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное

количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн.

долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с

сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности,

из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй,

единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее

время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих

расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае –

интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма

платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие

развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.

Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по

провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от

успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим.

Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это

делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают

следующие трудности:

1) несформированность базового образовательного рынка, столь необходимого

для полного раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения

образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений,

оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его

созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники,

которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а

не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на

государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна

из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и

оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать

вложения в основной капитал;

2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае раздаются

призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается

оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий

специального назначения и студенческих займов;

3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия

развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки

государственных учебных заведений);

4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой

экономии на масштабах.

Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам,

численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ,

не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности

учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10%

всех НОУ.

Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах

страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются

“образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы

первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности

сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает,

что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос,

рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга,

соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы

малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка

с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III

класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание

(в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п.

Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами

(художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных

заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным

Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на

уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения

(Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за

счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных

потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента

разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но

непременным условием являются консультации со специалистами из

административных органов образования.

Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия

и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть

ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить

пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования

людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на

пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и

квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные

кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства

государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том

смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности выпускников,

превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей

и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов

Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за

собой “утечку мозгов”.

Показателем эффективности работы учебных заведений является

востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-

очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их

теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню

выпускников государственных вузов.

3. Образование в Корее

В конце 1980-х гг. начальные школы были совместными, хотя такое обучение

редко приветствовалось на последующих уровнях. Число поступающих в

начальную школу в 1987 г. в 6 531 школе составило 4 771 722 ученика с

педагогическим составом в 130 142 человека. Приблизительно 54%

преподавателей начальной школы составляли мужчины.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.