скачать рефераты

МЕНЮ


Направление реформирования АПК России

Пожизненно наследуемое владение землей представляется недостаточным, ибо крестьянин будет стремиться получить как можно больший земельный участок, не считаясь с рациональностью хозяйствования, и, кроме того, он может каждые три года (в течение которых в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле с фермера снимается ответственность за рациональное использование земли) переезжать из района в район и менять земельные участки. Максимально использовав плодородие одного участка земли, фермер может приступить к эксплуатации другого. Наконец, и введение в ближайшее время платежей за землю полностью проблему не решит. Другими словами, земля должна стать собственностью крестьянина. На ее приобретение он должен получить специальный льготный, возможно, беспроцентный кредит. Логично, чтобы цены на земельные участки на первом этапе радикальной реформы устанавливались централизованно и отражали лишь часть «настоящей» цены земли, учитывая, что последняя в период коллективизации была фактически экспроприирована государством у народа. Право выкупа земли в собственность следует распространить на сельскохозяйственные и промышленные предприятия.

Естественно, государству следует тщательно контролировать земельный рынок, чтобы нивелировать стихийные и спекулятивные процессы, исключить хищническое или неэффективное использование земли. (4)

2.3 Субсидирование и госрегулирование.

Таким образом, в основе реформ, проводимых в аграрном секторе, лежат именно такие процессы как разгосударствление, приватизация и создание на их основе многоукладной рыночной экономики. Однако всеобщей и наиболее важной собственностью сельскохозяйственного производства РФ является то, что большинство регионов страны и, особенно, области и республики Нечерноземья, находятся в зоне рискованного земледелия, что вызывает необходимость экономической поддержки сельского хозяйства со стороны государства.

По этому поводу идут постоянные дискуссии среди ученых-экономистов и практических работников о том, должно помогать государство сельским товаропроизводителям или не должно, нужна финансовая поддержка этой отрасли или не нужна.(2.1)

Либерализация цен стала сильнейшим стрессовым фактором для АПК, так как одновременно с ее проведением кардинально изменилась политика поддержки всех его составляющих звеньев. При этом разработчики политики переходного периода в аграрном секторе часто ссылались на опыт стран с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем общеизвестно, что в странах ЕС, США, Канаде и Японии, где основным принципом аграрной политики является наиболее полное самообеспечение страны продовольствием, идет крупномасштабное субсидирование аграрного сектора.

Во многом осуществление преобразований на селе имело серьезные цели - организация новых форм хозяйствования, совершенствование земельных отношений, обеспечение конкурентной среды. Но, как правило, все программы реформирования не имели должной финансовой поддержки. (3)

Успехам своего развития сельское хозяйство Западной Европы, США, Канады, по мнению большинства экспертов, обязаны не столько развитию рыночных отношений, сколько ограничению действия рыночных механизмов, саморегулированию и за счет использования внешних рычагов воздействия на воспроизводственный процесс в аграрной сфере. (2.1)

Важнейшими проблемами АПК периода проведения экономических преобразований явились резкое сокращение капитальных вложений, усугубление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары и услуги, прекращение государственного регулирования формирования продовольственных фондов страны, рост безработицы и деградация социальной инфраструктуры села.

Эти факторы породили резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, рост цен на продовольствие, обусловившее сокращение его потребления, необходимость увеличения импорта и усиление продовольственной зависимости страны. (3)

Необходимо выявить и реализовать принципиально иные направления вывода из кризиса АПК и главным образом через создание механизма государственного регулирования продовольственного рынка.

В связи с этим предлагаются следующие основные принципы функционирования этого механизма:

1. Защита сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме гарантии закупки всей предъявленной к реализации продукции и своевременной ее оплаты. Государство должно быть крайне заинтересованно в накоплении резервов. Здесь целесообразны две формы государственной гарантии: контрактная система и залог сельскохозяйственной продукции.

2. Интеграция рыночного пространства. Анализ крупнейших аграрных рынков мира неопровержимо доказывает преимущества большого рынка без барьеров. Наглядным примером является объединение стран Европы в общий рынок, который позволяет им сообща решать многие проблемы.

