скачать рефераты

МЕНЮ


Архитектура Санкт-Петербурга: Ленинград до Великой Отечественной войны

ИСТОРИЦИЗМ


Эклектика, эклектизм - направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть историцизма - свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых исторических стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению историцизма послужила эстетика романтизма, воплощенная в произведениях архитектора А.А. Менеласа в Царском Селе и Петергофе. В Санкт-Петербурге возникновение историцизма связано с творчеством архитектора А.П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский проспект, 22-24) и других архитекторов. Ведущий петербургский зодчий в середине 19 в. А.И. Штакеншнейдер виртуозно варьировал в построенных им дворцах, особняках и парковых павильонах формы барокко и рококо, ренессанса и античности (Белосельских-Белозерских дворец, 1847-48, Невский проспект, 41; Николаевский дворец, 1853-61, площадь Труда, 4; Мариинский дворец, 1839-44, Исаакиевская площадь, 6). Приверженцами неоренессанса являлись архитекторы Н.Е. Ефимов (дома Министерств государственных имуществ, 1844-53, Исаакиевская площадь, 4 и 13), А.И. Кракау (Балтийский вокзал, 1855-57, набережная Обводного канала, 120; особняк барона А.Л. Штиглица, 1859-63, Английская набережная, 68), Г.А. Боссе (Пашкова дом, 1841-44, Литейный проспект, 39; особняк Л.В. Кочубея, 1844-46, ул. Чайковского, 30). Последний наиболее последовательно разрабатывал новаторские приемы свободной планировки и живописно-асимметричной композиции (собственный особняк, 1847-49, 4-я линия В.О., 15). Ряд интересных стилизаций на темы готики создал в Петергофе архитектор Н.Л. Бенуа (здание вокзала, 1854-57, дворцовые конюшни, 1848-55).

Особое место в историцизме занимал русский стиль. Русский стиль занимал особое место среди различных направлений эклектики. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения русского стиля современники провозглашали К.А. Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А.М. Горностаева. Последователями русского стиля выступали А.А. Парланд, Н.Н. Никонов, А.И. Томишко, В.А. Косяков, реализовавший в храме Воскресения Христова концепцию "русского ренессанса", то есть возрождения форм допетровского зодчества XVII века.

Русский стиль, направление в русской архитектуре 19 - начала 20 вв., основанное на использовании приемов и форм древнерусского зодчества и народного искусства. Возникновение русского стиля связано с эстетикой романтизма. Первые примеры - обращение к фольклорной традиции: д. Глазово под Павловском (1815, архитектор К.И. Росси), павильоны в Екатерингофе (1824, архитектор А.А. Монферран,), Никольский домик в Петергофе (1834, архитектор А.И. Штакеншнейдер). Родоначальником русского стиля в церковной архитектуре периода эклектики - архитектор К.А. Тон, творчество которого служило воплощением норм "официальной народности", сформулированной в триаде "самодержавие, православие, народность". В ранних работах архитектор обратился к типу московских 5-главых храмов 15-16 вв. (церковь Св. Екатерины, Старо-Петергофский проспект, 6, 1831-37; Введенский собор, Загородный проспект, 45а, 1837-42; церкви в Царском Селе и Петергофе). В дальнейшем Тон использовал формы шатровых храмов 16-17 вв. (Благовещенская церковь, площадь Труда, 1844-49; церковь Св. Мирония, набережная Обводного канала, 99/16, 1849-55).

Среди последователей Тона - архитектор Н.Е. Ефимов (Воскресенский Новодевичий монастырь, Московский проспект, 100, 1849-61; завершен Л.Л. Бонштедтом и Н.А. Сычевым). Неофициальную линию русского стиля представляло творчество архитектора А.М. Горностаева: постройки на Валааме, в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, комплекс Троице-Сергиева подворья (набережная реки Фонтанки, 44, 1856-57). Последователями Горностаева стали архитекторы В.А. Гартман и И.П. Ропет, ориентировавшиеся на традиционное народное искусство. К этому же течению примыкали архитекторы И.С. Богомолов (доходный дом Н.Н. Зайцевой, Фурштатская ул., 20, 1875-76, 1883), Н.П. Басин (см. Басина дом) и др.

