скачать рефераты

МЕНЮ


Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи

вошли как классические, давно известные принципы, так и появившиеся в ходе

развития науки и практики. Ниже приведены основные из них.

Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении

воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы.

Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения человек

развивается, изменяется его духовный мир, развиваются познавательные

способности, его самооценка, вырабатываются волевые качества, навыки

общения и т.д.

Научность обучения. В процессе обучения научные знания должны

излагаться в той интерпретации, которая дается современной наукой с

постепенным приобщением учащихся к методам науки.

Связь теории и практики реализуется через применение знаний в

упражнениях, в решении задач, практических работах. Этот принцип

реализуется также путем приобретения личного опыта в самостоятельном

поиске. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке,

способствует осмысленному их усвоению.

Сознательность и активность учащихся. Этот принцип в обучении

реализуется путем самостоятельного добывания знаний, когда учащийся

преодолевает трудности, делает вывод и обобщения, овладевает способами

добывания знаний.

Системность в усвоении знаний. Системность создается в сознании

учащегося путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения

связей, существующих в самой действительности.

Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного). Этот

принцип называют золотым правилом дидактики.

Доступность обучения. Доступность обучения предполагает соответствие

содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки

учащихся. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого

– к далекому", "от простого – к сложному", "от более легкого – к более

трудному", "от известного – к неизвестному".

1.4. Технология обучения

Особенности групповых занятий. Современная технология обучения

связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного

процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента

индивидуально.

Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические

особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что

студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них

различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному

относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам.

Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-

разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный

интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний.

В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и

действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим

типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно

сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они

подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт

по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и

осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он

всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт

может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы.

Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса

помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной

работы студентов вне группы.

Понятие об образовательном процессе. Образовательный процесс в

современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде

статической модели, которая включает такие компоненты как цель,

содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения

[7].

Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как

взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на

достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на

формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и

деятельность студентов являются главными составляющими реального

образовательного процесса.

В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три

сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап используется преподавателем для планирования

содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной

дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание

образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий,

осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания,

структурирует содержание образования, выделяя в не основные

дидактические единицы учебной информации.

При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель

пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным

образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком

организации учебного процесса).

Основной этап образовательного процесса предназначен для реализации

содержания образования, целей обучения, развития и воспитания студентов,

формирования у них знаний, умений и навыков. Преподаватель сообщает на

занятиях студентам учебную информацию, организует их учебно-познавательную

деятельность и обеспечивает усвоение ими всех основных

дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне.

На стадии основного этапа преподаватель пользуется литературой,

которая несет в себе учебную и методическую информацию, выполняет

тренирующие функции и формирует у студентов знания, умения и навыки.

Учебно-методическая литература расширяет возможности преподавателя в

достижении целей обучения, развития и воспитания.

Заключительный этап образовательного процесса используется

для получения совокупной информации о результатах обучения, на основании

которых делаются соответствующие выводы. Выводы используются при

последующем планировании.

1.5. Содержание и качество образования

Содержание учебного процесса по учебной дисциплине любой

специальности определено государственным образовательным стандартом высшего

профессионального образования (ГОС ВПО). В ГОС ВПО приведены минимальные

требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности.

Требования содержат базу знаний по учебным дисциплинам, культурно-

ценностную ориентацию обучаемых, уровень усвоения учебного материала.

Весь теоретический курс обучения в вузе составляет около 8000 ч.

Учебные дисциплины сгруппированы в блоки. Их примерный объем в часах

приведен ниже [8. 9, 10]:

– общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 1800 ч.;

– общие математические и естественнонаучные дисциплины, 2000 ч.;

– общепрофессиональные дисциплины, 2100 ч.;

– специальные дисциплины, 1900 ч.

Таким образом, при формировании специалиста лесотехнического профиля

три четверти объема часов теоретического обучения отводится на

фундаментальное и гуманитарное образование, на формирование мировоззрения и

развитие мышления.

В ГОС ВПО сформулированы также требования к уровню подготовки

выпускников, которые задают качественный уровень усвоения содержания

образования по учебным дисциплинам. В ГОСах эти требования изложены в

понятиях "иметь представление", "знать", "уметь использовать", "иметь

навыки".

