скачать рефераты

МЕНЮ


Шпоры 4 семестр

дифференцировать задания, учитывая индивидуальные особенности школьников и

помогая тем самым отстающим восполнить имеющиеся проблемы в знаниях,

умениях, навыках, а сильным – не топтаться на месте, а расширять и

углублять свои познания и умения. Учитель наблюдает за работой отдельных

детей, особенно отстающих, следит, чтобы они работали правильными приемами,

приходит им на помощь при затруднениях – дает совет, наводящий вопрос,

дополнительное упражнение.

Для организации индивидуальной работы учащихся разрабатывают и публикуют

системы заданий. Особенно удобны задания с печатной основой – карточки с

заданиями, рабочие тетради( при меньшей затрате времени значительно

увеличить объем эффективной с/р).

Ценной формой организации индивидуальной работы является программированное

обучение. Оно позволяет лучше наметить последовательность шагов, которые

должен осуществить ученик, чтобы овладеть материалом программы. Усиливается

самоконтроль за процессом учебной деятельности: сделав шаг, ученик тут же

проверяет его правильность. Каждый ученик может работать в посильном для

него темпе.

Индивидуальная работа может проводиться для решения различных дидактических

задач. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся может быть

различной.

Такая индивидуальная с/р служит хорошей подготовкой для занятий

самообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному

усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств

личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в

достижении цели и др.

28. Формы обучения в современной школе.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных

форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и

модернизации.

Форам обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону

организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых

учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В настоящее время в современной школе применяются следующие формы

организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских,

формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия,

домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки,

студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях

реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы.

Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия,

собеседования, практикумы, консультации

29. Классно-урочная система и ее альтернативы.

В школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается

на идее создания стабильных возрастных школьных классов и необходимости

систематической проработки с этими классами в течение всего школьного курса

определенного содержания обучения. Классно-урочная система обучения

способствует осуществлению главной задачи социалистической школы – дать

общее образование всем детям народа на высоком уровне. Она предоставляет

возможность работать по единым учебным программам, планомерно и

систематически давать общественно необходимое образование. Стабильный

состав класса как основа классно-урочной системы обучения создает учебные

коллективы, цели и отношения взаимопомощи содействуют достижению всеми

учащимися максимально высокого уровня успеваемости.

Классно-урочная система обеспечивает организацию систематического

предметного обучения. Она предусматривает специализацию учителей, и

благодаря тому, что каждый из них преподает один-два предмета, может быть

обеспечен высокий уровень обучения.

Классно-урочная система обучения дает возможность проводить по всей стране

единое обучение по государственным учебным программам. Для всех школ

действует одинаковый учебный план. Каждый учебный курс построен

систематически и подразделен на определенные разделы. Организационной

единицей системы является урок. Благодаря хорошо обозримому построению

классно-урочная система обучения обеспечивает высокую степень общественного

контроля.

Для классно-урочной системы обучения характерно целесообразное материально-

техническое оснащение помещений, в которых проводятся уроки. Это касается

не только традиционных классных комнат, кабинетов, уроки могут проводиться

на предприятиях, в музеях, в культурно-массовых и спортивных учреждениях.

Классно-урочная система обучения обеспечивает его тесную связь с жизнью

общества.

30. Лекционно-семинарская форма обучения.

31. Урок – как основная форма организации обучения.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-

урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это

форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного

состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой

обучения. Урок рассматривается как основная форма организации

педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-

познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности

ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения

учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока –

усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное

восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в

практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для

сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда

многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения –

педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое

оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от

других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся,

одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью

учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и

учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени;

четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока;

реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на

достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические

требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и

организационным требованиям к уроку: четкое определение образовательных

задач; определение содержания урока в соответствии с программой, целями

урока; выбор методов обучения (активные методы); наличие межпредметных

связей; использование новейших достижений науки; развитие всех сфер

личности; усвоение знаний, развитие умений и навыков; развитие научного

мировоззрения; четкое планирование урока; Соблюдение структуры урока;

использование разнообразных средств обучения; соблюдение принципов

обучения.

32. Типы уроков и их характеристика.

Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых

отличается следующими признаками: 1. Исходя из дидактической цели; 2. Цели

организации занятий, содержания и способа проведения урока; 3. Основных

этапов учебного процесса; 4. Дидактических задач, которые решаются на

уроке; 5. Методов обучения; 6. Способов организации учебной деятельности

учащихся; 7. По цели организации, детерминированной общедидактической

целью, характером содержания обучаемого материала и уровнем обученности

учащихся. Выделяют следующие типы уроков: 1. Уроки изучения нового

материала учебного процесса; 2. Уроки совершенствования знаний умений и

навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков целевого

применения усвоенного и др.); 3. Уроки обобщения и систематизации; 4.