Параллельно "национальному" направлению русский стиль развивался "византийский стиль", ориентированный на памятники византийского зодчества. У истоков этого течения стоял архитектор Д.И. Гримм. Первым образцом "византийского стиля" в Санкт-Петербурге была Греческая церковь Св. Димитрия Солунского. Поворот к творческому освоению наследия древнерусского зодчества 17 в. связан с конкурсами проектов Воскресения Христова храма ("Спаса на крови") в начале 1880-х гг. В конце 19 в. этот вариант русского стиля стал доминировать в церковном и гражданском зодчестве (произведения архитекторов Н.В. Султанова, А.И. фон Гогена, Н.Н. Никонова, В.А. Косякова).

В 1900-х гг. под влиянием стиля модерн русский стиль трансформировался в т.н. неорусский стиль, отличавшийся свободной интерпретацией древнерусского зодчества, преимущественно древних Новгорода и Пскова. Лидерами этого направления выступали архитекторы В.А. Покровский и А.В. Щусев (Феодоровский Государев собор в Царском Селе). Последователем Тона выступил архитектор Н.Е. Ефимов (ансамбль Новодевичьего монастыря, 1849-61, Московский просп., 100). В противовес офицерско-академическому направлению русского стиля развивалась самобытная его вариация в произведениях архитектора А.М. Горностаева (Подворье Троице-Сергиевой лавры, 1856-57, набережная реки Фонтанки, 44). У мастеров историцизма постепенно нарастала тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности декором, наиболее ярко проявившаяся в архитектуре 1870-90-х гг. В одной композиции, на одном фасаде нередко соединялись элементы различных исторических стилей, которые произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, не связанной с внутренней структурой сооружения. На этом фоне выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (1885-96, Соляной пер., 15), возведенный архитектором М.Е. Месмахером в характере неоренессанса. Архитектор П.Ю. Сюзор и его последователи разрабатывали новый тип многоквартирного доходного дома с широкими витринами внизу, высокими эркерами и угловыми башнями, что задавало укрупненный ритм и масштаб жилищной застройке (дом Я.В. Ратькова-Рожнова, 1898-1900, ул. Пестеля, 13-15; дом А.В. Ратькова-Рожнова, 1899-1900, Кирочная ул., 32-34, архитектор П.Ю. Сюзор).

Рационалистическую альтернативу внешней декоративности историцизма составлял "кирпичный стиль", ведущими представителями которого являлись архитекторы И.С. Китнер и В.А. Шретер. Кирпичный стиль принятое в искусствоведческой литературе название рационалистического направления в архитектуре 2-й половины 19 - начала 20 вв. Представители кирпичного стиля принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы исторических стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамической плитки. При отделке фасадов использовался главным образом заграничный облицовочный кирпич, в основном из Германии, выявлялись эффекты рельефной кладки, сочетания разных цветов, вводились детали из керамики и природного камня. Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в Санкт-Петербурге уже во 2-й половине 18 - начала 19 вв. (производственные и складские сооружения, казармы, иногда - парковые павильоны).

