Анализ особенностей ведения мониторинга городских земель в городе Москва
Если же нарушение не устранено, а штраф не погашен, госинспектор составляет "Протокол о нарушении земельного законодательства". Цикл привлечения нарушителя к ответственности повторяется заново. При этом, кроме упомянутых документов, госинспектором в качестве приложения к "Протоколу" может быть составлен на форменном бланке "Акт о необходимости прекращения права на земельный участок".
Выполнение поручений завершается представлением в соответствующую инстанцию доклада. Рассмотрение писем заканчивается первичным уведомлением заказчиков о принятии информации к рассмотрению. Целью отчетности является информирование вышестоящих органов о результатах работы ГЗИ и ЗАК, анализ соблюдения земельного законодательства в городе и его административно-территориальных выделах, выявление причин нарушений земельного законодательства, выработка предложений по совершенствованию государственного земельного контроля. Процесс составления отчетов сводится к сбору, обобщению статистических данных, их обработке и сведению в форму отчетного документа. Целью анализа деятельности ГЗИ является оценка эффективности контроля за соблюдением земельного законодательства в городе, работы государственных инспекторов, а также прогноз развития и перспективы деятельности ГЗИ.
Анализ статистических данных позволяет оценить тенденции роста (снижения) количества нарушений земельного законодательства по видам нарушений, субъектам нарушений в каждом административном округе и в целом по городу, приоритетные направления деятельности органов государственной земельной инспекции и разработки нормативных и законодательных актов, направленных на предупреждение нарушений земельного законодательства.
Глава 3. Особенности видения мониторинга земель в г.Москве
3.1 Краткая характеристика земель в г.Москве
Состояние земель в Москве контролируется с помощью аэрофотосъемки. Сейчас Москва занимает площадь около 100 тыс. га, и контроль за такой огромной территорией необходимо осуществлять на совершенном уровне. В Москве естественный почвенный покров на большей части города уничтожен. Зеленые насаждения скверов, бульваров и газонов создаются на искусственных гумусированных почвенных субстратах мощностью от 30 до 100 см. Большинство выбросов токсических веществ в городскую среду сосредоточиваются на поверхности почвы, где происходит их постепенное депонирование, что ведет к изменению химических и физико-химических свойств субстрата. Химическое и тепловое загрязнение грунтовых вод. В большинстве случаев грунтовые воды на территории Москвы характеризуются слабой углекислотной агрессивностью, реже слабой сульфатной или общекислотной агрессивностью. По отношению к железобетонным конструкциям практически во всех скважинах воды слабоагресивны при периодическом смачивании и неагрессивны при постоянном погружении. Среднеагрессивные грунтовые воды зафиксированы в единичных случаях. В последнее время случаи загрязнения подземных вод нефтепродуктами отмечаются на значительных участках города. Причиной этого явления служит несовершенство, с экологической точки зрения, прежних методик проектирования и строительства указанных выше объектов. Резервуары хранения нефтепродуктов, а также транспортные коммуникации заглубляются в грунт без надлежащей электрохимической защиты металла. В результате длительного контакта металла труб и поверхностей резервуаров с подпочвенной влагой происходит коррозия металлов, появляются свищи, через которые осуществляется бесконтрольная утечка нефтепродуктов в грунты и на поверхность грунтовых вод. Не меньшую опасность представляют разливы и нефти и нефтепродуктов на поверхности почвы, которые затем просачиваются в грунтовые воды. Процесс нефтяного загрязнения происходит достаточно медленно. Но учитывая, что в Москве находится много потенциальных источников загрязнения, которые функционируют в течение нескольких десятилетий, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с последствиями неконтролируемого загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.
Анализ результатов мониторинга городских земель г. Москва показал, что в городе продолжает идти устойчивый процесс нового строительства зданий, строений и прочих сооружений, вовлекающий в процесс ежегодно около 2% городских земель. Из этих объектов достаточно существенна роль гаражей, автостоянок и рынков, занимающих до 1/10 площади новой застройки. Также до 1/10 площади новой застройки занимают земли т.н. "долгостроя" - временно прекращенного по различным причинам строительства, ухудшающего нормальное протекание инвестирования в строительство. Новое строительство сопровождается сносом определенного количества ненужных строений, но высвобождаемые площади практически на порядок меньше (0,15%), чем вновь застраиваемые.
Строительству зданий и сооружений сопутствует изменение состояния земель. Благоустраивается и озеленяется 0,13% городских земель, но на площадях, превышающих благоустраиваемые в 3,5 раза, выявлены нарушения земельного законодательства, влияющие на экологическую обстановку (нарушения плодородного слоя почвы и захламление). Площади экстенсивно используемых земель за время осуществления мониторинга устойчиво колеблются в пределах 3-4%, снижаясь статистически не значимо.
