скачать рефераты

МЕНЮ


Гендерные стереотипы в испанской спортивной прессе

Стереотип начинает действовать прежде, чем включается человеческий разум. Это накладывает отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают разума. В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть стереотипов, так что впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

Другими словами, стереотип это общественное мнение. Мнение людей о тех или иных вещах и событиях в социуме. У. Липпман пишет так: «Общественным мнением являются представления людей о самих себе, о других людях, об их потребностях, намерениях и отношениях. Представления, служащие основанием групповой деятельности или основанием деятельности индивидов, выступающих от имени групп, - это общественное мнение с большой буквы» Ослон А. Указ.соч. 2006. - С. 128..

У. Липпман значительно опередил других авторов XX в., также писавших об общественном мнении, благодаря своему реализму, своим реалистическим предположениям относительно человеческого разума и человеческих чувств. Ему очень помогла профессия журналиста, позволяющая четко различать оригинальное восприятие человека и то, что он узнает от других людей или через средства массовой информации; видеть, как это различие стирается, потому, что люди его не осознают, усваивая опосредованно узнанное и согласовывая его со своими представлениями таким образом, что все спрессовывается в нечто неразделимое, одним словом, когда влияние средств массовой информации становится также неосознаваемым.

У. Липпман выделил, что стереотипы всегда проще, чем реальность - даже самые сложные «укладывают» в два - три предложения. Люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта. Примером этого может являться представление об идеальной женщине: она должна быть блондинкой, с голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этому идеалу в точности соответствует лишь кукла Барби. Все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени. Всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из - за своей принадлежности к определенной группе. И наконец, стереотипы очень долго существуют. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило. Например, встреча с высоким китайцем лишь убеждает жертву стереотипа в том, что все остальные китайцы - маленького роста (Липпман 2006: 135).

Воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов. Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме формирования стереотипов, она остается одной из самых малоизученных в психологии журналистики. В СМИ формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к определенной схеме.

В книге «Средство для миллионов» Р. О'Хара называет эти три этапа: первый - «выравнивание» (leveling), второй - «усиление» (sparpening), третий - «ассимиляция» (assimilation). Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выровненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида. Человек, привыкший к ситуации, реагирует автоматически. «Интенсивность реакции, - по мнению О'Хара, - будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипами» Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс - медиа / Н.Ажгихина. - М: Эслан, 2001. - С. 5-10..

Исследователи не имеют однозначного взгляда на природу стереотипа. Одни считают, что стереотип общественного сознания всегда специально организован. Он зависит от задач социализации, а не от природы восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, считают, что стереотип образовался стихийно, подчеркивают, что они поддерживаются сознательно, с помощью специальных и исторических суждений, постепенно пронизывающих все области жизни.

Несмотря на «живучесть», стереотип не вечен. Он формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуально - социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. Среди условий первого порядка выделяют уровень образования, интеллект, личный опыт, а также нормы, привычки, социальные роли, среду обитания.

Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает, что люди с легкостью дают окружающим грубые и пристрастные оценки. Эти характеристики отличаются стабильностью в течение длительного времени. И они изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно. Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами. Очень часто дети узнают о стереотипах очень рано и пользуются ими задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся (Теджфел 2001: 7).

Стереотипы составляют основу мифов. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые, в конце концов, становятся символами. Стереотипы прессы находят свое выражение и в словесных штампах. Язык в процессе стереотипизации несет большую пропагандистскую нагрузку. С его помощью формируется эмоциональное, негативное или позитивное отношение к предмету или явлению. Таким образом, стереотипизация в СМИ ведет к манипулированию общественным мнением.

В последние годы в зарубежной психологии резко усилился интерес к социальным стереотипам вообще и к полоролевым стереотипам в частности. Начиная с 60 - х гг. большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов. В соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем - либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его способностями (пример стабильной причины), а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими нестабильными причинами. Более того, сама типология стабильных и нестабильных причин оказывается неодинаковой в зависимости от того, чье поведение объясняется - женщины или мужчины.

