скачать рефераты

МЕНЮ


Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

Устинова

Ольга

Волгоград

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………..2

1. Роль природы в эстетическом воспитании………………………………………………..4

2. Понятие экологического воспитания………………………………………………………8

3. Отношение к природе в дошкольном возрасте………………………………………….12

4. Ознакомление детей с жизнью животных в природных

условиях…………………………………………………………………………………………………17

5. методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников

средствами природы………………………………………………………………………………..21

6. пример проведения занятия: роль окраски в жизни животных,

или «кто какого

цвета?»…………………………………………………………………………..26

заключение………………………………………………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………………………………….30

введение.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники

воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа

- не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник

творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не

только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в

эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это

эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику

красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения

людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.

Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но

особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в

детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных

изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.

Характерная особенность этого процесса – диалектический переход

количественных изменений в качественные преобразования физических,

психических и духовных характеристик личности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное

развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа

личности, её нужно организовать и разумно направить.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно

быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка,

совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к

природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное

значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного

воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических

чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует

физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

1. Роль природы в эстетическом воспитании.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

занимает значительное место, способствует формированию и развитию

эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней».

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и

экскурсий.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или

воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,

перед обществом, перед собственной совестью.

2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной

педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В

основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему

(появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром

противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как

в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием

дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно

формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы

отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии

тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и

животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,

которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка

на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение

экологических проблем невозможно без самым серьезным образом

организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку

действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете,

определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением

к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому

дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального

внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического

образования и воспитания.

С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет

определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе

зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к

построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с

ребенком.

Исследования, проведенные в рамках экологической психологии,

позволили разработать собственно психологическую типологию субъективного

отношения к природе, которая. базируется на двух его основных параметрах:

модальности и интенсивности.

Модальность это качественно-содержательная характеристика

субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих

провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.