Анализ землепользования Предгорного района Ставропольского края на примере земель станицы Ессентукской
Как видно, при выборе варианта не учитываются показатели инвестиционной привлекательности, которые проявляются посредством хороших пространственных условий землепользования.
Таким образом, в комплексе задача оценки пространственных условий территории не решена, но в настоящее время с переходом нашей страны к рыночной экономике она стала особенно актуальной. Это связано с тем, что собственнику необходимо иметь полное представление о приобретаемом участке, его инвестиционной привлекательности, которая напрямую зависит от пространственных условий, а государство необходимо развивать далекие и неудобные земли посредством дифференциации земельных платежей с их учетом.
Проекты по подготовке технико-экономического обоснования создания или расширения особо охраняемой природной территории выполняются на втором этапе комплекса мероприятий, связанных с организацией или расширением ООПТ.
Составной частью ТЭО является землеустроительный проект отвода земель ООПТ с описанием ее границ и координат. В этом документе определяются категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, изымаемых (выкупаемых) в состав особо охраняемой природной территории, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия, а также границы и площади охранной зоны.
В рамках технико-экономического обоснования рассчитываются затраты, связанные с выкупом земельных участков у собственников и землепользователей и (или) покрытием убытков по их изъятию, ограничением хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также в случаях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земель.
В ТЭО приводятся затраты на создание инфраструктуры и содержание особо охраняемой природной территории, выполнение мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда.
Оценивается современное состояние и определяется направление развития ООПТ, приводится планировочная организация и производится функциональное зонирование территории, вид режима охраны и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон с определением норм рекреационных нагрузок.
Разрабатывается генеральный план развития инфраструктуры, внутрихозяйственная структура ООПТ, структура управления. Предлагаются мероприятия по охране экосистем, памятников истории и культуры, по инженерной защите территории от опасных геологических процессов и явлений.
Рассматривается специфика научно-исследовательской, эколого-просветительскойи рекреационной деятельности ООПТ. Оценивается текущее состояние и потребности материально-технической базы. Анализируется экономический механизм деятельности. Рассматриваются основные принципы взаимодействия парка с физическими и юридическими лицами. Подготавливается Паспорт особо охраняемой природной территории.
3.3 Комплексная оценка угодий по категориям земель
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.
Сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции (ГОСТ 26640-85). К ним относятся:
- пашня - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более двух лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы;
- многолетние насаждения - сельскохозяйственные угодья, используемые под искусственно созданными древесными, кустарниковыми (без лесной площади) или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения урожая плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции;
- залежь - земельный участок, который ранее использовался под пашню и более 1 года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар;
- сенокос - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение;
- пастбище - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных, и такое использование является основным, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые под сенокос и не являющиеся залежью.
Несельскохозяйственные угодья подразделяются на лесные земли, земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, находящиеся под водой, занятые застройкой, дорогами, болотами, нарушенные и прочие земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предоставленные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные).
К древесно-кустарниковой растительности относятся полезащитные лесные полосы и иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, защитные насаждения на полосах отводов железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, каналов, озеленительные и другие древесно-кустарниковые насаждения (за исключением городских лесов) на землях поселений.
Земли под водой - это площади, занимаемые реками, водохранилищами, ручьями, каналами межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов, озерами, прудами, ледниками, снежниками.
Болото - земельное угодье, избыточно увлажненное грунтовыми и атмосферными водами с наличием на поверхности разложившихся и полуразложившихся остатков в виде торфа.
Земли застройки - земли под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их обслуживания. Земли застройки включают земельные участки жилой и общественно-деловой застройки, а также промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки.
Земли под дорогами - земли, занятые автомобильными и железнодорожными магистралями, полосами отвода этих дорог, скотопрогонами, улицами, проездами, переулками, площадями и иными путями сообщения.
Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность, являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.
К прочим землям относятся овраги, пески, галечники, оползни, скалы, осыпи, наледи, деградированные и загрязненные земли, полигоны отходов, свалки, земельные участки, расположенные в тундре, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя.
К землям, находящимся в стадии восстановления плодородия, относятся участки, на которых закончена техническая рекультивация и проводится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны.
Земельные участки, находящиеся в стадии мелиоративного строительства - это только сельскохозяйственные угодья, на которых ведется новое мелиоративное строительство, а также участки раскорчеванных, но не распаханных садов, площади сельскохозяйственных угодий, подготовленные под посадку лесных защитных насаждений, на которых еще не произведена закладка и т.д.
Оленьи пастбища - это территории, расположенные в зоне тундры и лесотундры, северной тайги, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя. Оленьи пастбища могут располагаться на землях под лесами, древесно-кустарниковой растительностью, на болотах, а также нарушенных и прочих землях. В учетную документацию оленьи пастбища включаются в составе тех угодий, на которых расположены.
Для современного этапа развития АПК Российской Федерации главные проблемы заключаются не в изменении форм собственности на землю, а в совершенствовании организации производства, создании более благоприятных экономических условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в восстановлении и дальнейшем повышении научно-технического уровня сельского хозяйства. Эти проблемы позволяет решить оптимальное землеустройство предприятий, основанное на научно обоснованной методической базе оценки земель предприятий.
