скачать рефераты

МЕНЮ


Готический стиль в эпоху Западноевропейского Средневековья

Главное отличие романской системы от готической – это опора. Романская архитектура единственную опору видела в стене; тенденция готики была же совершенно обратной: полное уничтожение стены. Готическая стена, в сравнении с прочной романской, кажется совершенно разорванной. Высокие окна наверху, лежащая под ними галерея (трифориум), аркада бокового нефа – все это обозначает полное разложение стены. А конструктивное применение нервюр указывает на готический характер стиля французских построек (пример, собор в Нойоне).

Стрельчатая арка пробивает себе дорогу как внутри здания, так и снаружи. Длинные стены храма нельзя уже считать главными в постройке, потому что перед ними выстраиваются ряды контрфорсов. Узкая сторона становится в ранней готике важной частью фасада. На ней лежат и главный портал, и главные башни, потому что они не стоят уже так свободно как раньше, а органически сливаются с ней и дают разрешение ее фасадам. Поперечные линии карнизов не допускают полного уничтожения стены. Такова цель и большого круглого окна-розы, которое заполняет пространство между башнями. Скульптура уже не так органически сливается с постройкой, но обозначает в королевской галерее над порталом подчеркнутость направлений и разрушение формы. Характерным для ранней готики является то, что стрельчатый свод применяют первоначально только для конструкции, другие же элементы готического стиля – разрешение постройки башнями и проломы стенной плоскости – пытаются выразить в старом стиле круглых сводов. Стена и снаружи и внутри постепенно уничтожается, пока ее поверхность не становится едва заметной для глаза среди пестрых переливов света и тени. Выработка этого живописного принципа составляет одну из важнейших задач готического искусства.

2.2 Высокая готика


Около 1250 г. техника строительства делает свой последний вывод: была найдена классическая форма готического собора. Лучшими творениями во Франции являются соборы в Реймсе, Шартре, Амьене и Штрасбурге, а в Германии – соборы в Марбурге, Фрейбурге и Кёльне. На новом этапе развитии готики проломы стены занимают главное место. Вся верхняя часть стены между устоями превратилась в одно большое окно; стену нельзя уничтожить только там, где к ней примыкает односкатная крыша бокового нефа. А в Страсбургском соборе и вовсе исчезает этот последний остаток стены. Крыши боковых нефов делаются плоскими. Окна расчленены, что имеет очень важное значение: в соединении с витражом, который заменяет теперь фреску, расчленение доказывает, что окно казалось слишком прочной плоскостью, а переплеты и витраж совершенно уничтожали эту плоскость. Капитель не является более сильной опорой свода – она стала связующим членом. Готический орнамент капители представлен в виде трактованных листьев. Также высокая готика предпочитает зубчатые листья дуба, плюща, клена или винограда. Даже конец водосточной трубы, который ранее был простым отверстием трубки, принимает теперь формы фантастических животных.

К моменту становления высокой готики научились перекрывать при помощи стрельчатого свода любое большое пространство. Большой пролет шестидольного свода главного нефа разделяется в высокой готике на два пролета; в каждом из них пересекаются лишь две диагональные нервюры, и на каждый приходится теперь не два пролета боковых нефов, а всего лишь один.

Боковые порталы продолжают существовать; они расположены по концам очень обширного поперечного нефа, который открывает глазу большое пространство. Но только входя из главного портала в главный неф, можно получить главное впечатление. Стоит отметить, что если в соборе Парижской богоматери порталы распределены еще по фасаду равномерно, то уже в Кёльнском соборе и в современных ему соборах высокой готики они все интенсивнее сдвигаются к середине. В Париже заметна резкая подчеркнутость направлений; в Кёльне фасад представляется охваченным движением.

Готические мастера раннего этапа стремились выразить вертикальную тенденцию в фасаде. Но цель эта не совсем была достигнута. Наоборот, фасад с башнями стоит совершенно свободно, не находится ни в какой конструктивной связи с продольной частью постройки. Главный акцент в ней падает на средний неф, в то время как на фасаде высокой готики, наоборот, стена среднего нефа сдавлена настолько, что от нее остаются только узкие полосы, а вертикальные линии башен, которые являются теперь главными, идут от боковых нефов.

