скачать рефераты

МЕНЮ


Методы лова рыбы

1.7.Влияние размера ячеи на уловистость сетей

Как указывалось ранее, объячеивающее орудие лова улавливает рыбу вследствие того, что при попытке пройти сквозь сеть она застревает в ячее, т. е. объячеивается. При этом, стремясь протиснуться через ячею, она натягивает ее на себя с некоторым усилием, вследствие чего нитка плотно охватывает тело рыбы и удерживает ее в сети. Однако, если рыба будет слишком мала, то она легко пройдет сквозь ячею и уйдет из орудий лова. Наоборот, если рыба слишком велика, то, ткнувшись в сетное полотно, она не может натянуть ячею на себя, а значит, не может объячеиться. Таким образом, слишком мелкие и слишком крупные рыбы не смогут объячеиться в сети с данным размером ячеи. Очевидно, такая сеть будет вылавливать лучше всего лишь рыбу определенного размера. Профессор Ф. И. Баранов (1923 г.) установил следующую зависимость между размером рыбы и величиной ячеи:

где: а - шаг ячеи; L - зоологическая длина рыбы; K1- коэффициент, зависящий от соотношения между максимальным обхватом рыбы и ее длиной.

В соответствии с этим проф. Ф. И. Баранов предложил классифицировать все промысловые породы рыб по трем основным группам: широкие (сазан, лещ, карась, густера и др.), средние (вобла, сиг, пузанок, муксун, тарань и др.) и узкие рыбы (судак, щука, кефаль, скумбрия, большинство сельдей и др.). Коэффициент К1 с минимальной погрешностью для рыб каждой группы можно принять постоянным и имеющим следующее значение:

Рыбы

K1

Широкие

0,20

Средние

0,15

Узкие

0.10

Для характеристики размера рыбы удобнее пользоваться не длиной, а весом.
С целью определения размера ячеи в зависимости от веса рыбы проф. Ф. И. Баранов предложил следующую формулу.

где: G - вес рыбы в г; K2 - коэффициент, значения которого приведены ниже.

Рыбы

K2

Широкие

7

Средние

6

Узкие

5

При объячеиваиии рыбы нитка врезается в тело рыбы и сдавливает его. Чем тоньше нитка, тем сильнее она врезается и тем лучше удерживает пойманную рыбу. Поэтому для объячеивающих орудий лова применяют сетное полотно из наиболее тонкой нитки: фильдекосовой, льняной или капроновой. Тонкая нить меньше заметна в воде. Поэтому рыба меньше отпугивается сетью и, подойдя к ней, может запутаться в сетном полотне при прикосновении к нему. К недостаткам тонких сетей относится уменьшение их прочности, быстрый износ, гниение, а также порча рыбы от излишнего врезания нитки. Так при уменьшении диаметра льняной нитки с 0,44 до 0,31 мм прочность ее снижается с 3,5 до 1,9 кг. Прочность фильдекосовой нитки при уменьшении диаметра с 0,31 до 0,21 мм снижается с 1,4 до 0,58 кг. Для лова крупной рыбы необходима прочная толстая нитка, однако и ячея в этом случае будет крупной. Таким образом, между толщиной нитки и шагом ячей существует зависимость, которая выражается отношением d/a (d-диаметр нитки; a - размер ячеи). Чем меньше это отношение, тем больше уловистость сети. При слишком большом отношении d/a сеть оказывается неуловистой: рыба плохо объячеивается, а объячеившись, легко выпадает из сети при ее подъеме. При слишком малом значении - уловистость сети повышается, но уменьшается прочность нитки. Кроме того, слишком тонкая нитка сильно врезается в тело рыбы и затрудняет ее выпутывание из сетей.Поэтому излишне уменьшать или увеличивать отношение d/a не рекомендуется. Практически для основной массы сетей с ячеей от 30 до 50 мм отношение d/a должно быть близким к 0,01. Это отношение принято считать нормальным для объячеивающих орудий лова. Однако для увеличения прочности мелкоячейных сетей с ячеей 12-18 мм отношение увеличивают до 0,02 и даже 0,025. Наоборот, для увеличения уловистости крупноячейных сетей из толстых ниток отношение d/a уменьшают до 0,007 и даже до 0,005.

