скачать рефераты

МЕНЮ


Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле

обеспечивая непрерывность литературного образования”.

В рамках программы “Литература в начальной школе” первоклассники

знакомятся с произведениями русского устного народного творчества:

пословицами, поговорками, загадками.

Задания на уроках должны давать “пищу для ума”, побуждать учеников к

размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это

тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для

развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над

загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это

учит младших школьников находить сходства и различия предметов, “сближать”

далекие предметы по сходным признакам.

Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.

Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого

объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается

быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности

детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении

явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения

некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая

литература.

Былины представляют собой героические песни эпического характера,

являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую

действительность в образах, жизненная основа которых обогащена

фантастическим вымыслом.

Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высоко-

поэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей,

воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной

земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович,

богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко,

буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.

Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами,

одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы

человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) -

следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора

применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о

событиях исторической жизни Руси.

В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества,

бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных

целей.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.

Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит

мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с

действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов,

мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:

добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные

герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь

нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение

исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность

изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают

предания, легенды...

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к

родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои

вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего

народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические

чувства сопряжены с уважением к другим народам.

Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки

народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей

Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.

Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в

условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к

литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения,

сформировать умение использовать книгу для организации праздников,

викторин, концертов.

Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать

задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет общирный

круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая

направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к

самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.

Программа “Чтение и литература” Н.А.Пряльниковой (1-4 классы).

В программе “Чтение и литература” Н.А.Пряльниковой введено понятие

“литературное образование” применительно к младшему школьному возрасту.

“Литературное образование младших школьников - составная часть общего

начального образования повышенного типа, где наличествует познание самой

литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и

системы литературоведческих представлений и критериев, так и освоение

культуры слова с выходом на многоаспектную опосредованную и

непосредственную коммуникацию при формировании эстетического и

художественного вкуса”

Цель обучения представляет собой “формирование навыков чтения,

способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской

литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному

развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих

способностей”

Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы

органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в

системе классической начальной школы и дает возможность учителю

общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного

процесса, сделав его подлинно творческим.

Автором определена следующая структура программы курса:

* круг чтения;

* техника чтения;

* система элементов теории литературы;

* практические приемы для овладения содержанием произведений;

* речевая творческая деятельность в процессе чтения.

Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает

возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в

соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития

читательских умений и навыков.

Методы обучения, применяемые при изучении курса:

* эмоционально-понятийный;

* объяснительное чтение;

* литературное чтение;

* воспитательное чтение;

* чтение-рассматривание;

* творческое чтение.

Для организации обучения автором определена система уроков различных

типов:

* уроки, где отрабатываются умение и навыки, владение которыми создает

основу для освоения литературных произведений;

* уроки внеклассного чтения, позволяющие совершенствовать умение осознанно

читать детские книги;

* уроки, позволяющие организовать творческую деятельность, раскрыть

возможности каждого ребенка в этом направлении;

* уроки интегрального типа, совмещение цели и задачи обучения в различных

вариантах.

Организация уроков различных типов, их сочетание определяется уровнем

читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них

навыка чтения.

Для каждого урока потребуется материал из подготовленного

Н.А.Пряльниковой учебно-методического комплекта “Человек и личность”,

включающего:

* учебник-задачник;

* учебник-хрестоматию;

* блоки книг для уроков чтения;

* книги-сборники для организации творческой деятельности;

* пособия, обеспечивающие свободу выбора книг и продуктивное чтение;

* наглядные пособия;

* аудиовизуальные средства и пособия для учителя.

Применение пособий из данного учебно-методического комплекта

позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность,

делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих

в роли чутких и внимательных собеседников.

На основе знакомства с многообразными нравственными нормами,

представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать

персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги,

являясь “посредником” между автором и ребенком - читателем, учитель

развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические,

коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Азбука. 1 кл. (авт. Н.А.Пряльникова)

2. Прописи. (авт. Н.А.Пряльникова)

3. Чтение и литература. Учебная хрестоматия., 1 кл., 2 кл., 3кл., 4

кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

4. Чтение и литература. Литературный задачник. 1 кл., 2 кл., 3 кл.,

4 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

5. Читаем я и мама. Учебник-хрестоматия. 1 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

6. Я расту. Учебник-задачник для тех, кто овладел букварь и хочет

научиться читать целыми словами и выразительно. Ч. 1.2., 1 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

7. Я умею читать. Учебник-задачник для тех, кто пробует читать сам.

Ч.3., 1 кл. (авт. Н.А.Пряльникова).

8. Из детских книг. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 2 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

9. Почитай-ка. Учебник-задачник. Ч.1,2. 2 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

10. Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 3 кл.

(авт.Н.А.Пряльникова).

11.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.1,2. 3 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

12.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.4.,4 кл. (авт.

Н.А.Пряльникова).

13.Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.3,4,5., ; кл.

(авт. Н.А.Пряльникова).

14.Читаем и играем. Пособие для организации творческой деятельности на

основе чтения книг. 1 кл. (авт. Н.А.Пряльникова).

15.Жаворонок. Библиотека уроков чтения. (Выпуски 1-6), 1,2 кл., (авт.

Н.А.Пряльникова).

16.Светлячок. Литературные игры и забавы. (авт.Н.А.Пряльникова).

17.Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей,

родителей и детей, для всех, кто любит сказки. (авт. Н.А.Пряльникова).