Также особое значение в высокой готике можно придать и ее готической скульптуре. Скульптура достигает такой красоты и величия выражения, что ее можно поставить наравне с искусством времени Перикла. Статуи Реймского собора полны могущественной красоты; благородство их поз захватывает с непосредственной силой. Интересно оценить силу искусства и его выражения, сопоставив мужскую и женскую фигуру. Какими широкими формами облегает тело одежда, какие складки образуют пояс и плечо, как кожа черепа ложится на мускулы, кости, щеки и лоб – все это наблюдено точно и передано остро. Сила наблюдательности позволяет передать немногими полными выразительности линиями в лице и фигуре крепкое сложение мужчины и более нежные формы женщины. Широкая линия контура делает статуи монументальными, и только легкая улыбка на лице женщины и какая-то мягкость в голове мужчины придает им едва заметное выражение внезапности. Реймские статуи с их могучей красотой возникли ок. 1250 г. В них повышается самостоятельная ценность фигуры, ее выражение получает большую красоту и большую силу характеристики.

Особенный изгиб тела статуй называется "готической кривой". В высокой готике она развивалась в движение, полное благородного ритма. Кривая придает изящный изгиб бедрам, груди, коленям и всему телу.


2.3 Поздняя готика


Тонкое изящество формы, которого достигла высокая готика, в поздней готике, центрами которой являются Бургундия, Германия и Нидерланды, обращается в нестерпимо вычурную манерность. Тектонический элемент понемногу исчезает и становится лишь носителем декоративного. Даже устои перестают казаться поддерживающей частью. Странными, завинчивающимися линиями подымаются они до самого свода в боковом нефе позднеготического собора в Брауншвейге. Почти повсюду исчезает капитель. Переплет окон делается все изящнее и тоньше. Самый свод теряет ясность своей структуры. Теперь храм становится залом или коридором по своей форме.

Внутреннее пространство храма, залитое светом, по сравнению с готической базиликой сильно увеличилось.

Орнаменты и вимперги также изменились. Возникает орнамент, который не довольствуется мотивам растений, но состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Во Франции в это время, так и говорили о пламенеющем стиле – "style flamboyant". Все, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, все, что раньше служило опорой, свисает сверху вниз. Возникает декоративное богатство, изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые лишены всякой внутренней связи и служат только украшением. Архитектура церквей поздней готики оставляет малоотрадное впечатление.

Ранняя изысканная готическая кривая становится модой для женщины, которая изобретает корсет для того, чтобы втиснуть тело в эту противоестественную форму. Такую новую любовь можно проследить довольно точно в самих позах, как статуй, так и живых людей: теперь фигуры уже не сидят со сдвинутыми ногами, а расставляют их как можно шире, так что, если, например, сидят на треугольном стуле, угол сидения выступает наружу.

Поздняя готика, отодвинув своей декоративностью чувство целесообразности на второй план в архитектуре, принесла для пластики и живописи полное освобождение, создает свободную скульптуру и живопись. Перестают стесняться в изображениях, сюжет которых взят из библии. Бичевание Христа, мучения святых, мужчин и женщин изображают на сцене с жестокостью застенка.

Поздняя эпоха готики была временем большого эротического возбуждения. Этим общим настроением объясняется то, почему задача изобразить силу мужчины стоит наряду с утонченными изображениями женской нежности. Все та же готическая кривая доходит до невозможных изгибов. Верхняя часть тела отклоняется назад, живот выпячивается вперед; это является идеалом красоты не только в искусстве, но и в жизни. В это время в искусстве появилось весьма сильно выраженная чувственность.

Поздняя готика обозначает собой высшую ступень развития для живописи и пластики в ту эпоху, которая в архитектуре считает красотой лишь изобилие орнамента.


3. Готика в разных странах Европы


3.1 Готический стиль во Франции


В Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу 12 в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным.

Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть 12 и первая четверть 13 в. – ранняя готика; с 20-х гг. до конца 13 в. – высокая готика; 14 – 15 вв. – поздняя готика, чья бурно разросшаяся декоративность обрела самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко не одинаковой в других странах Европы.

Знаменитый собор Парижской Богоматери – самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник французской готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но собор Парижской Богоматери по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается современниками как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.

Реймский собор (где короновались французские короли, и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрским собором – также вершины французской готики и, значит, всей французской готической архитектуры.

