скачать рефераты

МЕНЮ


Дворцово-парковый ансамбль Царского Села (г. Пушкин)

Интерьеры дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, также соответствовали классическим канонам.

В конце 1760-х и в 1770-х годах в русской архитектуре широко распространилось увлечение так называемыми «ложными» стилями – готическим и китайским. По существу в них не было ничего ложного, как и в сооружениях, повторяющих форму античного зодчества. Самым ранним памятником псевдоготики в царском Селе было Адмиралтейство[14].

В конце 18 века в Царском Селе возник целый комплекс «китайских» сооружений. В 1777-1779 годах в Александровском парке по проекту А. Ринальди и И.В. Неелова был построен придворный Китайский театр; в 1778-1786 годах в Екатерининском парке, напротив Китайской деревни по проекту Ю.М. Фельтена – Китайская беседка[15].


Федоровский городок


В начале прошлого столетия на части территории Александровского парка началась постройка зданий Фёдоровского городка. В эти годы в русской архитектуре получил распространение стиль модерн, культивировавшийся на Западе. Однако передовые архитекторы, такие, как И.В. Жолтовский, А.И. Таманян, И.А. Фомин, В.А. Щуко, Н.Е. Лансере, выступали против этого направления и предпринимали попытки возрождения композиционных приемов и мотивов русского зодчества 18-начала 19 столетия, а А.В. Щусев обратился к формам древнерусской архитектуры.

Архитекторами, построившими Фёдоровский городок – глубоко своеобразный по замыслу, обширный ансамбль, решенный в формах древнерусского зодчества, были В.А. Покровский и С.С. Кричинский.

Комплекс был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, как правило, состоящих из нескольких палат и теремов и обнесённых оградой. Крепостная стена в некоторых местах носила, кроме декоративного, и функциональный характер — она служила переходом между зданиями. В его архитектуре прослеживается подражание владимиро-суздальской и московской архитектуры XII—XVII веков. В плане комплекс представляет собой неправильный многоугольник.

Из числа зданий Федоровского городка первым, в 1910 – 1912 годах, был построен Фёдоровский собор. Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года. Закладкой фундамента руководил академик А.Н. Померанцев, а проект храма и дальнейшее его строительство осуществил архитектор академик В.А. Покровский. Собор создан по образцу Благовещенского собора в Москве - домовой церкви семьи Романовых. Собор возведен на фундаменте из тесаного камня в точном соответствии с планом. Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом.

Вслед за постройкой собора началось строительство Фёдоровского городка, обнесенного каменной стеной с башнями по углам. Внутренняя планировка зданий городка - трапезная, офицерский лазарет, солдатский лазарет. В их оформлении использовались такие мотивы древнерусского зодчества, как наружные крыльца, переходы, шатры над башнями.

Строители Фёдоровского городка шли по пути воссоздания памятников русского гражданского зодчества 16-17 веков, но в свободной трактовке, без точного следования определенным образцам. Созданный ими ансамбль – интересное свидетельство творческих исканий русских зодчих начала 20 века[16].


Памятники воинской славы


Особое место в царском Селе занимают памятники воинской славы- выдающиеся художественные произведения.

По проекту В.П. Стасова на юго-восточной границе Екатерининского парка были сооружены ворота «Любезным моим сослуживцам»,в стиле ампир. Ворота были построены с необыкновенной скоростью: восемь цельных шестиметровых колонн и все детали отлили за несколько месяцев. Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес -100,5 т. Величие триумфальных ворот подкрепляет и ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа. Накладки в виде вырезанных полукруглых щитов, украшенных головами медуз, копьевидные прутья в пролете ворот, шестигранные щиты с львиными головами оттеняют массивность монолитных чугунных колонн. Ограда Екатерининского парка, выполненная, как и створки ворот, по проекту А. Менеласа, удачно дополняет величие триумфальных ворот. Полностью ворота были собраны 19 августа 1817 года[17]. Ворота были поставлены в память войне с Наполеоном. На их месте в 1817 году стояла деревянная казарма для лейб - казаков, содержащих караул[18].

На самой окраине Екатерининского парка, высятся монументальные Гатчинские, или Орловские ворота. Сооруженные по проекту Ринальди в 1777-1782 годах, ворота, посвященные фельдцейхмейстеру Григорию Орлову[19]. Монументальная пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных мраморных блоков белого, серого, синеватого, розового и красного цветов. Первоначально Орловские ворота не имели металлических створ: сделанные спустя шесть лет после установки ворот по проекту Кварнеги, они, не смотря на тонкость рисунка и совершенство исполнения, нарушили замысел Ринальди, превратив триумфальную арку в ворота[20]. Ворота разделены по вертикали на три части, а по горизонтали на три яруса. Нижний ярус - массивное гранитное основание пилонов с невысоким цоколем. Второй ярус - пилоны, акцентированные четырьмя колоннами и пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Второй ярус завершен классического типа антаблементом, над которым высится аттик с пилястрами. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой с пролетом шириной пять метров и глубиной более четырех метров. Рельефное обрамление верхней части арки выделено замковым камнем. Сочетание мраморной арки с легкой ажурной металлической решеткой, сквозь которую видна аллея Екатерининского парка, придает воротам особое изящество.


