скачать рефераты

МЕНЮ


Современные технологии в образовании

|Критерии могут определяться самим | |

|учащимся или предлагаться ему | |

|извне, например, учителем. | |

|Данная категория предполагает | |

|достижение учебных результатов | |

|всех предшествующих категорий. | |

Таблица 2.2.

Категории учебных целей в аффективной области

|Основные категории |Примеры обобщённых типов |

| |учебных целей |

|Восприятие |Ученик: |

| | |

|Эта категория обозначает |проявляет осознание важности |

|готовность и способность ученика |учения; |

|воспринимать те или иные явления, |внимательно слушает высказывания |

|поступающие из окружающего мира |окружающих в классе, в беседе и т.|

|стимулы. С позиции учителя путь к |д., проявляет осознание |

|достижению таких целей состоит в |эстетических факторов в одежде, |

|том, чтобы привлечь, удержать и |интерьере, архитектуре, живописи; |

|направить внимание ученика. |проявляет восприимчивость к |

|Входящие сюда субкатегории: |проблемам и потребностям других |

|осознание; |людей, к проблемам общественной |

|готовность или желание |жизни. |

|воспринимать; | |

|избирательное (произвольное) | |

|внимание образуют диапазон | |

|восхождения от пассивной позиции | |

|ученика до более активного | |

|отношения к содержанию обучения | |

|(хотя на этом уровне ещё не | |

|полностью осознанно | |

|целенаправленного). | |

|Реагирование (отклик) |Ученик: |

| | |

|Эта категория обозначает активные|выполняет заданную учителем |

|проявления, исходящие от самого |домашнюю работу; |

|ученика. |подчиняется внутришкольному |

|На данном уровне он не просто |распорядку и правилам поведения; |

|воспринимает, но и откликается на |участвует в обсуждении вопросов в |

|то или иное явление или внешний |классе; |

|стимул, проявляет интерес к |самостоятельно знакомится с |

|предмету, явлению или |освещением |

|деятельности. |общественно-политических и |

|Субкатегории: |международных проблем; |

|2.1. подчинённый отклик; |добровольно вызывается выполнять |

|2.2. добровольный отклик; |задание; |

|2.3. удовлетворение от |проявляет интерес к учебному |

|реагирования. |предмету. |

| | |

|Усвоение ценностной ориентации |Ученик: |

| | |

|В эту категорию входят различные |проявляет устойчивое желание, |

|уровни усвоения ценностных |например, овладеть навыками |

|ориентаций (то есть отношения к |грамотной устной и письменной |

|тем или иным объектам, явлениям |речи; |

|или видам деятельности): |целенаправленно изучает различные |

|3.1. принятие ценностной |точки зрения с тем, чтобы вынести |

|ориентации (в обиходе это |собственное суждение; |

|соответствует понятию «мнение»); |проявляет убеждённость, отстаивая |

|3.2. предпочтение ценностной |тот или иной идеал. |

|ориентации; | |

|3.3. приверженность, убеждённость.| |

|Организация ценностных ориентаций |Ученик: |

| | |

|Эта категория охватывает |стремится определить основные |

|осмысление и соединение различных |черты своего любимого произведения|

|ценностных ориентаций, разрешение |искусства; |

|возможных противоречий между ними |принимает на себя ответственность |

|и формирование системы ценностей |за своё поведение; |

|на основе наиболее значимых и |понимает свои возможности и |

|устойчивых. Сюда входят две |ограничения; |

|субкатегории: |строит жизненные планы в |

|4.1. концептуализация ценностной |соответствии с осознанными им |

|ориентации, то есть осмысление |самим собственными способностями, |

|своего отношения; |интересами и убеждениями. |

|4.2. организация системы | |

|ценностей. | |

|Распространение ценностной |Ученик: |

|ориентации или их комплекса на | |

|деятельность |устойчиво проявляет |

| |самостоятельность в учебной |

|Эта категория обозначает такой |работе; |

|уровень усвоения ценностей, на |проявляет стремление к |

|котором они устойчиво определяют |сотрудничеству в групповой |

|поведение индивида, входят в |деятельности; |

|привычный образ действий, или |проявляет готовность |

