Шпоры 4 семестр
дифференцировать задания, учитывая индивидуальные особенности школьников и
помогая тем самым отстающим восполнить имеющиеся проблемы в знаниях,
умениях, навыках, а сильным – не топтаться на месте, а расширять и
углублять свои познания и умения. Учитель наблюдает за работой отдельных
детей, особенно отстающих, следит, чтобы они работали правильными приемами,
приходит им на помощь при затруднениях – дает совет, наводящий вопрос,
дополнительное упражнение.
Для организации индивидуальной работы учащихся разрабатывают и публикуют
системы заданий. Особенно удобны задания с печатной основой – карточки с
заданиями, рабочие тетради( при меньшей затрате времени значительно
увеличить объем эффективной с/р).
Ценной формой организации индивидуальной работы является программированное
обучение. Оно позволяет лучше наметить последовательность шагов, которые
должен осуществить ученик, чтобы овладеть материалом программы. Усиливается
самоконтроль за процессом учебной деятельности: сделав шаг, ученик тут же
проверяет его правильность. Каждый ученик может работать в посильном для
него темпе.
Индивидуальная работа может проводиться для решения различных дидактических
задач. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся может быть
различной.
Такая индивидуальная с/р служит хорошей подготовкой для занятий
самообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному
усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств
личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в
достижении цели и др.
28. Формы обучения в современной школе.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных
форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и
модернизации.
Форам обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону
организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых
учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
В настоящее время в современной школе применяются следующие формы
организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских,
формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия,
домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки,
студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях
реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы.
Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия,
собеседования, практикумы, консультации
29. Классно-урочная система и ее альтернативы.
В школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается
на идее создания стабильных возрастных школьных классов и необходимости
систематической проработки с этими классами в течение всего школьного курса
определенного содержания обучения. Классно-урочная система обучения
способствует осуществлению главной задачи социалистической школы – дать
общее образование всем детям народа на высоком уровне. Она предоставляет
возможность работать по единым учебным программам, планомерно и
систематически давать общественно необходимое образование. Стабильный
состав класса как основа классно-урочной системы обучения создает учебные
коллективы, цели и отношения взаимопомощи содействуют достижению всеми
учащимися максимально высокого уровня успеваемости.
Классно-урочная система обеспечивает организацию систематического
предметного обучения. Она предусматривает специализацию учителей, и
благодаря тому, что каждый из них преподает один-два предмета, может быть
обеспечен высокий уровень обучения.
Классно-урочная система обучения дает возможность проводить по всей стране
единое обучение по государственным учебным программам. Для всех школ
действует одинаковый учебный план. Каждый учебный курс построен
систематически и подразделен на определенные разделы. Организационной
единицей системы является урок. Благодаря хорошо обозримому построению
классно-урочная система обучения обеспечивает высокую степень общественного
контроля.
Для классно-урочной системы обучения характерно целесообразное материально-
техническое оснащение помещений, в которых проводятся уроки. Это касается
не только традиционных классных комнат, кабинетов, уроки могут проводиться
на предприятиях, в музеях, в культурно-массовых и спортивных учреждениях.
Классно-урочная система обучения обеспечивает его тесную связь с жизнью
общества.
30. Лекционно-семинарская форма обучения.
31. Урок – как основная форма организации обучения.
Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-
урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это
форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного
состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой
обучения. Урок рассматривается как основная форма организации
педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-
познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности
ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения
учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока –
усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное
восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в
практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для
сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда
многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения –
педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое
оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.
На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от
других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения);
определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся,
одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью
учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и
учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени;
четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока;
реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на
достигнутый уровень знаний.
С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические
требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и
организационным требованиям к уроку: четкое определение образовательных
задач; определение содержания урока в соответствии с программой, целями
урока; выбор методов обучения (активные методы); наличие межпредметных
связей; использование новейших достижений науки; развитие всех сфер
личности; усвоение знаний, развитие умений и навыков; развитие научного
мировоззрения; четкое планирование урока; Соблюдение структуры урока;
использование разнообразных средств обучения; соблюдение принципов
обучения.
32. Типы уроков и их характеристика.
Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых
отличается следующими признаками: 1. Исходя из дидактической цели; 2. Цели
организации занятий, содержания и способа проведения урока; 3. Основных
этапов учебного процесса; 4. Дидактических задач, которые решаются на
уроке; 5. Методов обучения; 6. Способов организации учебной деятельности
учащихся; 7. По цели организации, детерминированной общедидактической
целью, характером содержания обучаемого материала и уровнем обученности
учащихся. Выделяют следующие типы уроков: 1. Уроки изучения нового
материала учебного процесса; 2. Уроки совершенствования знаний умений и
навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков целевого
применения усвоенного и др.); 3. Уроки обобщения и систематизации; 4.
