скачать рефераты

МЕНЮ


Вольдорские школы

Вольдорские школы

Удмуртский Государственный Университет

Курсовая работа по предмету:

Педагогические теории, системы, технологии

Выполнил:

Принял:

Студент группы 17-31

Люкшин А. А.

Ижевск 1999

… Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сейчас целые народы,

может быть все человечество в целом, пытаются осознать кошмар этого

столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая

деградация и т.д., и т.п.), пытаются, как бы очнуться от его ужасов,

стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что

силы, вызывавшие все это, более не действуют. Эти силы, коренящиеся в нашем

сознании, весьма активны—и вспышки чудовищного национализма или же

безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их

проявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные и

свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф

Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы».

Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе,

имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия.

А Пинский.

Введение

Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем

столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о

роли школы и воспитания в современном обществе. Школа, содержание и методы

преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу

тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах

педагогическая ориентация зависит от господствующих политических

направлений. Школа, находящаяся под влиянием политических или экономических

интересов, хотя и может направить развитие человека по определенному руслу,

но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы

этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением

государства, в исторических условиях нашего столетия стала весьма

проблематичной структурой.

Это относится к государственным школам и в демократическом государстве. И

здесь царят деформирующие влияния, возникающие в результате слияния роли

государственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь в

духе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократической

структуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекает

их в их педагогической деятельности?

Создание независимых от государства, свободных школ чрезвычайно

актуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством в

свободную требует большего, чем просто отказ от государственного управления

и его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной на

человека. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы она

сохранила старое содержание и старые методы преподавания, принятые в

государственных школах, старые формы подготовки учителей

Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.

Вальдорфские школы своим примером показывают, что преподавание и

воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека,

только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф

Штейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмом

возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с

задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Это

произойдет, если школа и система образования будут поставлены на базу

самоуправления внутри социального организма. Государственная и

хозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфере

свободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения,

согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь в

определенном возрасте, должно определяться только его природой. Государство

и экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиями

человеческой природы".

В идеале свободной системы образования лежит намерение построить

цивилизацию на таком образовании человека, которое будет освобождено от

чуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством,

учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объеме

определяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предписания,

которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые не

видели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основе

либо устаревших знаний, либо исходя из педагогической теории.

Передача школы во власть государственного управления была в прошлом

необходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделан

следующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент,

позволяющий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающего

ребенка с полной ответственностью и инициативой. К внутренним условиям

жизни вальдорфской школы относится то, что работающие в ней учителя должны

постоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познание

человека должно быть источником преподавания.

В целом для работы в вальдорфских школах важно как можно более

разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная

кооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой и

обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация

выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителя

отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на

классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и

обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о

содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об

отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные

родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей,

объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинство

вальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады по

самым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство,

расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом

почти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы для

родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству

(например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию и

ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.

Часть инициатив в жизни вальдорфской школы исходит от родителей или

совместного совета родителей и учителей. В вальдорфских школах существуют

органы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет»,

«Родительско— учительский круг», «Круг доверия родителей»), в которых

обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образом

родители участвуют в делах школы. Интерес родителей к жизни школы сильно

возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских

школ связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родительских

групп.

Вальдорфские школы всегда являются плодами сотрудничества учителей и

родителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителей

свободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способен

принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообщество

создаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и

учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников

старших классов в жизни школы.

Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по

сравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплексными

школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть

царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную

селекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями и

социальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школа

основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы

Содержание и методы в принципе остались прежние.

В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании

законов развития ребенка. Ориентация образования на так называемые

интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к

ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство и

практику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому является

главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана

вальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человек

нуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половой

зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к

миру, вопросы строительства собственной жизни — все это становится

актуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться и

формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни

при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл.

«Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями

ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни

ребенка ко второму и от второго — к третьему.

Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка.

Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно,

педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому же

низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и

зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская

педагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она

заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным

потокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при его

подготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед в

первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь

занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в

искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на

остальную учёбу и на волю к успеху в целом.

Каждое достижение ученика — это манифестация всей его сущности, его

способностей, его интересов, его прилежания. В каждом успехе можно видеть

шаг, пусть небольшой, по пути развития. И как таковой его и надо оценивать.

В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижение

достоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимость

объективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценок

узаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата.

С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущим

современной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты

свидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробно

описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание,

слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такого

свидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристика

положения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможность

дальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»).

Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школы

появляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи с

необходимостью пройти госэкзамены для получения аттестата. Учебный план

вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получает после

12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый

«абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет).

Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольно

велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали

государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что

все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование.

Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе.

Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более

младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу

до конца 12-го года обучения.

Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школ

показало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение в

биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный

путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают

высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности

педагогику.

На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа

отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с

личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его

духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в

таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки,

образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному

изображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе и

т.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере,

на одном музыкальном инструменте. В младших классах все играют на флейтах.

Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируется

на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь,

как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. От

тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на

углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеет

декламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всех

классах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читает

стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В

эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники

учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и

музыке.

Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать из

живого творческого духа. При любой художественной работе, даже если она

весьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляется

нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это

относится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует

упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого

переживания. Переживание и деятельность приобретают характер

духовно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности,

благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в

вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусство

приводит школьников к пониманию творческой природы человека.

Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чисто

педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте

12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время,

когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения и

связанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуально

должен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремесло

играет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с по

мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют

от него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению

волей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое

значение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чему

не обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения,

например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него в

эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в

реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и

материалами.

Система воспитания в вальдорфской школе

Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на

учете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда

должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает

вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной

сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины,

занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только

физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени,

насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности

воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля

зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и

духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат

в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.