|жизненный стиль. Обобщённый |пересматривать свои суждения и |

|характер ценностных ориентаций и |менять образ действий при наличии |

|их соединение в целостное |убедительных аргументов; |

|мировоззрение отражены в |постоянно проявляет навыки личной |

|субкатегориях: |гигиены и здорового образа жизни; |

|5.1. обобщённая установка; |формулирует устойчивое и |

|5.2. полная интернализация |последовательное жизненное кредо. |

|(усвоение) или распространение | |

|ценностных ориентаций на | |

|деятельность. | |

Сравним возможности достижения целей в двух названных областях.

Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе занятия (урока) или серии

занятий. Аффективные цели, имеющие более глубокий, личностный характер,

трудно представить себе как краткосрочные результаты.

Когнитивные цели легче объективировать, представить в виде образцов

деятельности. Поэтому, хотя таксономия аффективных целей применяется в

педагогической диагностике, собственно технологические разработки ведутся

для целей другого типа — прежде всего когнитивных.

В последние десятилетия продолжалась разработка таксономий

педагогических целей: созданы несколько вариантов когнитивных, аффективная,

психомоторные, операционно-деятельностная таксономии. На сегодняшний день

наиболее распространённой является система Б. Блума в когнитивной области.

Существуют другие системы описания учебных результатов. Уровни учебных

результатов важно описать для возможности проектировать обучение. В

отечественной педагогике эта задача решается через описание уровней

усвоения.

Известный советский дидакт И. Я. Лернер предложил различать три уровня

усвоения знаний.

Первый уровень — первичное усвоение, опознание, воспроизведение.

Второй уровень — применение в знакомой ситуации (по образцу).

Третий уровень — применение в незнакомой ситуации (творческое).

Другой подход по В. П. Беспалько получил известность в отечественной

педагогике.

Первый уровень — узнавание объектов, свойств, процессов при повторном

восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства).

Второй уровень — воспроизведение, репродуктивное действие —

самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения

данного действия (знания-копии).

Третий уровень — применение, продуктивное действие — поиск и

использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения

нового действия (знания, умения, навыки).

Четвёртый уровень — творчество, творческое действие — самостоятельное

конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-

трансформации).

Как различить уровни учебных целей? Опыт показал, что особые

затруднения возникают с разграничениями соседних промежуточных уровней

(например, понимание-применение, применение-анализ и т. д.).

Опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, швейцарский дидакт Р.

Хорн предложил способ разграничения уровней учебных заданий. Так, на низшем

уровне («знание») ученик вспоминает и воспроизводит ожидаемый «ответ», к

его воспроизведению и сводится суть учебной задачи. На более высоких

уровнях познавательной деятельности учащийся проявляет всё большую

самостоятельность в сборе информации для решения, самом поиске способов

решения. Отсюда — алгоритм выяснения уровня учебной цели (см. рис. 2.1).

[pic]

Продуктивность приведённого алгоритма — в возможности выделять уровень

имеющихся учебных заданий, проверять их полноту с точки зрения уровня

познавательной деятельности учащихся. Алгоритм позволяет обслуживать более

полное дидактическое проектирование, проверять, все ли запланированные,

намеченные заранее уровни представлены в заданиях.

Идея операционального определения учебных целей нашла воплощение в

двухмерном способе конкретизации учебных целей Р. Тайлера. Способ

конкретизации учебных целей — такое описание целей, которое очерчивает:

А) вид поведения, который надо сформировать у учащихся;

Б) предметное содержание или область действительности, в которых

это поведение будет проявляться.