Комбинированные уроки; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и
навыков.
33. Современные требования к уроку.
Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности
современного урока, которые решают проблему повышения его эффективности:
- взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, синтезирование,
повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с
качественным овладением новым учебным материалом и его практическим
применением;
- повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении,
в ходе которой развиваются самостоятельные мысли, суждений и выводов
учащихся;
- организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в
применении знаний, выработки умений и навыков;
- связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным
опытом;
- вооружение школьников способами познавательной деятельности,
общедидактическими умениями(учиться видеть главное, работать с книгой и
др.), что повышает результаты обучения;
- в зависимости от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных
уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников;
- создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая
обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся;
- тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их
возможностей, интересов, уровня развития, что позволит осуществить гуманное
обучение.
Эффективность всего учебного процесса зависит еще от того, насколько удачно
учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают
конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от
цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим
их:
- домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает
самостоятельность учебного труда, формирует потребность к самообразованию);
- факультативы и предметные кружки(дифференциация обучения с учетом
интересов и склонностей учащихся);
- дополнительные занятия с целью предупреждения неуспеваемости, ликвидации
пробелов в знаниях учащихся;
- практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опытном участке,
способствующие практическому использованию знаний;
- семинарские занятия, дающие простор для самостоятельной деятельности
учеников;
- экскурсии на природу, производство, в музей, обогащающие наглядность
обучения;
консультации, зачеты, экзамены, собеседования.
Довольны разнообразны в школе формы организации трудового обучения: уроки
труда, факультативные занятия, индивидуальная и бригадная работа учащихся в
школьных мастерских и т. д.
34. Связь урока с другими формами организации обучения.
35. Классификация методов обучения.
Количество методов довольно велико, и их наименование крайне разнообразно.
Можно выявить существенные признаки, по которым можно отличать методы друг
от друга, классифицировать методы.
Классификация создает порядок и систему, позволяет выделить своеобразные
черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным
методам.
Все методы можно разделить по тому, как действует в обучении ученик(активно
или пассивно): а) методы активные, если ученик работает сам-но(л/р,
практическая работа); б) методы пассивные, если ученик слушает и
смотрит(рассказ, лекция, экскурсия).
Классифицируют методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося –
бинарная классификация: - словесные методы(слово учителя, печатное слово);
- демонстрационные методы; - исследовательские методы(сам-ное открытие). В
основе этой классификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся
получают знания.
Еще предлагают в основу классификации положить этапы процесса обучения.
Такая классификация называется традиционной. Она соответствует логике
усвоения знания, нол не учитывает развития познавательной самостоятельности
школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить 3
группы методов – словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы. Средством метода является слово учителя или печатное
слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение и т. д.
Наглядные методы. Источник знаний для учащихся – наблюдаемые предметы,
явления, события, факты и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от
применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода
– наглядные пособия. Наглядные методы опираются на чувственные образы,
восприятия. В рез-те этого метода у учащихся формируется познавательный
интерес, потребность к знаниям.
Практические методы. Основана эта группа методов на практической
деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают
упражнения – устные, письменные. В рез-те этих методов учащиеся добывают
знания, вырабатывают умения. Эффективность метода зависит от дидактических
условий использования упражнения.
В настоящее время современная дидактика представляет классификацию МО, в
основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. В нее
включаются: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод; -
метод проблемного изложения; - частично-поисковый метод; -
исследовательский метод.
36. Типы творческих уроков.
37. Классификация средств обучения. (наглядных) На сегодняшний день
существует большое многообразие видов наглядности и их классификаций по
различным признакам. Чаще всего методисты обращаются к классификации по
содержанию и характеру изображаемого, выделяя три группы.
Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:
репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для
учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты;
видеофильмы (в т.ч. аудио- и видеосюжеты). Условно-графическая наглядность,
которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:
таблицы; схемы; блок-схемы
диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты. Предметная наглядность
(для компьютерного учебника будет называться видеофрагментом или
фотографией предметных объектов), которая включает:
музейные экспонаты; макеты; модели.
38. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной
диагностики.
39. Оптимизация процесса обучения. Критерии оптимальности процесса
обучения.
40. Выбор методов обучения.
