Кран стреловой на базе автомобиля КамАЗ
Соединительные муфты используют для
постоянного соединения соосных валов с одновременной компенсацией их
незначительных угловых и радиальных смещений и иногда - с улучшением
динамических характеристик привода.
Выбираем зубчатую муфту с разъёмной
обоймой (тип I) по ГОСТ 5006-83. Номинальный вращающий момент Mк =
1000 Н*м. Момент инерции = 0,05 кг*м3. Масса не более 6,7 кг.
Момент сопротивления при торможении
механизма передвижения на валу двигателя Mст, Н*м:
Mст = ;
(25)
Mст = Н*м,
Необходимый момент, создаваемый тормозом замедления и остановки:
, (26)
кгс*м.
Выбираем колодочный тормоз серии ТКТГ с электрогидравлическим
толкателем типа ТГМ-80.
Обозначение тормоза ТКТГ-400М.
Тормозной момент = 150 дан*м (кгс*м).
Отход колодки = 1,4 мм.
Масса тормоза = 145 кг.
Тип толкателя - ТГМ-80.
Усилие = 80 дан (кгс).
Ход = 50 мм.
3.
Расчёт механизма вращения
3.1 Общий расчёт
Расчёт механизма вращения включает:
выбор типового опорно-поворотного устройства (ОПУ); определение полного
сопротивления вращению; выбор электродвигателя, редуктора, тормоза.
Расчёт производится в положении
минимального вылета при максимальном грузе (Рисунок 4).
Выбор ОПУ производится по трём
расчётным нагрузкам: вертикальной нагрузке G, горизонтальной нагрузке Р,
опрокидывающему моменту М.
Рис. 4. Схема нагрузок, действующих
на ОПУ
Вертикальная нагрузка G, кН
определяется как сумма всех действующих на ОПУ вертикальных нагрузок:
G = Q + Gпк,
(27)
где Gпк - вес поворотной
части крана;
Gпк = (0,55*Gк)
=(0,55*204) = 112 кН
G = 196 + 112 = 308 кН.
Определим горизонтальную нагрузку Р,
кН:
Р = Wпк + Wс +
Wгр + Рс*sin(φmin) + G*sin(α), (28)
где Wс = 4,6 кН -
ветровая нагрузка на стрелу;
Wгр = 0,4 кН - ветровая
нагрузка на груз;
Рс = 8 кН - горизонтальная
составляющая реакции опоры стрелы;
Wпк - ветровая нагрузка
на торцевую часть крана;
Wпк = p*Fс*Kспл, (29)
где p - распределённая ветровая
нагрузка на единицу расчётной площади, Н/м2;
p = qo*k*c*γ*β, (30)
где qo = 25 Н/м2
- скоростной напор ветра на высоте 10 м от поверхности земли для умеренного
характера ветра;
k = 1,5 - поправочный коэффициент
возрастания скоростного напора, для h = 20…30 м;
с = 1,2 - аэродинамический
коэффициент для кабин кранов;
γ
= 1,1 - коэффициент перегрузки;
β
= 1 - коэффициент, учитывающий динамический характер приложения ветровой
нагрузки;
p = 25*1,5*1,2*1,1*1 = 49,5 Н/м2;
(31)
Fс - наветренная
площадь, 6,5;
Kспл = 0,9 - коэффициент
сплошности для кабины и механизмов крана;
Wпк = 49,5*6,5*0,9 = 28,9
кН.
φmin = 15о - угол
наклона стрелы;
α
= 1о30/ - угол наклона плоскости ОПУ к горизонту;
Р =28,9 + 4,1 +52,32 + 8*sin(15о)
+ 318*sin(1о30/) = 82,62 кН.
Определим опрокидывающий момент
относительно центра тел качения ОПУ М, кН:
, (32)
где Rmin = 5 м - минимальный вылет;
h2 = 2 м;
h3 = 15 м;
r = 1 м - расстояние от центра тяжести поворотной части крана до
оси вращения;
кН.
