Проектирование металлического каркаса
Уточняем положение центра
тяжести сечения колонны:
Отличие от первоначально
принятых размеров мало, поэтому усилия в ветвях не пересчитываем.
Из плоскости рамы
(относительно оси y-y): .
Подкрановая ветвь:
Наружная ветвь:
Из условия
равноустойчивости подкрановой ветви в плоскости и из плоскости рамы определяем
требуемое расстояние между узлами решетки:
Принимаем , разделив нижнюю часть колонны на целое
число панелей (5 шт). Проверяем устойчивость ветвей в плоскости рамы
(относительно осей и ).
Для подкрановой ветви:
Для наружной ветви:
Поперечная сила в сечении
колонны .
Условная поперечная сила:
.
Расчет решетки проводим
на .
Усилие сжатия в раскосе:
где (угол наклона раскоса, см. рис. 4.1.).
Задаемся;.
Требуемая площадь
раскоса:
.
R = 240 МПа = 24 кН/см2
(фасонный прокат из стали С245);
(сжатый уголок, прикрепляемый одной полкой).
Элемент сечения
|
Угол поворота
|
Зеркально
|
Уголок равнополочный по ГОСТ
8509-93 L80x10
|
|
|
Габариты
сечения 79.9 x 79.9 мм
Геометрические
характеристики сечения
|
Параметр
|
Значение
|
|
A
|
Площадь поперечного сечения
|
15.14
|
см2
|
|
Угол наклона главных осей инерции
|
45.0
|
град
|
Iy
|
Момент инерции относительно
центральной оси Y1 параллельной оси Y
|
88.538
|
см4
|
Iz
|
Момент инерции относительно
центральной оси Z1 параллельной оси Z
|
88.538
|
см4
|
It
|
Момент инерции при свободном
кручении
|
4.606
|
см4
|
iy
|
Радиус инерции относительно оси Y1
|
2.418
|
см
|
iz
|
Радиус инерции относительно оси Z1
|
2.418
|
см
|
Wu+
|
Максимальный момент сопротивления
относительно оси U
|
24.727
|
см3
|
Wu-
|
Минимальный момент сопротивления
относительно оси U
|
24.727
|
см3
|
Wv+
|
Максимальный момент сопротивления
относительно оси V
|
11.206
|
см3
|
Wv-
|
Минимальный момент сопротивления
относительно оси V
|
13.133
|
см3
|
Wpl,u
|
Пластический момент сопротивления
относительно оси U
|
39.179
|
см3
|
Wpl,v
|
Пластический момент сопротивления
относительно оси V
|
19.952
|
см3
|
Iu
|
Максимальный момент инерции
|
139.879
|
см4
|
Iv
|
Минимальный момент инерции
|
37.197
|
см4
|
iu
|
Максимальный радиус инерции
|
3.04
|
см
|
iv
|
Минимальный радиус инерции
|
1.567
|
см
|
au+
|
Ядровое расстояние вдоль
положительного направления оси Y(U)
|
1.633
|
см
|
au-
|
Ядровое расстояние вдоль
отрицательного направления оси Y(U)
|
1.633
|
см
|
av+
|
Ядровое расстояние вдоль
положительного направления оси Z(V)
|
0.74
|
см
|
av-
|
Ядровое расстояние вдоль
отрицательного направления оси Z(V)
|
0.867
|
см
|
yM
|
Координата центра тяжести по оси Y
|
17.097
|
см
|
zM
|
Координата центра тяжести по оси Z
|
-2.347
|
см
|
.
Напряжения в раскосе:
.
Геометрические
характеристики всего сечения:
Приведенная гибкость:
.
Коэффициент зависит от угла наклона
раскосов.
При , .
– площадь сечения раскосов по двум граням сечения
колонны.
.
Для комбинации усилий,
догружающих наружную ветвь (сечение 4-4):
N2 = -508,0 кН; М2 = 827,5 кНм
Для комбинации усилий,
догружающих подкрановую ветвь (сечение 4-4):
N1 = -1489,2 кН; M1 = -725,6 кНм
Устойчивость сквозной
колонны как единого стержня из плоскости действия момента проверять не нужно,
так как она обеспечена проверкой устойчивости отдельных ветвей.
Расчетные комбинации
усилий в сечениях над уступом:
N= -373,0 кН; M = -91,8 кНм; Q =
3,6 кН;
Давление кранов .
Прочность стыкового шва (ш1)проверяем
по нормальным напряжениям в крайних точках сечения надкрановой части. Площадь
шва равна площади сечения колонны.
Наружная полка:
.
Внутренняя полка:
.
Толщину стенки траверсы
определяем из условия смятия по формуле:
; принимаем
Принимаем tтр=1,6 см.
Усилие во внутренней
полке верхней части колонны:
.
Длина шва крепления
вертикального ребра траверсы к стенке траверсы (ш2):
.
Применяем
полуавтоматическую сварку проволокой марки Св-08А, d = 1,4...2 мм.
Назначаем:
;
.
В стенке подкрановой
ветви делаем прорезь, в которую заводим стенку траверсы. Для расчета шва крепления
траверсы к подкрановой ветви (ш3) составляем комбинацию усилий, дающую
наибольшую опорную реакцию траверсы.
Такой комбинацией будет
сочетание (1, 2, 7) М = -151,8 кН·м; N = -353,8
кН:
Коэффициент 0,9
учитывает, что усилия N и M приняты для второго основного
сочетания нагрузок.
Требуемая длина шва:
Из условия прочности
стенки подкрановой ветви в месте крепления траверсы (линия 1-1) определяем
высоту траверсы по формуле:
где – толщина стенки I 30Ш2; – расчетное сопротивление срезу
фасонного проката из стали С245. Принимаем .