Особой благодарности достоин готический мастер, создавший такую подлинную жемчужину высокой готики, как Сент-Шапель в Париже, самую восхитительную из королевских дворцовых капелл. Чудесен ее интерьер: вместо стены – ажурный переплет окон со сверкающими чистыми красками витражами. И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкой изящнейших архитектурных форм. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода, доводя их динамику до самого пола. Стремительность взлетов и сказочная цветовая симфония создают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.


3.2 Готический стиль в Германии


В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика как бы созданы друг для друга. Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь с трудом и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса. Созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффектами.

Гордость Германии – Кёльнский собор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлинным планам и рабочим чертежам. Гордость Франции – Амьенский собор послужил прототипом для Кёльнского. Однако истинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной каменной массы выдает в Кёльнском соборе вдохновенное мастерство немецких зодчих. Порыв, столь же мощный, но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все себе покоряющий, – во Фрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основанием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, что дышит и в ажурном шатре, победно рвущемся к небу. Недаром считается, что эта башня – "самое высокое и ясное откровение готической мысли".


3.3 Готический стиль в Англии


Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики и французской сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье. Завоеванная норманнами, принесшими с материка уже сложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она и переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство, а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время.

Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера – таковы отличительные черты английского готического зодчества. Очень впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери (1220 – 1270 гг.) или в Линкольне (11 – 14 вв.), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей, искусно объединенных в единое целое.


3.4 Готический стиль в Италии


Итальянский художественный гений шел своим особым путем, наметившимся уже в романскую пору. Конечная цель пути не была, вероятно, ясна даже проводникам новых веяний. Рост городов, нарождение новых социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Заимствуя некоторые элементы готического стиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставались чужды самой его основе. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не по душе, и стена сохраняла для них свое конкретное значение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдь не ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (13 – 14 вв.), так понравившейся величайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей "невестой", ощущается прежде всего ясная уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (9 – 16 вв.) и Дворец Ка д'Оро (первая половина 15 в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Примечательно, что во Дворце дожей обычные архитектурные принципы решительно нарушены. Массивный блок огромной стены покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах и лоджиях. Но это не кажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены как бы утрачивает свою тяжесть под разноцветной мраморной облицовкой из диагонально поставленных квадратных плит. За исключением Италии, где его вытесняли освежающие ренессансные веяния, готический стиль был, как правило, обязательным в зодчестве, поощряемом католической церковью.


4. Современное понимание готики


Можно с уверенностью сказать, что "современная" готика почти ничем не связана с классическим готическим искусством европейского средневековья. В современном мире готика, как искусство, проявляется в основном только в музыке. Но в общих чертах готика представляется, как неформальская субкультура. Людей, которые относятся к этой субкультуре, называют готами.

Готическая субкультура темна и мрачна. Она не полна ярких красок, как, например, готическая архитектура 12 века. Она отвергает золото, чего не скажешь о живописи средневековья. Современная готика черна, как ночь, красна, как кровь, бледна, как сама смерть. Готы же замкнуты в себе, страдают частыми депрессиями, меланхолией, повышенной ранимостью. Готы – это романтики, которые депрессивно относятся к жизни. Они утонченно чувствуют все самое прекрасное. Они пристрастны к сверхъестественному.

Современная готика стремится к самовыражению, как и почти каждый, в кого она вселилась. Самовыражение проявляется через живопись, поэзию, музыку и другие виды искусства. Также оно проявляется через сам внешний вид. Пристрастие к черному цвету волос, ногтей, одежды. Но не было бы правильно считать, что человек, не имеющий соответствующий внешний вид, не является готом. Можно одеваться по стандарту, но быть готом. Можно не слушать готическую музыку, но быть готом. Но вряд ли человек, имеющий имидж гота, будет утверждать, что она таковым не является.

Чувство готики – это очень сложное чувство. Оно может быть, как жаждой творчества, так и пристрастием к смерти. Нельзя сказать, что такое готика, в одном точном и едином предложении. Сколько готов – столько и мнений. Каждый чувствует ее в себе по-разному. В одних она проявляется сильнее, в других слабее.

Список используемой литературы


1. М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева. "История зарубежного искусства". Москва, 1983.

2. Кон-Винер. "История стилей изобразительных искусств", Москва, 2000.

3. Л. Любимов. "Искусство Западной Европы". Москва, 1976.

4. "Искусство средневековья", справочник. Москва, 1980.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.