скачать рефераты

МЕНЮ


Цвет в интерьере

Белый цвет хорош для создания интерьеров в стиле минимализм. Однако, если белого цвета слишком много, в силу вступят его негативные свойства: изоляция, скука, чопорность, разочарование. В таком пространстве находится человеку будет неуютно. Если вы хотите чувствовать себя в белой комнате хорошо, нужно разбавить белый цвет предметами других красок. Не рекомендуется использование белого цвета для детских комнат и больничных помещений.

Кухни

Кухня, окрашенная в белый цвет, может производить впечатление светлой, прохладной и полной свежего воздуха, но при этом она будет напоминать больницу, то есть являться совсем не тем местом, где хорошо выпить чашку кофе и поболтать с друзьями. В случае, если у вас белая кухня, разбавьте ее белизну цветными занавесками или цветным кафелем, расставьте вазы с фруктами и овощами, поместите прозрачные емкости с пряностями и крупами теплых тонов.

Ванные

Белая ванная может казаться прохладной, но никак не местом, где хочется раздеться и погрузиться в воду. Несмотря на то, что белые стены в состоянии отражать солнечный свет, надо принимать во внимание тот факт, что большинство современных ванн представляет собой замкнутые, маленькие, лишенные окон помещения, поэтому монотонность белого цвета следует разбавить кафелем ярких оттенков или разноцветными полотенцами. Можно также, если позволяет площадь, разместить в ванной горшечное растение, которое нуждается в повышенной влажности и не требует много света (например, папортник).

Спальни

Белый цвет хорошо использовать в интерьере спален, так как он – чистый и освежающий, но опять избыток белого цвета может привести совсем не к тому результату, который ожидается. В такой спальне вместо того, чтобы расслабиться и отдохнуть после трудового дня, можно почувствовать себя одиноким. Лучше сделать спальню не чисто белой, а белой с каким-нибудь оттенком. Например, светло – персиковый цвет даст вам возможность отдохнуть. Занавески и картины контрастных цветов помогут смягчить воздействие белого цвета, который сам по себе может оказаться резким и даже подавляющим. Также можно разместить в спальне лампы различных цветов и мебель теплой окраски.

Красный

Учитывая сильное стимулирующее воздействие красного цвета, его чаще используют в помещениях, где приветствуется движение и активность: прихожих, лестничных пространствах, спортзалах, кухнях. Однако, не следует забывать о том, что не нужно красить все стены красной краской, чтобы ощутить на себе все положительное влияние красного цвета. Достаточно использовать его как дополнительный цвет или же, как акцент к выбранному основному цвету.

Цвета красного спектра хороши для кухонных зон, так как они способствуют аппетиту. Можно также воспользоваться различными оттенками красного, например, терракоту в качестве полового покрытия (плитка) – это позволит успокоиться после общения с людьми и компьютерами.

Используйте преимущественно светлые тона красного, например, розовый, который одарит чувством защищенности. Розовый хорош для спальни.

Оранжевый

Для тех, кому оранжевый цвет кажется слишком ярким и вызывающим, рекомендуется использовать его оттенки, а именно, цвет ржавчины, персиковый или амбру. Эти оттенки несут в себе все качества, присущие оранжевому цвету. Если вы хотите создать, например, в своей гостиной, теплую, гостеприимную атмосферу – используйте оранжевые тона в сочетании с голубыми оттенками: ваши гости будут чувствовать себя свободно и раскованно на протяжении всего вечера.

Желтый

Желтый цвет незаменим, когда хочется создать атмосферу для интеллектуальной работы , в том числе работы редактора. Однако, чаще его применяют в сочетании с цветом, который несет в себе чувство безопасности и спокойствия - синим. Желтый сам по себе и в большом количестве не в меру стимулирует нервную систему человека.

Желтый необходим в детских комнатах и комнатах для занятий умственной деятельностью, поскольку он развивает познавательские способности, способствует мыслительному процессу. Нужно учитывать, однако, что желтый будоражит.

Зеленый

Зеленый цвет приносит с собой частичку природы в наш дом. Зеленый во всех его проявлениях и оттенках хорош для любых помещений. В декорировании применение некоторых оттенков зеленого может быть освежающим (мятный и аквамарин). Оттенок зеленого яблока или лайма скорее окажет стимулирующее воздействие на человеческий организм. Но в целом, все оттенки зеленого создают легкую и радостную атмосферу, за исключением темных оттенков, таких как бутылочный и оливковый цвета. Они, скорее, привнесут ноту спокойствия и умиротворения в помещение.

