скачать рефераты

МЕНЮ


Средства обучения

представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм

сочетания наглядности и рассказа учителя.

Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия,

охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный

термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами

учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия

способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное

место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм

сочетания служат:

а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется

та или иная форма сочинения.

б) функции слова учителя и средств наглядности.

в) характер умственной деятельности учащихся.

Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств

наглядности:

Описание и анализ первой формы сочетания.

При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы

имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что

учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания

школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия

объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы

сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств

используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается

не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога

к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет

процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.

Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения

данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает

знания о внешнем облике объекта.

Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных

средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит

наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта,

его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся

извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

Описание и анализ второй формы сочетания.

Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств

наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной

формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении

первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким

образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к

учебной (дидактической) задаче.

При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в

процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при

использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления

связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из

непосредственного восприятия.

Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в

руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование

сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были

приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том,

чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.

Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности

следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного

школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний

ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях,

которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

Описание и анализ третьей формы сочетания.

.Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в

тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми

его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении

функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания

противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы

сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике

объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам

словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает

знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при

посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты

третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об

облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях

учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства

служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.

Описание и анализ четвёртой формы сочетания.

В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает

словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному

наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том,

и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В

то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-

ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания:

он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда

применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным

пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и

связях, не воспринимаемых непосредственно.

Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности

следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного

объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые

непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,

обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на

одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и

развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает

достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим

средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное

применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не

только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов

наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств

обучения связано со спецификой их функций.

Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного

применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал

учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому

учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура

формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную

систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика,

однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для

ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и

самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным

познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,

средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во

многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами

обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.

1.5. Вывод.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют

друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся

многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением

интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением

существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала,

логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами

влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они

влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности

учащихся.

Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их

рационального сочетания на эффективность процесса обучения.

Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во

2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по

типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое

образование, высшую квалификационную категорию, является отличником

просвещения.

2.1. Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента:

- наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их

использования учителем.

- определение уровня обученности детей данного класса.

1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность

их использования учителем.

Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению.

Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений

отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.

Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:

|Средства обучения |Время использования |

|информация учителя + наглядные |85 минут |

|пособия | |

|учебник |95 минут |

Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания

обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало

внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок

исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте

преобладает наглядно – действенное мышление.

2). Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по

диагностике Беспалько.[]

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают

имена существительные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя

существительное.

Таблица №2

Анализ работ выявил следующие результаты:

|имя |знает |умеет |

|Шамиль |+ |+ |

|Татьяна. |+ |+ |

|Борис |_ |_ |

|Валентин |+ |_ |

|Алена |_ |+ |

|Никита |+ |+ |

|Настя |+ |+ |

|Зина |+ |_ |

|Мари |_ |+ |

|Алекса |+ |+ |

|Таня |+ |+ |

|Галя |+ |+ |

|Коля |+ |+ |

|Ваня |+ |+ |

|Миша |+ |_ |

|Гоша |+ |_ |

|Сейфи |+ |+ |

|Даша |+ |_ |

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень

обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на

низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно

посмотреть на диаграмме.

Диаграмма № 1.

2.2 Преобразующий эксперимент.

Цель преобразующего эксперимента:

- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет

«Русский язык».

Тема: «Имя прилагательное».

Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного,

с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.

Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять

прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые

окончания, находить прилагательные в тексте.

В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:

- предметные картинки отображающие свойства предметов,

- иллюстрации,

- карточки для проверки знаний учащихся

(См. приложение № 2).

В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

(См приложение №3 ).

Урок №1

Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его

ролью в нашей речи.

План урока.

1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.

2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

3. Упражнения.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю

описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в

рассказе не употребляет).

Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.

- Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть

речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя

прилагательное. Потому что называл признаки предмета).

2). Работа с учебником.

Упражнение № 387.[]

- В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и

найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя

прилагательное (с существительным).

- Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом

предложения являются прилагательные?

Вывод по вопросам:

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- С какой частью речи связано?

- Каким членом предложения чаще всего бывает?

3).Упражнения.

Игра «Будь внимателен».

На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота,

форма.

Показываю предметную картинку:

[pic]

Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов

написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя

прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий,

круглый.

- Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер,

форма, материал и так далее).

- Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный,

весёлый, умный и так далее).

Работа по карточкам с заданиями.

Подчеркните имена прилагательные в предложении.

| |

|На улице дождливая погода. |

|В комнате стоит большой шкаф. |

|Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |

(См. приложение № 4)

4).- Что узнали об имени прилагательном?

- С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?

Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.

Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть

изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и

закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с

помощью следующих средств обучения:

- предметные картинки отображающие свойства предметов.

- задания из учебника.

- карточки с заданиями.

Урок №2

Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по

смыслу.

Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения

потреблять их в речи.

План урока.

1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.

2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по

смыслу.

3) итог урока.

Ход урока.

1).А Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку

противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному

какому-либо признаку).

1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами

прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).

Слон – животное огромное, а мышь - ……………………

Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.

Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………

- почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета

признакам другого предмета?

- назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по

какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).

1).В Творческий диктант.

Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.

“После дождя”

Теплый ветер дует в лицо.

Легкие облака плывут над рекой.

Доносятся слабые раскаты грома.

Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:

- Что изображено на картинке?

- Какой бывает ветер? (холодный, сильный).

- Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)

- Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.

- Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было

озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.

Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.

“Перед дождем”

Холодный ветер дует в лицо.

Тяжелые облака плывут над рекой.

Доносятся сильные раскаты грома.

Разобрать по составу: холодные и сильные.

Работа по карточкам с заданием.

Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

|Высокий - ………………… |

|Толстый - …………………. |

|Мокрый - …………………. |

|Твёрдый - ………………… |

2)Читаю текст.

“В пустыне”

Очень жаркий день.

Жаркое солнце нещадно палит почву.

По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

- Что кажется неудачным?

- Как бы вы изменили текст?

Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.

Пустыню точнее можно назвать знойной.

Переделанный текст:

“В пустыне”

Жаркий день.

Нещадно палит жгучее солнце.

По знойной пустыне идет караван верблюдов.

- Выпишете словосочетания.

- Что такое словосочетание?

Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.

3) Что нового узнали о прилагательном?

Использованные средства обучения на данном уроке:

- иллюстрации природы – для более полного представления текста;

- текст написанный на доске - для лучшего восприятия.

- карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.

Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по

данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся

закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

2.3.Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента:

- определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы

отвечают имена прилагательные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя

прилагательное.

|Имя |знает |умеет |

|Даша |+ |+ |

|Валентин |+ |- |

|Татьяна Б. |+ |+ |

|Борис |+ |+ |

|Настя |+ |+ |

|Шамиль |+ |+ |

|Зина |+ |+ |

|Мари |+ |- |

|Никита |+ |+ |

|Алекса |+ |+ |

|Таня |+ |+ |

|Галя |+ |+ |

|Николай |+ |+ |

|Иван |+ |+ |

|Алёна |+ |+ |

|Михаил |+ |+ |

|Гоша |+ |+ |

|Сейфи |+ |- |

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать

увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это

можно увидеть на диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.

С целью выявления эффективности рационального использования средств

обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Диаграмма № 3.

Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно

отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков,

содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся

становится выше.

Заключение.

В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.

2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на

уроках.

3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.

4) Выявлена результативность рационального использования различных средств

обучения.

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как

компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и

задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем

обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально

использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно

существенно повлиять на эффективность обучения.

Список литературы.

1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.

2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.

3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.

4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.

5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно

– воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.

7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.

8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.

10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств

обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.

12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.

13.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.