С. Кислер установила, что при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как нестабильный и в целом имеет некоторую отрицательную окраску, а применительно к профессиональным успехам мужчины этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий положительную оценку (Кислер 2003: 45). Авторы интерпретируют полученные ими данные так: высокая компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом возникает несколько способов отреагировать на это противоречие:

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы.

Два последние используются чаще всего, причем не только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни. «Проигрыш женщине в соревновании, считают Р. Хаген и А. Кан, особенно для мужчины с консервативными, традиционными установками на взаимоотношение полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с неписанными нормами, существующими в традиционной западной культуре, «настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыгрывать» Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение / Н.А. Шведова. - М: Русский язык, 2002. - С. 64. .

Сегодня, в современном мире, темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию «экономии мышления», содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации. Стереотип способствует созданию и сохранению положительного «Я - образа», защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно - исторического опыта. Согласно Н.А. Шведовой, «гендерные стереотипы выполняют все выше названные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.» Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение / Н.А.Шведова. - М: Русский язык, 2002. - С.66. Если сравнить женский и мужской образ в спортивной прессе, то получится следующая картина:

Мужской образ: набор черт, связанных с авторитетностью и активностью, эффективностью и так далее. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике. Мужчины чаще всего связаны с успехом. Выражение лица у мужчин - нейтральное или серьезное.

Женский образ: типичный женский образ включает ряд черт связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с социальными и коммуникационными умениями. Женщины представляются с заинтересованным отношением к той одежде, которую они носят, и к тем жестам, которые ей соответствуют. Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися.

Таким образом, образы мужчин и женщин предстают перед нами довольно стереотипными, и большинство этим образам верит. Хотя необходимо отметить, что в последнее время ситуация начинает меняться, в СМК все чаще стали появляться материалы как об активных и успешных женщинах, так и о мужчинах, готовых заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством.

Гендерные стереотипы - это явление, которое искажает массовое сознание и тормозит развитие общества в целом. Сегодня, когда мы вступили в 21 век, многовековые гендерные стереотипы устарели, но они еще очень живучи. Поэтому очень важно, чтобы средства массовой коммуникации не укрепляли эти стереотипы, а помогали их изменять.

1.3 Понятие дискурса, его классификация

Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует, и не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим термином за последние десятилетия: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. Во вступительной статье к вышедшему на русском языке в 1999 сборнику работ, посвященных французской школе анализа дискурса, П.Серио приводит заведомо не исчерпывающий список из восьми различных пониманий, и это только в рамках французской традиции.

Наиболее точное, на мой взгляд, определение дискурса принадлежит французскому ученому А.Ж. Греймас: «дискурс - связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)» Греймас А. Ж., Курте Ж., Семиотика. Объяснительный словарь теории языка, пер. с франц. / А.Ж. Греймас, Ж. Курте. - М: Семиотика, 1983. - С.76..

Термин «дискурс», как он понимается в современной лингвистике, близок по смыслу к понятию «текст», однако подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности. Иногда «дискурс» понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (т.е. текст); именно такое понимание является предпочтительным. Иногда встречающиеся попытки заменить понятие дискурса словосочетанием «связный текст» не слишком удачны, так как любой нормальный текст является связным.

При изучении дискурса, как и любого естественного феномена, встает вопрос о классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют. Самое главное разграничение в этой области - противопоставление устного и письменного дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал - акустический, при письменном - визуальный. Иногда различие между устной и письменной формами использования языка приравнивается к различию между дискурсом и текстом, однако такое смешение двух разных противопоставлений неоправданно.

Согласно мнению Н.Д. Арутюновой, понятие диалог чрезвычайно близко к понятию дискурса. Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей - говорящего (автора) и адресата. При этом роли говорящего и адресата могут поочередно перераспределяться между лицами - участниками дискурса; в этом случае говорят о диалоге (Арутюнова 1990: 340).

