Система социального страхования, как средство защиты населения
§
Федеральный
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской
Федерации.
Пенсионный
фонд Российской Федерации
Основными
задачами Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного
государственного финансово-кредитного учреждения являются аккумулирование и
целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством.
Средства Фонда направляются на: [2, с. 104]
·
выплату
государственных пенсий по возрасту, за. выслугу лет, при потере кормильца,
пенсий по инвалидности, военнослужащим;
·
выплату
компенсаций пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам;
·
выплату
пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей,
инфицированным вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской
АЭС;
·
финансирование
государственных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров,
детей;
·
осуществление
единовременных денежных выплат;
·
капитальные
вложения и проектные работы, создание информационных автоматизированных
систем;
·
содержание
органов управления Фондом, подготовку и переподготовку кадров;
·
возврат
кредитов и ссуд коммерческих банков;
·
создание
инфраструктуры персонифицированного учета и организацию защиты пенсионных прав
работающих граждан и пенсионеров;
·
и другие.
Деятельность
Фонда осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства и
макроэкономическими прогнозами социально-экономического развития Российской
Федерации.
Основные суммы
Фонда формируются на основе отчислений от обязательных платежей по единому
социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Максимальные
ставки отчислений единого социального налога в Пенсионный фонд Российской
Федерации (при сумме выплат до 100 тыс. рублей за календарный год) установлены
в размере: [12, с. 65]
- для
организаций-работодателей - 28% от налогооблагаемой базы;
- для
индивидуальных предпринимателей - 19,2%.
Минимальные
ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат
более 600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:
-
для
организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.
-
для
индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с суммы, превышающей 600
000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:
§
средства
федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и
пособий;
§
средства
Фонда социального страхования Российской Федерации;
§
доходы от
капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов
Фонда коммерческими банками;
§
пени и
финансовые санкции;
§
добровольные
взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых
внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.
Контроль за
полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство
по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство
Российской Федерации.
Фонд
социального страхования Российской Федерации
Средства фонда
социального страхования Российской Федерации являются средствами государства,
находящимися в управлении государственного финансово-кредитного учреждения.
Бюджет фонда и его исполнение утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Фонд социального
страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в
соответствии со следующими задачами: [7, с. 36]
§
способствовать
материальному обеспечению граждан, не участвующих в общественном
воспроизводственном процессе;
§
обеспечивать
гарантированные государством выплаты:
-
пособий
по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка;
на погребение;
-
денежных
средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей;
-
другие
цели государственного социального страхования, предусмотренные
законодательством;
§
участвовать
в разработке и осуществлять реализацию государственных программно охране
здоровья работников, улучшению социального страхования;
§
обеспечивать
стабильность функционирования пенсионного страхования на перспективу;
§
разрабатывать
совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
предложения о размерах тарифов страховых взносов для достаточного обеспечения
социального страхования граждан;
§
организовывать
работу по подготовке и переподготовке кадров специалистов для системы
социального страхования;
§
вести
учет страховых взносов, платежей и др.
Формирование
денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]
• Отчисления от
обязательных платежей по единому социальному налогу работодателей и
индивидуальных предпринимателей.
Максимальные
ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального
страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный
год составляют для организаций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.
Минимальные ставки
отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации от сумм единого
социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год
установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.
• Доходы от
инвестирования временно свободных средств и их капитализации.
• Добровольные
взносы организаций и граждан.
• Ассигнования из
федерального бюджета.
• Специальные
займы и др.
Контроль за
формированием средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам
Российской Федерации.
Фонд
обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Обязательное
медицинское страхование является обязательной составной частью
государственного страхования граждан Российской Федерации и призвано
обеспечивать выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в
рамках государственной политики.
Структура Фонда
включает в себя Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Основными
задачами Федерального фонда являются: [6, с. 36]
ü
обеспечение
реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации»;
ü
обеспечение
финансовой стабильности системы страхования на перспективу;
ü
участие в
разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области
обязательного медицинского страхования;
ü
разработка
и реализация мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов
в части объема и качества предоставляемых услуг;
ü
финансирование
целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки
кадров;
ü
финансирование
материально-технической базы здравоохранения.
В задачи
территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению
медицинских страховых услуг, в частности: [7, с. 69]
-
обеспечение
предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому
страхованию через систему функционирования страховых компаний;
-
дотирование
филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения
установленного среднедушевого норматива;
-
финансирование
обязательного медицинского страхования;
-
формирование
нормированного страхового запаса;
-
финансирование
страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по
финансовым нормативам на договорной основе;
-
финансирование
мероприятий совместно с органами управления здравоохранения;
-
содержание
исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.
Средства Фонда
обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298]
• отчислений от
обязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей и
индивидуальных предпринимателей.
Максимальные
ставки отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования установлены
отдельно для федерального фонда и территориальных фондов с сумм выплат до 100
тыс. руб. в размере соответственно:
- для
организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,
- для
индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%.
Минимальные
ставки отчислений от единого социального налога в федеральный и,
соответственно, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за
календарный год в следующих размерах:
- для организаций
- работодателей-700руб.,
- для
индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;
-
ассигнований
из федерального бюджета на выполнение региональных программ обязательного
медицинского страхования;
-
добровольных
взносов организаций и граждан;
-
доходов
от использования и капитализации временно свободных денежных средств;
-
нормированного
страхового запаса финансовых средств Фонда;
-
прочих
поступлений.
Контроль за
формированием средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам
Российской Федерации.
Единый
социальный налог (взнос)
Налоговый кодекс
Российской Федерации в качестве основного источника государственных социальных
внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального
налога (взноса) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на
государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]
·
работодатели,
производящие выплаты наемным работникам (организации, индивидуальные
предприниматели, родовые, семейные общины, крестьянские и фермерские
хозяйства, физические лица);
·
индивидуальные
предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских)
хозяйств, адвокаты.
Не являются
налогоплательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели,
ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности.
Объектам обложения признаются: [2, с. 104]
§
выплаты и
иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем
основаниям;
§
вознаграждения
по договорам, гражданско-правового характера, авторским, лицензионным договорам;
§
выплаты в
виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты;
§
доходы от
предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их
извлечением, - для индивидуальных предпринимателей.
Налоговая база
определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных
работодателями за налоговый период в пользу работников в денежной или
натуральной форме, в виде материальной помощи или безвозмездных выплат, в виде
материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]
Ø
государственные
пособия;
Ø
государством
закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;
Ø
суммы
единовременной материальной помощи в особых случаях;
Ø
суммы
страховых взносов по обязательному страхованию работников в соответствии с
законодательством;
Ø
доходы
членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации
сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;
Ø
и другие.
От уплаты налога
освобождаются:
-
организации
с сумм выплат категориям работников-инвалидов (общественные организации
инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных
целей, и некоторые другие);
-
иностранные
граждане - индивидуальные предприниматели;
-
налогоплательщики-инвалиды;
-
и другие.
Налоговым
периодом признается календарный год, а отчетным периодом - календарный месяц.
2.2. Принципы
построения системы
социального
страхования в РФ
На смену единой
системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с
разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского,
пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и
добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. [6, с. 29]
Социальное страхование
существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование
от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности,
страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет
разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное,
а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное
страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может
быть местным.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|