скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационная деятельность на сельхозпредприятии

С позиции потенциального инвестора инновационному менеджеру целесообразно провести оценку рыночной стоимости объекта инновации, акции которого не находятся на фондовом рынке. Такая оценка базируется на конъюнктуре сбыта продукции и ресурсов, инвестиционных возможностях, конкретных преимуществах, деловой репутации, а также на оценке профессиональности менеджмента.

Применяя метод сценариев инноваций, можно выйти на различные по величине будущие денежные потоки ( варианты ценности ). Если объект инноваций - действующее предприятие, то к этой оценке добавляются действующие денежные потоки. Суммарная оценка объекта с использованием чистого приведённого дохода находится на минимальных значениях рассмотренных сценариев

Особое место среди участников инновации занимают проектные, строительные и машиностроительные предприятия - поставщики оборудования. Здесь существует специфика взаимоотношений с субъектами инновации (заказчиком), и организация управления инвестиционным этапом инновации регламентируется не только договорами на производство работ, но и государственными и региональными нормативными актами, стандартами и правилами.

При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

· стимулирующая кредитно - финансовая, налоговая и амортизационная политика;

· система экономических льгот субъектам инновации и инвесторам, включая иностранных;

· поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступать непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделение текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяется степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования.

Вместе с тем важные макроэкономические категории, такие, как благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов, имеют фундаментальное значение для инноваций.

1.2 Сущность инновационной деятельности.

В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора: “Задача предпринимателей -- реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле -- через использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции-- вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности. ( 5 стр.72)

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация -- это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив-шейся обстановке.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что “предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность -- особый инструмент предпринимательства”( 6 стр. 41)

Таким образом, задача предпринимателя-новатора -- реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле -- через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции -- вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство -- это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)инновация продукции:

2)инновация технологии;

3)социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства -- инновация продукции -- представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид -- инновация технологии -- это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства-- социальные инновации -- представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред-приятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:

3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства -- фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа “под ключ”). Относительная редкость использования нерпой моде-ли объясняется недостаточным потенциалом “заводской науки”. В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции: энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции. Необходимые материалы, сырье и комплектующие изделия (М) предприниматель приобретает у собственников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм). Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и т. п. Предприниматель может прибрести их у собственников ОС или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходи-мо уплатить денежную сумму (Де), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т. е. рабочую силу (РС), затрачивая на это определенные денежные ресурсы (Д ). Результатом инновационной деятельности выступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который предприниматель реализует потребителю инновационной продукции по цене (Д-), включающей и себя затраты на производство и прибыль предпринимателя.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Дли инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. (7 стр. 48 - 49)

1.3 Факторы, препятствующие формированию в Росси эффективной национальной инновационной системы

Целесообразно, на наш взгляд, выделить три группы факторов, обуславливающих несовершенство российской национальной инновационной системы ( НИС ).

v Факторы, определяющие недостатки рыночного механизма в России. К ним следует отнести, прежде всего, значительные различия условий вхождения на рынок функционирования для разных его участников. Доступ на рынок, преференции при проведении конкурсов, торгов, выдаче кредитов, как правило, определяются не деловыми качествами отдельных предпринимателей, а их связями, в том числе коррупционными, с представителями госаппарата. При этом многие классические технологии, рассчитанные на управление традиционными микроэкономическими параметрами (экономической стоимостью бизнеса, прибылью, рентабельностью и т. п.), не срабатывают в российских условиях, поскольку за частую критерием для бизнеса здесь является не прибыль, а положительные денежные потоки, обладание которыми нередко заканчивается их незаконным и беззаконным, следовательно, чрезвычайно рентабельным присвоением. Кроме того, перечисленные выше экономические параметры крайне сложно применять при отсутствии четкой системы внутрифирменного управленческого учёта, позволяющего очистить данные от искажения бухгалтерской отчётности, а главное - от фиктивных сделок, связанных с уходом от налогов и коррупцией.