Как самостоятельное направление кирпичный стиль формировался с середины 19 в. в работах архитекторов П.И. Таманского (здание Арсенала на Кронверке), Г.А. Боссе (Немецкая реформатская церковь) и особенно Р.Б. Бернгарда (Главный газовый завод, набережная Обводного канала, 74, 1858-62; Евангелическая женская больница, Лиговский проспект, 2-4, 1870-71, совместно с О.Г. Гиппиусом). Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве архитектора В.А. Шретера и И.С. Китнера; их программные работы - жилой дом и фабрика А.И. Ниссена с 1872-73, набережная реки Фонтанки, 183) и дом В.Ф. Штрауса (1873-74, 2-я линия В.О., 9) - оказали значительное влияние на современников. Яркими образцами кирпичного стиля являются собственные дома В.А. Шретера (набережная реки Мойки, 114 и 112, 1890-91 и 1897-99), дом П.Я. Бекеля (2-я линия В.О., 23, 1881-83, архитектор Ф.К. Пуншель), дом Г.Г. Елисеева (набережная реки Фонтанки, 64, 1889-90, архитектор Г.В. Барановский), комплекс тюрьмы "Кресты" и др.

Широчайшее распространение кирпичный стиль получил в промышленной архитектуре. Некоторые приемы кирпичного стиля применяли мастера русского стиля конца 19 в. (архитекторы А.А. Парланд, В.А. Косяков, Н.Н. Никонов и др.) Ярким представителем кирпичного стиля был архитектор К.К. Шмидт, в его постройках - особняке В.В. Тиса (Съезжинская ул., 3, 1897-98), Александринском женском приюте (Большой просп. В. О., 49-51, 1897-99), собственном доме (Херсонская ул., 13) и доме Г.А. Шульце (ныне ул. Куйбышева, 22, оба - 1901-02) - прослеживается переход от стилизации мотивов средне-вековой архитектуры к модерну. В начале 20 в. облицовочный кирпич (в основном светло-серого тона) стал одним из наиболее популярных материалов, его часто применяли архитекторы Р.Ф. Мельцер, А.И. фон Гоген, А.С. Хренов и др. В этот период кирпичный стиль трансформировался в один из вариантов рационалистического модерна.

Последний известен также как строитель театральных и банковских зданий. Последователи кирпичного стиля, стремясь к правдивости и экономичности, отказывались от штукатурной "косметики", оставляя открытой саму кирпичную кладку или применяя долговечную керамическую облицовку (дом и фабрика А.И. Ниссена, 1872-73, набережная реки Фонтанки, 183; дом В.Ф. Штрауса, 1873-74, 2-я линия В.О., 9). В период господства историцизма в строительство широко внедрялись разнообразные инженерно-технические новшества, прежде всего металлические, а затем и железо-бетонные конструкции, однако они, как правило, не влияли на художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.

Поздний классицизм со временем приобрёл черты официальности. На смену ему пришла в условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений эклектика (эклектизм). Эклектика основывалась на произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей и свободном выборе, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями.

А.П. Брюллов являлся одним из первых зодчих, работавших в этом стиле. А.И. Штакеншнейдер был ведущим мастером середины XIX века, продемонстрировавший в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная пластика. Скульптор Д.И. Иенсен оформил фасады многих зданий. Для раннего этапа эклектики (1830-1860 гг.) характерен романтический стиль, заключающийся в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко.

Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий.

Для архитектуры зрелой эклектики были свойственны новые качества - богатство и насыщенность декора, подчёркнутая репрезентативность форм, символизирующие благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. Теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей в одной композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Широко внедрялись в строительство периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.

Многие выдающиеся представители эклектики ориентировались на европейские стили, среди них М.А. Макаров и А.В. Иванов, П.Ю. Сюзор и Л.Н.Бенуа, Р.А. Гедике и А.Ф. Красовский, А.И. Резанов и М.Е. Месмахер. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определённым единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России.


МОДЕРН


В архитектуре Петербурга появился новый стиль - модерн (от франц. moderne - современный, новейший), стиль в архитектуре и искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Санкт-Петербурге развивался с конца 1890-х до начала 1910-х гг., когда капитализм на рубеже XIX-XX вв. перешел на завершающую стадию - империализм.

Сторонники модерна стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования исторических стилей. Кардинальное эстетическое обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органической взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений.

