Автомобильный парк хозяйства обеспечивает в основном перевозку с.-х. грузов с учетом ряда их особенностей. В зависимости от вида с.-х. грузов и сезона работы автомобили должны быть соответственно подготовлены.
Основное назначение тракторного парка - выполнение определенного объема полевых работ, а также работы по заготовке кормов, транспортировка органических удобрений и т.п.
Для обеспечения эффективной работы автомобильного парка в хозяйстве имеется гараж-стоянка, помещение для ТО и ремонта автомобилей и тракторов, пункт заправки топливом, склад для хранения нефтепродуктов.
Состав и структура тракторного и автомобильного парка приведены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5 - Состав и структура тракторного парка
Показатель
2005г.
2006г.
2007г.
1 Гусеничные тракторы: ДТ-75 М, ДТ-75
5
15,63
5
16,13
5
16,13
2 Колесные тракторы, всего:
в т.ч. МТЗ-80/82
ЮМЗ-6М/6Л
Т-16М
25
20
3
2
78,13
62,50
9,8
6,25
24
19
3
2
77,42
61,29
9,68
6,45
24
19
3
2
77,42
61,29
9,68
6,45
3 Колесные энергонасыщенные тракторы, в т.ч Т-150К
2
6,25
2
6,45
2
6,45
4 ИТОГО
32
100
31
100
31
100
Таблица 6 - Состав и структура автомобильного парка
Показатель
2005г.
2006г.
2007г.
1 Грузовые автомобили, всего:
в т.ч. ГА3-53А
ГАЗ-САЗ-4509
ЗИЛ-130
17
10
6
1
77,27
45,45
27,27
4,55
18
10
6
2
75,0
41,67
25,0
8,33
18
10
6
2
75,0
41,67
25,0
8,33
2 Легковые автомобили, всего:
в т.ч. УАЗ-31512
УАЗ- 452
2
2
3
9,09
9,09
13,64
2
2
3
8,33
8,33
12,5
2
2
3
8,33
8,33
12,5
3 ИТОГО
22
100
24
100
24
100
Эффективность использования грузового автотранспорта
Показатели использования грузового транспорта, а также эффективность его использования представлены в таблице 7
Таблица 7 - Показатели использования грузового транспорта
Показатель
2004г.
2005г.
2006г.
2006г. в % к 2005г.
1 Среднегодовое количество автомобилей
в т. ч. грузовых
22
17
24
18
24
18
100
100
2 Общий тоннаж, т
160
168
168
100
3 Средняя загруженность машины, т
2,95
2,7
3,39
151,92
4 Автомобиле-дни всего, дней
в т.ч. а) в работе,
б) в ремонте и его ожидании
6205
3175
926
6480
3240
1260
6100
3315
935
94,14
102,3
74,21
5 Общий пробег автомобилей, тыс.км.
765,2
900,6
850,4
94,43
в т.ч. с грузом
425,9
414,3
433,1
104,54
6 Объем перевезенных грузов, тыс. т.
32,6
29,4
45,7
155,44
7 Общие затраты по эксплуатации парка, тыс.руб.
в т.ч. з/плата, тыс. руб.
технич. ремонт, тыс. руб.
зап. части, тыс. руб.
стоимость ГСМ, тыс. руб.
1047
320,4
205,8
256,4
856
1089
361,8
229,4
347,1
1154
1108
427,5
198,5
302,8
1306
101,74
118,16
86,53
87,24
113,17
8 Коэффициент технической готовности
0,80
0,78
0,83
106,41
9 Коэффициент использования автопарка
0,51
0,50
0,54
108,0
10 Коэффициент использования пробега
0,56
0,46
0,51
110,9
11 Средняя техническая скорость, км/ч
17,5
17,6
18,4
104,55
12 Средняя эксплуатационная скорость, км/ч
18,6
18,9
19,3
102,12
13 Себестоимость 1 т-км, руб.
5,66
6,38
6,25
97,96
14 Отработано дней 1 автомобилем
187
180
184
102,22
15 Расход на 100 км пробега
35,6
37
36
97,30
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д.
Организация технического обслуживания, текущего ремонта и хранениятехники
В период эксплуатации происходит приработка деталей в агрегатах автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания профилактические, крепежные, смазочно-очистительные и регулировочные работы должны выполняться тщательно, что обеспечит надежность и экономичность работы автомобиля, а также длительный срок его службы.
На предприятии действует планово-предупредительная система технического обслуживания, которая заключается в обеспечении поддержания работоспособного состояния подвижного состава в процессе эксплуатации, а также восстановление его работоспособности. Все операции технического обслуживания проводятся через определенную наработку в км пробега. Одновременно выполняются комплектование оборотного фонда агрегатов, подбор запасных частей и доставка их на рабочее место.
В хозяйстве применяют четыре способа хранения техники: закрытое в отапливаемом помещении, закрытое в неотапливаемом помещении, полузакрытое под навесом и открытое на площадках. Каждый из способов определяет степень защиты подвижного состава от метеорологических и прочих воздействий внешней среды.