Этот способ конкретизации целей применяется в технологическом

проектировании учебного процесса по крупному блоку содержания (курсу,

разделу, теме). Учебные цели конкретизируются в два этапа. На первом

выделяются цели всего раздела, на втором — цели текущего фрагмента учебного

процесса. Результат наглядно оформляется в виде таблицы, строки которой

представляют перечень разделов содержания учебного материала, а столбцы —

уровни учебно-познавательной деятельности учащихся, которые они должны

продемонстрировать в результате изучения этих разделов. Полученная

конкретизация целей является «двухмерной», так как охватывает два

измерения: уровень познавательной деятельности и разделы содержания. С её

помощью определяются цели текущей учебной работы. Таблица для учебных

разделов принимает следующий вид (см. таблицу 2.3.).

Таблица 2.3.

Конкретизация учебных целей курса (раздела, темы).

|Содержание |Конкретизация целей |

|(разделы) | |

| |Знание|Понимание |Применение |Анализ |Синтез |Оценка |

|Раздел 1 |+ |+ | |+ | | |

|Раздел 2 |+ |+ | | | | |

|Раздел 3 |+ |+ |+ | | | |

|……………………………………………… |

Таблица 2.4.

Конкретизация целей по разделам курса химии (США).

|Содержание |Конкретизация целей |

| |Знание|Понимание |Применение|Анализ|Синтез|Оценка|

|1. Биографии |+ | | | | | |

|учёных | | | | | | |

|2. Измерения |+ |+ | | | | |

|3. Хим. вещества|+ |+ | | | | |

|4. Хим. элементы|+ |+ |+ |+ | | |

|5. Хим. |+ |+ |+ | | | |

|измерения | | | | | | |

|6. Законы химии |+ |+ |+ |+ | | |

|7. Энергия |+ |+ | |+ | | |

|равновесия | | | | | | |

|8. Атомное и |+ |+ |+ |+ | | |

|молекулярное | | | | | | |

|строение | | | | | | |

|вещества | | | | | | |

На втором этапе конкретизации выделяются цели обучения внутри

подразделов, составляющих крупные разделы изучаемого материала (разделы

внутри курса, темы, раздела, подтемы и т. п.).

Таблица 2.5.

Пример конкретизации учебных целей по теме

«Погодный фронт» (курс физической географии)

|Содержание |Конкретизация целей |

| |Знание|Понимание |Применение|Анализ|Синтез|Оценка |

|Определение |+ | | | | | |

| | | | | | | |

|Запишите | | | | | | |

|определение | | | | | | |

|термина | | | | | | |

|«Погодный | | | | | | |

|фронт» | | | | | | |

|Типы | |+ | | | | |

| | | | | | | |

|Опишите три | | | | | | |

|типа погодных | | | | | | |

|фронтов | | | | | | |

|Символы |+ | | | | | |

| | | | | | | |

|Назовите | | | | | | |

|символы, | | | | | | |

|используемые | | | | | | |

|для обозначения| | | | | | |

|погодных | | | | | | |

|фронтов на | | | | | | |

|карте погоды | | | | | | |

|Перемещения | | |+ | | | |

| | | | | | | |

|Рассчитайте | | | | | | |

|перемещение для| | | | | | |

|каждого типа | | | | | | |

|фронтов | | | | | | |

|Погода | |+ | | | | |

| | | | | | | |

|Охарактеризуйте| | | | | | |

|типы погоды, | | | | | | |

|связанные с | | | | | | |

|каждой из | | | | | | |

|фронтальных | | | | | | |

|систем | | | | | | |

|Отображение | | |+ | |+ | |

|фронтов на | | | | | | |

|карте | | | | | | |

| | | | | | | |

|На основе | | | | | | |

|синоптических | | | | | | |

|данных | | | | | | |

|изобразите | | | | | | |

|фронты на карте| | | | | | |

|погоды | | | | | | |

|Прогноз погоды | | | | | |+ |

| | | | | | | |

|Составьте | | | | | | |

|прогноз погоды | | | | | | |

|на карте с | | | | | | |

|нанесёнными на | | | | | | |

|ней различными | | | | | | |

|фронтами | | | | | | |

Наряду с «тематическим» разделением изучаемого материала применяется и

структурное на втором этапе конкретизации. В учебном материале выделяются

элементы содержания. Если синтезировать виды элементов содержания, часто

приводящиеся в различных дидактических исследованиях, то можно их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.