скачать рефераты

МЕНЮ


Система социального страхования, как средство защиты населения

§                    Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного государственного финансово-кредитного учреж­дения являются аккумулирование и целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Средства Фонда направля­ются на: [2, с. 104]

·                    выплату государственных пенсий по возрасту, за. выслугу лет, при потере кормильца, пенсий по инвалидности, военнослужащим;

·                    выплату компенсаций пенсионерам, материальной помощи преста­релым и инвалидам;

·                    выплату пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким мате­рям, на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, постра­давшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

·                    финансирование государственных программ по социальной поддер­жке инвалидов, пенсионеров, детей;

·                    осуществление единовременных денежных выплат;

·                    капитальные вложения и проектные работы, создание информацион­ных автоматизированных систем;

·                    содержание органов управления Фондом, подготовку и переподготовку кадров;

·                    возврат кредитов и ссуд коммерческих банков;

·                    создание инфраструктуры персонифицированного учета и организа­цию защиты пенсионных прав работающих граждан и пенсионеров;

·                    и другие.  

Деятельность Фонда осуществляется в соответствии с постановле­ниями Правительства и макроэкономическими прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации.

Основные суммы Фонда формируются на основе отчислений от обя­зательных платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации (при сумме выплат до 100 тыс. рублей за календарный год) установлены в размере: [12, с. 65]

- для организаций-работодателей - 28% от налогооблагаемой базы;

- для индивидуальных предпринимателей - 19,2%.

Минимальные ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат более 600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:

-                   для организаций-работодателей - 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.

-                   для индивидуальных предпринимателей - 573 000 руб. + 2% с сум­мы, превышающей 600 000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:

§                    средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий;

§                    средства Фонда социального страхования Российской Федерации;

§                    доходы от капитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетов Фонда коммерческими банками;

§                    пени и финансовые санкции;

§                    добровольные взносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторых внебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.

Контроль за полнотой и своевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство Российской Федера­ции.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Средства фонда социального страхования Российской Федерации являются средствами государства, находящимися в управлении государ­ственного финансово-кредитного учреждения. Бюджет фонда и его ис­полнение утверждаются Правительством Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими за­дачами: [7, с. 36]

§                    способствовать материальному обеспечению граждан, не участвующих в общественном воспроизводственном процессе;

§                    обеспечивать гарантированные государством выплаты:

-                   пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на погребение;

-                   денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровле­ние работников и членов их семей;

-                   другие цели государственного социального страхования, предус­мотренные законодательством;

§                    участвовать в разработке и осуществлять реализацию государствен­ных программно охране здоровья работников, улучшению социаль­ного страхования;

§                    обеспечивать стабильность функционирования пенсионного страхо­вания на перспективу;

§                    разрабатывать совместно с Министерством труда и социальной за­щиты Российской Федерации предложения о размерах тарифов стра­ховых взносов для достаточного обеспечения социального страхова­ния граждан;

§                    организовывать работу по подготовке и переподготовке кадров спе­циалистов для системы социального страхования;

§                    вести учет страховых взносов, платежей и др.

Формирование денежных ресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]

• Отчисления от обязательных платежей по единому социальному на­логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.  

Максимальные ставки отчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный год составляют для организа­ций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.

Минимальные став­ки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федера­ции от сумм единого социального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный год установлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.

• Доходы от инвестирования временно свободных средств и их капита­лизации.

• Добровольные взносы организаций и граждан.

• Ассигнования из федерального бюджета.

• Специальные займы и др.

Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер­ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование является обязательной со­ставной частью государственного страхования граждан Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнение потребностей в полу­чении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объе­мах и в соответствии с целевыми программами в рамках государствен­ной политики.

Структура Фонда включает в себя Федеральный фонд и территори­альные фонды обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального фонда являются: [6, с. 36]

ü                 обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации»;

ü                 обеспечение финансовой стабильности системы страхования на пер­спективу;

ü                 участие в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

ü                 разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий ра­боты территориальных фондов в части объема и качества предостав­ляемых услуг;        

ü                 финансирование целевых медицинских программ, медицинской на­уки, подготовки и переподготовки кадров;

ü                 финансирование материально-технической базы здравоохранения.

В задачи территориальных фондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховых услуг, в частности: [7, с. 69]

-                   обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскому страхованию через систему функцио­нирования страховых компаний;

-                   дотирование филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного среднедушевого норматива;

-                   финансирование обязательного медицинского страхования;

-                   формирование нормированного страхового запаса;

-                   финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или по финансовым нормативам на договорной основе;

-                   финансирование мероприятий совместно с органами управления здра­воохранения;

-                   содержание исполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.

Средства Фонда обязательного медицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298]

• отчислений от обязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей и индивидуальных предпринимателей.

Максимальные ставки отчислений в Фонд обязательного медицинс­кого страхования установлены отдельно для федерального фонда и тер­риториальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб. в размере соот­ветственно:

- для организаций-работодателей - 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,

- для индивидуальных предпринимателей - 0,2% и 3,4%.

Минимальные ставки отчислений от единого социального налога в федеральный и, соответственно, в территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования Российской Федерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год в следующих раз­мерах:

- для организаций - работодателей-700руб.,

- для индивидуальных предпринимателей - 400 руб.;

-                   ассигнований из федерального бюджета на выполнение региональ­ных программ обязательного медицинского страхования;

-                   добровольных взносов организаций и граждан;

-                   доходов от использования и капитализации временно свободных де­нежных средств;

-                   нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда;

-                   прочих поступлений.

Контроль за формированием средств Фонда возложен на Министер­ство по налогам и сборам Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос)

Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве основного ис­точника государственных социальных внебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социального налога (взно­са) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на госу­дарственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую по­мощь.

Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]

·                    работодатели, производящие выплаты наемным работникам (органи­зации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общи­ны, крестьянские и фермерские хозяйства, физические лица);

·                    индивидуальные предприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками налога организации и индиви­дуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетель­ства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.              

Объектам обложения признаются: [2, с. 104]

§                    выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всем основаниям;

§                    вознаграждения по договорам, гражданско-правового характера, ав­торским, лицензионным договорам;

§                    выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные вып­латы;

§                    доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, - для индивидуальных предпринима­телей.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграж­дений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу ра­ботников в денежной или натуральной форме, в виде материальной по­мощи или безвозмездных выплат, в виде материальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]

Ø                 государственные пособия;

Ø                 государством закрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;

Ø                 суммы единовременной материальной помощи в особых случаях;

Ø                 суммы страховых взносов по обязательному страхованию работни­ков в соответствии с законодательством;

Ø                 доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;

Ø                 и другие.

От уплаты налога освобождаются:

-                   организации с сумм выплат категориям работников-инвалидов (об­щественные организации инвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальных целей, и некоторые дру­гие);

-                   иностранные граждане - индивидуальные предприниматели;

-                    налогоплательщики-инвалиды;

-                   и другие.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным пе­риодом - календарный месяц.

2.2. Принципы построения системы

социального страхования в РФ


На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. [6, с. 29]

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.