Содержание указанных понятий следует понимать следующим образом [7]:

– "иметь представление"(первый уровень усвоения) означает способность

идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание,

сформулировать характерные свойства;

– "знать" (второй уровень усвоения) означает способность

воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научности;

– "уметь использовать" (третий уровень усвоения) характеризует

способность применять полученные знания в сфере профессиональной

деятельности с возможностью использования справочной литературы;

– "иметь навыки" (четвертый уровень усвоения) понимается как

способность самостоятельно выполнять действия в изученной

последовательности, в том числе в новых условиях на новом содержании.

1.6. Формирование тезауруса

Обучение можно представить как процесс формирования в сознании

человека модели предмета, который он изучает. Считается, что обучение

проходит успешно, если созданная учащимся модель максимально

соответствует исходной модели [11].

Знания человека структурно можно представить как систему понятий и их

взаимосвязей. Иерархическую структуру понятий и отношений между ними

называют тезаурусом.

Таким образом, тезаурус структурно можно представить как систему

кубиков понятий, пронизанных взаимными связями. Тезаурус – это основа

знаний человека, а обучение – процесс увеличения тезауруса. Когда человек

читает книгу, то он встречается со старыми и новыми понятиями. Старые

понятия благодаря существующим взаимосвязям, определенным образом

отражаются в сознании и становятся понятными. Если встречается новое

понятие, то оно не понятно, так как его взаимосвязи со старыми понятиями

пока не установлены и не закреплены. Новое понятие не воспроизводится в

сознании человека даже тогда, когда в нем возникает потребность. Необходимы

время, упражнения, тренировки для установления взаимосвязей нового понятия

со старыми. После этого тезаурус обучающегося будет увеличен, и новое

понятие будет воспроизводиться в любых условиях.

Из сказанного следует, что излагаемый новый материал в книге должен

даваться малыми порциями и сопровождаться достаточным количеством задач,

упражнений, контрольных вопросов.

1.7. Приемы подготовки учебного материала

Современная образовательная технология интегрирует предшествующие

достижения педагогической теории и практики. Интеграция осуществляется по

различным направлениям. Некоторые из них приведены ниже.

Сжатие. Текстовая информация не соответствует современным

требованиям. Объем ее в мире увеличивается ежегодно на 60 000 000 страниц.

Только в России издается около 15 000 газет и журналов. В этих условиях

информация, подготовленная для учебных целей, должна быть сжатой,

компактной, удобной для усвоения. Информация должна быть классифицирована и

систематизирована. Классификация позволяет отобрать самую важную

информацию, а систематизация помогает из разрозненных фактов, помещенных в

различных источниках информации, составить представление о проблеме в

целом.

Системность. При изучении учебного материала часто используются

методы анализа и синтеза. Анализ – это метод познания, содержанием

которого является совокупность приемов расчленения объекта на составляющие

части с целью их всестороннего изучения. Синтез – это метод познания,

содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных

частей объекта в единое целое.

Методы анализа и синтеза взаимно дополняют друг друга. Чтобы

приступить к анализу, надо зафиксировать объект как целое, как систему.

Если объект рассматривается как система, то становится возможным ее

расчленение на составляющие подсистемы. Внутри подсистемы устанавливается

иерархия элементов. Так достигается главное свойство системы – целостность.

Системный подход в изложении учебного материала дает целостное

представление об учебной дисциплине, ее правилах и законах, показывает

связи между разделами. Системность в изложении теоретических сведений

повышает их обучающую силу. Это не исключает, а предполагает дидактическую

направленность учебного материала, что должно проявляться в определении

основных понятий, в отборе, порядке расположения и способе рассмотрения

вопросов учебной дисциплины, как составных частей системы [4].

Специалисты шутят: для обычных людей 2 + 2 = 4, а для системников – 4

и еще кое-что. Это выходящее за рамки здравого смысла “еще кое-что”, есть

результат давно замеченного дополнительного эффекта системы: сочетание

различных факторов в целое способно рождать новое качество, недоступное ни

одному из них, взятому отдельно. Например, возьмем три элемента:

трубопровод с потоком ацетилена, трубопровод с потоком кислорода и корпус.