Голубой

Голубой способствует креативности. В связи с этим, рекомендуется применять его для рабочих помещений, для студенческих аудиторий. Идеально сочетание с желтым, который стимулирует разум и увеличивает концентрацию и организацию. Бирюзовый цвет способствует общению с аудиторией – он хорош для лекторов. Темно – синий способствует расслаблению и глубокому спокойному сну. Не следует применять темно – синий цвет в помещениях для активной жизни, потому что есть риск уснуть с этим цветом, имеющим седативное влияние на человеческий организм. В общем и целом, практически все оттенки сине-голубого цвета позволяют создавать располагающие к отдыху и вдохновляющие на творчество пространства. Все зависит от того, какую энергию вы хотите получить от конкретного помещения.

Используйте оттенки голубого для ванных комнат. Бледно – голубой, бирюзовый цвета сделают помещение зрительно более светлым и просторным и привнесут атмосферу расслабления и успокоения.

Фиолетовый

Этот цвет применим для создания театральных интерьеров, он часто отражает креативное настроение обитателей "фиолетового" жилища. Люди искусства, художники часто используют оттенки фиолетового (в частности, пурпурный) в оформлении своих мастерских. Этот цвет подходит также для медитаций и молитв.

Черный

Говоря о других цветах в интерьере, нельзя не сказать о черном цвете. Употребляя черный в качестве дополнения к основным цветам, мы порой не задумываемся о том, какую роль он играет в усилении их воздействия на человеческий организм. Не следует злоупотреблять черным при создании интерьеров жилища. В помещениях, где черным окрашены потолок или все стены, создается ощущение замкнутости пространства и отсутствие воздуха. Само же помещение кажется более тесным и неуютным. Черный цвет лучше использовать в качестве усилителя воздействия других цветов.

3.3 Семь контрастов цвета

Если вы не любите экспериментов и предпочитаете проверенные результаты, то при использовании цвета в интерьере вам лучше придерживаться одного из семи принципов выстраивания цветовых концепций жилья. О применении теории на практике можно почитать в "Советах дизайнера" – "Игра с пространством".

Контраст цветов одной ступени яркости (рисунок 5). Комбинация насыщенных совершенно различных цветов. Этот контраст будет максимально сильным, если сопоставляются три первичных цвета.


Рисунок 5 –Цвета одной ступени яркости


Контраст темный – светлый (рисунок 6). Комбинация тон в тон. В монохроматической палитре, называемой также камайе, использование этого контраста позволяет создавать цветовые сочетания, поражающие своей глубиной.


Рисунок 6 – Контраст темный – светлый

Контраст теплый – холодный (рисунок 7, 1,2). Комбинация теплого и холодного цвета. Этот контраст позволяет визуально делать теплые цвета – холоднее, если расположить их рядом с холодными тонами и наоборот.

Желтый (теплый цвет) делает зеленые тона холоднее (рисунок 7, 1).


Рисунок 7, 1 – Желтые тона


Голубой (более холодный цвет) делает зеленые тона теплее (рисунок 7, 2).


Рисунок 7, 2 – Желтые тона


Контраст дополнительных цветов (рисунок 8). Эти комбинации особенно изысканы. Дополнение означает, что два цвета противоположны друг другу в хроматическом круге. Если смешать дополнительные цвета, то получится серый. Если же поместить их рядом, то они будут усиливать друг друга. Поэтому в оформлении жилья этот принцип не в ходу. Но если применить его для приглушенных нюансов, можно получить очаровательный результат.

Одновременный контраст (рисунок 9). Комбинация двух цветов, которые не являются строго дополнительными друг к другу. В этом случае цвета взаимно отталкиваются, начинают вибрировать, потому что глаз ищет их совершенное дополнение. Использование этого контраста позволяет создавать более живые и интересные хроматические композиции.


Рисунок 8 – Контраст дополнительных цветов

Рисунок 9 – Одновременный контраст


Контраст по качеству (рисунок 10). Комбинация насыщенного и бледного тона, яркого и тусклого (к которому добавлен серый или его дополнительный цвет), но бледные, тусклые тона должны преобладать.

Красный, относительно более яркий, контрастирует с другими тонами, смягченными серым цветом.


Рисунок 10 – Контраст по качеству


Контраст по количеству (рисунок 11). Комбинация на основе принципа много – мало, большой – маленький. В воздействии цветов все решает и сила самого цвета, насыщенность его или бледность, и площадь, которую он занимает. Чем светлее цвет, тем сильнее его воздействие, тем меньшую площадь он должен занимать. Чем насыщеннее цвет (светлый или темный), тем сильнее эффект его воздействия.