«София»


Вдоль южной границы Екатерининского парка, находится район Царского Села, часть которого когда-то носила название София. Уездный город София был основан здесь в 1780 году по проекту И. Лейма и Ч. Камерона.

В 1782 году на центральной площади Софии по указу Екатерины II был заложен каменный Софийский собор, спроектированный Ч. Камероном. Строительство собора было закончено в 1788 году.

Если Царское Село оставалось парадной резиденцией Ее величества, то София, с самого начала своего существования, строится как военное поселение. В квартале, образованном Кадетским бульваром и Саперной улицей, располагается комплекс построек в стиле древнерусского крепостного зодчества. В высокие крепостные стены встроены башни и жилые дома.

Одна из красивейших улиц Царского Села -Павловское шоссе.

Здания на Павловском шоссе созданы в конце 19 века по проектам архитектора С.А. Данини: дома Жуковского, Сверчкова, Данини - деревянные дома, в облике которых чувствуется влияние русской национальной архитектуры.

Розовая дача княгини З.И. Юсуповой. Архитектор И. Монигетти в 1856 году построил эту изумительную усадьбу. Дом, по форме напоминающий огромную раковину построен в стиле «рококо». Фасады жилого дома по своему архитектурному убранству напоминают Эрмитаж в Екатерининском парке, выполненный Ф.Б. Растрелли. Архитектурный облик здания отличала яркая красочная цветовая гамма фасадов. Красиво прорисованный купол, завершавший центральный зал, делал силуэт сложного в плане здания запоминающимся. Дача имела выраженный характер паркового павильона. Под террасой, выходящей в парк, были устроены «гроты» из натурального камня. Интерьеры дома также были оформлены по примеру лучших дворцово-парковых построек.

С 1808 по 1832 годы городским архитектором Царского Села являлся назначенный Александром I шотландский архитектор Вильям Гесте. Зодчий начал работу с составления генерального плана застройки города: Царское Село было разбито на кварталы, застроенные симметрично расположенными зданиями. Кварталы делились на участки с садами и огородами. В генеральном плане были заложены четыре площади: торговая, административная, полукруглая и Знаменская. Началось новое заселение Царского Села, куда из Софии перевели присутственные места и жителей, которым были розданы новые земельные участки в соответствии с утверждённым новым планом города. София опустела. На её месте устроили военное поле, а Софийский собор стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка.


Дворцовая электростанция


Внутри квартала, ограниченного Садовой, Леонтьевской, Средней улицами и Певческим переулком, находится первая, по времени постройки в Царском Селе, электрическая станция и одна из двух водонапорных башен.

Здание Певческой водонапорной башни было построено в 1887 году по проекту архитектора Видова. В этом же здании помещалась городская электрическая станция.

Начало городского электрического освещения, относится к тому же 1887 году, когда устраивался водопровод. Царское Село является первым городом в Европе, который исключительно был освещен электричеством.

В 1896 году, в Царском Селе приступили к постройке дворцовой электрической станции. Необходимость в такой постройке возникла после того, как Николай II окончательно поселился в Царском Селе. Кроме того, разрастающийся город стал ощущать нехватку мощностей небольшой городской электростанции, находившейся в Певческой башне.

Здание станции построено архитектором Данини, а оборудование станции и устройство электрического освещения были исполнены инженером Шведе. От этой станции освещались Александровский, Большой Екатерининский и Владимирский дворцы, все дворцовые здания[21].

С.А. Данини построил здание неоштукатуренным в так называемом стиле английской готики, удачно вписав его в окружающую застройку.

Для англо - готического стиля характерен высокий цоколь, рустованные наружные стены, прорезанные прямоугольными окнами на двух этажах и стрельчатыми на всю высоту здания. Готические стрельчатые окна с металлическими рамами мелкой квадратной расстекловки завершены вверху ромбовидной средневековой вязью и оформлены сандриками в стиле всей постройки. Стены венчают зубчатый парапет и шесть островерхих готических башенок, гармонирующих с ажурным металлическим ограждением кровли. Скругленный угловой фасад украшают высокое ложное готическое окно и лопатка с тремя узкими стрельчатыми окнами. Архитектурный облик постройки дополняют металлический забор и металлическая же декоративная решетка перед угловым фасадом здания.