Комбинированные уроки; 5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и

навыков.

33. Современные требования к уроку.

Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности

современного урока, которые решают проблему повышения его эффективности:

- взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, синтезирование,

повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с

качественным овладением новым учебным материалом и его практическим

применением;

- повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении,

в ходе которой развиваются самостоятельные мысли, суждений и выводов

учащихся;

- организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в

применении знаний, выработки умений и навыков;

- связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным

опытом;

- вооружение школьников способами познавательной деятельности,

общедидактическими умениями(учиться видеть главное, работать с книгой и

др.), что повышает результаты обучения;

- в зависимости от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных

уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников;

- создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая

обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся;

- тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их

возможностей, интересов, уровня развития, что позволит осуществить гуманное

обучение.

Эффективность всего учебного процесса зависит еще от того, насколько удачно

учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают

конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от

цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим

их:

- домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает

самостоятельность учебного труда, формирует потребность к самообразованию);

- факультативы и предметные кружки(дифференциация обучения с учетом

интересов и склонностей учащихся);

- дополнительные занятия с целью предупреждения неуспеваемости, ликвидации

пробелов в знаниях учащихся;

- практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опытном участке,

способствующие практическому использованию знаний;

- семинарские занятия, дающие простор для самостоятельной деятельности

учеников;

- экскурсии на природу, производство, в музей, обогащающие наглядность

обучения;

консультации, зачеты, экзамены, собеседования.

Довольны разнообразны в школе формы организации трудового обучения: уроки

труда, факультативные занятия, индивидуальная и бригадная работа учащихся в

школьных мастерских и т. д.

34. Связь урока с другими формами организации обучения.

35. Классификация методов обучения.

Количество методов довольно велико, и их наименование крайне разнообразно.

Можно выявить существенные признаки, по которым можно отличать методы друг

от друга, классифицировать методы.

Классификация создает порядок и систему, позволяет выделить своеобразные

черты, присущие отдельным методам, найти что-то общее, свойственные разным

методам.

Все методы можно разделить по тому, как действует в обучении ученик(активно

или пассивно): а) методы активные, если ученик работает сам-но(л/р,

практическая работа); б) методы пассивные, если ученик слушает и

смотрит(рассказ, лекция, экскурсия).

Классифицируют методы обучения по типу деятельности учителя и учащегося –

бинарная классификация: - словесные методы(слово учителя, печатное слово);

- демонстрационные методы; - исследовательские методы(сам-ное открытие). В

основе этой классификации лежит источник знаний, т. е. откуда учащиеся

получают знания.

Еще предлагают в основу классификации положить этапы процесса обучения.

Такая классификация называется традиционной. Она соответствует логике

усвоения знания, нол не учитывает развития познавательной самостоятельности

школьников. В соответствии с этапами процесса обучения можно выделить 3

группы методов – словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы. Средством метода является слово учителя или печатное

слово (книга). Сюда входят: рассказ, беседа, объяснение и т. д.

Наглядные методы. Источник знаний для учащихся – наблюдаемые предметы,

явления, события, факты и т. д. Эффективность усвоения знаний зависит от

применения учителем наглядных пособий, технических средств. Средство метода

– наглядные пособия. Наглядные методы опираются на чувственные образы,

восприятия. В рез-те этого метода у учащихся формируется познавательный

интерес, потребность к знаниям.

Практические методы. Основана эта группа методов на практической

деятельности ученика по применению знаний. Средством этого метода выступают

упражнения – устные, письменные. В рез-те этих методов учащиеся добывают

знания, вырабатывают умения. Эффективность метода зависит от дидактических

условий использования упражнения.

В настоящее время современная дидактика представляет классификацию МО, в

основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. В нее

включаются: - объяснительно-иллюстративный метод; - репродуктивный метод; -

метод проблемного изложения; - частично-поисковый метод; -

исследовательский метод.

36. Типы творческих уроков.

37. Классификация средств обучения. (наглядных) На сегодняшний день

существует большое многообразие видов наглядности и их классификаций по

различным признакам. Чаще всего методисты обращаются к классификации по

содержанию и характеру изображаемого, выделяя три группы.

Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для

учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты;

видеофильмы (в т.ч. аудио- и видеосюжеты). Условно-графическая наглядность,

которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

таблицы; схемы; блок-схемы

диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты. Предметная наглядность

(для компьютерного учебника будет называться видеофрагментом или

фотографией предметных объектов), которая включает:

музейные экспонаты; макеты; модели.

38. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной

диагностики.

39. Оптимизация процесса обучения. Критерии оптимальности процесса

обучения.

40. Выбор методов обучения.

