скачать рефераты

МЕНЮ


Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ИХ РОЛЬ В

ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

МАТЕМАТИКИ

Выполнила:

студентка IV курса ФНК

Янченкова Ирина Витальевна

Научные руководители:

к.п.н., доц. Беловолова С.П.

ст. преп. Сутягина В.И.

учитель русского языка

Каштанкина Л.И.

НОВОСИБИРСК ( 1998

Содержание

стр.

Введение

............................................................................

................................. 2

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования

познавательных интересов младших школьников

....................... 4

§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательно интереса

............................... 4

§ 2. Понятие «познавательный интерес»,

его структура

...................................................................

..... 10

§ 3. Уровни и критерии сформированности

познавательного интереса

................................................... 19

§ 4. Общая характеристика воспроизводящей и

творческой деятельности, их соотношение в

учебной деятельности младших школьников

................... 25

Глава II. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках русского языка

через использование творческих заданий

.................................. 30

§ 1. Воспроизводящие и творческие работы

учащихся на отдельных этапах учебного

процесса на уроках русского языка

................................... 30

§ 2. Воспроизводящие и творческие работы

учащихся при закреплении материала по

русскому языку

...................................................................

. 47

§ 3. Воспроизводящая и творческая деятельность

учащихся при обучении умениям и навыкам

................... 59

Глава III. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках математики

через использование творческих заданий при

работе с понятиями

........................................................................ 70

§ 1. Общая характеристика «понятия»

...................................... 70

§ 2. Анализ различных методик формирования

понятий у младших школьников

.......................(.(...(. 80

§ 3. Методика формирования познавательных

интересов младших школьников через

использование творческих заданий при

работе над понятиями «Объёмные тела»

........................... 85

§ 4. Составление геометрических словариков

как один из видов творческих заданий при

формировании геометрических понятий у

младших школьников

........................................................ 101

Заключение

............................................................................

........................ 105

Библиография

............................................................................

.................... 106

Введение

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической

наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не

нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия

педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая

потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а

результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,

очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство

педагогического воздействия, в частности, в средство формирования

познавательных интересов младших школьников, в средство формирования

потребности учиться, получать знания.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного

исследования «Творческие задания и их роль в формировании познавательных

интересов младших школьников на уроках русского языка и математики».

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании

познавательных интересов младших школьников.

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих

познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках

русского языка и математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных

интересов младших школьников на уроках русского языка и математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

В дипломном исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность

формирования познавательных интересов

младших школьников на уроках русского языка и математики достигается через

использование творческих заданий:

а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении

умениям и навыкам;

б) направленных на формирование понятий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами

применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической

и методической литературы; организация целенаправленной опытно-

экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование,

изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал

определённые цели.

I этап (май 1995 г. – декабрь 1995 г.) — изучение и анализ литературы

по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и

анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

II этап (декабрь 1995 г. – декабрь 1996 г.) — проведение опытно-

экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий,

проверочный варианты эксперимента.

III этап (декабрь 1996 г. – май 1997 г.) — анализ результатов

исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное

оформление результатов исследования, формулировка практических

рекомендаций.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её

результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и

студентов.

Глава I. Теоретические основы проблемы

формирования познавательных

интересов младших школьников

§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в

практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований

жизни. Социально-экономи-ческие изменения в России начиная со второй

половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития

просвещения.

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,

пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,

однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие

для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,

И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них

«новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу

ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить

детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя

перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных

документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.

Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов

занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса

к учению с нравственностью.

Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во

взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в

учении. Условием развития

любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей,

которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению»,

выражающему интерес, внимание к изучаемому.

Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.

В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных

Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с

уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё

же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой

дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.

Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

Впервые любопытство от любознательности отграничил

В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при

надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к

познанию, развивающую умственную самостоятельность.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность

детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,

книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут

заинтересовать детей, так как природа близка им.

Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна

связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла

найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной

России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

Со второй четверти XIX в., когда усилилась реакция, тем более не было

условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление

любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных

способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести

низшие сословия к недовольству существующим строем.

К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в

тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 –

1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы

носили, в основном, формальный и декларативный характер.

И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в

решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему

интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой

проблеме всё ещё не было.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее

побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность,

связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту

ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать

перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание

— в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять

занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от

серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы

наставления К.Д. Ушинского.

Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.

Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному

развитию детей.

Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-

педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему

миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих

педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес

ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его

способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого

является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления

интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,

которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем

оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,

опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и

любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов

высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали

интерес детей к учению.

В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий,

которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов не мыслили развития интереса к

учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их

единство способствует формированию активного отношения к действительности.

Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа

с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-

методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания

предметов, затрагивали проблему интереса.

Методическая мысль была единодушна в том, что вызывать интерес к учению

особенно важно на первоначальном его этапе.

Н.А. Корф, видный деятель начальной школы этого периода,

идентифицировал интерес с чувством удовольствия и обращал внимание на

методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от

ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с

тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь

волю и внимание.

Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было

много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,

консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное

положение народного учителя.

В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении

А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался

через призму интереса.

Проблемой интереса занимался известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г.

вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический

очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. Каптерев

попытался классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические,

социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и

она практически не нашла своего применения.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-

воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных

строить коммунистическое общество.

С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в

обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в

обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он

считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального

опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к

окружающей среде.

И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на

стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который

необходимо укреплять и продолжать.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и

развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного

вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,

наталкивающих на вопросы, и т.д.

Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны

интересом, что содержание образовательной работы определяется детским

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.