Основными материалами, из которых строят большинство орудий лова, являются сетные материалы (сетематериалы). Их изготовляют из рыболовных ниток, образующих в сетном полотне ряды одинаковых клеток ромбической формы, называемых ячеями. Размер ячей и номер нитки, из которой изготовлено сетное полотно, определяют пригодность сетного полотна для постройки тех или иных орудий лова -или их частей. Размер ячей определяется их шагом а, т. е. расстоянием от узла до узла по стороне ячеи, выраженным в миллиметрах. Размер по вертикальной или горизонтальной диагонали ячеи зависит от формы, которую имеет ромб. Если ячею вытянуть до отказа по вертикали или горизонтали, то полный размер ячеи будет равен 2а. В таком вытянутом (сомкнутом) положении ячея называется слепой, а сетное полотно с вытянутыми ячеями - вытянутым в жгут, внатяг, или полотном в товарном виде. Шаг ячеи должен быть одинаковым по всему сетному полотну. Его измеряют следующим образом. Участок сетного полотна вытягивают в жгут так, чтобы ячеи образовали параллельные ряды ниток, после чего линейкой или штангенциркулем измеряют длину сразу нескольких шагов ячей. В мелкоячейных сетных полотнах, у которых шаг менее 30 мм, измеряют длину десяти шагов, т. е. расстояние от первого до одиннадцатого узла, считая первым тот, от которого проводится измерение. В крупноячейных полотнах, у которых шаг ячеи более 30 мм, измеряют длину пяти шагов. Делают 10 измерений в разных участках сетного полотна, складывают результаты, затем сумму измерений делят соответственно на 100 или 50 и получают искомый средний шаг ячеи.

Глава 2.УХОД И ХРАНЕНИЕ СЕТЕЙ.

Грязные орудия лова являются благоприятной средой для развития бактерий, которые вызывают гниение орудий лова из растительных материалов в результате повышения температуры при хранении их навалом. Вот почему все орудия лова необходимо тщательно чистить и промывать после работы. Чистые орудия лова из синтетических материалов при кратковременном хранении на палубе судна не сушат, но делают это обязательно перед укладкой на длительное время в трюм или перед сдачей на склад. На судах орудия лова просушивают, развешивая на мачтах, стрелах и т.д. Желательно сушить орудия лова в тени, чтобы уменьшить потерю прочности рыболовных материалов в результате инсоляций.

Орудия лова срок службы которых превышает 1-2 года, часто требуют повторной обработки (окраски, латексирования, пропитки смолами).Орудия лова повторно обрабатывают по результатам их внешнего осмотра непосредственно в промысловых условиях или чаще всего на добывающих предприятиях. Перед повторной обработкой сетные орудия лова промывают, сушат, ремонтируют. Обрабатывают как правило теми же пропитывающими составами, что и в фабричных условиях, но по упрощенной технологии.

Ремонт орудий лова сводится к замене изношенных веревочно-канатных элементов орудий лова, посадки на подборы, плава, груза, укрепление мест соединения элементов орудия лова, чинке сетного полотна.

Разрешается кратковременное и длительное хранение орудий лова на судах. При кратковременном хранении орудия лова можно хранить на палубе хорошо промытыми и прикрытыми брезентами. На длительное хранение промытые и просушенные орудия лова убирают в трюмы и накрывают брезентом.

Глава 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Служба на рыбопромысловых судах Российской Федерации является почетной и ответственной обязанностью, которую принимают на себя граждане Российской Федерации, пожелавшие посвятить этому свою деятельность. На каждом промысловом судне нашей страны поднимается Государственный флаг Российской Федерации, и где бы ни находилось судно, оно всегда является неотъемлемой частью территории великой Российской Федерации, а его экипаж - коллективом, беззаветно любящим свою Родину. Работа на море требует от каждого члена экипажа высокой сознательной дисциплины, отличного знания своей специальности, большого напряжения физических и моральных сил.

Каждый член экипажа должен твердо усвоить, что от правильного исполнения им своих обязанностей зависит успех работы и безопасность находящихся на судне людей.