Рисунок 11 – Контраст по количеству

Еще Гете, интенсивно занимаясь теорией цвета, обнаружил, что для создания правильных гармоничных пропорций, цвета должны находится в соответствующем соотношении площадей: желтый к фиолетовому 1:3, синий к оранжевому 2:1 (чтобы сдерживать динамичный оранжевый синего должно быть в два раза больше), маджента к зеленому 1:1 (оба цвета обладают одинаковой световой силой и потому могут выступать на равных. Однако, на практике эти выверенные расчеты годятся лишь для чистых цветов. В комбинировании приглушенных красок точные соотношения имеют меньший вес уже хотя бы потому, что цвета меньше перебивают друг друга. В этом случае можно обойтись простым практическим правилом: чем интенсивнее тон, прежде всего светящихся красного или желтого цвета, тем меньше должна быть поверхность, которую он занимает.



Глава 4. Освещение в интерьере

4.1 Освещение и цвет

Никакая мебель, никакой предмет – будь – то шкаф или просто книга – не являются нам в равномерном цвете или форме. Свет задает каждому предмету контуры, сообщает им пластичность и живость. Он выдает нам структурное строение материала, позволяет нам воспринимать его цвет в многообразных нюансах.

Световые эффекты дают нам ощущение богатства и изменчивости обстановки. В помещениях, освещенных равномерно, бывает трудно двигаться. Никакая тень не предупредит о пороге или остром выступе, никакая форма и структура не проявится здесь отчетливо. (Не говоря уж о том, что переизбыток искусственного освещения при длительном воздействии может вызвать ухудшение самочувствия, нарушение обмена веществ и другие тяжелые недуги). Но не только человеческий организм подвержен влиянию освещения. Вы, конечно же, замечали как свет меняет цвет.

Он влияет на яркость цвета (например, стены вечером при искусственном освещении кажутся темнее нежели днем при незашторенных окнах), на его интенсивность (насыщенность) (например, цвет кажется более насыщенным при естественном свете в южной комнате).

Наконец, свет влияет и на тональность самого цвета. Часто, покупая одежду, мы дома обнаруживаем, что ее цвет уже не такой насыщенно синий, каким был под люминесцентными лампами в магазине, а приобрел зеленоватые оттенки. Этот феномен называется метамеризмом.


4.2 Влияние освещения в интерьере


Искусственное освещение. Искусственное освещение по – разному влияет на цвета. На самом деле речь идет о влиянии цвета светового потока (таблица 4.1).

Естественное освещение. Важно учитывать два фактора при рассмотрении влияния естественного света на цвет:

·                   расположение комнаты по отношению к сторонам света и положение солнца в зависимости от времени суток и времени года (так, например, в восточной комнате утром будут преобладать голубые ультрафиолетовые лучи, достигая к полудню максимальной интенсивности, а вечером перевес будет приходится на красные лучи).

·                   Южный свет. Это самый яркий свет. В целом все цвета при этом свете кажутся бледнее и интенсивнее. Теплые, бледные, интенсивные цвета будут казаться при этом свете более живыми и будут создавать тонизирующий эффект. Темные и ненасыщенные (пастельные) цвета поглощают больше света и могут смягчить эффект в слишком солнечных комнатах. Можно использовать их для стен, расположенных напротив окон. Холодные цвета, при условии, что они не слишком бледные, смягчают слишком яркий свет. Очень бледные цвета будут казаться при ярком свете почти белыми. Чтобы компенсировать этот эффект, лучше выбрать более темный оттенок (по цветовой карте на 1-2 тона темнее).

·                   Северный свет. Это наиболее рассеянный свет. Теплые цвета, используемые в северной комнате, помогут создать более теплую, уютную атмосферу. Теплые, бледные, интенсивные цвета могут помочь компенсировать недостаток света, особенно, если их использовать на стенах, находящихся напротив окон. В целом, цвета под воздействием непрямого северного света кажутся более темными и/или менее интенсивными. Чтобы компенсировать этот эффект, выбирайте оттенок более бледный или более насыщенный (на 1 – 2 тона по цветовой карте).


Таблица 4.1

Галогеновые лампы

Дают почти белый свет (он наиболее близок к естественному полуденному свету).

