Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики
ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого
мотива познавательной деятельности.
Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные
источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно
осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.
По мнению Г.И. Щукиной существует три важнейших источника стимуляции
познавательных интересов [10]:
1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новыми
открытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значи-мости
науки для жизненной и общественной практики.
2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация
обучения рождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к
преодолению трудностей.
3) Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и
учащимися – учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются
многозначительные отношения, сопутствуют возникнове-нию иного строя
моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными
побудителями познавательного интереса. Здесь возникают коллективные
сопереживания, радость за успех товарища, стремление оказать ему помощь.
Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим
образом:
1) Обогащение содержания материалом по истории науки.
2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.
3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств,
преобразований и исследований.
4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки
элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование
Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.
5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с
использованием форм самостоятельной и творческой работы.
6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением
опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных
тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами
предусмотренными планом.
7) Разнообразие домашнего задания.
8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением
применения математики в жизни и в производстве.
Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет
личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его
увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в
возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть
сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику.
Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.
[11]
1.7 Устные вычисления.
В методике математики различают устные и письменные приемы
вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах
100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами
100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к
приему для случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других
случаев вычислений над числами большими 100. [1]
Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в
первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или
отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных
заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые
устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за
ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах
содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения
алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого
внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов,
название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений
сохранилось до сих пор. Это по мнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым
неудобствам, так как термин “устный счёт” используется, кроме того, и в
своём естественном смысле, то есть вычисления, производимые устно, в уме,
без записей. В связи с этим вместо термина “устный счёт”, удобнее
пользоваться термином “устные упражнения”.
Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль
устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности
ребенка” [5]:важность и необходимость устных упражнений доказывать не
приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в
совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств
ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного
материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне
автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом
урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить
проблемный характер.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении
всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо
выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все
учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют
мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,
развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на
слух, быстрота реакции.[5]
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют
создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности
учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте
имеют большое значение.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он
имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых
для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия
объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют
кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд
задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым
вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой
точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных
упражнений.
Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно
определить их место в системе формирования понятий и навыков.
1.8 Виды упражнений для устных вычислений.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися
разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:[1]
1) Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти
его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать
числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при
этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение
полученного выражения, например:
- найдите разность чисел 100 и 9.
- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 100-9; 100 минус 9
- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность
- найти разность чисел 100 и 9
- уменьшить 100 на 9 и т.д.
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с
несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных
ступеней, например:
- 47+24-56
- 72:12·9
- 400-7·4 и др.
Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения
в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную
формулировку, например:
- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3
- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.
Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными
числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-
480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,
как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над
числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-
-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его
можно предлагать для устных вычислений.
Выражения можно давать и в форме таблицы:
|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |
|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |
|Разность | | | | | |
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать
у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению
вопросов теории арифметических действий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо
установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше
или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5
20·8*18·10 8·9*8·10
Вместо “*” поставить знак , =
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из
выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:
однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть
с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-
ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о
неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)
Уравнение можно предлагать в разных формах:
- решение уравнения 24:х=3
- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?
- найдите неизвестное число: 73-х=73-18
- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,
помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами
арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,
они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных
навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует
их мыслительную деятельность. [1]
1.9 Формы восприятия устного счета.
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) –
при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,
поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны:
они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) –
запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без
записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить
действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить
таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) Комбинированный.
А так же:
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
1.10 Организация занятий по устному счету.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,
необходимо установить правильное соотношение в применении устных и
письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда,
когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их
можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного
материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим,
специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для
этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные
упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению
изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости
от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные
упражнения предназначаются для повторения материала, формированию
вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их
провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные
упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести
устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в
конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого
внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы
их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это
времени урока.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что
подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как
правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно
стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.
Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в
различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки
заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко
воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными,
сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В
случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо
прибегать к записям или рисункам на доске.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует
развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также
играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного
интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-
познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития
личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая
любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель
будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом,
пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения
задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее
условие сознательного усвоения материала.
Глава II. Экспериментальная часть.
Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами
соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая
проходила в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент.
2) Формирующий эксперимент
3) Контрольный эксперимент.
Цель нашего исследования: убедиться в эффективности
использования различных видов устных вычислений для развития
познавательного интереса на уроках математики.
Наше исследование проходило на базе школы №301 Фрунзенского района.
Были взяты два класса: 1а - экспериментальный и 1б – контрольный
Характеристика экспериментального класса.
Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 24
человека, 11 мальчиков и 13 девочек. Класс занимается по традиционной
программе (1-4). В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой
работоспособностью и активностью на уроках (Ильинская, Манукян, Медведев,
Муравьёва, Осипова, Полянский, Пукки, Гусевский, Соколов,
Степанов), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в
обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также
есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку
чтобы отвечать на вопросы (Заболотная, Соколов, Гасымова, Ожаренкова,).
Класс занимается по учебнику Моро М.И., Бантова М.А. первый класс, часть
вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически
проверяются.
Характеристика контрольного класса.
В данном классе 18 человек, 10 мальчиков и 8 девочек. Класс
занимается по традиционной программе (1-4), по учебнику Моро М.И., Бантова
М.А. первый класс, часть вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях,
которые систематически проверяются. В классе есть дети, которые отличаются
высокой работоспособностью и активностью, и дети, которые не поднимают руку
чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе.
2.1 Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках
математики на исходном этапе эксперимента.
Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и
контрольного классов; провести исследовательские методы и выявить результат
по данным исследования.
Нами были проведены следующие методы:
1) Анкетирование учащихся.
Учащимся была предложена следующая анкета:
Фамилия, имя………………………………………………………..
1) какой предмет в школе тебе больше всего нравятся?
………………………………………………………………………..
2) Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?
Страницы: 1, 2, 3
|