18.Почитаем и узнаем. Книга1., 2 кл. (авт. Н.А.Пряльникова).

19.Детская литература в начальной школе. Таблицы. (авт.

Н.А.Пряльникова).

20.Готовимся к уроком внеклассного чтения. Пособие для учителей

начальной школы. (авт. Н.А.Пряльникова).

Программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. Бунеева

и Е.В. Бунеевой.

Авторы программы по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы

Р.Н. и Е.В. Бунеевых ставят цель уроков в том, “чтобы научить детей читать

художественную литературу, подготовить к ее изучению в средней школы,

заложить основы формирования грамотного читателя, так и приемами понимания

прочитанного”.

Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит

не только формирование читательской самостоятельности, но и будет

способствовать развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных

качеств.

Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение

тематики чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах.

Среди основных принципов отбора и расположения материала Р.Н. и Е.В.

Бунеевы называют монографический, позволяющий детям всесторонне

ознакомиться с творчеством писателей и поэтов, изучая их произведения.

Авторы программы связывали чтение с жизнью, стремились сделать чтение

детей с их вкусами, потребностями мотивированным. Посредством “сквозных”

персонажей и построения уроков в форме эвристической беседы.

Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого

превратился заяц Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир

вместе с героем, учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными,

уважать чужое мнение.

Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку,

проводятся в форме игры, герои книги - второклассник Саша и домовой

Афанасий - большой любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик

для ребят.

Третьеклассники читают книгу вместе с новыми героями - девочкой

Настей и ее папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей

помогают учителю реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных

по темам и жанрам произведений литературы, в т.ч. и “взрослой”, прочно

вошедшей в круг детского чтения.

В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в

историю детской литературы, совершенное профессором Н.А.Рождественским и

близнецами-школьниками Игорем и Ольгой. Учащиеся становятся свидетелями и

участниками диалога героев, учатся сравнивать, анализировать.

Программа состоит из 6 разделов, отражающих основные направления

работы:

* техника чтения;

* формирование приемов понимания прочитанного;

* развитие устной и письменной речи;

* практическое знакомство с теоретико-литературными понятиями;

* эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого

анализа текста.

Организовать работу с детской книгой авторы предлагают по действующей

программе “Внеклассное чтение”, подготовленной Н.Н.Светловской и

Н.А.Пряльниковой.

Программа по чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевых разработана для средних

общеобразовательных учреждений, обеспечена книгами для чтения из серии

“свободный ум” и методическими рекомендациями для учителя.

Практическая творческая направленность, интересный учебный материал,

структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по

данной программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать

внимательных, думающих над книгой юных читателей.

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.

Бунеева).

2. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.

Бунеева).

3. В одном счастливом детстве. 3 кл. ( авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.

Бунеева).

4. В океане света. 4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

5. Методические рекомендации к учебникам для 1,2,3,4 кл. (авт. Р.Н.

Бунеев, Е.В. Бунеева).

Саплина Е. “Историческое образование в начальной школе.

Путешествие в историю”.

Главной задачей автор считает пробуждение интереса и уважения к

прошлому. Она сознательно отказалась от системного изложения истории, беря

за основу иную логику: “от близкого и понятного ребенку - вглубь времени и

вширь пространства”.

Краткое содержание курса представлено в виде следующих тем: “Я и мое

имя”, “Моя семья и родословная”, “Имя моего города”, “О чем могут

рассказать улицы и дома”, “Родословная вещей”, “Загадочные письмена”,

“История на монетах и гербах”, “Лента времени”, “Деяния людей в истории”,

“Знаменитые персонажи истории”, “Историческая картина жизни народов в

разные эпохи”.

История, как самостоятельный предмет, была включена и в

дидактическую систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.

В программе и книге Сухова В.В., Абдулаева Э.Н., Крылова В.В.,

Морозова А.Ю. “По следам прошлого. Книга для чтения в двух частях”

содержание курса представлено в разделах:

* “Хозяин планеты Земля”;

* “Первобытные люди”;

* “Государства Древнего мира”;

* “Средние века”;

* “Новое время”;

* “ХХ век”;

* “Заключение”.

Основной принцип построения содержания - тематический в сочетании с

историко-хронологическим. Такой подход является принципиально новым. Он

позволяет рассматривать определенные закономерности в развитии

человеческого общества и, вместе с тем, останавливается на конкретных

фактах мировой истории.

Курс строится в русле иной образовательной парадигмы: главное - не

факты, а понимание закономерностей становления человеческого общества,

отличия разных эпох. В рамках каждого раздела отбираются наиболее

актуальные, по мнению авторов, для детей данного возраста темы.

Анализ учебных программ показал, что далеко не все педагоги – составители

использовали художественно-историческую литературу для ознакомления детей с

мировой и Российской историей. Наиболее интересными программами по нашему

мнению являются: программа по литературе “Литература в начальной школе”

Л.В.Кутьевой и Саплина Е. “Историческое образование в начальной школе.

Путешествие в историю”. К предлагаемым ими темам существует большое

количество художественно-исторической литературы. Вопросы, затронутые в

этих программах, в значительной степени способны повлиять на развитие

нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Все приведенные выше программы способствуют повышению интереса к

художественно-исторической литературе у детей младшего школьного возраста.

Позволяют приобщить детей к литературе как к искусству слова через введение

элементов литературоведческого анализа текстов, а также знакомят через

литературу с миром человеческих отношений. Наиболее полноценно решают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.