Методы обучения(МО) – способы совместной деятельности учителя и учащихся,

направленные на достижение задач, целей обучения. Эффективность учебного

процесса зависит от правильного выбора МО. Выбор учителем методов обучения

, которые он применяет в каждом отдельном случае, зависит от целого ряда

обстоятельств:

- содержание материала;- специфика учебного предмета;- дидактические

задачи;- возрастные особенности учащихся;- уровень подготовки учащихся;-

объем материала;- методическая подготовка учителя и его мастерство.

Каждый учитель должен объективно оценивать свои методические способности и

педагогическую технику, а не следовать слепо существующим ныне МО. В

настоящее время в современных методах обучения меняется внутренняя

структура взаимоотношения деятельности учителя и ученика.

В современных методах возрастает:

- мера познавательной ситуации;- управление процессом учения(компьютерное

обучение);

- развитие активности и творчества;- обучение способу деятельности,

практическому применению знаний;- методы, обеспечивающие переход

образования в самообразование;- методы, обеспечивающие развитие творчества.

41. Подготовка учителя к уроку.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью

подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно

представить следующим образом.

1-ый этап – изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе

подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные

цели и задачи учебного предмета в целом и на задачи, стоящие перед каждой

учебной темой.

2-ой этап – изучение методической литературы. Изучив содержание очередной

учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы

учебника, методических руководств и статьи в методических журналах,

собирает материал для общего плана изучения темы. Тематический план не

должен быть громоздким. В нем предусматривается самое главное и

существенное.

3-ий этап – изучение материала конкретного урока в учебнике. Особенно

большое внимание учитель уделяет доступности изложения учебного материала,

отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть

материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.

4-ый этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по

теме урока. Учитель знакомится с имеющимися пособиями, просматривает

учебные диафильмы и кинофильмы. Особое внимание необходимо уделить учебным

демонстрационным и л/р.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока –

усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и

воспитание. Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в

зависимости от типа урока.

5-ый этап – разработка плана урока. План урока – это конечный результат

подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется

на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении

темы.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к

сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых

учебных действий. План урока не должен быть громоздким.

42. Личностно – ориентированное обучение.

Главной социальной функцией образования является передача опыта,

накопленного человечеством подрастающему поколению, в соответствии с данным

пониманием, по их мнению, содержание образования – это накопленный

социальный опыт, который передается из поколения в поколение.

Существует личностно-ориентированное содержание образования. В данном

случае в зоне внимания находится деятельность самого ученика, его

внутренние образовательные приращения и развитие.

43. Развивающее обучение направление в теории и практике образования,

ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных

способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при

рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы

развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А.

Дистервег, К.Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц

провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное

развитие детей. В 30-е годы 20 в. господствовали три осн. подхода к решению

этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезелла, З.

Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение

рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с

ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой

теории, развитие "должно совершить определённые законченные циклы и

определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к

обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда

предшествуют циклам обучения". Т.о., "исключается всякая возможность

поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех

функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание

являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение

надстраивается над развитием, ничего не меняя по существуМежду процессами

развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости

44. Содержание образования как образовательная среда.

45. Учебно-воспитательный процесс как сложная педагогическая система.

46. Методологические основы образовательного процесса.

Методологическими основами являются основные положения теории познания.

Существует ряд теорий(положений):

1. Характеризует познаваемость мира. В процессе обучения необходимо

обеспечить доступность содержания обучения.

2. В соответствии со 2-м положением обучение рассматривается как познание

истины, вид объективной действительности.

3. Положение рассматривает путь познания истины, а именно от живого

созерцания к абстрактному мышлению от его практики.

В процессе обучения выделяются следующие этапы:

а) подготовка к восприятию; б) восприятие; в) осмысливание; г) закрепление;

д) применение знаний на практике.

Эти этапы выделяются условно, т. е. нельзя четко поставить границу. Как

этап процесса обучения рассматривается проверка и оценка знаний учащегося.

Эти этапы отражают логику процесса обучения, которой соответствует логика

научного познания. В основе всякого движения лежит борьба

противоположности, противоречия.

Движущими силами процесса обучения являются противоречия. Основным ведущим

противоречием является противоречие между выдвигаемыми логикой процесса

обучения, задачами и достигнутым уровнем развития учащихся, достигнутым

усвоением усвоения ими знаний, умений и навыков.

НО не всегда противоречия становятся движущими силами.

Условия, при которых противоречия становятся движущими силами:

1. Подготовленность противоречия ходом учебного процесса.

2. Пассивность противоречия.

3. Учащиеся должны понимать возникшие противоречия и необходимость их

преодоления.

4. Противоречие должно приобрести внутренний характер, т. е. осознаваться

как трудность.

Made by SeDan

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.