Люминесцентные лампы

Дают голубоватый свет (некоторые люминесцентные лампы почти воспроизводят дневной свет)

Лампы накаливания

Дают желтоватый свет


Глава 5. Цветовая теория времен года

 

5.1 Четыре сезона

Залог гармоничного жилища – грамотно выстроенная цветовая концепция.

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной – это желтый, летом – голубой, осенью – красный, зимой – снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето – холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке – например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.


5.2 Определение сезона, близкого состоянию человека

Как во всех аспектах работы с цветом, лучше всего спонтанное, интуитивное решение. Оно чаще всего однозначно показывает, какое время года было бы идеально для вашего жилья.

Но помочь в этом вопросе может таблица 5.1, в которой расписано, какое время года характерно для определенного психического типа.


Таблица 5.1

Меланхолик: Это рассудительный человек, ценит упорядоченные отношения, скрытен. Склонен к бездействию.

Цвет, родственный ему по сути – голубой.

Действует успокаивающе, сдержанно, пассивно, прохладно. Дает меланхолику гармонию, удовлетворенность, расслабление. Время года, родственное ему по сути – лето.

Компенсирующие цвета: дополнительные нюансы – из красной, оранжевой или желтой области спектра. Они придают меланхоликам импульс к действию, активизируют их.

Флегматик: Любит покой и устойчивость. Обладает уравновешенным стабильным темпераментом. Интроверт и часто пассивен.

Цвет, родственный ему по сути - зеленый. Действует успокаивающе, стабилизирующем, придает равновесие.

а) В желтоватых нюансах: приветливый, веселящий

б) В голубоватых нюансах: прохладный, способствует сосредоточенности, дистанцирует от внешнего.

Время года, родственное ему по сути - при варианте а) – осень

при варианте б) - лето.

Компенсирующие цвета: теплый, активный и оживляющий красный и желтовато-красные тона.

Сангвиник: Это веселый и открытый человек. Способен испытывать одновременно небесный восторг и смертную печаль. Настроен все же оптимистически.

Цвет, родственный ему по сути - желтый.

Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело, легко, приветливо, оптимистично.

Время года, родственное ему по сути – весна.

Компенсирующие цвета: дополнительный фиолетовый дает равновесие. Также неяркие, темные тона могут несколько приглушать фонтанирующий темперамент сангвиника.

Холерик: Экстраверт, общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных его формах.

Цвет, родственный ему по сути – красный.

Действует динамично, активно, темпераментно, броско.

Время года, родственное ему по сути – зима.

Компенсирующие цвета: голубовато – красный приглушает слишком общительный темперамент, в то же время не доводя холерика до пассивности. Уравновешивающем действует дополнительный зеленый.

Весенние краски природы

Радостные, светящиеся, но все же неизменно мягкие, лишенные пронзительности краски типичны для весенней природы: фиолетовый цвет сирени, интенсивная краснота тюльпанов и маков, кремовая белизна нарциссов, розовые и абрикосовые тона цветущих фруктовых деревьев. И среди этого - сочная зелень травы и пронизанная солнцем золотистая зелень первой древесной листвы. Весна к лицу также и небесной синеве, и голубизне незабудок, мягкому коричневому цвету почек и ветвей и желтовато-бежевым камешкам на дне ручья.

Весенние цвета жилища

Весенние краски природы, перенесенные в жилые помещения всех видов, производят радостное легкое настроение на базе солнечного желтого цвета. Определяющие цвета стен и пола – мягкие, теплые тона цвета яичной скорлупы, золотисто – желтого, липово – зеленого, фиалкового или абрикосового. Краски для акцента и для оживления общего фона должны быть как первые цветы: васильковые, водянисто – голубые, майской зелени, маково – красные, кораллово-красные. Нейтрально действуют гранитно – серый и теплые коричневые тона – такие, как нуга или светло-коричневый. Комбинируя весенние краски с такими натуральными материалами, как дерево, камень, металл, нужно следить за тем, чтобы у этих материалов был желтоватый подтон. Играют роль также и форма мебели и структура ее поверхности: хорошо, чтобы стиль ее носил легкий, веселый характер, родственный основному цвету. Это значит, что поверхности должны быть мало структурированы, лучше всего гладкие, мягкие и шелковистые (подробнее об этом можно прочитать в разделе "Подбор материалов по теории времен года").

Летние краски природы

Настроение этого времени года определяют не яркие, но приглушенные тона: прохладная голубизна морской воды, дымка, окутывающая ландшафт теплым утром, нежный фиолет лавандовых лугов, выгоревший коричневый и серый цвета сухих камней и потрескавшейся земли. И только розовый цвет роз всех интенсивностей, пылающий ярко-розовый цвет дикого горошка, который не в состоянии приглушить ни дымка, ни знойное марево, оживляют летнюю картину.