К сожалению, в настоящее время разработка землеустроительных проектов на основе внутрихозяйственной оценки земель сельскохозяйственных предприятий для улучшения и охраны земельных участков фактически не проводится. И главная причина этого - отсутствие средств.
Неутешительные итоги проводимой в стране земельной реформы обусловлены снижением роли землеустройства как основного механизма ее осуществления. Через систему землеустройства осуществляются основные функции государства по управлению земельными ресурсами: планирование, организация рационального использования и охраны земель, информационное обеспечение (земельный кадастр и мониторинг), контроль и т.д.
В настоящее время на проведение земельно-оценочных работ из государственного бюджета выделяется явно недостаточное количество средств, что может привести к отрицательным последствиям в будущем. В результате не будут удовлетворены собственные потребности не только будущих поколений, но и настоящего.
Основной задачей внутрихозяйственного землеустройства остается разработка для сельскохозяйственных предприятий (акционерных обществ, товариществ, кооперативов; крестьянских хозяйств и др.) научно-обоснованных мероприятий по организации их территории, которые обеспечили бы полное, рациональное и эффективное использование земли, высокопроизводительное применение сельскохозяйственной техники, сохранение и повышение плодородия почв, предотвращение эрозионных процессов, сохранение и улучшение природных ландшафтов, правильную организацию труда.
Список литературы:
1. Абанкина И.И. Развитие рынка недвижимости и оценка стоимости земли /И.И. Абанкина, А.П. Высоковский, Э.С. Трутнев // Вопросы экономики. - 2006. - №10. - С. 48-52.
2. Агроклиматические ресурсы Ставропольского края. - Л.: Гидрометеоиздат - 1971. - 238 с.
3. Альтшулер Б.А. Рывки и эволюция земельного кадастра в России /Б.А. Альтшулер// Информационный бюллетень. - 2000. - №4 - С. 19-24.
4. Анисимова И.Н. Учет разнотипных ценообразующих факторов в многомерных регрессионных моделях оценки недвижимости. /Анисимова И.Н, Баринов Н.П, Грибовский С.В. // Вопросы экономики. - 2005. - №1. - С. 48-52.
5. Анисимова И.Н. О требованиях к количеству сопоставимых объектов при оценке недвижимости сравнительным подходом /Анисимова И.Н, Баринов Н.П, Грибовский С. В. //Вопросы оценки. Научно-практический журнал. - М.: РОО, 2007. - №1. - С. 2-7.
6. Варламов А.А. Земельный кадастр субъекта Федерации / А.А. Варламов, Т.О. Хисматуллин, Б.Г. Левин. - Пермь,1997. - 168 с.
7. Варламов А.А. Теоретические и методические положения формирования системы государственного земельного кадастра Российской федерации /А.А. Варламов, С.Н. Волкова //Землеустроительная наука и образование XXI века: сб. науч. тр. - М., 1999. - С. 12-18.
8. Годзевич Б.Л. Пути оптимизации природопользования в Ставропольском крае /Б.Л. Годзевич //Современные тенденции экономики и политики на Ставрополье: тез. докл. - Ставрополь: Ставроп. Отд. КРО, 1995. - С.58-61.
9. Зворыкин К.В. Сельскохозяйственная типология земель для кадастровых целей /К.В.Зворыкин //Вопросы географии. - 1965. - № 6. - С. 61-82.
10. Киселев С.А. Земля в собственность: бремя или стимул? /С.А.Киселев //Экономика и жизнь. - 2007. - №3. - С.5.
11. Клюшин П.В Основы землеустройства (Северный Кавказ, Ставропольский край): учеб./ П.В. Клюшин, А.С. Цыганков - Ставрополь, 2002. - 424 с.
12. Клюшин П.В. Мероприятия по земельной реформе на Ставрополье: информ. листок №63-094-01/П.В. Клюшин, В.П Смагин В.П., А.С Цыганков. -Ставрополь, 2001. - 5 с.
13. Клюшин П.В. Основные принципы управления земельными ресурсами - основа сохранения сельскохозяйственных угодий /П.В. Клюшин, А.А. Варламов, А.С. Цыганков // Повестка дня на XXI век: Программа действий -экологическая безопасность и устойчивое развитие: материалы Междунар. конф./СтГАУ -Ставрополь, 2002. -С. 89-90.
14. Клюшин П.В. Оценка качества сельскохозяйственной продукции в районе Кавказских Минеральных Вод /П.В. Клюшин, А.С. Цыганков //Сб. науч. тр./ - М.ГУЗ -2002. -Экономико-экологические и социальные аспекты земельных реформ: итоги научных исследований сотрудников ГУЗа. -С. 185-189.
15. Клюшин П.В. Проблемы и задачи землеустройства на Ставрополье /П.В. Клюшин, А.С. Цыганков, Т.О. Ушакова //Повестка дня на XXI век: Программа действий -экологическая безопасность и устойчивое развитие: материалы Междунар. конф. /СтГАУ -Ставрополь, 2002. -С. 91-92.