Хранение в отапливаемом помещении полностью защищает подвижной состав от любых воздействий (холода, снега, дождя, ветра, пыли), хранение в неотапливаемом помещении не защищает от холода, хранение под навесом не защищает от холода и ветра, хранение на открытой площадке не защищает от всех внешних воздействий.
В зоне хранения за каждым автомобилем закреплено постоянное место и в ней могут находиться только исправные автомобили. В зоне хранения поддерживается чистота, разлитые нефтепродукты убираются, а для сбора использованного обтирочного материала вне зоны хранения установлен металлический ящик.
Часть тракторов хранится в неотапливаемых помещениях, а часть под навесом. Сельскохозяйственная техника хранится на специально оборудованных открытых площадках.
В зоне хранения находятся только исправные и вполне готовые к выезду автомобили и трактора, а также прицепы. Для пожарной безопасности зона хранения имеет несколько свободно открывающихся ворот и проезды.
Мойка автомобилей производится на специально оборудованной автомойке предприятия, которая находится на территории машинного двора. Сельскохозяйственные машины и комбайны моют с помощью шлангов с подводом воды.
Снятые узлы и агрегаты требующих особых условий хранения сдают на склад. Где в свою очередь проводится опись, маркировка деталей. Отмечается техническое состояние деталей, время сдачи и фамилия.
Организация работы нефтехозяйства
Бесперебойное обеспечение хозяйства нефтепродуктами с минимальными количественными и качественными потерями достигается решением комплекса вопросов, основными из которых являются: правильное планирование потребности в топливе и смазочных материалах; формирование и совершенствование материально-технической базы нефтехозяйств; выбор рациональных организационных форм снабжения хозяйств нефтепродуктами; рациональное их использование.
Типовая схема нефтеснабжения машинно-тракторного парка хозяйства предусматривает центральный нефтесклад с пунктом заправки.
Нефтепродукты в хозяйства завозят специализированным транспортом или в специально предназначенных для этого таре и емкостях на основе договора поставки между хозяйством и базой нефтепродуктов ОАО «Удмуртнефтепродукт». Завоз нефтепродуктов осуществляется в следующем порядке: заправщик делает заблаговременно заявку директору предприятия. Руководитель обеспечивает поставку топлива, через нефтебазу.
Заправка тракторов и машин производится через заправочные колонки отдельно как для дизельного топлива, так и для бензина.
Во избежание снижения качества нефтепродуктов при их транспортировке, хранении и выдаче необходимо предусмотреть отстой дизельного топлива в течение не менее 24 ч, налив топлива в резервуары закрытой струей под уровень, наличие дыхательных клапанов на резервуарах и их герметизацию, а также наличие современных фильтров на топливораздаточных колонках.
Расход топлива и масел контролируется инженерной и диспетчерской службой. Каждому выдаются талоны, в котором указаны литры дизельного топлива и масла в зависимости от предполагаемых объемов работ. К основным причинам перерасхода топлива относится неисправность топливной аппаратуры.
Топливо хранится в закрытых, герметичных емкостях. Краны и люки запломбированы. Кроме кранов дополнительно установлены заглушки. Масла хранятся в здании заправочного пункта в 200 л бочках. Заправка масел осуществляется с помощью ручных насосов. Для отработанных масел имеется отдельная емкость.
Нефтехозяйством заведует заправщик, который ведет документацию, следит за состоянием емкостей, ведет учет расхода топлива и масел.
В задачу нефтехозяйства предприятия входят получение, хранение и своевременный отпуск нефтепродуктов, борьба со всеми видами потерь при получении, хранении и отпуске топлива. Потери образуются на всем пути движения нефтепродуктов от нефтеналивной базы до нефтескладов хозяйства и пунктов заправки машинно-тракторных агрегатов, комбайнов, автомобилей и др. Основные виды потерь: испарение (естественная убыль при хранении), утечка, разлив, неполный слив, расход на непроизводственные цели (обогрев и т. д.), потери при эксплуатации машин.
При постоянно растущих ценах на нефтепродукты их безвозвратные потери увеличивают себестоимость механизированных работ и с.-х. продукции. Зная каналы потерь, намечают пути полного или частичного устранения их всеми доступными способами.
При плохой организации использования нефтепродуктов их потери от годового расхода нефтепродуктов составляют в среднем: дизельного топлива -- 2,5 %, бензина --3,5, моторного масла -- 6 %. По установленным нормам эти потери должны составлять не более 0,3%общего расхода нефтепродуктов.
Значительные потери и перерасход нефтепродуктов наблюдается при эксплуатации машинно-тракторного парка с большой изношенностью. Для экономичного расходования топлива при использовании машинно-тракторного парка необходимы рациональная организация рабочих процессов, правильное комплектование машинно-тракторных агрегатов, своевременная регулировка топливной аппаратуры, выбор наиболее экономичного режима работы, маневрирование рабочими скоростями при выполнении полевых работ и др.