Проверим прочность
траверсы как балки, нагруженной усилиями N, M и .
Расчетная схема и сечение
траверсы приведены на рис. 4.3.
Узел сопряжения верхней и
нижней части колонны.
Рис. 4.3.
Нижний пояс траверсы
принимаем конструктивно из листа 27016 мм, верхние горизонтальные ребра – из двух листов
14016 мм.
Геометрические характеристики
траверсы.
Элемент сечения
|
Угол поворота
|
Зеркально
|
Лист 270 x 16
|
|
|
Лист 380 x 16
|
90.0
|
|
Лист 140 x 16
|
|
|
Лист 140 x 16
|
|
|
Габариты
сечения 296.0 x 396.0 мм
Геометрические
характеристики сечения
|
Параметр
|
Значение
|
|
A
|
Площадь поперечного сечения
|
148.8
|
см2
|
|
Угол наклона главных осей инерции
|
0.0
|
град
|
Iy
|
Момент инерции относительно
центральной оси Y1 параллельной оси Y
|
21323.038
|
см4
|
Iz
|
Момент инерции относительно
центральной оси Z1 параллельной оси Z
|
6094.736
|
см4
|
It
|
Момент инерции при свободном
кручении
|
118.859
|
см4
|
iy
|
Радиус инерции относительно оси Y1
|
11.971
|
см
|
iz
|
Радиус инерции относительно оси Z1
|
6.4
|
см
|
Wu+
|
Максимальный момент сопротивления
относительно оси U
|
896.493
|
см3
|
Wu-
|
Минимальный момент сопротивления
относительно оси U
|
1348.275
|
см3
|
Wv+
|
Максимальный момент сопротивления
относительно оси V
|
411.806
|
см3
|
Wv-
|
Минимальный момент сопротивления
относительно оси V
|
411.806
|
см3
|
Wpl,u
|
Пластический момент сопротивления
относительно оси U
|
1620.609
|
см3
|
Wpl,v
|
Пластический момент сопротивления
относительно оси V
|
665.36
|
см3
|
Iu
|
Максимальный момент инерции
|
21323.038
|
см4
|
Iv
|
Минимальный момент инерции
|
6094.736
|
см4
|
iu
|
Максимальный радиус инерции
|
11.971
|
см
|
iv
|
Минимальный радиус инерции
|
6.4
|
см
|
au+
|
Ядровое расстояние вдоль
положительного направления оси Y(U)
|
6.025
|
см
|
au-
|
Ядровое расстояние вдоль
отрицательного направления оси Y(U)
|
9.061
|
см
|
av+
|
Ядровое расстояние вдоль
положительного направления оси Z(V)
|
2.768
|
см
|
av-
|
Ядровое расстояние вдоль
отрицательного направления оси Z(V)
|
2.768
|
см
|
yM
|
Координата центра тяжести по оси Y
|
0.0
|
см
|
zM
|
Координата центра тяжести по оси Z
|
-15.815
|
см
|
Максимальный изгибающий
момент в траверсе:
.
Максимальная поперечная
сила в траверсе с учетом усилия от кранов возникает при комбинации усилий (1,
2, 7) М = -151,8 кН·м;
N = -353,8 кН :
.
Коэффициент k = 1,2 учитывает неравномерную
передачу усилия .
.
Ширина нижней части
колонны превышает 1 м, поэтому проектируем базу раздельного типа (рис. 4.4.).
База колонны.
Рис. 4.4.
Расчетные комбинации
усилий в нижнем сечении колонны (сечение 4-4):
1) N1 = -1489,2 кН; M1 = -725,6 кНм (для расчета базы подкрановой ветви);
2) N2 = -508,0 кН; М2 = 827,5 кНм (для расчета
базы наружной ветви).
Усилия в ветвях колонны
определим по формулам:
В подкрановой ветви:
.
В наружной ветви:
.
База наружной ветви.
Требуемая площадь плиты.
,
(бетон М150).
По конструктивным
соображениям свес плиты должен
быть не менее 4 см.
Тогда , принимаем В = 40 см.
,
принимаем Lтр = 30 см.
.
Среднее напряжение в
бетоне под плитой
.
Из условия симметричного
расположения траверс относительно центра тяжести ветви расстояние между траверсами
в свету равно:
,
при толщине траверсы 12
мм .
Определяем изгибающие
моменты на отдельных участках плиты:
Участок 1 (консольный
свес ):
;
Участок 2 (консольный
свес ):
;
Участок 3 (плита, опертая
на четыре стороны ):
;
Участок 4 (плита, опертая
на четыре стороны
):
.
Принимаем для расчета .
Требуемая толщина плиты:
,
R = 235 МПа = 23,5 кН/см2
для стали С255 толщиной 18-40 мм.
Принимаем (3 мм припуск на фрезеровку).
Высоту траверсы
определяем из условия размещения шва крепления траверсы к ветви колонны. В
запас прочности все усилие в ветви передаем на траверсы через 4 угловых шва.
Сварка полуавтоматическая проволокой марки Св-08А, d = 1,4..2 мм.
Требуемая длина шва
определяется по формуле:
Принимаем
Расчетные характеристики:
прикрепления рассчитываем по металлу шва, принимая
катет угловых швов .
.
Проверяем допустимую
длину шва:
.
Требования к максимальной
длине швов выполняется. Крепление траверсы к плите принимаем угловыми швами .
Проверяем прочность швов:
.
Швы удовлетворяют
требованиям прочности. При вычислении суммарной длины швов с каждой стороны шва
не учитывалось по 1 см на непровар.
Приварка торца колонны к
плите выполняется конструктивными швами , так как эти швы в расчете не учитывались.
4.5 Расчет траверсы
|