Становление петербургского модерна проходило под сильным, а на начальной стадии - определяющим влиянием новых течений европейской архитектуры. Наиболее ранние постройки модерна в Санкт-Петербурге создали архитекторы Г.В. Барановский, К.К. Шмидт, В.В. Шауб Р.Ф. Мельцер. Для раннего модерна (до середины 1900-х гг.) характерны преобладание текучих криволинейных форм, декоративно-орнаментальный образный строй, индивидуализация элементов, стилизация природных (в основном растительных) мотивов. Эти черты ярко проявились в произведениях архитектора Ф.Ф. Лумберга (собственный дом в Перекупном переулке, 9, 1903), Ф.Ф. фон Постельса (дом на Б. Зелениной ул., 28, 1904-05), М.Ф. Гейслера (особняк М.Г. Савиной, ул. Литераторов, 17, 1905-06). Группа особняков на Каменном острове (архитекторы В.И. Шене, Мельцер и др.) отличается выразительной пластикой, живописным силуэтом, контрастными сочетаниями материалов и неоромантичной трактовкой образа. Структурные принципы модерна - свободное построение плана с перетекающими пространствами помещений, асимметричная разнообъемная композиция с разными по размерам и конфигурации проемами - последовательно реализованы в здании Витебского вокзала (1901-04, архитекторы С.А. Бржозовский, С.И. Минаш), особняках М.Ф. Кшесинской (1904-06, архитектор А.И. фон Гоген) и С.Н. Чаева (1906-07, архитектор В.П. Апышков).

Большое распространение в Санкт-Петербурге. получил северный модерн, сложившийся под воздействием финского и шведского национального романтизма. Его основоположником и лидером был архитектор Ф.И. Лидваль, последователями - архитекторы И.А. Претро (дом на Большом проспекте П.С., 44, 1906-07), Н.В. Васильев и А.Ф. Бубырь. Модерн внес в застройку Санкт-Петербурге пластическую экспрессию, напряженную динамику, активную силуэтность. Естественный камень, полихромный облицовочный кирпич и плитка, фактурная штукатурка обогатили архитектурную палитру города. В убранстве фасадов и интерьеров широко применялись скульптурный рельеф, декоративный металл, майолика, мозаика и витражи. В зрелом модерне (середина 1900-х - начала 1910-х гг.) нарастала тяга к ясной рациональности, геометризации и лаконизму. Развитие рационалистичных тенденций привело к зарождению протоконструктивистского направления модерна, основанного на принципах функциональной целесообразности, выявлении конструктивной основы сооружений. Примерами эстетичного осмысления металлических или железо - бетоннных каркасных структур с большими плоскостями остекления являются торговые здания "С. Эсдерс и К. Схейфальс" (набережная реки Мойки, 73/15, 1906-07, архитектор К.Н. де Рошефор, В.А. Липский), Торговый дом Гвардейского экономического общества (Б. Конюшенная ул., 21-23, 1908-09, 1912-13, архитекторы Э.Ф. Виррих, Н.В. Васильев и др.), Новый Пассаж (Литейный проспект, 57, 1912-13, архитектор Н.В. Васильев). Воздействие формообразующих приемов модерна отразилось также в свободной переработке исторических прототипов, характерной главным образом для модернизованной неоклассики (архитектор Лидваль) и неорусского стиля (архитекторы В.А. Покровский, Д.А. Крыжановский, А.П. Аплаксин). В начале 1910-х гг. модерн был оттеснен неоклассицизмом и другими ретроспективными течениями.

Новый стиль в Петербурге развивался с конца 1890-х и до 1910-х годов. Для раннего периода модерна свойственно криволинейность очертаний, стилизованный рисунок, текучесть форм. В отделке широко использовались мозаика, скульптурный рельеф, художественный металл, майолика и витражи. Зрелый модерн связан с рационалистичностью, строгостью, изысканной сдержанностью. Выдающимися мастерами петербургского модерна были В.В. Шауб, К.К. Шмидт, Р.Ф. Мельцер, Г.В. Барановский.