3. Формирование федеральных и региональных продовольственных фондов. Их значение определяется прежде всего необходимостью накопления товарных государственных запасов и проведение интервенции на продовольст-

венном рынке. Для вмешательства в продовольственный рынок государство должно располагать запасами, составляющими критическую массу. Для этого, по нашим расчетам, достаточно 50% товарного объема продукции, по которому осуществляется государственное регулирование.

4. Меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это направление предполагает прежде всего справедливый обмен между крупнейшими сферами экономики: сельским хозяйством и промышленностью, выполнение требования паритета цен. (2.2)

2.4 Налогообложение в условиях рыночной экономики.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. (5.2)

В переходный период к рынку произошли коренные изменения в системе налогообложения сельского хозяйственных предприятий.

Так, в агропромышленном комплексе Российской Федерации были отменены все виды налогов. Их заменил земельный налог. В законе РФ «О плате за землю» подчеркивается, что использование земли является платным. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование социальных фондов финансирования этих предприятий.

Закон РФ «О плате за землю» определяет также, что собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В связи с новой системой налогообложения введено новое для страны понятие - «Нормативная цена земли» - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Начиная с 1995 года, Правительство РФ ежегодно индексирует ставки земельного налога на пашню, исходя из соотношений оптовых цен на сельскохозяйственную продукцию и услуги, потребляемые сельскохозяйственными производителями.

Все вышеизложенное вызывает необходимость проведения нового тура землеоценочных работ с целью создания единой кадастровой шкалы для всех областей и республик Российской Федерации. (1.2)

2.5 Создание системы маркетинга.

Вероятность успеха и обоснованность принимаемых решений повысит создание системы маркетинга в аграрном секторе. Основными элементами этой системы с нашей точки зрения, должны стать: маркетинговые службы на уровне крупных сельскохозяйственных предприятий или при объединении производителей сельскохозяйственной продукции (фермеров, мелких коллективных предприятий, ассоциаций и т.д.); полугосударственные маркетинговые институты (организации); частные фирмы, специализирующиеся на оказании маркетинговых услуг.

Мы считаем, что полугосударственные маркетинговые институты (организации) должны заниматься глубокими исследованиями конъюнктуры рынка, разработкой государственных маркетинговых программ в аграрном секторе, информационным обеспечением, консультированием и обучением сельскохозяйственных производителей, рекламой (проведением выставок, ярмарок) и т.д. Финансирование этих организаций может осуществляться как за счет налога с производителей (при информационном обеспечении по принципу «прозрачности рынка»), так и посредством взимания платы за оказанные услуги в частном порядке.

Маркетинговые службы на уровне сельскохозяйственных предприятий (объединений) должны заниматься разработкой и реализацией маркетинговых программ конкретных предприятий (объединений). При необходимости они могут пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов маркетинговых институтов (организаций) или частных фирм.

При такой схеме организации маркетинга существенно снизится уровень рыночных рисков и возрастет вероятность реализации сельскохозяйственными производителями своих рыночных возможностей. Иными словами, будет обеспечена эффективность использования их ресурсного потенциала. (5.1)

Осуществление маркетинговой деятельности в полном объеме возможно лишь на базе специализированных маркетинговых подразделений, коммерческих центров, отделов, служб, форму и структуру которых определяет предприятие.

Учитывая необходимость и важность маркетинговой деятельности на сельскохозяйственных предприятиях и высокие затраты на нее, полагаем, что в небольших хозяйствах не следует создавать специализированные маркетинговые отделы, а лишь реформировать существующие экономические и финансовые структуры и организовать группы разработки маркетинговых программ и организации сбытовой деятельности. (1.6)

2.6 Научно-технический уровень сельхозпроизводства,

квалификация кадров.

В 1994 г. значительно обострилась проблема материально-технического снабжения отраслей агропромышленного комплекса. Резко сократились производство и поставки селу важнейших видов производственных ресурсов, особенно минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Большинство предприятий не в состоянии закупать технические средства по перманентно растущим ценам.

