Дворцово-парковый ансамбль Царского Села (г. Пушкин)
Интерьеры дворца,
созданные по проекту Дж. Кваренги, также соответствовали классическим канонам.
В конце
1760-х и в 1770-х годах в русской архитектуре широко распространилось увлечение
так называемыми «ложными» стилями – готическим и китайским. По существу в них
не было ничего ложного, как и в сооружениях, повторяющих форму античного
зодчества. Самым ранним памятником псевдоготики в царском Селе было
Адмиралтейство[14].
В конце 18
века в Царском Селе возник целый комплекс «китайских» сооружений. В 1777-1779
годах в Александровском парке по проекту А. Ринальди и И.В. Неелова был
построен придворный Китайский театр; в 1778-1786 годах в Екатерининском парке,
напротив Китайской деревни по проекту Ю.М. Фельтена – Китайская беседка[15].
Федоровский
городок
В начале
прошлого столетия на части территории Александровского парка началась постройка
зданий Фёдоровского городка. В эти годы в русской архитектуре получил
распространение стиль модерн, культивировавшийся на Западе. Однако передовые
архитекторы, такие, как И.В. Жолтовский, А.И. Таманян, И.А. Фомин, В.А. Щуко,
Н.Е. Лансере, выступали против этого направления и предпринимали попытки
возрождения композиционных приемов и мотивов русского зодчества 18-начала 19
столетия, а А.В. Щусев обратился к формам древнерусской архитектуры.
Архитекторами,
построившими Фёдоровский городок – глубоко своеобразный по замыслу, обширный
ансамбль, решенный в формах древнерусского зодчества, были В.А. Покровский и
С.С. Кричинский.
Комплекс был
задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских
усадеб, как правило, состоящих из нескольких палат и теремов и обнесённых
оградой. Крепостная стена в некоторых местах носила, кроме декоративного, и
функциональный характер — она служила переходом между зданиями. В его
архитектуре прослеживается подражание владимиро-суздальской и московской
архитектуры XII—XVII веков. В плане комплекс представляет собой неправильный
многоугольник.
Из числа
зданий Федоровского городка первым, в 1910 – 1912 годах, был построен
Фёдоровский собор. Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского
зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20
августа 1909 года. Закладкой фундамента руководил академик А.Н. Померанцев, а
проект храма и дальнейшее его строительство осуществил архитектор академик В.А.
Покровский. Собор создан по образцу Благовещенского собора в Москве - домовой
церкви семьи Романовых. Собор возведен на фундаменте из тесаного камня в точном
соответствии с планом. Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы
- парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе
простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены
килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан
крестом.
Вслед за
постройкой собора началось строительство Фёдоровского городка, обнесенного
каменной стеной с башнями по углам. Внутренняя планировка зданий городка - трапезная,
офицерский лазарет, солдатский лазарет. В их оформлении использовались такие
мотивы древнерусского зодчества, как наружные крыльца, переходы, шатры над
башнями.
Строители
Фёдоровского городка шли по пути воссоздания памятников русского гражданского
зодчества 16-17 веков, но в свободной трактовке, без точного следования
определенным образцам. Созданный ими ансамбль – интересное свидетельство
творческих исканий русских зодчих начала 20 века[16].
Памятники
воинской славы
Особое место
в царском Селе занимают памятники воинской славы- выдающиеся художественные
произведения.
По проекту
В.П. Стасова на юго-восточной границе Екатерининского парка были сооружены
ворота «Любезным моим сослуживцам»,в стиле ампир. Ворота были построены с
необыкновенной скоростью: восемь цельных шестиметровых колонн и все детали
отлили за несколько месяцев. Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес
-100,5 т. Величие триумфальных ворот подкрепляет и ограда Екатерининского
парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа. Накладки в
виде вырезанных полукруглых щитов, украшенных головами медуз, копьевидные
прутья в пролете ворот, шестигранные щиты с львиными головами оттеняют
массивность монолитных чугунных колонн. Ограда Екатерининского парка,
выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа, удачно дополняет
величие триумфальных ворот. Полностью ворота были собраны 19 августа 1817 года[17].
Ворота были поставлены в память войне с Наполеоном. На их месте в 1817 году
стояла деревянная казарма для лейб - казаков, содержащих караул[18].
На самой
окраине Екатерининского парка, высятся монументальные Гатчинские, или Орловские
ворота. Сооруженные по проекту Ринальди в 1777-1782 годах, ворота, посвященные
фельдцейхмейстеру Григорию Орлову[19]. Монументальная
пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных мраморных блоков белого, серого,
синеватого, розового и красного цветов. Первоначально Орловские ворота не имели
металлических створ: сделанные спустя шесть лет после установки ворот по
проекту Кварнеги, они, не смотря на тонкость рисунка и совершенство исполнения,
нарушили замысел Ринальди, превратив триумфальную арку в ворота[20].
Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса.
Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй
ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными
из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа
антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот
прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и
глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено
замковым камнем. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической
решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам
особое изящество.