Группа зодчих - Ф.И. Лидваль, Н.В. Васильев, А.Ф. Бубарь, И.А. Претро - примыкала к "северному" модерну - своеобразному варианту стиля, в котором функциональная логика сочетались с мощной пластикой объемов, романтичной трактовкой образа, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов.

В формах нового стиля было создано одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник "Стерегущему" (автор К.В.Изенберг). Сторонники модерна стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть к внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества.

КОНСТРУКТИВИЗМ


Основное направление в архитектуре советского авангарда 1920-х - начала 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленинградский конструктивизм оказала система супрематизма художника К.С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрических элементов. В Санкт-Петербурге общий поворот к новому направлению произошел в 1925-27 с началом работ по застройке рабочих окраин. Кардинально изменившемуся социальному содержанию соответствовали новые типы зданий и градостроительных комплексов: жилмассивы, включавшие учреждения культурно-бытового обслуживания, дома-коммуны, клубы и дома культуры, школы, стадионы, фабрики-кухни и здания районных Советов. Широко вводилась типизация квартир и секций (частей домов).

Санкт-Петербургский конструктивизм отличался повышенным вниманием к художественной форме, вобрал в себя приемы экспрессионизма, на ранней и заключительной фазах - классицистической реминисценции, на стадии расцвета - выразительные средства супрематизма. Образцом соединения принципов функционализма и экспрессионизма стала фабрика "Красное Знамя" (1926-37, архитектор Э. Мендельсон, Пионерская ул., 57). Лидеры ленинградского авангарда А.С. Никольский и Л.М. Хидекель творчески применяли принципы супрематизма к конструктивистскому методу.

Своеобразный синтез разных течений авангарда дал в своих графических композициях Я.Г. Чернихов. Версия "чистого" конструктивизма представлена в ряде построек А.И. Гегелло, Г.А. Симонова, А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н.А. Троцкого, который вносил в функционалистские схемы особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистические элементы. Зачастую стилевым и функциональным новациям сопутствовали внешнее следование формальным приемам или предельно схематичные решения. Откровенный утилитаризм особенно характерен для массового жилищного строительства, не всегда удовлетворявшего элементарные бытовые потребности. Отставание технической базы, низкое качество материалов также дискредитировали творческие открытия авангарда. Но, несмотря на эти негативные моменты и скоротечный, насильственно прерванный цикл развития, ленинградский авангард явился заметным вкладом в отечественную архитектуру.

В архитектуре 1920 1930-х гг. господствующее положение занял конструктивизм оригинальный вариант общеевропейского течения функционализма. Однако период развития конструктивизма был недолгим, строительная деятельность велась преимущественно на окраинах города, практически не затронув его исторического центра (корпуса фабрики Красное Знамя; фрагменты в застройке пл. Стачек).

Произведения ленинградских архитекторов второй половины 1930 1950-х гг. были ориентированы на возрождение классического наследия. Возродился ансамблевый подход к застройке, тяга к эффектной монументальности и образной выразительности, постепенно перераставшие во внешнюю парадность. Именно тогда родился термин, определивший застройку этого периода как сталинский ампир, типичным примером которого стали многоквартирные жилые дома на Московском проспекте за парком Победы.

Отказ от сталинского ампира произошел в начале 1960-х гг., ознаменовав возврат к прерванной традиции конструктивизма и приобщение к международному опыту. За последние десятилетия по результатам разработок многочисленных архитектурных мастерских возведены так называемые спальные районы, в том числе Ржевка и озеро Долгое, грандиозный новый комплекс больницы Кировского завода, жилая застройка от станции метро Приморская до начала Морской набережной и многое другое.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С древних времён здесь, по Неве, проходил путь "из варяг в греки", стратегически эта территория имела чрезвычайно выгодное положение. В XVII веке Россия потеряла эти земли, по мирному договору 1617 года они отошли Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией, отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I "прорубил окно в Европу", страна получила выход в Балтийское море. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти.

