скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный мониторинг земель

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным, и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

В перечень основных задач государственного мониторинга земель входит:

-своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

-информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

-обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг включает в себя:

-сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;

-непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

-анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Одним из современных методов контроля за использованием и состоянием земельных ресурсов является определение качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов и составление на их основе карт плодородия на определенный момент времени, которые представляют сопоставимые и систематизированные сведения о состоянии и использовании сельскохозяйственных угодий, степени их деградации. Эти сведения необходимы для выявления динамики основных свойств почв, проведения государственной кадастровой оценки земель, принятия решений, связанных с охраной земельных ресурсов и их рациональным использованием, ведения мониторинга земель.

Мониторинг осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Регулирование деятельности в сфере ведения мониторинга осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

По официальным данным Самарская область сегодня - один из наиболее неблагоприятных регионов по показателям загрязнения земельных ресурсов. Экологическое состояние окружающей среды в области обусловлено несбалансированным с природными экосистемами размещением и развитием на ее территории производительных сил. Самарская область - один из самых урбанизированных регионов России - перенасыщена крупнейшими предприятиями, отраслевая направленность которых и их технологическая инфраструктура (газопродуктопроводы, нефтепродуктопроводы, автодороги и железные дороги) сформировали мощный технологический пресс на окружающую среду и обусловили возникновение в области сложной экологической ситуации.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г. № 418 и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель.

В 2006 году в целях реализации полномочий по государственному мониторингу земель и мероприятий подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)» Роснедвижимостью на основании государственных контрактов проводились работы по:

- созданию инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости;

- изучению состояния и использования земель в Российской Федерации;

- созданию современных технологий мониторинга земель на основе данных космической съемки.

Состав информационных ресурсов системы государственного мониторинга земель, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а также иными нормативными и правовыми документами. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными, и их используют при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, землеустройстве, земельном контроле, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводе их из оборота, консервации и восстановлении деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

Территориальные органы Роснедвижимости по результатам ведения мониторинга земель предоставляют федеральному органу и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации региональные доклады о состоянии земель, а при выявлении особо опасных процессов -- оперативную сводку. Эти доклады доводят до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используют для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Юридические и физические лица, связанные с производственной и иной деятельностью, включая проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, а также использование земель и восстановление их состояния способами и методами, исключающими негативные воздействия на земли (уничтожение почвенного покрова, деградация и нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мелколесьем и сорными растениями, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными и вредными веществами, захламление земель отходами производства и потребления и иные негативные процессы), обязаны: участвовать в разработке и реализации мероприятий по мониторингу земель; вносить в соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о финансировании работ по оценке и прогнозу изменений состояния и использования земель.

В целях предупреждения и устранения негативных воздействий и процессов на земельные ресурсы, вызванных продолжающимся интенсивным и нерациональным использованием земельного фонда России, минимизации разрушения почвенного покрова при разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и иной хозяйственной деятельности, получения объективной и своевременной информации для ведения государственного земельного кадастра, включая учет земель, осуществления государственного земельного контроля, землеустройства, планирования и реализации мероприятий, связанных с воздействием на земли, необходимы дальнейшее совершенствование многоуровневой системы государственного мониторинга земель и обеспечение его функционирования на землях всех категорий.

2.2 Анализ качественного состояния земель в Самарской области (на примере полигона «Волжский»)

В 2007 году работы по мониторингу земель в Самарской области были представлены в основном проведением инвентаризации земель населенных пунктов - 4 городских округов (Самара, Жигулевск, Новокуйбышевск, Чапаевск), составлением ежегодного регионального доклада о состоянии и использовании земель.

За счет средств федерального бюджета проведены работы по изучению состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель.

На территории Самарской области полигоном государственного мониторинга земель определен муниципальный район Волжский - пригородный к городскому округу Самара район.

По результатам выполненных работ составлен паспорт полигона «Волжский».

Содержание паспорта включает: общую характеристику земель природных условий (климат, рельеф, почвы, растительность, гидрография, основные классы земель), характеристику использования и состояния земель полигона (см. приложение 2).

