скачать рефераты

МЕНЮ


Государственное регулирование АПК

2. Особенности регулирования АПК

2.1 Цели преобразований

Анализ причин аграрного кри-зиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преоб-разования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными усло-виями выхода из кризиса являются:

восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как орга-низатора и координатора многих функций АПК;

рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хо-зяйствования;

обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;

достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;

развитие кооперативных форм и связей;

эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;

преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Одна из важнейших стратегических це-лей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в за-мене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неиз-бежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масшта-бов государственной собственности, формирование системы, при ко-торой заинтересованным и ответственным субъектом экономики ста-новится непосредственный производитель. Не менее значимой стра-тегической целью аграрного реформирования, непосредственно свя-занной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расшире-ние землепользования граждан (владельцев личных подсобных хо-зяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьян-ского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользо-вания. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствова-ния--возникновение в структуре аграрного сектора наряду с кре-стьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственно-стью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных пред-приятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское предпринимательство.

Начатая земельная реформа меняет структуру землевладения и характер земельных отношений. На смену исключительной государ-ственной монополии на землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На повестке дня--создание земельного рынка, который должен при-вести к концентрации земли в руках умелых владельцев.

Однако все эти изменения не могут рассматриваться как само-цель, а должны служить условиями роста производства, повыше-ния производительности труда и эффективности агропромышленно-го производства. Именно по этим основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне на-ходятся в состоянии затяжного системного кризиса, который рас-пространился как на экономическую, так и на социальную сферу.

В связи с тем, что снижается производство в крупных сельско-хозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственно-го производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации -- если ранее основная масса товарной продукции сель-ского хозяйства реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.) преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около 70% овощей, 2/3 зерна), а также при-мерно половина животноводческой продукции реализуется по сво-бодным рыночным каналам (на рынках, через собственную торго-вую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).

При этом сельское хозяйство, сами естественные условия кото-рого ставят его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого са-мостоятельно противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие отрасли ма-териального производства. Усилился диспаритет цен: цены на по-требляемые в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.713. В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального производства рентабельность продукции, хотя и со-кратилась, но сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.

2.2 Формы государственного регулирования

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вы-зывает необходимость разработки теории и совершенствования прак-тики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Государственное регу-лирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продо-вольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от вы-сокомонополизированных отраслей, производящих средства производ-ства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохра-нение и совершенствование функции государства в качестве заказчи-ка и инвестора применительно к условиям переходного периода; со-действие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государ-ственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регу-лирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе пе-рехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффектив-ный механизм экономического регулирования.

При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора--сезонность производства, медлен-ный оборот капитала, повышенный производственный риск, связан-ный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

Активное воздействие на развитие АПК экономическими мето-дами государство может осуществлять через кредитное и налого-вое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование ус-ловий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государ-ственные программы, госзаказы, эффективную таможенную полити-ку и т. д.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйствен-ной продукции предполагает строгое подчинение протекционист-ской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные то-варные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хо-зяйства процентной ставкой.

В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земель-ный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

Задачам овладения рыночным механизмом и методами государ-ственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принци-пиально новая система управления АПК. В этих целях целесооб-разно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регули-рованию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.

Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важ-нейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекцио-низма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного произ-водства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продук-ции.

В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть и другая сторона--потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечест-венных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уро-вень аграрного протекционизма должны носить компромиссный ха-рактер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.

В будущем представляется вполне реальным повышение экс-портных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда ус-ловий--коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии по-севного материала, а также при достижении паритета цен на сель-скохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет вы-делять экспортные ресурсы.

Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная поста-тейная проверка необходимых пропорций сочетания протекциониз-ма, свободной торговли и сотрудничества с учетом большой раз-ницы между первой сферой (кроме промышленности по производ-ству средств защиты растений, где трудно предвидеть сроки дос-тижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и хра-нением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях.

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства--падением производства и повышением про-изводства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хо-зяйств населения--требуется большее внимание уделить индивиду-альному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населе-ния следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной по-литики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохо-зяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-ни-будь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольст-венное обеспечение страны. В 1997 г. хозяйства населения произ-вели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51% шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе хозяйств населения в продовольственное обеспе-чение страны.

Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйст-венного производства и сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают прове-дения в отношении их избирательной политики. Они должны по-лучать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства предпри-ятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйст-ва, которые и в нынешних трудных условиях «держатся на пла-ву», те, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.

В отношении большинства убыточных предприятий, кроме эко-номически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганиза-ции хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным усло-виям специализацию производства, найти более квалифицирован-ных руководителей и т. п.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной за-дачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной поли-тики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная ре-форма. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональ-ное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения пло-дородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйство-вания на земле.

Однако в использовании земель наметились устойчивые нега-тивные процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв. Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и опре-деляет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции.

Земля находится в государственной, коллективной и частной формах собственности. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно ко-роткие сроки оптимизировать соотношение между землей, произ-водственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффек-тивного хозяйствования.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последст-вия расширения оборота земли, необходимо законодательное закре-пление положений о праве приобретения сельхозугодий только ли-цами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафикси-ровать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собст-венников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отно-шений только путем аренды земли. Земля особо охраняемых тер-риторий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юриди-ческим лицам не предоставляется.

Использование земли является платным, за исключением случа-ев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю явля-ются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользо-вание землей, плата за приобретение земельных участков в собст-венность, плата за приобретение права аренды земельных участков.

Платежи направляются на финансирование мероприятий по ох-ране земель и повышению их плодородия, освоению новых зе-мель, на проведение землеустройства, ведение государственного зе-мельного кадастра, проведение мониторинга, осуществление госу-дарственного контроля за использованием и охраной земель.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и реше-ние социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного ре-формирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально за-регистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их со-стояния.

3. Основные направления государственной политики в АПК

Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в пре-дыдущий период административно-хозяйственную систему, если аг-рарные преобразования ее привели к спаду производства?

Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяй-ство России было затратным, в основном экстенсивным и разру-шительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увели-чивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

В условиях современного развала аграрного сектора и нестабиль-ной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения страте-гии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государствен-ного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблема-ми саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать гос-регулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводи-телей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.

Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государ-ственном протекционизме при реализации крупных комплексных эко-номических и социальных программ, прямой государственной бюд-жетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.