С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран.

Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал "городом веротерпимости". Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом и Зданием Главного штаба, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы на Университетской набережной, памятник Петру I («Медный всадник»), Смольный собор. В советское время таким же узнаваемым символом стал и крейсер «Аврора». Широко известны "белые" ночи, когда в мае и июне, при незаходящем ночью за горизонт солнце, можно смотреть за разводом мостов над Невой.

За три столетия своего существования Санкт-Петербург сложился как один из самых прекрасных и великолепных городов мира, имеющих неповторимый архитектурный облик. Благодаря Петру Первому, который задумал построить Петербург по европейским канонам, в городской архитектуре чувствуется влияние голландских, немецких и итальянских традиций зодчества. Питер по праву называют культурной столицей России, поскольку здесь сосредоточено огромное количество архитектурных памятников и ансамблей, соборов, музеев и садово-парковых комплексов, которые поражают своим великолепием и стилевым разнообразием. По своим планировочным и художественным качествам, центральная группа архитектурных ансамблей города очень значительна. Это комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей, а также Марсова поля и Невского проспекта. В период XVIII века появились архитектурные композиции, построенные в традициях высокого елизаветинского Барокко (Зимний, Воронцовский и Строгановский дворцы, Смольный монастырь, Федоровская церковь, Андреевский собор, Морской собор, Шуваловский и Шереметьевский дворцы). К выдающимся строениям эпохи Классицизма относятся Академия художеств, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии, Мраморный дворец, Таврический дворец.

Казанский собор, архитектурный ансамбль Адмиралтейства, Нарвские ворота, Александровская колонна и Исаакиевский, Спасо-Преображенский и Измайловский соборы относятся к стилю высокого классицизма - "ампир". Архитектурные композиции XIX века выполнены в различных проявлениях эклектики, а в стиле "модерн" созданы архитектурные сооружения XIX-XX вв. Помимо достопримечательностей центрального Питера, восхищение вызывают также дворцово-парковые ансамбли и дворянские усадьбы окрестностей города (Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов), а также архитектура мостов, каналов Питера и невской акватории. Северный климат Питера оказал большое влияние на выбор строительных и отделочных материалов. Так, насыщенные оттенки желтого и зеленого цвета, покрывающие каменные здания, придают городу еще большую парадность и великолепие, которое вызывает искренний восторг гостей Питера. Сегодня Санкт-Петербург стремится быть как можно более удобным не только для своих жителей, но и для туристов. Строятся новые дома, дороги, новые отели и гостиницы. Появляется всё больший интерес к истории Санкт-Петербурга, к его культуре, к знаменитым людям которые здесь жили и работали. Надеемся, что сайт поможет вам в знакомстве с Санкт-Петербургом, будет полезен и петербуржцам, и гостям города.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990г.

2.      Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994г.

3.      Иконников А.В. Историзм в архитектуре. М., 1997.

4.      Гуляницкий Н.Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты русской архитектуры середины ХVIII в. 1979г.

5.      Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко. СПб., 2001.

6.      Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979

7.      Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981; Его же. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990

8.      Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982

9.      Историзм в России: Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 1820-1890 гг.: Кат. выст. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1996.

10.    Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX в. Л., 1981

11.    Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002.

12.    История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря и др. М., 1961

13.    Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда. Л., 1966

14.    Вайтенс А.Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. СПб., 1995

15.    100 лет петербургскому модерну: Материалы науч. конф. СПб., 2000

16.    Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома. СПб., 2003.

17.    Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992

18.    Кириков Б. М. Неоклассицизм в архитектуре Петербурга - Петрограда // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 1993. Вып. 1. С. 140-147.

19.    Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерус. и нар. искусства в рус. искусстве XVIII - нач. XX в. М., 1997

20.    Лисовский В.Г. "Национальный стиль" в архитектуре России. М., 2000.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.