«София»
Вдоль южной
границы Екатерининского парка, находится район Царского Села, часть которого
когда-то носила название София. Уездный город София был основан здесь в 1780
году по проекту И. Лейма и Ч. Камерона.
В 1782 году
на центральной площади Софии по указу Екатерины II был заложен каменный
Софийский собор, спроектированный Ч. Камероном. Строительство собора было
закончено в 1788 году.
Если Царское
Село оставалось парадной резиденцией Ее величества, то София, с самого начала
своего существования, строится как военное поселение. В квартале, образованном
Кадетским бульваром и Саперной улицей, располагается комплекс построек в стиле
древнерусского крепостного зодчества. В высокие крепостные стены встроены башни
и жилые дома.
Одна из
красивейших улиц Царского Села -Павловское шоссе.
Здания на
Павловском шоссе созданы в конце 19 века по проектам архитектора С.А. Данини: дома
Жуковского, Сверчкова, Данини - деревянные дома, в облике которых чувствуется
влияние русской национальной архитектуры.
Розовая дача
княгини З.И. Юсуповой. Архитектор И. Монигетти в 1856 году построил эту
изумительную усадьбу. Дом, по форме напоминающий огромную раковину построен в
стиле «рококо». Фасады жилого дома по своему архитектурному убранству напоминают
Эрмитаж в Екатерининском парке, выполненный Ф.Б. Растрелли. Архитектурный облик
здания отличала яркая красочная цветовая гамма фасадов. Красиво прорисованный
купол, завершавший центральный зал, делал силуэт сложного в плане здания
запоминающимся. Дача имела выраженный характер паркового павильона. Под
террасой, выходящей в парк, были устроены «гроты» из натурального камня.
Интерьеры дома также были оформлены по примеру лучших дворцово-парковых
построек.
С 1808 по
1832 годы городским архитектором Царского Села являлся назначенный Александром I шотландский архитектор
Вильям Гесте. Зодчий начал работу с составления генерального плана застройки
города: Царское Село было разбито на кварталы, застроенные симметрично
расположенными зданиями. Кварталы делились на участки с садами и огородами. В
генеральном плане были заложены четыре площади: торговая, административная,
полукруглая и Знаменская. Началось новое заселение Царского Села, куда из Софии
перевели присутственные места и жителей, которым были розданы новые земельные
участки в соответствии с утверждённым новым планом города. София опустела. На
её месте устроили военное поле, а Софийский собор стал полковой церковью
лейб-гвардии Гусарского полка.
Дворцовая
электростанция
Внутри
квартала, ограниченного Садовой, Леонтьевской, Средней улицами и Певческим
переулком, находится первая, по времени постройки в Царском Селе, электрическая
станция и одна из двух водонапорных башен.
Здание
Певческой водонапорной башни было построено в 1887 году по проекту архитектора Видова.
В этом же здании помещалась городская электрическая станция.
Начало
городского электрического освещения, относится к тому же 1887 году, когда
устраивался водопровод. Царское Село является первым городом в Европе, который
исключительно был освещен электричеством.
В 1896 году,
в Царском Селе приступили к постройке дворцовой электрической станции.
Необходимость в такой постройке возникла после того, как Николай II окончательно поселился в
Царском Селе. Кроме того, разрастающийся город стал ощущать нехватку мощностей
небольшой городской электростанции, находившейся в Певческой башне.
Здание
станции построено архитектором Данини, а оборудование станции и устройство
электрического освещения были исполнены инженером Шведе. От этой станции
освещались Александровский, Большой Екатерининский и Владимирский дворцы, все
дворцовые здания[21].
С.А. Данини
построил здание неоштукатуренным в так называемом стиле английской готики,
удачно вписав его в окружающую застройку.
Для англо - готического
стиля характерен высокий цоколь, рустованные наружные стены, прорезанные
прямоугольными окнами на двух этажах и стрельчатыми на всю высоту здания.
Готические стрельчатые окна с металлическими рамами мелкой квадратной
расстекловки завершены вверху ромбовидной средневековой вязью и оформлены
сандриками в стиле всей постройки. Стены венчают зубчатый парапет и шесть
островерхих готических башенок, гармонирующих с ажурным металлическим
ограждением кровли. Скругленный угловой фасад украшают высокое ложное
готическое окно и лопатка с тремя узкими стрельчатыми окнами. Архитектурный
облик постройки дополняют металлический забор и металлическая же декоративная
решетка перед угловым фасадом здания.
Дом
Статкевича
В 1909 году
петербургским архитектором Г.Г. Голи для действительного статского советника Статкевича
было построено здание в стиле «северного модерна». Зародившись в скандинавских
странах, этот стиль получил большое распространение в Санкт-Петербурге и его
пригородах. Внешний облик особняка имеет практически все характерные признаки
этого направления: свободную планировку и развитую объемную пластику, цоколь,
мелкую клетчатую расстекловку оконных переплетов, имитацию черепичного покрытия
декоративного балкона и башни, а также рельефную металлическую кровлю развитых
сложных очертаний и, наконец, орнаментальные мотивы, стилизующие декоративную
пластику архитектуры раннего романского средневековья. Завершает внешний облик
здания угловая башня, нависающая над входом в цокольный этаж.