Добросовестное отношение к труду на благо нашей Родины, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных и государственных интересов, коллективизм и взаимопомощь должны быть основными чертами каждого, кто работает на рыбопромысловом флоте.
Среди тружеников моря должны существовать взаимное уважение и готовность немедленно прийти на выручку товарищу.

Каждый член экипажа должен беречь судно, на котором он работает, поддерживать его в исправном состоянии, строго соблюдать все требования безопасности мореплавания и речного судоходства. условия сохранения жизни людей на море и внутренних водоемах.

Для того чтобы рыбопромысловый флот выполнял поставленную перед ним задачу по обеспечению населения нашей страны рыбой и продуктами моря, а плавание судов проходило без аварий и происшествий, вся деятельность экипажей должна проводиться на основе единого, четко установленного порядка.

Этот порядок определен Уставом службы на рыбопромысловом флоте Российской Федерации, знание, и строгое соблюдение которого является первой обязанностью каждого работающего на рыбопромысловом флоте.

Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.

Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом.

Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.

Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения, независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам.

Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.

На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания {по бункеровке судна в борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает: постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе за живучесть; постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться на штатных местах.

На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана. Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаютс постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляютс начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:

общесудовая - объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыва, возникновения пожара либо обнаружения его признаков: дыма и запаха гари; других происшествий, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;

"Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом;
по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его указанию.

Установлены следующие сигналы судовых тревог:

общесудовая - непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 секунд, повторяемый 3-4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

"Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя общей продолжительностью не менее 15 секунд, повторяемый 3-4 раза; продолжительность одного сигнала не менее 5-6 секунд;

по оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один

продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 34 раза.
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово "учебно" при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по трансляции.

Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость. По общесудовой тревоге определены обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка. По тревоге "Человек за бортом" определены обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказанию ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт не производится. Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне в части: подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.

При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей.

Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных местах судна. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на судне лиц, вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств с иллюстрациями.

Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в сроки, предусмотренные действующими нормативными документами по обеспечению безопасности мореплавания.

Курение на судне разрешается только в отведенных для этого местах.

Членам экипажа не разрешается:

перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа;

выбрасывать за борт мусор, золу, пищевые отходы и откачивать нефтепродукты и загрязненную ими воду;

купаться с борта судна без разрешения вахтенного помощника капитана.

Членам судового экипажа запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии.

Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только по разрешению капитана или старшего помощ-

ника капитана. Наблюдение за безопасностью проведения указанных мероприятий должно возлагаться на одного из помощников капитана.

Глава 4. ОБЪЕКТЫ И РАЙОНЫ ПРОМЫСЛА.

Рыбные запасы (рыб, беспозвоночных, водорослей, млекопитающих), формирующие сырьевую базу по своей изученности, вовлеченности в промысел, международно-правовым аспектом, подразделяются на две крупные группы - реальные и потенциальные.

Рыбные запасы пресноводных водоемов, морских внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также совместные запасы и конвенционные, из которых России на постоянной основе выделяют национальные квоты, относятся к группе эксплуатируемых реальных.

Рыбные запасы, раннее осваиваемые Россией в Мировом океане, но в 90-х годах не изучаемые и не осваиваемые, а также те, освоение которых прекратилось в связи с окончанием межправительственных соглашений (например, Марокко), относятся к категории потенциальных. К ним можно отнести и квоты, которые выделяются АНТКОМом для всех стран (олимпийская система), поскольку практически российские суда в последние годы почти (за исключением единичных судов) не участвуют в этом олимпийском промысле.

В пресноводных водоемах возможный вылов должен составить 185 тыс. т, включая 64 тыс. т за счет товарного рыболовства.

В ИЭЗ России и континентальном шельфе суммарное ОДУ 3.6 млн. т (против 4.3 млн. т в 2001 г).

Основное снижение ОДУ произошло за счет уменьшения ОДУ рыб в 2002 г. до 2.9 млн. т, что на 775 тыс. т меньше, чем в 2001 г. Основная причина этого - существенное изменение ОДУ наиболее эксплуатируемых запасов. Так, ОДУ минтая с 1.68 млн. т в 2001 г. снизится до 0.93 млн. т в 2002 г., ОДУ трес

ки ДВ со 138.4 тыс. т до 104.72 тыс. т, ОДУ сельди ДВ с 410.4 тыс. т до 361.7 тыс. т.