Момент сопротивления вращению в период пуска относительно оси
вращения:
Мвр = Мукл + Мтр + Мв
+ Мин, (33)
где Мукл - момент сопротивления вращению от веса
поворотной части крана и груза при нахождении крана на уклоне;
Мукл = (-Gпк*r + Q*Rmin)*sin(α); (34)
Мукл = (112*1 + 196*5)*sin(1о30/)
= 18,1 кН*м;
Мтр - момент сопротивления вращению от сил трения;
где μ = 0,005 - приведённый коэффициент трения
качения для роликовых ОПУ;
k = 4 - коэффициент, зависящий от типа ОПУ;
Dср = 1,1 м - средний диаметр дорожки катания;
θ = 55о
- угол между направлением реакции тела качения и плоскостью, перпендикулярной
оси вращения;
Мв - момент сопротивления вращению от ветровой
нагрузки;
Мв = Wгр*Rmin + Wc*rc
+ W/пк*r1 + W//ПК*r2, (35)
где W/пк = 127 кН - ветровая нагрузка на
боковую часть крана, препятствующая вращению;
W//пк = 159 кН - ветровая нагрузка на
боковую часть крана, способствующая вращению;
rс = (L/2)*sin(φmin)
+ f = 19/2*sin(15о) + 2,5 = 5 м; (36)
r1 = f/2 = 2,5/2 = 1,25 м;
r2 = c/2 = 3/2 = 1,5 м;
Мв = 0,4*12,5 + 4,6*5 + 127*1,25 + 159*1,5 = 425,25
кН*м;
Мин - момент сопротивления вращению от сил инерции;
, (37)
где n = 2,2 об/мин - частота вращения поворотной части крана;
tn = β/3*n = 30/3*2,2 =
4,5 с - время пуска механизма вращения;
β = 30о - наибольший допустимый угол поворота при пуске;
I = 550 кг/м2 - момент инерции отдельных элементов
поворотной части крана;
кН*м.
Мвр = 18,1 + 10,2 + 425,25 + 28,1 = 481,7 кН*м.
Тогда суммарный момент инерции от вращающихся частей пределяяется
по формуле:
, (38)
где S = 4,5 м;
f = 2,5 м;
кН*м.
Рис. 5. Расчётная схема для определения момента сопротивления
вращению от ветровой нагрузки
3.2 Выбор двигателя, редуктора и тормоза механизма вращения
Мощность электродвигателя механизма вращения
(39)
кН
По каталогу на двигатели выбираем двигатель MTВ 312-6. Его
параметры:
Мощность на валу Nдв = 20 кВт (при ПВ = 15 %);
Число оборотов двигателя в минуту n =955 об/мин;
Максимальный крутящий момент Mmax = 620 Н*м;
Момент инерции Mmax = 0.5 кг*м2;
Масса mдв = 280 кг.
Общее передаточное число механизма вращения:
, (40)
Рис. 6. Выбранный редуктор Ц2-200
Выбираем цилиндрический
горизонтальный двухступенчатый редуктор Ц2-200. Первые ступени редуктора -
раздвоенные шевроны, вторые - косозубые. Твёрдость рабочих поверхностей зубьев
шестерён 40-45 HRC, колёс 260-290 HB. КПД редуктора ηредук = 0,96.
Таблица 3
Размеры редуктора Ц2-200
Типоразмер редуктора
|
aωб
|
aωт
|
A
|
A1
|
B=B1
|
B2
|
B3
|
B4
|
L1
|
L2
|
L3
|
L4
|
Ц2-200
|
150
|
100
|
210
|
285
|
260
|
167
|
-
|
60
|
515
|
400
|
247
|
220
|
Типоразмер редуктора
|
L5
|
L6
|
L7
|
L8
|
L9
|
L10
|
H0
|
H
|
H1
|
S
|
dxn
|
Масса, кг
|
Ц2-200
|
480
|
595
|
645
|
565
|
494
|
225
|
355
|
783
|
100
|
40
|
46x8
|
1650
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соединительные муфты используют для
постоянного соединения соосных валов с одновременной компенсацией их
незначительных угловых и радиальных смещений и иногда - с улучшением
динамических характеристик привода.