Методы обучения(МО) – способы совместной деятельности учителя и учащихся,
направленные на достижение задач, целей обучения. Эффективность учебного
процесса зависит от правильного выбора МО. Выбор учителем методов обучения
, которые он применяет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда
обстоятельств:
- содержание материала;- специфика учебного предмета;- дидактические
задачи;- возрастные особенности учащихся;- уровень подготовки учащихся;-
объем материала;- методическая подготовка учителя и его мастерство.
Каждый учитель должен объективно оценивать свои методические способности и
педагогическую технику, а не следовать слепо существующим ныне МО. В
настоящее время в современных методах обучения меняется внутренняя
структура взаимоотношения деятельности учителя и ученика.
В современных методах возрастает:
- мера познавательной ситуации;- управление процессом учения(компьютерное
обучение);
- развитие активности и творчества;- обучение способу деятельности,
практическому применению знаний;- методы, обеспечивающие переход
образования в самообразование;- методы, обеспечивающие развитие творчества.
41. Подготовка учителя к уроку.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью
подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно
представить следующим образом.
1-ый этап – изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе
подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные
цели и задачи учебного предмета в целом и на задачи, стоящие перед каждой
учебной темой.
2-ой этап – изучение методической литературы. Изучив содержание очередной
учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы
учебника, методических руководств и статьи в методических журналах,
собирает материал для общего плана изучения темы. Тематический план не
должен быть громоздким. В нем предусматривается самое главное и
существенное.
3-ий этап – изучение материала конкретного урока в учебнике. Особенно
большое внимание учитель уделяет доступности изложения учебного материала,
отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть
материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.
4-ый этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по
теме урока. Учитель знакомится с имеющимися пособиями, просматривает
учебные диафильмы и кинофильмы. Особое внимание необходимо уделить учебным
демонстрационным и л/р.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока –
усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и
воспитание. Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в
зависимости от типа урока.
5-ый этап – разработка плана урока. План урока – это конечный результат
подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется
на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении
темы.
При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к
сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых
учебных действий. План урока не должен быть громоздким.
42. Личностно – ориентированное обучение.
Главной социальной функцией образования является передача опыта,
накопленного человечеством подрастающему поколению, в соответствии с данным
пониманием, по их мнению, содержание образования – это накопленный
социальный опыт, который передается из поколения в поколение.
Существует личностно-ориентированное содержание образования. В данном
случае в зоне внимания находится деятельность самого ученика, его
внутренние образовательные приращения и развитие.
43. Развивающее обучение направление в теории и практике образования,
ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных
способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.
Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при
рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы
развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А.
Дистервег, К.Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц
провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное
развитие детей. В 30-е годы 20 в. господствовали три осн. подхода к решению
этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезелла, З.
Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение
рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с
ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой
теории, развитие "должно совершить определённые законченные циклы и
определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к
обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда
предшествуют циклам обучения". Т.о., "исключается всякая возможность
поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех
функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание
являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение
надстраивается над развитием, ничего не меняя по существуМежду процессами
развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости
44. Содержание образования как образовательная среда.
45. Учебно-воспитательный процесс как сложная педагогическая система.
46. Методологические основы образовательного процесса.
Методологическими основами являются основные положения теории познания.
Существует ряд теорий(положений):
1. Характеризует познаваемость мира. В процессе обучения необходимо
обеспечить доступность содержания обучения.
2. В соответствии со 2-м положением обучение рассматривается как познание
истины, вид объективной действительности.
3. Положение рассматривает путь познания истины, а именно от живого
созерцания к абстрактному мышлению от его практики.
В процессе обучения выделяются следующие этапы:
а) подготовка к восприятию; б) восприятие; в) осмысливание; г) закрепление;
д) применение знаний на практике.
Эти этапы выделяются условно, т. е. нельзя четко поставить границу. Как
этап процесса обучения рассматривается проверка и оценка знаний учащегося.
Эти этапы отражают логику процесса обучения, которой соответствует логика
научного познания. В основе всякого движения лежит борьба
противоположности, противоречия.
Движущими силами процесса обучения являются противоречия. Основным ведущим
противоречием является противоречие между выдвигаемыми логикой процесса
обучения, задачами и достигнутым уровнем развития учащихся, достигнутым
усвоением усвоения ими знаний, умений и навыков.
НО не всегда противоречия становятся движущими силами.
Условия, при которых противоречия становятся движущими силами:
1. Подготовленность противоречия ходом учебного процесса.
2. Пассивность противоречия.
3. Учащиеся должны понимать возникшие противоречия и необходимость их
преодоления.
4. Противоречие должно приобрести внутренний характер, т. е. осознаваться
как трудность.
Made by SeDan
Страницы: 1, 2, 3
|