Формирование материально-технической базы сельского хозяйства в новых экономических условиях осуществляется с большими издержками. Снижение объемов поступления техники, горючего, удобрений является важнейшим негативным фактором, последствия которого будут сказываться многие десятилетия, особенно это касается плодородия почв, их окультуренности и т.д. В этой ситуации важнейшую роль сыграет формирование соответствующей системы ценообразования в АПК. (3)

Количество продукции, реализация

которого необходима для приобрете-

ния различных видов техники (1994 г.)

Использование старых и внедрение новых экономических форм хозяйствования даже при существующей материально-технической базе, но в условиях свободы и производственной самостоятельности позволило бы иметь более весомые результаты в агропромышленном комплексе, предопределило бы установление соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил на селе.

Но совершенствуя производственные отношения и радикально перестраивая хозяйственный механизм на селе, одновременно следует развивать производительные силы на основе качественного обновления материальной базы АПК, поставок продовольственному комплексу необходимых техники и ресурсов, улучшения использования достижений научно-технического прогресса. Предстоит обеспечить переход на новые технологии, использование достижений биотехнологии, агрохимии, всего того, что должно повысить эффективность агропромышленного производства. Решение продовольственного вопроса во многих странах мира обусловлено в значительной степени использованием достижений научно-технического прогресса. (4)

Сейчас во весь рост встает проблема, чтобы руководители и специалисты переходили от решения отдельных задач с помощью ЭВМ к сплошной компьютеризации или даже к компьютерной технологии в управлении, которая предполагает функционирование, как минимум, двух автоматизированных систем: первая - это оптимизация всех принимаемых решений в технологии и организации производства продукции; вторая - это система рыночного анализа и ценового мониторинга. Обе системы должны функционировать на базе ПЭВМ с детально разработанной методикой анализа программного обеспечения, на что и направлены исследования наших ученых. (1.1)

Агропромышленное производство не может функционировать эффективно без работников, владеющих техническими, агрономическими, зоотехническо-ветеринарными знаниями. Они должны уметь пользоваться навыками экономического анализа хозяйственной деятельности, обосновывать принимаемые хозяйственные решения, правильно оценивать результаты работы с позиций общеэкономической и социально-экономической эффективности производства и научно-технического прогресса. (4)

2.7 Социальная сфера и экологические проблемы.

Уже в 1992 г. объем социальных инвестиций в ценах 1991 г. сократился наполовину по сравнению с предыдущим годом; в 1993 г. - еще на 27%.

Низкий уровень социального переустройства села обусловил ряд отрицательных тенденций в его развитии: привел к снижению престижности и ухудшению условий сельскохозяйственного труда; выявил новые негативные тенденции в демографической ситуации, - низкий естественный прирост и высокая смертность сельского населения. (3)

Во всем мире идет рост больших городов; в городах - промышленность и торговля, там соединяются пути сообщения, находятся центральные правительственные и высшие судебные учреждения, военное начальство. Там же - высшие образовательные организации, академии художеств, места развлечения, выставки, музеи, театры, концертные залы и т.д. Миллионы людей тянет туда их профессия и надежда на более легкий заработок приятную жизненную обстановку, миллионы других направляются в город ради удовольствия. Крестьянину при данных условиях почти недоступна высшая культура. Он стал употреблять меньше горожанина мяса, масла, яиц, молока, хотя эти продукты он производит.

Многовековая история человечества и современная мировая политика подтверждает, что никакая цивилизация ни в одной стране не может полнокровно развиваться, существовать без прочного тыла в виде жизнеспособной деревни, обеспечивающей надежный продовольственный фронт. А это, в свою очередь, предполагает всемерное развитие инфраструктуры деревни вообще и социальной инфраструктуры в частности. (4)

Представляет интерес разработанная специалистами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации совместно с научными учреждениями общая концепция развития села, рассчитанная на ближайшую и долгосрочную перспективу. Однако подобная концепция, рассчитанная для регионов и отдельных местностей, должна учитывать экономико-географические, национальные особенности, исторические традиции, уклад жизни, культурное наследие. (1.7)

Современный уровень развития АПК связан с многочисленными нарушениями природных условий, такими, как эрозия почв, засоление орошаемых земель, отрицательные последствия увеличения объемов применения продуктов химии в сельском хозяйстве, которые в своей совокупности не только дестабилизируют систему «агропромышленное производство - окружающая среда - природные ресурсы», но и делают продукты питания опасными для здоровья человека. Это обуславливает необходимость строгого соблюдения экологического подхода к эксплуатации природных ресурсов АПК.