Выбираем зубчатую муфту с разъёмной
обоймой (тип I) по ГОСТ 5006-83. Номинальный вращающий момент Mк =
1000 Н*м. Момент инерции = 0,05 кг*м3. Масса не более 6,7 кг.
Момент торможения на валу двигателя
Mст, Н*м:
Mст = ;
(41)
Mст = Н*м,
Необходимый момент, создаваемый тормозом замедления и остановки:
, (42)
кгс*м.
Выбираем колодочный тормоз серии ТКТГ с электрогидравлическим
толкателем типа ТГМ-80.
Обозначение тормоза ТКТГ-400М.
Тормозной момент = 150 дан*м (кгс*м).
Отход колодки = 1,4 мм.
Масса тормоза = 145 кг.
Тип толкателя - ТГМ-80.
Усилие = 80 дан (кгс).
Ход = 50 мм.
4.
Расчёт механизма изменения вылета стрелы
4.1 Общий расчёт
Расчёт механизма изменения вылета
стрелы заключается в определении длины стрелы, кратности стрелового полиспаста,
выборе стальных канатов для полиспаста и растяжек, определении размеров блоков
и барабана лебёдки, выборе электродвигателя, редуктора и тормоза.
Определим опрокидывающий момент при
минимальном вылете М0:
М0ПР = Qmax*
(Rmin - b) + Gc* (L / 2* sin(φmax) + f - b), (43)
где Gc = (0,05…0,06)*Qmax
= 0,055*12 = 0,67 т - вес стрелы;
М0 = 196000 * (5 - 3) +
0,385*(21/2 * 0,9962 + 1,2 - 3) = 24002 Н*м.
Рис. 7. Грузовая характеристика
крана
Рис. 8. Схема стрелоподъёмного
механизма при различных вылетах.
Рис. 9. Схема подвески стрелы
Определим ветровую нагрузку на груз:
Wгр = p*Fгр,
(44)
где p - распределённая ветровая
нагрузка на единицу расчётной площади груза, Н/м2;
p = qo*k*c*γ*β, (45)
где qo = 25 Н/м2
- скоростной напор ветра на высоте 10 м от поверхности земли для умеренного
характера ветра;
k = 1,32 - поправочный коэффициент
возрастания скоростного напора, для h = 10…20 м;
с = 1,2 - аэродинамический
коэффициент;
γ
= 1,1 - коэффициент перегрузки;
β
= 1 - коэффициент, учитывающий динамический характер приложения ветровой
нагрузки;
p = 25*1,32*1,2*1,1*1 = 43,6 Н/м2;
Fгр = 12 м2 -
расчётная площадь груза для Q = 12т;
Wгр = 43,6*12 = 523,2 Н.
Определим ветровую нагрузку на
стрелу:
Wс = p*Fс*Kспл, (46)
где p - распределённая ветровая
нагрузка на единицу расчётной площади стрелы, Н/м2;
p = qo*k*c*γ*β, (47)
где qo = 25 Н/м2
- скоростной напор ветра на высоте 10 м от поверхности земли для умеренного
характера ветра;
k = 1,32 - поправочный коэффициент
возрастания скоростного напора, для h =10…20 м;
с = 1,4 - аэродинамический коэффициент;
γ
= 1,1 - коэффициент перегрузки;
β
= 1 - коэффициент, учитывающий динамический характер приложения ветровой
нагрузки;
p = 25*1,32*1,4*1,1*1 = 51 Н/м2;
Fс - наветренная площадь
стрелы;
Fс = φ*Fб, (48)
где φ
= 0,3 - коэффициент заполнения;
Fб = L*bс =
1,9*0,4 = 0,76 м2,
где bс = 0,4 - ширина
стрелы;
Fс = 0,3*0,76 = 0,228 м2;
Kспл = 0,35 - коэффициент
сплошности;
Wс = 51*0,228*0,35 = 4,1
кН.
