скачать рефераты

МЕНЮ


Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы

Устинова

Ольга

Волгоград

Содержание.

Введение…………………………………………………………………стр. 2

1. Значение уголка природы в воспитании……………………….…..стр. 3

2. Организация наблюдения в уголке природы ……………………...стр. 5

1. Младшая группа…….……………………………………………стр. 5

2. Средняя группа…………………………………………………...стр. 6

3. Старшая группа…………………………………………………..стр. 10

4. Подготовительная группа……………………………………….стр. 16

Заключение……………………………………………………………...стр. 31

Список литературы……………………………………………………..стр. 33

Введение.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой

положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем

лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней

в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются

такие качества, как реалистическое понимание явлений природы,

любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически

относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к

ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и

способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как

патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок

природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые

животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу

воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и

ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают

представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о

том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них

нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая

животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у

растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения

животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на

красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо

содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у

детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными

воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит

внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах,

укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в

достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные

условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного

окружения.

1. Значение уголка природы в воспитании.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей

экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений

и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых,

систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов

способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-

третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает

основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам,

воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и

животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из

условий и возможностей детского сада и природного окружения.

Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен

соответствовать следующим требованиям:

- "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов,

но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше,

чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих

особей;

- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об

аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая

проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо

животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового

уголка аллергенные объекты;

- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными

признаками;

- растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты,

без колючек, не агрессивны и т.д.;

- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

- подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных

особенностей детей.

Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом

случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения

периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован

в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические

наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В

групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты,

например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок ,

котенок и т.д.

2. Организация наблюдения в уголке природы.

2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА.

Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо

различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и

называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить

правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые

листья. Для решения этой задачи могут быть использованы растения: герань

зональная, фуксия гибридная, бегония вечноцветущая, бальзамин султановидный

и др., для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус

каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо,

чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо

постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый

на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и

салат. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры:

"Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие

растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.

Животные, используемые в младшей группе, также должны иметь типичные

признаки своего класса и различаться по форме тела, способу движения,

условиям жизни, характеру пищи, поэтому целесообразно использовать в

качестве постоянных объектов золотую рыбку или золотистого карася,

канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку и т.п.

Дети младшей группы должны помогать воспитателю в уходе за животными

(насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в

клетку).

Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах

представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу

за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц,

поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена

цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель

делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание

к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она

впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:

подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой

и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения

и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо

привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их

к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы:

предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать,

полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное

комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок

сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти

вплотную).

Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,

рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает

неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем

вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.

В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных

жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки,

составляя из них букеты.

Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.

Аквариум – это модель водоема, где происходят почти все биологические

процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью

рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать

художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения,

ухода за живыми организмами.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая

хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении

рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть,

как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.

Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят,

сколько корма можно давать рыбкам.

С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает

малышей к наблюдению за повадками животных : предлагает посмотреть, как

птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных

формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы

подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается

без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать

подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или

птичка может заболеть.

Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо

кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке

всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз

в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

В ходе выполнения поручения интерес к животным у детей укрепляется,

малыши с удовольствием наблюдают за ними. Но знания детей о животных,

полученные в процессе эпизодических наблюдений, отрывочны, часто

бессистемны; дети не могут выразить в речи свои впечатления, так как их

словарный запас очень мал. Учитывая это, воспитатель на занятиях по

наблюдению за животными не только уточняет знания, укрепляет интерес

малышей к животным, активизирует желание детей ухаживать за животными,

кроме того, цель этих занятий – доставить детям радость от общения с живыми

существами.

В начале занятий воспитатель использует такие приемы, которые помогают

вызвать у детей интерес, привлекают их внимание к наблюдаемому. Например,

он загадывает несложную загадку; не беда, если дети ее не отгадают, или

назовут животное неправильно. Педагог тут же приносит в группу «живую

отгадку», и дети видят, о каком животном шла речь.

Вопросы детям младшей группы задают конкретные, такие, на которые они

смогут ответить одним-двумя словами, например: «Какие уши, большие или

маленькие? Лапки длинные или короткие?» Животное рассматривается по плану:

сначала голова, затем туловище, лапы, хвост. Нужно дать детям целостное

представление о живом существе, подчеркивая, что оно двигается, ест, т.е.

обратить внимание на повадки животного. Можно предложить одному-двоим

малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,

как он ест.

Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети

смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,

которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,

заботливость – лучший пример для подражания.

Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.

На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,

угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за

млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах

кроликов держать не следует.

Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не

меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения

дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о

нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и

расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту

наблюдения.

Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за

кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия

воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:

напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они

посмотреть его еще раз.

На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей

активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает

на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:

«Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?

Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,

например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При

рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.

Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними

животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.

Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:

посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать

занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,

в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же

проводится наблюдение за птичкой.

При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают

настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –

запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует

ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог

дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и

обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем

привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой

целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с

предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю

удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,

дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то

что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные

сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет

травку и т.д.).

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время

систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством

воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида

и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши

видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,

заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это

укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает

желание самим заботиться о них.

Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и

подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме

того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,

рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное

воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.

2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть

разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать

различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с

особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также

формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой

лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).

В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между

способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,

количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ

ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у

растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если

листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.