Дом Статкевича


В 1909 году петербургским архитектором Г.Г. Голи для действительного статского советника Статкевича было построено здание в стиле «северного модерна». Зародившись в скандинавских странах, этот стиль получил большое распространение в Санкт-Петербурге и его пригородах. Внешний облик особняка имеет практически все характерные признаки этого направления: свободную планировку и развитую объемную пластику, цоколь, мелкую клетчатую расстекловку оконных переплетов, имитацию черепичного покрытия декоративного балкона и башни, а также рельефную металлическую кровлю развитых сложных очертаний и, наконец, орнаментальные мотивы, стилизующие декоративную пластику архитектуры раннего романского средневековья. Завершает внешний облик здания угловая башня, нависающая над входом в цокольный этаж.

Ныне в этом здании размещается музей современного искусства "Царскосельская коллекция".

дворец царское село архитектурный


Собор Святой Екатерины


Главное сооружение, находившееся на центральной площади Царского Села – Собор Святой Екатерины. Собор построен в 1835-1840 годах по проекту мастера, так называемого русско-византийского стиля, К.А.Тона. Этот стиль господствовал в архитектуре 50-х годов XIX столетия. Собор создан одноэтажным, с подвалом. В подвале размещались ризница, кладовая и склеп для умерших. Тут находились могилы генерала Я.В. Захаржевского и протоиерея собора Иоанна Александровича Кочурова. Собор был рассчитан на 2000 прихожан. Главный вход был обращен на запад в сторону нынешнего музея Царского Села. Стены по цоколю и три крыльца - западное, северное и южное - были облицованы специальными плитами. Отдельные входы с восточной стороны вели в алтарь и подвал. На главных входах с арками располагались барельефы и лепные изображения святых и ангелов.

Со всех сторон собор был оштукатурен и выбелен. Окна устроены в цоколе, по три на каждой из сторон в алтаре и на хорах. Кровля, покрытая медью - четырехскатная без подзоров. Главы собора установлены на фонари и увенчаны восьмиконечными вызолоченными крестами. В 1939 году собор, как и все церкви К. Тона, был уничтожен.

В настоящее время Собор Святой Екатерины и Соборная площадь воссоздаются. Воссозданный Собор святой Екатерины будет полностью тождественен своему предшественнику. Специалисты строят собор по архивным фотографиям и планировочным решениям других церковных сооружений, спроектированных знаменитым зодчим Константином Тоном.

 


Заключение


Трагические страницы в истории города связаны с Великой Отечественной войной, когда г. Пушкин оказался в прифронтовой полосе и попал в зону фашистской оккупации. Город превращен в руины, в парках были вырублены вековые деревья. После войны началось постепенное возрождение и самого города, и его дворцов и парков. Сегодня архитектурно-художественный заповедник и сам город вновь обрели свой неповторимый облик и являются одним из важнейших культурных центров России.

После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Судьба памятников зависит от культуры народа, и только коренная перестройка системы исторического и эстетического образования, начиная с раннего детства, поможет спасти ценности многовековой культуры. Огромные утраты архитектурного наследия, понесенные за длительный период варварского, нигилистического отношения к истории и культуре, невосполнимы[22].



Библиографический список:


1.                 Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина-2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987.

2.                 Вильчковский С.Н.-Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911года. «Титул»., СПб, 1992.

3.                 Демьянов И.И. - Слово о городе Пушкине., Лениздат.,1972.

4.                 Кедринский А. А. - Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. - М.: Изобраз. искусство, 1999.

5.                 Петров А.Н. - Город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1977.

6.                 Семенникова Н. -Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987.

Размещено на


[1] Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.6.

[2] Демьянов И.И. Слово о городе Пушкине., Лениздат., 1972. – С.9.

[3] Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987. – С.5.

[4] Кедринский А.А. – Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.31.

[5] Демьянов И.И. Слово о городе Пушкине., Лениздат., 1972. – С.16.

[6] Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.12.

[7] Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.35.

[8] Петров А.Н. – город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.85.

[9] Семенникова Н. – Пушкин. Дворцы и парки. Издание второе, исправленное и дополненное. Искусство, 1987. – С.87.

[10] Кедринский А.А. – Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.83.

[11] Петров А.Н. – город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.101.

[12] Там же. С.160.

[13] Петров А.Н. – город Пушкин. Дворцы и парки. Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР». Л., «Искусство», 1997. – С.160.

[14] Там же. С.111.

[15] [15] Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина – 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1987. – С.19.

[16] Петров А.Н. С.179.

[17] Семенникова  Н. С.43.

[18] Вильчковский С.Н.  – Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. «Титул»., СПб, 1992. – С.54.

[19] Семенникова Н. С.27.

[20] Там же. С.69.

[21] Вильчковский С.Н.  – Царское Село. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. «Титул»., СПб, 1992. – С.66.

[22] Кедринский А.А. – Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобраз. Искусство, 1999. – С.179.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.