скачать рефераты

МЕНЮ


Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики

ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого

мотива познавательной деятельности.

Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные

источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно

осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.

По мнению Г.И. Щукиной существует три важнейших источника стимуляции

познавательных интересов [10]:

1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новыми

открытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значи-мости

науки для жизненной и общественной практики.

2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация

обучения рождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к

преодолению трудностей.

3) Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и

учащимися – учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются

многозначительные отношения, сопутствуют возникнове-нию иного строя

моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными

побудителями познавательного интереса. Здесь возникают коллективные

сопереживания, радость за успех товарища, стремление оказать ему помощь.

Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим

образом:

1) Обогащение содержания материалом по истории науки.

2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.

3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств,

преобразований и исследований.

4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки

элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование

Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.

5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с

использованием форм самостоятельной и творческой работы.

6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением

опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных

тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами

предусмотренными планом.

7) Разнообразие домашнего задания.

8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением

применения математики в жизни и в производстве.

Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет

личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его

увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в

возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть

сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику.

Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

[11]

1.7 Устные вычисления.

В методике математики различают устные и письменные приемы

вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах

100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами

100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к

приему для случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других

случаев вычислений над числами большими 100. [1]

Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в

первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или

отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных

заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые

устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за

ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах

содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения

алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого

внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов,

название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений

сохранилось до сих пор. Это по мнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым

неудобствам, так как термин “устный счёт” используется, кроме того, и в

своём естественном смысле, то есть вычисления, производимые устно, в уме,

без записей. В связи с этим вместо термина “устный счёт”, удобнее

пользоваться термином “устные упражнения”.

Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль

устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности

ребенка” [5]:важность и необходимость устных упражнений доказывать не

приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в

совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств

ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного

материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне

автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом

урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить

проблемный характер.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении

всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо

выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,

предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все

учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.

Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют

мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,

развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на

слух, быстрота реакции.[5]

В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют

создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности

учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте

имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он

имеет свои задачи:

1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых

для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия

объяснения учителя.

2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют

кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд

задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым

вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой

точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных

упражнений.

Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно

определить их место в системе формирования понятий и навыков.

1.8 Виды упражнений для устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися

разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:[1]

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти

его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать

числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при

этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение

полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100-9; 100 минус 9

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с

несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных

ступеней, например:

- 47+24-56

- 72:12·9

- 400-7·4 и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения

в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную

формулировку, например:

- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными

числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-

480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,

как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над

числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-

-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его

можно предлагать для устных вычислений.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |

|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |

|Разность | | | | | |

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать

у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению

вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо

установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше

или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

20·8*18·10 8·9*8·10

Вместо “*” поставить знак , =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из

выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:

однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть

с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-

ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о

неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

- решение уравнения 24:х=3

- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

- найдите неизвестное число: 73-х=73-18

- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,

помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами

арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,

они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных

навыков.

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует

их мыслительную деятельность. [1]

1.9 Формы восприятия устного счета.

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) –

при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,

поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны:

они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) –

запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без

записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить

действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить

таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

А так же:

- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

1.10 Организация занятий по устному счету.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,

необходимо установить правильное соотношение в применении устных и

письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда,

когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их

можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного

материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим,

специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для

этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные

упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению

изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости

от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные

упражнения предназначаются для повторения материала, формированию

вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их

провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные

упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести

устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в

конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого

внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы

их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это

времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что

подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как

правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно

стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.

Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в

различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки

заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко

воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными,

сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В

случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо

прибегать к записям или рисункам на доске.

Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует

развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также

играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного

интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-

познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития

личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая

любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель

будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом,

пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения

задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее

условие сознательного усвоения материала.

Глава II. Экспериментальная часть.

Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами

соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая

проходила в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент.

2) Формирующий эксперимент

3) Контрольный эксперимент.

Цель нашего исследования: убедиться в эффективности

использования различных видов устных вычислений для развития

познавательного интереса на уроках математики.

Наше исследование проходило на базе школы №301 Фрунзенского района.

Были взяты два класса: 1а - экспериментальный и 1б – контрольный

Характеристика экспериментального класса.

Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 24

человека, 11 мальчиков и 13 девочек. Класс занимается по традиционной

программе (1-4). В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой

работоспособностью и активностью на уроках (Ильинская, Манукян, Медведев,

Муравьёва, Осипова, Полянский, Пукки, Гусевский, Соколов,

Степанов), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в

обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также

есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку

чтобы отвечать на вопросы (Заболотная, Соколов, Гасымова, Ожаренкова,).

Класс занимается по учебнику Моро М.И., Бантова М.А. первый класс, часть

вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически

проверяются.

Характеристика контрольного класса.

В данном классе 18 человек, 10 мальчиков и 8 девочек. Класс

занимается по традиционной программе (1-4), по учебнику Моро М.И., Бантова

М.А. первый класс, часть вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях,

которые систематически проверяются. В классе есть дети, которые отличаются

высокой работоспособностью и активностью, и дети, которые не поднимают руку

чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе.

2.1 Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках

математики на исходном этапе эксперимента.

Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и

контрольного классов; провести исследовательские методы и выявить результат

по данным исследования.

Нами были проведены следующие методы:

1) Анкетирование учащихся.

Учащимся была предложена следующая анкета:

Фамилия, имя………………………………………………………..

1) какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?

………………………………………………………………………..

2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.