Объединив их в единое целое, получим газовую горелку. Ее суммарный эффект

равен сумме эффектов указанных элементов, да еще кое-что. Это “еще кое-что”

есть факел пламени с высокой температурой, способный резать металл.

Таким образом, системный подход предполагает, что тот или иной объект

рассматривается как система с множеством различных элементов и связей между

ними. Такой подход предписывает анализировать не только целесообразность

функций элементов, но и структуру взаимосвязей элементов, способы их

связей.

Научность. Система науки и система образования – два взаимосвязанных

но разных явления. Назначение науки – добывать знания, а главная функция

образования – освоение знаний, формирование способности применять знания

[12]. Для добывания знаний наука создает свои приемы, процедуры.

Для того, чтобы войти в содержание образования, результаты научных

изысканий должны быть педагогически переработаны, преобразованы

педагогическую систему. Инструментом педагогики является методика.

Стремясь повысить научный уровень учебной дисциплины, преподаватель

иногда старается включить в нее побольше научной информации, практических

сведений. Эти сведения нужны специалисту, однако, они совсем не нужны для

целей образования. Для процесса образования важно установить взаимосвязь

между деятельностью педагога, владеющего методикой, и деятельностью

учащегося, стремящегося с наименьшими затратами понять и запомнить

изучаемый материал. После методической обработки научной информации такая

взаимосвязь может быть установлена, и тогда процесс образования сможет

выполнять свои главные функции: образовательную, развивающую и

воспитательную.

Излагая учебный материал, преподаватель приводит историческую справку

о развитии учебной дисциплины, указывает основоположников. Это позволяет

осознать, что изучаемая дисциплина – это наука, которая открывает новые

знания, развивается, совершенствуется, находит применение в практической

деятельности людей. Открытые наукой знания становятся составной частью

культуры общества, входят в мировоззрение людей.

Вводя учащихся в целостный мир культуры, обеспечивая его усвоение

поколениями людей, учебные дисциплины всей своей совокупностью и каждая в

отдельности формируют и утверждают систему ценностей общества.

Модульность. Для успешного усвоения и запоминания изучаемый материал

рекомендуется делить на блоки, модули. Модуль – это завершенная часть темы

с небольшой дозой новой информации. Подача изучаемого материала малыми

дозами благоприятно влияет на увеличение тезауруса учащегося, на

закрепление связей между новыми понятиями и содержащимися в тезаурусе.

Надежное закрепление новых знаний достигается путем тренировок, путем

решения задач, выполнения упражнений и т.п.

Переход к новому модулю учебной информации возможен только тогда,

когда учащийся почувствует, что информация предыдущего модуля надежно

воспроизводится, когда в ней возникает потребность.

Эмоциональность. Общеизвестно, что только то учебное содержание

осознанно и прочно усваивается учащимся, которое становится предметом его

активных действий [13]. Активность необычайно повышается в моменты

ощущения положительных эмоций. Ситуации, в которых человек был очень

эмоционален, остаются надолго в памяти, благодаря какому-то механизму.

Имея это в виду, некоторые преподаватели начинают занятия со

студентами рассказами некоторых историй, фактов, баек, несущих

эмоциональный заряд аудитории, и достигают хороших результатов.

В учебниках эмоционально заряжающая информация помещается в начале

глав.

Эмоциональность учащегося базируется на использовании его сенсорных

возможностей. В мозгу человека сенсорная информация (информация полученная

с помощью органов чувств) трансформируется в некоторую репрезентативную

модель [13].

Мир воспринимается человеком зрительно (визуальная система

восприятия), на слух (аудиальная система восприятия) и в ощущениях

(кинестетическая система восприятия). Человек обычно использует все

сенсорные системы восприятия, но у каждого при этом есть одна

предпочтительная репрезентативная система восприятия.

Визуаля используют в своей речи такие слова, как посмотрите,

выглядят, ясно, вид, цвет и т.д. Аудиалов характеризуют такие слова их

речи: расскажите, звучит, слышится, шумно, звенит и т.д. Кинестетики

говорят: чувствую, переживаю, тепло, вкусно, ощущаю и т.п. После длительной

тренировки студенты старших курсов становятся, как правило, визуалами.

Учитывая сказанное, преподаватель или автор учебной книги должен

создавать яркие сенсорные образы, вызывающие эмоциональный отклик, в душе

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.