скачать рефераты

МЕНЮ


Значение художественной литературы в становлении личности школьников

Значение художественной литературы в становлении личности школьников

Содержание

Введение стр.

2

Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.

5

Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных

произведений в процессе становления личности подростка

стр.18

Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия

подростками литературных произведений

стр.42

3.1 Отношение подростков к литературным героям

стр.42

3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48

3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50

3.4 Осознание и переживание отношений

между литературными персонажами стр.52

Заключение

стр.57

Библиографический список

стр.59

Введение

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,

что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере

они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и

особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к

наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей

в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается

число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая

преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение

четких нравственных ориентиров.

Дети лишены права голоса, они нуждаются в защите своих прав и

интересов. Именно потому международное сообщество выработало новый взгляд

на положение детей в мире, согласно которому интересы детства признаются

приоритетными. В Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) говорится о праве

детей на культурное развитие, получение образования и информации.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и

подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль

в социализации личности играют средства массовой информации и книга.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью

литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература

питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели

поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии

читателя (1992 г.), - документе, с которым Международная ассоциация

издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что

чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече

с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как

реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к

современной социокультурной ситуации.

Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является

доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не

угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны

ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего

дефицита, в том числе - на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг.

удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе "социальной

депривации" детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К

периоду "застоя" (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы

накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества

названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и

относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель

разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз

ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В

хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная

литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии

и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. Отсутствие же

научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато

тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой

как одним из основных источников информации в различных областях знания. К

перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной

детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.

Между тем ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в

отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве

интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети

вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще

перестают читать.

Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске

детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных

отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду

показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно

увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика,

привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской

литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем

издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами

литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными

населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей

части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские

потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения

воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.

Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к

чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в

школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом

потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках,

ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного

снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и

отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось

комплектование библиотек детской литературой. Таким образом, по-прежнему

сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных

возможности реализовать свое право на чтение.

Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника

В 1996 году Республиканской библиотекой для детей и юношества

(Удмуртия) было проведено исследование "Книга и чтение в жизни

старшеклассника". Основной его задачей была оценка свободного (досугового)

чтения старшеклассников с разных точек зрения по различным параметрам.

Предполагалось, что помимо возрастных психологических особенностей (интерес

к своему "Я"; ориентация на общение; наработка нравственного потенциала;

формирование жизненной перспективы), большое влияние на объем и качество

досугового чтения учащихся оказывает не школа, как некий коллективный

руководитель чтения, а перенасыщенность школьной программы дополнительным

чтением даже по предметам негуманитарного блока.

Вот некоторые итоги исследования, представляющие интерес не только для

библиотечных работников, но и для педагогов, психологов, родителей, и самих

школьников.

ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

На вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 75%

респондентов. Читают только в силу необходимости 22% опрошенных, 3% -- не

читают вообще, предпочитая другие занятия.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге,

относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю. Для удобства

сравнения результаты исследований по данному пункту представлены в таблице,

для наглядности они же графически отражены в приводимой ниже столбчатой

диаграмме.

Следует отметить, что результаты исследования опровергли надежды

специалистов, что "нечтение" досуговой литературы может компенсироваться

чтением в помощь школе. По полученным данным, 67% респондентов обладают

навыком систематического или относительно систематического чтения и в

отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школе; только 2%

опрошенных, активно читая для досуга, не читают для школы. В то же время,

из 31% школьников, не читающих для досуга, только 14% (меньше половины!)

обращаются к книге в помощь школьной программе, а 17% не читают даже в силу

необходимости.

ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ

По прежнему первое место на шкале читательских интересов (опережая

следующие 2 позиции - историческую книгу и сентиментальный роман более чем

на 30%) стоит приключенческая книга, к которой можно отнести также

фантастику и детектив, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и

напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных

поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала

и т.д.

Вверх по шкале значимости переместились такие темы, как история (с 7

места на 2), о сверстниках (с 10 - на 5), о жизни замечательных людей (с 13

- на 6). Стабильно высоким остался интерес к приключенческой литературе,

детективам, фантастике, книгам о любви; стабильно низким - к

профориентационной тематике. Снизился читательский интерес к литературе о

войне, об искусстве. Все эти изменения, очевидно, тесно связаны с

современной социокультурной ситуацией.