Волжский район Самарской области включен в перечень полигонов государственного мониторинга земель, на которых планируется осуществлять постоянные наблюдения и анализ состояния и использования земельного фонда. Работы по сбору и анализу фондовых картографических, землеустроительных, почвенных, геоботанических и иных материалов по Волжскому району Самарской области проводились с целью формирования базовой информации о состоянии и использовании земель на полигоне государственного мониторинга земель «Волжский». Работы выполнялись в соответствии с этапом «Сбор и анализ базовой информации состояния и использования земель и данных о выполненных ранее картографических работах на территории каждого из выбранных полигонов государственного мониторинга земель, их систематизация» раздела «Изучение состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель» государственного контракта № К-05/51 от 05.04.2007г. «Изучение состояния и использования земель на территории Российской Федерации».

Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости располагает актуализированными и доброкачественными (в соответствии с нормативными техническими документами) материалами, позволяющими судить об использовании земель по землям поселений на площадь 253 тыс. га, а на земли иных категорий - 5014,3 тыс. га, а также материалами, позволяющими судить о качественном состоянии земель (материалы почвенных, геоботанических и иных специальных обследований) на площадь 3818,5 тыс. га.

На земли сельскохозяйственного назначения имеются материалы почвенных и геоботанических обследований разных лет (масштаб 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:200000) и не весь материал в настоящее время соответствует современным требованиям.

Полигон государственного мониторинга земель «Волжский» расположен в центральной части Самарской области, в бассейне р. Волги и ее левых притоков - рек Сока, Самары и Чапаевки. Полигон граничит с Ставропольским, Красноярским, Кинельским, Нефтегорским, Большеглушинским, Красноармейским и Безенчукским районами Самарской области. Площадь полигона составляет 2481,15 кв.км.

В составе земельного фонда преобладают сельскохозяйственные земли. По данным земельного баланса на 1 января 2008 г. к категории земель сельскохозяйственного назначения относится 170,621 тыс. га или 68,8 % территории Волжского района Самарской области. Основную площадь сельскохозяйственных угодий занимает пашня - 47,45%. Это свидетельствует о высокой сельскохозяйственной освоенности земельного фонда. На земли лесного фонда в Волжском районе приходится - 16,86%. Доля остальных категорий земель существенно ниже: земли застройки - 1,78%, земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями - 2,86%, водный фонд - 4,93%, болота - 1,65%. Государственные земли природного национального парка «Самарская Лука» занимает площадь - 26,897 тыс. га.

Характеристика использования земель по данным государственного мониторинга земель представлена в таблице 2.3.5.

Таблица 2.3.5. Структура земельных угодий Волжского района Самарской области

п/п

Наименование угодий

Площадь, тыс. га

Доля от общей площади, %

1

2

3

4

1

С/х угодья всего, в том числе:

163,154

65,76

1.1.

пашня

117,745

47,45

1.2.

залежь

1,431

0,58

1.3.

многолетние насаждения

4,816

1,94

1.4.

сенокосы и пастбища

39,162

15,79

2

Земли в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия

0,311

0,13

3

Земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд

6,827

2,75

4

Лесные земли

41,840

16,86

5

Земли застройки

4,426

1,78

6

Земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями

7,092

2,86

7

Земли под водой

12,225

4,93

8

Болота

4,085

1.65

9

Нарушенные земли

1,072

0,43

10

Прочие земли

7,083

2,85

Общая площадь

248,115

100

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в границах Волжского района по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 163155 га. Площадь обследования составила 153847 га, в том числе пашни - 114834 га, многолетних наслаждений - 4462 га, сенокосов - 9895 га, пастбищ - 24656 га. В площадь обследования не вошли сельхозугодья поселений, промышленных предприятий и лесного фонда.

При сравнении антропогенный изменений почв пашни за период 1992 и 2002 годов наблюдается следующая динамика:

- на 816 га увеличилась площадь переувлажнённой пашни, вызывающей задержки весенней обработки.

- на 53 га увеличилась площадь пашни с вторичным засолением и составила 1115 га. Участок с вторично засоленными и переувлажненными почвами площадью 53 га, выявленный в СПК «50 лет СССР» в 1992 году, в настоящее время отведен под строительство, поэтому общая площадь почв с вторичным засолением и переувлажнением уменьшилась на 53 га.

- на 32 га уменьшилась площадь нарушенных земель. В СХПК «Новый Путь» большую площадь занимали нарушенные земли - 389 га. Это участки пашни около нефтяных вышек и качалок. Кроме того, нарушенные земли выявлены в АОЗТ «Октябрьский» - 16 га и в АОЗТ «Смышляевский» - 41 га. В настоящее время эти земли рекультивированы. Площадь нарушенных земель в целом по району составила 1072 га по состоянию на 01,01. 2008 года.