В данную группу факторов входят также несовершенство законодательной системы; избыточное налоговое администрирование; завышенные средний размер предприятий и научных организаций; высокая доля неэффективных собственников; неотлаженность процедур санации и банкротств в производстве; отсутствие у многих предприятий опыта работы в системе мирохозяйственных связей

v Факторы, определяющие недостатки в области создания инновационной инфраструктуры и институциональной организации рынка. В качестве основных нерешенных проблем следует выделить недостаточную развитость и недоверие к банковской системе и институтам фондового рынка; слабую правовую защиту инноваций, в частности, отсутствие правовой базы инновационной деятельности (федерального закона об инновациях ); низкий уровень системы страхования инвестиционных и инновационных рисков, а также консалтинговых услуг для участников инновационного процесса; неотлаженность механизмов оборота интеллектуальной собственности.

v Факторы, определяющие недостатки в государственной инновационной политике. К числу основных изъянов управления российской экономикой в последствие десятилетия ( включая дореформенный период ) относится недооценка роли человеческого фактора в развитии производства. Недочёты в государственной инновационно - промышленной политике привели к таким проблемам, как нечёткое определение приоритетов развития; недостаточное внимание к организации кооперативных и интеграционных процессов; низкий предпринимательский дух и неразвитое рыночное мировоззрение; невысокий уровень инновационной грамотности и культуры в общественном производстве; неадекватность целевой установке менеджмента, когда на первое место ставится не достижение конкурентоспособности предприятия и продукции, а личные интересы управленческого звена.

На пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС. В этой связи представляется актуальным изучить практику функционирования таких систем с высокой технологической конкурентоспособностью.(3. стр.84)

1.4 Характеристика современного состояния отечественной НИС

Проведённые в 2001 - 2003 гг. опросы российских предприятий позволили сопоставить ряд показателей инновационного развития Российской Федерации с ЕС и США. В табл. 1 приведены некоторые показатели, которые заложены в « Основных направлениях инновационной деятельности РФ», доложенных министерством образования и науки А.Фурсенко 18 ноября 2004 г. На заседании Правительства РФ.

Таблица 1

Значения основных показателей национальной инновационной системы (показатели 2 и 3 являются стандартными, характеризующими инновационную активность )

п/п

Основные показатели

Значение показателей ( % )

2000г.

(факт)

РФ

2000 г.

(факт )

страны ОЭСР

2003г

(оце нка)

РФ

2010 г.

(норм-тивная прогнозная оценк)

1

Доля высокотехнологичных отраслей (включая ИТК - информационно-коммуникационные технологии) в промышленности1.

9,9

15

10,8

Не менее 15

2

Доля инновационного продукта (продукции высокотехнологичных отраслей) на мировых рынках2

0,9

Более 85

1,3

Не менее 2,5

3

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции инновационно-активных организаций3

10,4

н. д.

11,3

Не менее 15

4

Доля инновационной продукции малых предприятий в общем объеме отгруженной продукции промышленности4

0,47

45

0,8

Не менее 25

5

Доля нематериальных активов (результатов нематериальной деятельности), находящихся в хозяйственном обороте5

0,7

Более20

1,0

Не менее 15

6

Численность персонала, занятого НИОКР, в расчёте на 10 тыс. чел. , занятых в экономике

133

996

138

140

7

Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции6

5,0

786

6,0

Не менее 20

8

Объём продукции, реализованный с участием организаций, инновационной инфраструктуры, млрд руб.7

1,0

н. д.

2,0

Не менее 50,0

1 считались как продукция высокотехнологичных отраслей (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная; судостроение и кораблестроение, промышленность обычных вооружений, промышленность спецхимии и боеприпасов, атомная промышленность, научное приборостроение и производство сложной медицинской техники), так и продукция операторов космической и мобильной связи, цифровой фиксированной связи, а также услуги подотрасли « Информационно - вычислительное обслуживание».

2 Оценка ЦИСН. Общее число обследованных предприятий в 2000 г. - 29949, в 2003 г. - 26413.

3 Оценка ЦИСН. Под малыми предприятиями в РФ понимаются предприятия численностью до 100 чел., тогда как в статистике стран ОЭСР под аналогичным понимается совокупность малых и средних предприятий с численностью наёмного персонала до 500 чел.

4 Оценка ЦИСН. Проведена по результатам совместного исследования с Госкомстатом РФ в 2003 г.

5 В среднем по ЕС в 2002 г.

6 Оценка ЦИСН. Выполнена совместно с Минобрнауки России в 2004 г.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.