Старшеклассники крайне редко обращаются к литературе о профессиях. И

хотя эта тема занимает то же место, что и 15-20 лет назад, место это -

последнее, ситуация же в обществе резко изменилась. Причины: во-первых,

школьник стал намного раньше определять собственную жизненную перспективу и

более целенаправленно ее реализовывать (дополнительное обучение,

профилированные классы, курсы и т.д.); во-вторых, та литература

профориентационной тематики, которая имеется в библиотеках, безнадежно

устарела; в-третьих, сегодня появилось множество источников информации о

новых профессиях, с которыми, при крайне недостаточных подписке и

комплектовании, средняя библиотека конкурировать не в силах.

ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научно-популярная литература в досуговом чтении старшеклассника

составляет заметно меньшую долю, чем художественная. Необходимо обратить

внимание на то, что научно-популярную книгу в свободном чтении НИКОГДА не

читает 39% опрошенных.

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ

Только у 20% опрошенных достаточно времени на чтение "для души"

(интересно, что из них три четверти - 15% от общего числа респондентов,--

ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать).

Сегодня старшеклассник вынужден осваивать определенный объем

литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о

таких формах самостоятельной работы учеников, как рефераты, доклады,

семинары. Количество объемных самостоятельных работ, выполняемых учениками

в течении четверти, оценивается респондентами следующим образом. Учащиеся 8-

х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов - 7-8,

учащиеся 10-х - 9-10.

Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самым

активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает,

скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение

чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой

сферы (недаром 25% опрошенных школьников практически не читают для досуга).

Падение интереса подростков и юношества к свободному чтению вызывает

беспокойство по ряду причин. Во-первых, обедняются эмоциональная и

интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться

на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи Личности с

окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и

сокращении времени, уделяемого ему, усиливается дисбаланс тематики

репертуара чтения: исключаются темы, занимающие последние места в списке

предпочтений (например, "профориентация" и "искусство"), а превалируют

фантастика, мистика и "ужасы", детектив и так называемый "сентиментальный

роман". Большинство этих произведений не способно положительно влиять на

формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и

развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого

навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь

школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру

подростка.

Итак, данные этого и других исследований конца 90-х годов

свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. То,

что мы можем стать обществом "вторично неграмотных" косвенно подтверждают и

педагоги. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и

смещение чтения на второе-пятое место в досуговой деятельности. Отношение к

чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом

зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им

взрослые. Ощутимую трансформацию претерпевает семья как особый социальный

институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. Продолжается и

усиливается процесс социального расслоения семей по уровню доходов. В 1993

году за порогом бедности находилось около 80% детей до 15 лет.

Дифференциация семей по уровню дохода приводит и к дифференциации детства,

расслоению этого сообщества. Неравенство возможностей - "неравный старт" -

проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным

образованием детей занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других

им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь ребенка через

посредников - родителей, учителей, воспитателей. Вот почему столь важна

читательская атмосфера в семье подростка.

Согласно данным исследования РГБ в начале 90-х годов, посвященного

изучению чтения в семьях с детьми дошкольного возраста, преобладает

категория родителей (примерно половина), которые не заботятся о приобщении

ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный

просмотр теле- и видеопередач. Около трети родителей хотели бы приохотить

детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания

особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная, третья категория

родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда

устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей

отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Изучение

домашних библиотек показало, что здесь мало лучших детских книг "золотой

полки", поэтому репертуар для семейного чтения недостаточно разнообразен,

зачастую случаен.

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование

личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные

вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х

годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма,

А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл, Г. Уэллс,

Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и др. По

сравнению с советским периодом исчезло единообразие в чтении девочек и

чтении мальчиков: сегодня на первом месте в чтении мальчиков ° фантастика и

приключения, у их сверстниц ° романы "из взрослой жизни". У девочек свой

круг чтения с девушкой или женщиной-героиней (Ш. Бронтэ, М. Митчелл, Э.

Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.). На втором месте в чтении

подростков традиционная "классическая" приключенческая литература °А. Дюма,

М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, Р. Стивенсон, Л. Буссенар. Сюда

добавляются некоторые возвращающиеся в детское чтение авторы: Э. Берроуз,

Р. Хаггард, Л. Жаколио и др.

Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то в начале 90-х

годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги

в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду

популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р. Бредбери, А.

Кларк, а отечественных - А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев, А. и Б.

Стругацкие (чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с

тем русская классическая литература занимала в репертуаре чтения подростка

небольшое место и являлась преимущественно "деловым" чтением. В круге

чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству. В

этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе станет нечитателем.

Специалисты отмечают, что для большинства подростков чтение не является

ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.

В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что

сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих

поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа

детей разного возраста. Между тем в эпоху непрерывного самообразования

особенно важными становятся развитая культура чтения, информационная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.