Таким образом, развитие аграрного сектора экономики представляет собой диалектический процесс, где имеет место противоречие между достижением максимальной текущей продуктивности, с одной стороны, и сохранением плодородия почв и природного равновесия - с другой. Здесь важно найти оптимальный компромисс между сиюминутной выгодой и долгосрочными целями. Отсутствие такого компромисса чревато тяжелыми негативными результатами. (4)

3. Заключение.

Производственный потенциал аграрного сектора основательно подорван. На его восстановление, по расчетам специалистов, потребуется несколько десятилетий. Поэтому необходимо скорейшее осуществление программы государственной поддержки агропромышленного комплекса, целевое выделение средств из государственного бюджета, использование финансовых источников на местах, привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Невыполнение этих условий в ближайшей перспективе грозит обернуться настоящей национальной катастрофой, привести к истощению природных ресурсов, продажа которых требуется для обеспечения закупок продовольствия по импорту, и в конечном счете к социальным взрывам. (3)

Достигнуть рационального функционирования аграрного сектора народы нашей страны могут, ибо обладают гигантским потенциалом духовности, культуры, изобретательности. Кроме того, у нас фантастический генофонд, беспримерные способности к самовосстановлению и прогрессу. Это дает основание быть уверенным в создании эффективного аграрного сектора экономики в нашей стране. Но к этому состоянию нужно и можно прийти не через лозунги, какими бы привлекательными они ни были, а с помощью строгой, научно выверенной аграрной политики, включающей рынок как экономическую основу демократии. Человечество не придумало альтернативы рынку, которая была бы способной эффективно учитывать сотни миллионов конкретных интересов, потребностей. Свободное развитие экономики является общецивилизационным достижением, которое позволило большинству стран мира создать высокоэффективное сельское хозяйство и решить с успехом продовольственную проблему. (4)

По-видимому, ближайшие 2-3 года определят будущее России - либо как великой державы, либо как развивающегося государства, находящегося в полной зависимости от импорта продовольствия.

Имеющийся природный потенциал при условии создания надлежащих экономических условий может способствовать возрождению аграрного сектора. Однако в огромной степени это будет зависеть от коренного пересмотра принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок его развития. (3)

4.Список литературы.

1. Государственное регулирование и информационное обеспечение реформ в АПК.// Материалы региональной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 1997 г.

1.1. Катков Н.С. Системный комплексный подход к управлению отраслями АПК.

1.2. Рабинович Л.М. Важный рычаг государственного регулирования АПК при переходе к рынку.

1.3. Захаров В.П. К вопросу о научном обеспечении рыночных преобразований в АПК.

1.4. Гумарова Ф.З. Теоретические аспекты форм и методов реформирования экономических отношений в аграрном производстве.

1.5. Ефремова Е.Ю. Развитие форм хозяйствования.

1.6. Максимец Н.В. Формирование концепции маркетинга в продуктовом комплексе.

1.7. Ларионова Н.И., Васильев В.П. Особенности формирования социальной структуры села.

2. Проблемы реформирования в отраслях АПК.// Материалы научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 1995 г.

Катков Н.С., Смирнов А.А. Некоторые особенности реформирования отраслей АПК.

Рыжаков Е.Д. Основные направления государственного регулирования при переходе к рынку.

А.Г. Папцов. Анализ основных параметров развития АПК России в условиях осуществления экономических преобразований.// Обзорная информация. - Москва, 1995 г.

В.И. Новичков. Развитие аграрных отношений в условиях радикальной экономической реформы. - Саратов, 1992 г.

5.Обеспечение эффективного функционирования производственного потенциала АПК России в условиях рыночных отношений.// Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Воронеж, 1993 г.

Аникиенко В.Н. Влияние маркетинга на эффективность использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий.

Гололобов И.А. О совершенствовании налогообложения в условиях рыночной экономики.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.