скачать рефераты

МЕНЮ


Внеклассная работа как часть изучения английского языка в старших классах

Внеклассная работа как часть изучения английского языка в старших классах

ПЛАН

|Введение |3 |

|1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной |4 |

|работы по иностранному языку | |

|2. Принципы организации внеклассной работы по |7 |

|иностранному языку | |

|3. Формы внеклассной воспитательной работы по |10 |

|иностранному языку | |

|4. Требования к внеклассной работе |17 |

|5. Факультативные занятия, как вид внеклассной работы в |19 |

|старших классах и их особенности. | |

|6. Использование Интернет во внеклассной работе по |25 |

|английскому языку | |

|Заключение |33 |

|Использованная литература |34 |

ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое

общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не

только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует

также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их

творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает

мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

При организации и проведении внеклассного мероприятия от учителя

требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их

возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения

определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой

стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью

реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально

использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы

и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового

материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы

и грамматические явления.

Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что внеклассные

мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного

материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с

использованием доступных и интересных методов.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий,

методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и

средства в проведении факультативных занятий.

1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по

иностранному языку

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-

воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть

единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно

определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой

проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за

пределы обязательных учебных программ.

Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:

усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках

ИЯ;

расширение мировоззрения учеников;

развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных

вкусов;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны,

язык которой изучается.

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-

педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств

личности того или другого возраста дает возможность правильно определить

содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную

активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и

ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память

развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает

целенаправленный характер, речь становится более управляемым и развитой.

Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не

любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.

На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему

развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте

формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность,

увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения

становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.

Большое значение для юношей приобретает общение со своими сверстниками.

Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид

деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального

стиля поведения старшеклассников.

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной

работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности,

так и психологические особенности коллектива: уровень его развития,

степень организационного, психологического, интеллектуального и

эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на

отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время

выполнения задач по внеклассной работе.

Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка

успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение

содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в

содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются

существенные различия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в

отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя

вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в

соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться

языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя

своевременно обнаружить заинтересованность .учеников внеклассной работой и

языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем

самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и

форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и

развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в

отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы

их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея,

школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков

и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы

осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска

стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении

внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя

играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше

самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в

организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих

интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку

Принципы внеклассной работы по ИЯ - исходные положения, которые

определяют требования к ее содержанию, методов и организационных форм. Они

отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и

иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора

внеклассной работы.

Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются

принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития

индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной

работы с уроками (В.И.Шепелева).[2]

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в

внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою

особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом

виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство

продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.

Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных

мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения

иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и

интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников

их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения,

эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип

связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы

обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей

внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных

материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом

действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.

Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и

умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы

ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время

внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может

положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.

Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы принципами

комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности.

Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального,

эстетичного, трудового и физического воспитания. Внеклассная работа по ИЯ

должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к

своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин должен быть

честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и

понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам

любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку,

хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный реквизит

к спектаклям.

Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов,

которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а

также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым,

необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.

Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает

стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в

работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам

возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить

делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия,

умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа

творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает

содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее.

Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю

необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику

и формы внеклассного общения.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе

обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с

тем разностороннее влияние на развитие личности.

3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три

формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу

такого распределения возложен признак количественного охвата участников.

Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И.Шепелева предлагает

различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным

признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-

структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,

которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о

значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,

отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют

наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную

структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими

интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,

вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и

т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех

классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов -

литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали

себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,

например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и

просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в

кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной

структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной

самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и

т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,

викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,

бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия

культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным

традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,

посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,

актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи

со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера:

форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и

прочие.

В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы

внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам

относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,

киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются

эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют

учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство

для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами

внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения

и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и

находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов,

исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со

зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда,

которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму.

Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений

известных зарубежных писателей и драматургов.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя

иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является

массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента

учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает

комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в

определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного

подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна

оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей

внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых

Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих

отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют

в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка

проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной

программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его

компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной,

познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать

возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.