16. Клюшин П.В. Состояние землепользования в Ставропольском крае /П.В. Клюшин П.В., А.С Цыганков //Землеустроительная наука - российским реформам: Сб. науч. тр./ГУЗ. -М., 2003. - С.126-131.
17. Клюшин П.В., Варламов А.А., Цыганков А.С. Аренда государственных и муниципальных земель /П.В. Клюшин, А.А. Варламов, А.С. Цыганков //Повестка дня на XXI век: Программа действий -экологическая безопасность и устойчивое развитие: материалы Междунар. конф./СтГАУ -Ставрополь, 2002. -С. 92-95.
18. Комов Н.В. Земельные отношения и земельная реформа / Н.В. Комов // Земля России. - 1993. - №3. - С. 1-7.
19. Лойко П.Ф. Земельный кадастр в зарубежных странах./П. Лойко; под. ред А.А Варламов. -М.: ГУЗ, 1996. - 126 с.
20. Лукьянчук Н.А. Земельный рынок решил работать круглый год /Н.А. Лукьянчук //Сегодня. - 1997. - №12. - С.3.
21. Магазинщиков Т.Г. Земельный кадастр /Т.Г. Магазинщиков. - М., 1996Нестерова, О.А. Почему необходима государственная кадастровая оценка земель? /О.А. Нестерова // Земельный вестник России. - 2007. - №1. - 5с.
23. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен, 2001. - 304 с.
24. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен, 2001. - 298 с.
25. Российская Федерация. Законы. О государственном земельном кадастре: Федер. закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ//Рос. газ. - 2000. - 11 января. - С.3.
26. Российская Федерация. Законы. О государственном земельном кадастре: Федер. закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ //Рос. газ. - 2000. - 11 января. - С.3.
27. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве: Федер. закон от 18 июля 2001 г. № 78-ФЗ//Рос. газ. - 2001. - 23 июня. - С.3.
28. Российская Федерация. Законы. О разграничении государственной собственности на землю: Федер. закон от 17 августа 2001 г. № 101-ФЗ //Рос. газ. - 2001. - 23 августа. - С.4.
29. Российская Федерация. Законы. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 16 июля 1998 г. ст. 3 //Рос. газ. - 1998. - 20 июля. - С.2.
30. Российская Федерация. Правительство. О государственной кадастровой оценке земель: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 августа 1999 г. № 945 //Собр. зак-ва РФ - 1999. - №34.- С. 15-35.
31. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам: Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 сентября 2000 г. № 660 //Собр. зак-ва РФ - 2000. - № 38.- С. 49-59.
32. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении проведения государственной кадастровой оценки земель: Постановление Правительства Рос. Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 // Рос. газ. - 2000. - 10 апреля. - С.4.
33. Российская Федерация. Правительство. Положение о Федеральной службе земельного кадастра России: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 января 2001 г. № 22 //Собр. зак-ва РФ - 2001. - №1.- С. 15-35.
34. Рудаков Г.В. Методика комплексной кадастровой оценки территорий, разработанная кафедрой кадастра и основ земельного права МГУГиК /А.М. Рудаков, А.М. Лелюхина, А.В. Михеев //Материалы конференции УРБИС-97 - М.: Изд-во МАИ, 1997.- С. 122-129.
35. Сапожников А.П. Земельный кадастр. Ч. 1. Землепользование и организация земельного кадастра: учеб. пособие для вузов / А.П. Сапожников, И.А. Гришин И.А. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос.техн. ун-т, 1999. - 212 с.
36. Сапожников А.П. Земельный кадастр. Ч. 2. Землепользование и земельно-оценочные работы: учеб. пособие для вузов / А.П. Сапожников, И.А. Гришин - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос.техн. ун-т, 1999. - 188 с.
37. Сапожников А.П. Теория земельного кадастра и основы организации землепользования: учеб. пособие для вузов - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2006. - 96 с.
38. Ставропольский край. Законы. О сохранении почв и земель, предотвращении их деградации: Законы Ставроп. края от 7 апреля 1995 г. № 54.// Ставроп. правда. - 1995. -10 апреля. - С 3.
40. Трухачев В.И. Справочный материал по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения и поселений Ставропольского края /В.И.Трухачев, П.В. Клюшин, А.С. Цыганков, В.Н. Чернышев. Н.Ф. Симбирев. - Ставрополь, 2003. - 320 с.
41. Улюкаев В.Х. и др. Земельное право и земельный кадастр. / В.Х. Улюкаев. - М.: Колос, 2007. - 205 с.
42. Федеральный кадастровый центр «Земля»//www. fccland.ru. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственного назначения.
43. Фесенко И.П. Земельный кадастр: учебник для вузов //И.П. Фесенко. - М.: издательство «ПРИОР», 2007 - 368 с.
44. Чешев А.С.Земельный кадастр: учебник для вузов //А.С. Чешев, Фесенко И.П. - М.:Приор, 2006. - 368 с.