В ходе инженерно-хозяйственного освоения геологическая среда подвергается мощному антропогенному воздействию. В результате развиваются опасные процессы, такие как оползни, подтопления, просадочные процессы и пр. На территории города Москвы наиболее распространенными являются подтопления, оползневые и карстово-суффозионные процессы.
Подтопление - подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта воды в реках при сооружении водохранилищ и плотин, затоплением русел рек, потерями воды из водопроводной и канализационной сетей и др. При подтоплении происходит заболачивание и засоление почв, ухудшается санитарное состояние местности, разрушаются здания, дороги, активизируются оползни, карст и другие неблагоприятные процессы.
Оползневые процессы - это процессы перемещения грунтов по прирусловым склонам под воздействием гравитации.
Под карстово-суффозионными процессами понимают динамические явления, приводящие к формированию просадок.
Наблюдения за состоянием геологической среды в Москве проводятся ФГУП «Геоцентр-Москва». По состоянию на 1 января 2007 года, по данным ФГУП «Геоцентр-Москва на территории города оползни занимают 800 га, карстово-суффозионные явления - 680 га.
Наблюдения за состоянием геологической среды в Москве проводятся ФГУП «Геоцентр-Москва». По данным ФГУП «Геоцентр-Москва» на территории города Москвы развиты два типа оползней по возрасту основного деформирующегося горизонта - оползни в юрских глинах, осложняющие в основном склоны долины реки Москвы, и в четвертичных глинистых отложениях, поражающие преимущественно склоны долин малых рек. К потенциально опасной, с точки зрения проявлений карстово-суффозионных процессов, части территории города относится полоса долины реки Москвы от канала им. Москвы, на северо-западе города, до впадения в нее реки Яузы, а также несколько участков вдоль долины последней. Визуально заметные проявления активности оползневых процессов фиксируются на склонах долины реки Москвы в районе Москворечья, Нижние Мневники и Хорошево-1. Несмотря на проведение противооползневых мероприятий, глубокие подвижки наблюдаются в районе Воробьевых Гор, Фили-Кунцево, Коломенское, Хорошево-2. Кроме того, медленные глубокие подвижки отмечаются на участке «Серебряный бор».
Рис. 3.1 - Схема инженерно-геологического районирования
Опасные проявления карстово-суффозионных процессов на территории города Москвы отмечаются в Северо-западном административном округе. Наиболее опасной является территория, расположенная между улицами: Расплетина - на западе; Поликарпова и 1-го Хорошевского проезда - на востоке; ул. Маршала Соколовского и Тепличным переулком, южной окраиной Центрального аэродрома - на севере; Ново-Хорошевским проездом и Хорошевским шоссе - на юге. Площадь этого участка составляет 4,3 км2. Аналогичные по инженерно-геологическим условиям участки, но без проявления поверхностных карстово-суффозионных форм выделяются в районе ул. Маршала Тухачевского, Маршала Берзарина, м/р Строгино и Троице-Лыково, Силикатного проезда, Краснопресненской набережной (Северо-Западный административный округ); площади Киевского вокзала (Западный административный округ); станции Москва-Ш Северной ж/д., Русаковской улицы (Восточный административный округ), между Пятницкой улицей и Краснохолмской набережной, Кожевнических переулков, Дербеневской улицы (Центральный административный округ) и другими. Суммарная площадь этих участков составляет около 15 км2. Отдельные территории могут являться потенциально опасными для строительства.
Таблица 3.1
Участки опасности инженерно-геологических процессов
№№ участка
|
Наименование участков опасности инженерно-геологичеких процессов
|
Площадь участка (км2)
|
Участки активизации процессов
|
|
|
Оползневых
|
|
|
|
1
|
Воробьевы горы
|
1,2
|
+
|
|
2
|
Фили-Кунцево
|
1,0
|
+
|
|
3
|
Коломенское
|
0,8
|
+
|
|
4
|
Серебряный бор
|
0,3
|
|
|
5
|
Нижние Мневники
|
0,3
|
+
|
|
6
|
Хорошово 1
|
0,5
|
+
|
|
7
|
Хорошово 2
|
0,5
|
+
|
|
8
|
Тушино
|
0,1
|
|
|
9
|
Щукино
|
0,2
|
|
|
10
|
Сходня
|
0,4
|
+
|
|
11
|
Москворечье
|
0,6
|
+
|
|
12
|
Сабурово
|
0,2
|
|
|
13
|
Капотня
|
0,2
|
|
|
14
|
Ростовская набережная
|
0,1
|
|
|
15
|
Карамышевский гидроузел
|
0,1
|
|
|
16
|
Набережная Шевченко
|
0,1
|
|
|
17
|
Поклонная гора
|
0,1
|
|
|
18
|
Чагино
|
0,1
|
|
|
|
Карстово-суффозионных
|
|
|
|
1
|
Ходынский
|
8,0
|
+
|
|
|
3.2 Технология ведения мониторинга земель в г.Москве
Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Его задачи определены ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации:
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Осуществление мониторинга земель в г. Москве осуществляется в виде комплекса организационных мероприятий и технологических процедур, включающих своевременное получение достоверной и актуальной исходной информации о состоянии и использовании земель, её обработку и подготовку производной от исходной информации для пользователей.
