скачать рефераты

МЕНЮ


Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Крымский экономический институт

Киевского национального экономического университета

Кафедра общественных дисциплин

Курсовая работа

По дисциплине «Методика преподавания экономики»

На тему: «Сущность процесса обучения и особенности преподавания

экономических наук».

Выполнил:

Студент группы 43

Цырульников А. И.

Научный руководитель:

Доцент Гужва Г. А.

Симферополь

2000

Оглавление.

Введение.

2

1.Основы методики преподавания.

3

1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -

1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4

1.3. Предмет методики.

6

1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9

1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12

1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.

15

1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

17

1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20

2.1. Современная система высшего экономического образования. -

2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21

2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.

22

2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

Заключение

27

Список использованной литературы

29

Введение.

Проблема высшего образования вообще и экономического в частности

многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее

подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство

гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы

общественного развития. В значительной мере это относится и к

экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых

обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И

эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер

перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.

В настоящее время в Украине все актуальнее становится проблема

методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования

системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной

работе. Заметны также и другие тенденции.

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в

целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать

основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

1.Основы методики преподавания.

1. . Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.

Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом

определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных

методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением

студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в

непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и

эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия

звена преподаватель—студент.

В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно

избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты

натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их

экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач.

Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и

реальных экономических процессах.

Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная

работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении

рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность

деятельности кафедр трудно переоценить.

Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший

эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный

процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем

раздвигаются и в пространстве, и во времени.

Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться

самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного

стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на

одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как

альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в

аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы

студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются

явления национальной экономики в целом или отдельного региона.

1.2.Сущность и содержание методики преподавания.

Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь

исследования, теория, учение.

Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической

науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету

(предметам).

Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в

полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена

великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.

В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах

обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как

сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет

свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким

же, как к любой другой науке.

Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?

Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его

закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и

субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны,

средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса;

с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности

методики.

Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический

процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения

педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и

воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по

изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика

преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы

дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание

общего, особенного и единичного.

Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не

только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом

факторов.

Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием

выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен

уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и

коллег.

Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько

переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и

разрабатывать экономические задачи и проблемы

В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания,

информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить,

что убедить — значит уже увлечь за собой.

В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда

прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении

теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из

важнейших задач педагогики, а в частности - методики.

Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться

соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т.

ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики;

психология деятельности: коммуникационные процессы обучения; методика

преподавания экономики.

Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но и

актуальный рычаг постижения актуальной экономической реальности.

1.3. Предмет методики.

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и

воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения

определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении

закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных

требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть

совокупность определенных методов, через которые реализуются требования,

предъявляемые к преподаванию.

Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий

теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и

доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов,

методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее

методологией.

На многих примерах можно наглядно проследить взаимосвязь методологии и

методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно

и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций

и семинаров, и наоборот.

Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой

часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь

комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же

выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим

предметом образование, обучение и воспитание людей.

Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями

общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют

основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям

преподавания конкретных дисциплин.

Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той

или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней,

можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения

и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики,

ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.

B методике преподавания общественных наук следует различать общее,

особенное и частное.

Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих

методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук

необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной

науки.

Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и

общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук,

выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех

общественных наук, в то же время является общей применительно к частным

методикам.

Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

связи теории с практикой;

систематичности и последовательности в подготовке специалистов;

сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в

коллективе;

сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

прочности усвоения знаний;

доступности научных знаний;

единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.

Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной

работы.

В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя

следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции,

самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации,

зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной

заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать

правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного

разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их

другими.

Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи,

взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы

работы оказывает существенное влияние на другую.

Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных

методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль

семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения

влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет

учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами

обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.

1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.

Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфическая форма устного

общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в

частности:

— она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной

дисциплины;

— вооружает студентов методологией изучения данной науки;

— лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие

современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними

данными наук;

— органично сочетает обучение с воспитанием;

— нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные

ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее

экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из

наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию

одновременно.

Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе

впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и

ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может

совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она

обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору;

наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние

лектора на конкретного обучаемого.

Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о

роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.

Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что-

— во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

— во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и

идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного

процесса:

— в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность

других форм учебного процесса

Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени

каждой экономической дисциплины.

Современные учебные лекции принято делить на три вида обзорные,

проблемные и предметные. Если обзорная лекция направлена на восстановление

прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым

материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает

материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения

на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового

выхода из проблемы нет. его надо искать вместе и преподавателю, и

студентам.

Предметная лекция является обычной составной частью лекционного курса,

хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные

крупицы обзорности.

В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно

соединяются в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-

заочников Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи

в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей

знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах

курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее

качественном литературе.

Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют

общие для них требования.

1 Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении

2 Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и

удачного учебника.

3 Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.