Ныне в этом
здании размещается музей современного искусства "Царскосельская
коллекция".
дворец
царское село архитектурный
Собор
Святой Екатерины
Главное
сооружение, находившееся на центральной площади Царского Села – Собор Святой
Екатерины. Собор построен в 1835-1840 годах по проекту мастера, так называемого
русско-византийского стиля, К.А.Тона. Этот стиль господствовал в архитектуре
50-х годов XIX столетия. Собор создан одноэтажным, с подвалом. В подвале
размещались ризница, кладовая и склеп для умерших. Тут находились могилы
генерала Я.В. Захаржевского и протоиерея собора Иоанна Александровича Кочурова.
Собор был рассчитан на 2000 прихожан. Главный вход был обращен на запад в
сторону нынешнего музея Царского Села. Стены по цоколю и три крыльца -
западное, северное и южное - были облицованы специальными плитами. Отдельные
входы с восточной стороны вели в алтарь и подвал. На главных входах с арками
располагались барельефы и лепные изображения святых и ангелов.
Со всех
сторон собор был оштукатурен и выбелен. Окна устроены в цоколе, по три на
каждой из сторон в алтаре и на хорах. Кровля, покрытая медью - четырехскатная
без подзоров. Главы собора установлены на фонари и увенчаны восьмиконечными
вызолоченными крестами. В 1939 году собор, как и все церкви К. Тона, был
уничтожен.
В настоящее
время Собор Святой Екатерины и Соборная площадь воссоздаются. Воссозданный
Собор святой Екатерины будет полностью тождественен своему предшественнику.
Специалисты строят собор по архивным фотографиям и планировочным решениям
других церковных сооружений, спроектированных знаменитым зодчим Константином
Тоном.
Заключение
Трагические
страницы в истории города связаны с Великой Отечественной войной, когда г.
Пушкин оказался в прифронтовой полосе и попал в зону фашистской оккупации.
Город превращен в руины, в парках были вырублены вековые деревья. После войны
началось постепенное возрождение и самого города, и его дворцов и парков.
Сегодня архитектурно-художественный заповедник и сам город вновь обрели свой
неповторимый облик и являются одним из важнейших культурных центров России.
После
Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а
лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным
учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в
Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В
1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С.
Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал
называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города
Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое
нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Судьба
памятников зависит от культуры народа, и только коренная перестройка системы
исторического и эстетического образования, начиная с раннего детства, поможет
спасти ценности многовековой культуры. Огромные утраты архитектурного наследия,
понесенные за длительный период варварского, нигилистического отношения к
истории и культуре, невосполнимы[22].
Библиографический
список:
1.
Бунатян
Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина-2-е изд., испр. и
доп. – Л.: Лениздат, 1987.
2.
Вильчковский
С.Н.-Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911года. «Титул»., СПб,
1992.
3.
Демьянов
И.И. - Слово о городе Пушкине., Лениздат.,1972.
4.
Кедринский
А. А. - Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы
ленинградских реставраторов. - М.: Изобраз. искусство, 1999.
5.
Петров
А.Н. - Город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные
памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1977.
6.
Семенникова
Н. -Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное.
Искусство, 1987.
Размещено на
[1] Семенникова Н. – Пушкин.
Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. –
С.6.
[2] Демьянов И.И. Слово о
городе Пушкине., Лениздат., 1972. – С.9.
[3] Бунатян Г.Г. Город муз:
Литературные памятные места города Пушкина – 2-е изд., испр. и доп. – Л.:
Лениздат, 1987. – С.5.
[4] Кедринский А.А. – Основы
реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских
реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.31.
[5] Демьянов И.И. Слово о
городе Пушкине., Лениздат., 1972. – С.16.
[6] Семенникова Н. – Пушкин.
Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. –
С.12.
[7] Семенникова Н. – Пушкин.
Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. –
С.35.
[8] Петров А.Н. – город
Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов
СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.85.
[9] Семенникова Н. – Пушкин.
Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. –
С.87.
[10] Кедринский А.А. – Основы
реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских
реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.83.
[11] Петров А.Н. – город
Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов
СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.101.
[12] Там же. С.160.
[13] Петров А.Н. – город
Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов
СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.160.
[14] Там же. С.111.
[15] [15] Бунатян Г.Г. Город муз:
Литературные памятные места города Пушкина – 2-е изд., испр. и доп. – Л.:
Лениздат, 1987. – С.19.
[16] Петров А.Н. С.179.
[17] Семенникова Н. С.43.
[18] Вильчковский С.Н. –
Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. «Титул»., СПб,
1992. – С.54.
[19] Семенникова Н. С.27.
[20] Там же. С.69.
[21] Вильчковский С.Н. –
Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. «Титул»., СПб,
1992. – С.66.
[22] Кедринский А.А. – Основы
реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских
реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.179.
Страницы: 1, 2
|