Информация, получаемая в результате ведения мониторинга земель, используется в процессе государственного управления земельными ресурсами.
Начиная с 2003 г., Департаментом совместно с ГУП "Мосгоргеотрест" проводятся регулярные работы по осуществлению мониторинга земель г. Москвы по материалам дистанционного зондирования. Материалы космических (цветных) съёмок высокого пространственного разрешения со спутников "QUICK BIRD" и "IKONOS" обновлялись с периодичностью 2 раза в год (весна; осень). Панхроматические снимки имели разрешение соответственно 0.61 м и 1.0 м, мультиспектральные снимки (цветные - видимый диапазон, инфракрасные - ближний ИК диапазон) - 2.4 м и 4.0 м. Они и созданные на их основе ортофотопланы используются для получения оперативной картографической информации на территориях, где произошли существенные изменения ситуации, а также для целей мониторинга фактического использования земель города Москвы.
Основные задачи мониторинга фактического использования земель:
выявление земель гаражей;
выявление земель с изменениями границ земельных участков;
выявление земель с вновь возведенными объектами;
выявление благоустраиваемых и озеленяемых земель;
выявление земель с нарушениями почвенного покрова;
выявление земель с изменениями улично-дорожной сети;
выявление захламлённых земель;
выявление земель с новым строительством;
выявление земель с отдельными объектами нового строительства;
выявление свободных (неосвоенных) земель;
выявление земель со снесенными строениями.
Основными задачами мониторинга кадастровой стоимости земель города Москвы являются:
- определение размеров поправочных коэффициентов, отражающих изменение удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы (далее - УПКСЗ) с учетом цен на рынке недвижимости по видам функционального использования;
- обеспечение регулярного поступления от городских организаций и регулярного обновления всего необходимого набора исходных данных для проведения ГКОЗ, расчета кадастровой стоимости земель города Москвы (далее - КСЗ);
- обеспечение ежегодной актуализации (пересчета) результатов ГКОЗ - удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы;
- обеспечение периодического утверждения актуализированных УПКСЗ;
- анализ тенденций и причин изменения КСЗ во времени.
Мониторинг включает в себя следующие работы:
- регулярное получение исходных данных для проведения ГКОЗ от городских организаций - источников информации, из других источников; формирование и регулярная актуализация баз исходных данных для проведения ГКОЗ;
- ежегодное проведение расчетов УПКСЗ с использованием актуализированных баз исходных данных для ГКОЗ;
- ежегодное сопоставление полученных результатов расчетов УПКСЗ с утвержденными в установленном порядке УПКСЗ, внесение предложения о необходимости утверждения актуализированных УПКСЗ в установленном порядке;
- регулярное получение от городских организаций - источников информации дополнительных данных (оснований) для ежегодного расчета КСЗ в соответствии с утвержденными УПКСЗ;
- формирование и регулярную актуализацию баз дополнительных данных (оснований) для расчета КСЗ в соответствии с результатами ГКОЗ;
- формирование и регулярную актуализацию баз данных о КСЗ;
- ежегодную подготовку аналитического отчета о тенденциях и причинах изменения КСЗ.
Участниками мониторинга являются:
- государственный заказчик работ по ГКОЗ и мониторингу;
- генеральный подрядчик работ по мониторингу;
- органы исполнительной власти города Москвы, городские и иные организации, являющиеся держателями исходных данных, необходимых для проведения ГКОЗ и расчета КСЗ (далее - Источники исходных данных).
Источниками исходных данных являются:
- Департамент земельных ресурсов города Москвы;
- Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
- Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы";
- ГУП МосгорБТИ.
Для уточнения исходных данных и расширения объема выборок для статистического анализа в установленном порядке может быть использована информация, содержащаяся в базах данных:
- Департамента имущества города Москвы;
- Департамента науки и промышленной политики города Москвы;
- Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;
- Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы;
- Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов;
- Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат);
- Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве;
- других органов исполнительной власти города Москвы, городских и иных организаций - держателей информации.
Генеральный подрядчик совместно с органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями - Источниками исходных данных обеспечивают своевременное получение (передачу) исходных данных для мониторинга со следующей периодичностью:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|