Резкое снижение ОДУ минтая связано с падением величины запасов в Беринговом и Охотском морях. В Наваринском районе Берингова моря резкое снижение запаса минтая произошло из-за неконтролируемого иностранного промысла (перелов в ходе которого оценивается в 4-5 раз против их квот), перелов квот российскими судами, чрезмерных ОДУ в этом районе в 1997-2001 гг. Эти ОДУ в последние годы уже не осваивались из-за падения вылова на усилие и нерентабельности промысла (табл. 4). Дальнейшая практика высоких ОДУ в уповании на то, что мы облавливаем в этом районе только американский минтай, приведет к полному истреблению российского запаса. О состоянии этого запаса хорошо говорит общий вылов и декадный рост уловов в разные годы (табл. 4). Из таблицы видно, что с 1999 г. декадный вылов упал в 4-8 раз.

В Охотском море неконтролируемый иностранный промысел, переловы квот вылова российскими судами, а также массовые выбросы молоди минтая в последние годы (в этом году от 50 до 70-80%) привели к снижению запаса минтая в 5-6 раз по сравнению с началом 90-х годов. Кроме того, в последние 2-3 года в основном добывали впервые созревающий минтай. Так, в путину 2001 г. до 60% икры представленной российскими судовладельцами на торги состояли из ястыков с навесками 10-30 грамм. Таким образом, наш промысел минтая в своей основе не рационален, мы не даем поколению стать половозрелым и уничтожаем его с минимальной экономической выгодой.

Однако при оценке ОДУ рыб в 2.9 млн. т следует учитывать, что часть ОДУ дана по экспертным оценкам и ОДУ этих рыб никогда не осваивались. К таковым относятся (табл. 3) - 60 тыс. т тунца в ЮКР, акулы и скаты - 7 тыс. т, макрурус - 47 тыс. т, песчанка - 7 тыс. т, мойва - 86 тыс. т, сайра - 155 тыс. т (в последние годы освоение 3-5 тыс. т).

Также не осваивались малоценные камбалы - звездчатая, колючая и др., около 30-50 тыс. т. Ежегодно учтенный вылов трески ДВ ниже ОДУ, но резкое

снижение запасов и преобладание в запасах маломерной трески указывает, что эти запасы, как и запасы минтая, в последние годы перелавливались. Ежегодно по учтенному вылову недоосваивается сельдь охотская и корфо-карагинская. Следовательно, из суммарного ОДУ рыб в ИЭЗ в 2002 г. необходимо отнять не менее 400 тыс. т, чтобы получить реальную величину вылова рыб в 2002 г.

Таким образом, вылов должен составить в ИЭЗ России не более 2.5 млн. т. С учетом вылова рыб в морях Европейской части (292 тыс. т) (табл. 2) и пресноводных водоемах 185 тыс. т, а также в районах промысла СВА (728 тыс. т), суммарный вылов рыб должен составить 3.61 млн. т.

К группе эксплуатируемых реальных запасов могут быть отнесены конвенционные запасы в открытой части Северо-Западной Атлантике, квоты которых выделяются России НАФО. Полагаем, что в 2002 г. квоты рыб суммарно составят 11.8 тыс. т, в том числе 5.0 тыс. т окуня, 3.8 тыс. т палтуса и 3.0 тыс. т прочих морских и около 5 тыс. т креветки.

В ЦВА, в ИЭЗ Мавритании (есть соглашение) возможно освоение 350 тыс. т пелагических рыб.

Таким образом, суммарное ОДУ рыб и национальных квот, которые реально могут быть освоены Россией в 2002 г. оценивается в 4.1 млн. т.

Суммарное ОДУ беспозвоночных в ИЭЗ и на континентальном шельфе России в 2002 г. составит 576 тыс. т (табл. 1-3), это чуть больше ОДУ 2001г. Однако в это ОДУ включены объекты, которые не осваиваются. Так, пелагические кальмары (тихоокеанский - 231 тыс. т и бартрама - 50 тыс. т) и часть донного (командорского - 50 тыс. т) ежегодно не осваиваются, т.е. реальная величина ОДУ беспозвоночных в 2002 г. составит 245 тыс. т.

