скачать рефераты

МЕНЮ


Воспитание различных категорий девиантного поведения

Воспитание различных категорий девиантного поведения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «ПЕДАГОГИКА»

Тема: “Воспитание различных категорий девиантного поведения. ”

Проверил: к. пед. н. доцент

Лузгин С. А.

Рязань 2002 г.

План

Введение 3

Девиантное поведение – что это такое? 4

СМИ – причина девиантного поведения? 8

Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку! 13

Центры психологической реабилитации 18

Заключение 22

Литература 23

Введение

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно

пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы

пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной

реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь»,

«Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение

подростков», «Смысложизненные предпочтения подростков», «Внимание:

беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской

проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в

Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных

«круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен

заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается,

если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице.

Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут

спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная

система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ,

трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год

от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут

быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания,

подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного

поведения» знает только по наслышке. Да, он читали или где-то слышали о

рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде

неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и

как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения

проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть

только одно место - тюрьма».

Однако, всегда ли это будет единственное и правильное решение? Поломать,

покалечить начинающуюся судьбу так легко. Еще проще, наверное, чем

надломить деревце, растущее у оживленной дороги. Неудачно развернулся рядом

неуклюжий грузовик, и хрупкое деревце, бывшее только что зеленым и

стройным, сломалось. Как его потом выправить, вылечить, чтоб росло дальше,

выше и чтоб росло без изъяна?

В этой работе я постараюсь рассмотреть варианты воспитания лиц

девиантного поведения именно с точки зрения не «сломать» неудачно

начинавшуюся жизнь, а «помочь вернуться» из своих заблуждений в реальный

мир, но уже без злобы, на правах равного.

Девиантное поведение – что это такое?

Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным

или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и

ожиданиям;

2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых

формах человеческой деятельности, не соответствующих официально

установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и

ожиданиям.[1]

К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм,

проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет

собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во-

вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-

третьих, противоречия, обусловленные перестройкой организмов социального

контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и

послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие

сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится

сталкиваться учителям и родителям?

Злоупотребление алкоголем. Эта опасность распространена у нас широко. По

данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14

лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше

ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его

потребность в нем.

Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленным

стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если

строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве

сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения,

человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток

стремится погасить характерное для него состояние тревожности и

одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы

юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из

признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует

отрицательный пример родителей.

Употребление наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с

психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и

переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей

впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания

узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают

обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое

явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90%

наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников,

собирающихся в определенных местах.

Более точно распределение можно проследить по данным социологического

опроса.

Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)[2]

|1 |Под влиянием других людей, компаний |85,5 |

|2 |Из-за употребления спиртных напитков |7,6 |

|3 |От безделья, отсутствия занятий |57,7 |

|4 |От незнания всех последствий употребления |15,7 |

| |наркотиков | |

|5 |Из-за стремления к удовольствию |59,2 |

|6 |Желание выглядеть взрослым |23,3 |

|7 |Чтобы забыть плохое |35,1 |

|8 |Отсутствует контроль взрослых |13,8 |

|9 |Ради интереса к «запретному плоду» |54,1 |

|10 |От неумения контролировать себя |22,6 |

|11 |По принуждению |7,9 |

|12 |Чтобы стать «своим» |43,2 |

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были

характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и

жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую

без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так

называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно

невинных, посторонних людей.

«Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих

домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами

и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то

кому-то что-то не так сказал…»[3]

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и

пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и

несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спорт

секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы

гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности

свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них

– своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки:

меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты

вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль

каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная

ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно

совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой

солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое

потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут

объяснить.

Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была

у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически

больные, ненормальные люди;

2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти

психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так

называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в

свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств

среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных

попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди

подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% -

16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-

тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя

девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют

демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не

повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание

покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и

юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток

совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может

вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то

конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди

мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на

различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать

понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого»,

«выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы

он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы

суицида несколько).

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение

образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид

девиантных действий повышает вероятность вовлечения также и в другой. До

некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению

социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события,

влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение в начале

всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет

соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные

условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов,

плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или

преодоление трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его

самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие

девиантной группы:

Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне

готов;

Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких

действиях;

Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов,

которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом

образуется порочный круг.

Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их

подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая

антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и

т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в

социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где

такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают

отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения

девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение

способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат

возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению

девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки

из немотивированных становятся мотивированными.

Итак, кратко охарактеризовав что подразумевается под девиантным

поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов

борьбы с ним.

СМИ – причина девиантного поведения?

Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения

среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые

должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют

увеличению их численности.

В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня

нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки),

"Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики),

"Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих

"американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о

повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для

доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже

отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками,

поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей,

где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном

отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и

диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер

с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.

В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по

культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических

исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о

средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в

возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди

них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких

источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни

молодежи, ответы распределились следующим образом.

Источники информации о жизни молодежи

(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]

|Из телепрограмм |27,7 |

|Из радиопрограмм |19,1 |

|Из газет |14,3 |

|Из журналов |18,2 |

|Из сети "Интернет" |12,3 |

|Из слухов |8,1 |

|Из других источников |0,3 |

Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.

Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по

своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции,

ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи

информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и

отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь,

освещают широкий спектр молодежных проблем.

В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос,

сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным

источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде"

оказались книги.

Сколько времени Вы уделяете:[5]

|Источник информации |1-2ч.|3-4ч. |Более 4ч.|Не уделяю|

|Чтению газет и журналов |56,4 |20,5 |4,7 |18,4 |

|Прослушиванию аудио- и |46,8 |22,7 |9,3 |21,2 |

|видеокассет | | | | |

|Видеофильмам |43,8 |24,6 |7,3 |24,3 |

|Телепередачам |43,6 |36,8 |14,3 |5,3 |

|Изучению специальной |36,9 |12,1 |5,1 |45,9 |

|литературы, учебников | | | | |

|Радиопередачам |35,5 |26,9 |14,9 |22,7 |

|Чтению художественной |34,3 |15,7 |7,5 |42,5 |

|литературы | | | | |

К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков и

молодежи можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.