- на 57 га увеличилась площадь пашни, загрязненной нефтью и составила 257 га. Наибольшая площадь пашни, загрязненной нефтью - 200 га была выявлена в 1992 году в СХПК «Новый путь». Рекультивация этих участков пашни, расположенных около нефтяных вышек и качалок не проводилась. Кроме этого, были выявлены участки пашни, загрязненной нефтью: в АОЗТ СХП «Черновский» - на площади 25 га, в государственном племенном заводе «Кряж» - 24 га, в МСПП «Юбилейный» - 8 га.

В ЗАО « Восход» выявлен участок пашни площадью 3 га, замусоренный бытовыми отходами.

Для анализа данных приведенных в настоящем информационном отчете использовалась информация технического отчета почвенного обследования сельскохозяйственных земель, утвержденного Постановлением Главы администрации Волжского района от 14.10.2002 г.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации -- важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные: по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований и др.

Программой определены следующие цели и задачи:

Стратегическая цель: Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации

Первая задача. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

Задача 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

- своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

- информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

- фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

- увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. График работы по данному направлению показан на рисунке 3.2. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

Рис. 3.2. Увеличение общей площади изученности состояния земель

В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.3.

Рис. 3.3. Увеличение общей площади изученности использования земель

Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов.

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.4.

Рис. 3.4. Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

Разработка методик и нормативно-технических документов;

Выполнение аэро- и космических съёмок;

Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

Обеспечение функционирования сети полигонов;

Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

Оценка качества земель

Разработка схем по использованию и охране земель;

Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

Зонирование межселенных территорий;

Формирование баз данных ГМЗ;

Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

20) Проектирование АС ГМЗ;

21) Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

22) Подготовка и переподготовка специалистов;

23) Методологическое обеспечение.

Основные показатели реализации программ показаны в приложении 2.

В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

- формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

- выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

- прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

- иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

График работы по данному направлению представлен в табл.3.1.

Таблица 3.1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

Год

2005

2006

2007

2008

Размер изученной площади (тыс. га в год)

1200

1800

3000

6000

Процент изученности

2

5

10

20

В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Увеличение общей площади изученности использования земель

Год

2005

2006

2007

2008

Размер изученной площади (тыс. га в год)

2293,4

3440

5733,4

11467,2

Процент изученности

2

5

10

20

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл.3.3.

Таблица 3.3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

Год

2005

2006

2007

2008

Размер увеличения площади (тыс. га в год)

162

162

486

810

Процент увеличения

1

2

5

10

На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работы хотелось бы сказать, что таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидорин А.М. Современное жилище: Часть вторая Градостроительные предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство России. - 2008. - № 2.-С.3-17.

2. Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности: (Из Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 №234) // Строй-инфо. - 2008. - №8. - С.25-26.

3. Мясоутова Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2008. - №8. - С.8-14.

4. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" : Закон от 13.05.2008г. №66-ФЗ

// Российская газета . - 2008. - №105. - С.4.

5. Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости : Закон от 24 июля 2007г. № 221-фз // Экономика и учет в строительстве. - 2008. - №7. - С. 19-60.

6. Большаков А. Земельные доли в Самарской области / А. Большаков // Новости рынка недвижимости. - 2008. - №26. - С. 11.

7. Современное землеустройство в России: совершенствование законодательной базы: Постатейный комментарий федерального закона "О

землеустройстве" в последней редакции // Библиотечка "Российской газеты". - 2008. - №19. - С. 3 - 126.

8. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

9. Сладкопевцев С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№3. - С.77-82 .

10. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е. Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. - 2006.-№4. - С.91-104.

11. Земельный кодекс РСФСР : Офиц.текст по состоянию на 15 декабря 2000 года. - М. : Изд.группа НОРМА-ИНФРА.М, 2001. - 45с.

12. Сулин М.А. Основы землеустройства : Учеб.пособие для студ.вузов / Сулин,Михаил Александрович. - СПб. : Лань, 2002. - 127с.

14. Земельный кодекс Российской Федерации : По состоянию на 15 октября 2003г. - М.: Проф.юрид.системы "Кодекс";ТК Велби;Изд-во Проспект, 2003. - 79с.

15. Губина М. В. Основы градостроительного менеджмента и мониторинга: Учеб.пособие для вузов / Губина,Мария Владимировна. - Киев : ВИРА-Р, 2002. - 247с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.