Характеризуя состояние запасов крабов, следует иметь в виду, что на ДВ чрезмерным промыслом подорваны запасы равношипого краба, камчатского краба у Западной Камчатки, в Южном Приморье и в Сахалино-Курильском регионе. Поэтому из 56.2 тыс. т дальневосточных крабов основу вылова дадут крабы стригуны (33.36 тыс. т), из них 50% приходится на глубоководных крабов (красный, ангулятус). Дальнейшее развитие промысла этих крабов - низкостоимостных и не имеющих больших рынков сбыта - приведет к полному уничтожению шельфовых крабов (камчатского, синего, стригуна опилио). Опыт освоения красного стригуна у Южного Приморья и состояние запасов шельфовых крабов в этом районе служит хорошим подтверждением этой зависимости.

Из запасов беспозвоночных в других районах (за пределами вод России) возможно освоение 10-20 тыс. т креветки у Шпицбергена, 5 тыс. т креветки в Северо-Западной Атлантике.

Таким образом, реально для освоения в 2002 г. суммарная величина беспозвоночных в объеме 260-270 тыс. т.

Слабо осваиваются запасы ОДУ водорослей, поэтому из их ОДУ в 167.4 тыс. т реально освоено будет 18-20 тыс. т.

Также почти не осваиваются млекопитающие, которые сегодня потребляют рыбы и морепродуктов такое же количество, какое осваивается промыслом. Дальнейшее несбалансированное рыболовство приведет к еще большему потреблению млекопитающими промысловых объектов.

К потенциально перспективным для промысла запасам прежде всего следует отнести запасы рыб и криля в водах Антарктики. АНТКОМом будет выделено на 2002 г. (заседание еще не состоялось) ОДУ рыб на уровне 14.5 тыс. т, криля 1.5 млн. т.

В ЮЗА реально освоение 35 тыс. т кальмара иллекса, в Тихом океане, в ЮВТО и ЦВТО имеются недоиспользуемые запасы пелагических кальмаров.

В ЮВТО и ЮЗТО возможно освоение 845 тыс. т ставриды и прочих пелагических в объеме 30 тыс. т. Однако ни промысла, ни исследований здесь не проводилось в 90-е годы и поэтому к этим цифрам следует относиться как к экспертным.

Недоиспользуемые запасы тунцов экспертно оценены в Атлантическом океане в 20 тыс. т, в Индийском - 40 тыс. т, в Тихом - 20 тыс. т.

В качестве резервных объектов можно рассматривать небольшие потенциальные запасы ставриды, скумбрии, берекса, красноглазки, эпигонуса, кабан-рыбы на подводных горах открытой части Мирового океана.

Суммарный объем этих экспертно оцененных запасов составляет 100-150 тыс. т. Но следует учитывать, что эти запасы можно эксплуатировать лишь на попутных переходах, так как спецпромысел не будет рентабельным, поскольку скопления над горами образуются эпизодически.

В ИЭЗ других стран возможно освоение остаточных ресурсов, которые этими странами не осваиваются, но сегодня для этого у России нет никакой правовой основы.

К числу таких крупных остаточных ресурсов (недоиспользуемых ОДУ) относятся пелагические рыбы: в зоне Марокко - 90 тыс. т, у Сенегала - 140 тыс. т, Гвинея-Бисау - 195 тыс. т, Сьерра-Леоне - 150 тыс. т, Гвинея -Конакри - 50 тыс. т, Ангола - 135 тыс. т, Намибия - 185 тыс. т, т.е. суммарно около 945 тыс. т.

Таким образом, рыбные запасы, для освоения которых необходимо решить вопросы их изучения, организации промысла с научным сопровождением, заключения соглашений по рыболовству с прибрежными странами, получения дотации государства или госзаказов под поставки рыбной продукции (кормовая мука, пищевой белковый концентрат, медицинский жир и др.), могут обеспечить вылов рыб в объеме 1.9 млн. т.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.