Определим центробежную силу от массы
груза:
,
(49)
где n = 2,2 об/мин - частота вращения поворотной платформы крана;
R = 14 м - вылет;
Н.
Определим центробежную силу от массы груза:
,
(50)
где rc = 7 м - расстояние от оси вращения до центра
тяжести стрелы;
Н.
Рис. 10. Многоугольник сил для определения Snmax
Определим усилие в ветви стрелового полиспаста Sб, кН:
;
(51)
кН.
Определим усилие в растяжке Sp, кН:
, (52)
где К = 2 - количество растяжек;
кН.
Определим скорость наматывания каната на барабан vбс:
, (53)
где (Т1-Т2) = 0,7 м - величина сокращения
стрелового полиспаста;
tив = 50 с - время изменения вылета;
м/с.
4.2 Выбор двигателя, редуктора и тормоза механизма изменения
вылета стрелы
Мощность двигателя механизма изменения вылета Nдв, кВт
определяется по формуле:
, (54)
где бс
= 0,014 м/с - установившаяся скорость изменения вылета;
η = 0,9314 - коэффициент полезного действия
механизма.
кВт.
По каталогу выбираем двигатель MTКО11-6. Его параметры:
Мощность на валу Nдв = 1,1 кВт (при ПВ = 40 %);
Число оборотов двигателя в минуту n = 885 об/мин;
Максимальный крутящий момент Mmax = 42 Н*м;
Момент инерции Mmax = 0,02 кг*м2; масса mдв
= 47 кг.
Находим момент статического сопротивления при торможении механизма
на валу двигателя Mст, Н*м:
(55)
Mст =31*0,35*0,9314/2*8,32 = 63,2 Н*м.
Выбираем цилиндрический горизонтальный двухступенчатый редуктор
Ц2-200. Первые ступени редуктора - раздвоенные шевроны, вторые - косозубые.
Твёрдость рабочих поверхностей зубьев шестерён 40-45 HRC, колёс 260-290 HB. КПД
редуктора ηредук = 0,96.
Рис. 11. Выбранный редуктор Ц2-200
Таблица 4
Размеры редуктора Ц2-200
Типоразмер редуктора
|
aωб
|
aωт
|
A
|
A1
|
B=B1
|
B2
|
B3
|
B4
|
L1
|
L2
|
L3
|
L4
|
Ц2-200
|
150
|
100
|
210
|
285
|
260
|
167
|
-
|
60
|
515
|
400
|
247
|
220
|
Типоразмер редуктора
|
L5
|
L6
|
L7
|
L8
|
L9
|
L10
|
H0
|
H
|
H1
|
S
|
dxn
|
Масса, кг
|
Ц2-200
|
480
|
595
|
645
|
565
|
494
|
225
|
355
|
783
|
100
|
40
|
46x8
|
1650
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соединительные муфты используют для
постоянного соединения соосных валов с одновременной компенсацией их
незначительных угловых и радиальных смещений и иногда - с улучшением
динамических характеристик привода.
Выбираем зубчатую муфту с разъёмной
обоймой (тип I) по ГОСТ 5006-83. Номинальный вращающий момент Mк =
1000 Н*м. Момент инерции = 0,05 кг*м3. Масса не более 6,7 кг.
Определим тормозной момент Mт,
Н*м:
, (56)
где Kт = 1,5 - коэффициент запаса торможения,
принимаемый в зависимости от режима работы;
Mст.т. - статический крутящий момент на тормозном валу
при торможении, с учётом потерь в механизме, способствующих удержанию груза;
кгс*м.
Выбираем колодочный тормоз серии ТКТГ с электрогидравлическим
толкателем типа ТГМ-80.
Обозначение тормоза ТКТГ-400 М.
Тормозной момент = 150 дан*м (кгс*м).
Отход колодки = 1,4 мм.
Страницы: 1, 2, 3
|