Летние цвета жилища

Помещения, оформленные в летних красках, выглядят элегантно и приятно – прохладно. Неяркие, размытые краски и повсюду присутствующий в качестве основного тона голубой сообщают жилищу представительский характер или прелесть южной провинции. Поскольку стены и потолок окрашиваются предпочтительно в молочно – белый, стальной или цвет старой розы, комнаты летнего стиля почти всегда выглядят просторными и светлыми. Серебристо – серые, мятно – зеленые или голубовато – бежевые полы усиливают этот эффект. Цветовые акценты летнему помещению придадут малиновый, бургундский, небесно-голубой или смарагдовое – зеленый. Подходящие коричневые тона – шоколадный или кофе с молоком. Металлы и природные материалы должны быть при этом скорее серебристыми и голубоватыми. Мебель по форме и по структуре поверхностей должна быть сдержанно-элегантной.

Осенние краски природы

Для осени типичны цвета урожая: насыщенный красный яблочный, мягкий золотисто-коричневый – лука, который положили сушиться на солнце. Косо падающие лучи солнца придают всем краскам характерный красновато-теплый оттенок. Но особенную прелесть придают осеннему великолепию контрасты, встречающиеся повсюду: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый подчеркивают изысканные оттенки друг друга.

Осенние цвета жилища

Теплые краски с сильным излучением придают осенним комнатам подчеркнуто уютный облик. Основной тон этого времени года - красный. Он сочетается со всеми остальными осенними красками. Возникает особый контраст, если глубокий красно-фиолетовый, хвойно-зеленый, яично-желтый или зелено-голубой цвет драпировок и обоев сочетается с мебелью и паркетом в теплых ржавых или махагоновых тонах. На стенах и потолке желтовато-белый так же уместен как и кукурузный, и зелено-голубой (жадаит). Экзотические узоры индийских бордюров, тигровый рисунок придадут осеннему жилищу неповторимый колорит. Главное правило: в уютную мягкую цветовую картину не должны вмешиваться никакие яркие или слишком легкие тона. Дерево, камень и металл очень хорошо вписываются в осень, поскольку их природные красновато-золотистые тона автоматически связаны с этим временем года. Мебель может быть при этом барочно-пышной и уютной. Поверхности - структурированы и имеют "природный" вид.

Зимние краски природы

Контраст черно – белого господствует в зимнем ландшафте. На фоне сверкающей белизны в беспощадном ясном свете холодного времени года те немногие краски, что остались в распоряжении природы, предстают в двойном великолепии: густая зелень хвои, светящаяся краснота рябиновых ягод, желтизна первых крокусов, ледяная голубизна неба, бирюза заснеженных закованных в лед озер, нежно – розовый цвет утренней зари, темная синева далеких горных вершин и темно-коричневая земля, проглядывающая сквозь снег.

Зимние цвета жилища

Так же, как и в природе, жесткий контраст черного и белого типичен для жилища, оформленного в зимнем цветовом настроении. Вместо льда и снега здесь вносят оживление сильные цвета чистых нюансов. Ярко – красный, лазурно – голубой, солнечно – желтый и хвойно – зеленый очень эффектны на черном фоне. Они близки некоторым ярким весенним тонам, но кажутся более жесткими благодаря голубоватому подтону. Холодный голубой оттенок характерен также для зимних белых красок стен и потолка, подчеркивающих черные детали и все цветовые акценты. Дерево плохо вписывается в цветовую картину зимы. Ясные, стилизованные, лишенные витиеватости формы, лаковые поверхности, синтетические материалы, серебристые металлы и поблескивающий холодом камень – вот идеальное довершение картины.


Глава 6. Вопросы для самопроверки

1 Какие цвета образуют вторичные цвета?

2 В чем заключается система Манселла?

3 Какое влияние на цвет в интерьере оказывает освещение?

4 В чем заключается цветовая теория времен года?

4 Какое время года характерно для сангвиника?

5 Определите свое время года и цветовое предпочтение?

5 Создать 4 интерьера в соответствии с теорией времен года.



Список использованных источников


1 Е.С. Понамарева. Цвет в интерьере. 1984. Электронный ресурс: www.twirpx.com/file/16414/

2 Тайна цвета в интерьере. Электронный ресурс: www.eremont.ru/

3 Цвет в интерьере. Электронный ресурс www.design-remont.info


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.