Несколько тысячелетий назад письменная форма языка возникла, как способ преодолеть расстояние между говорящим и адресатом - расстояние как пространственное, так и временное. Такое преодоление стало возможно лишь при помощи особого технологического изобретения - создания физического носителя информации: глиняной дощечки, папируса, бересты и т.д. Дальнейшее развитие технологии привело к появлению более сложного репертуара форм языка и дискурса - таких, как печатный дискурс, телефонный разговор, радиопередача, общение при помощи пейджера и автоответчика, переписка по электронной почте. Все эти разновидности дискурса выделяются на основе типа носителя информации и имеют свои особенности.

Спорт - это сложное социальное явление, затрагивающее разнообразные проявления современной жизни общества и одновременно находящееся под влиянием ее феноменов, таких, как экономика, политика, искусство, образование, здравоохранение. Спорт - это популярное, сложное, многозначное социальное явление, которое занимает весьма важное место в общественной жизни.

Спортивный дискурс очень часто переплетается с другими видами дискурса, например, спортивный и деловой - контракт между тренером или спортсменом, спортивный и рекламный, спортивный и юридический. Среди перечисленных выше жанров можно выделить устные и письменные. Отметим еще ряд: спортивные календари (указывающие все имеющиеся соревнования в сезоне), статьи об участниках соревнований, дневники спортсменов, списки мировых и континентальных рейтингов спортсменов, различного рода спортивные объявления, комментарии спортивных состязаний, спортивные сайты в Интернет. Как всякое социальное явление, спорт получил свое отражение в коммуникативной деятельности человека, т.е. в языке, в речи, в дискурсе.

В.И. Карасик указывает на то, что спортивный дискурс представляет собой тип институционального сложного многофункционального образования, включающего в себя другие типы дискурса, такие как педагогический, проявляющийся в общении пары «спортсмен -- тренер», юридический, обнаруживающий себя в вопросах правил и нарушений проведения, участия, отмены или переноса спортивных состязаний, политический, который пронизывает насквозь крупные соревнования международного уровня, медицинский, являющийся частью спортивного дискурса в рамках подготовки спортсменов, оказания им помощи в период соревнования, и во время реабилитации (Карасик, 1998: 98).

Спортивный дискурс очень часто переплетается с другими видами дискурса, например, спортивный и деловой - контракт между тренером или спортсменом, спортивный и рекламный, спортивный и юридический. Среди перечисленных выше жанров можно выделить устные и письменные. Отметим еще ряд: спортивные календари (указывающие все имеющиеся соревнования в сезоне), статьи об участниках соревнований, дневники спортсменов, списки мировых и континентальных рейтингов спортсменов, различного рода спортивные объявления, комментарии спортивных состязаний, спортивные сайты в Интернет. Как всякое социальное явление, спорт получил свое отражение в коммуникативной деятельности человека, т.е. в языке, в речи, в дискурсе.

В спортивном дискурсе коммуниканты - субъекты спорта - проявляют себя как три группы языковых личностей, по - разному проявляющие свои коммуникативные намерения: первая группа (спортсмены и их непосредственное окружение - тренеры, судьи, администраторы) структурируют свою речь в целях достижения спортивного результата; вторая - болельщики и зрители - эмоционально оценивают действия и результаты подготовленности непосредственных участников спортивного события; третья - спортивные комментаторы и спортивные журналисты - фиксируют и описывают ход события для виртуальных болельщиков (телезрителей, радиослушателей и читателей), пишет П.Г. Евдокимов (Евдокимов 1991: 56).

Поддержание здоровья наполняет спортивную деятельность особым смыслом и ценностью, а также размывает резкие различия между основными типами спорта. Можно предположить, что такие важные категории, как воля, сила, характер, здоровье и многие другие играют значительную роль в спортивной коммуникации, а стало быть - формируют спортивный дискурс и соположенные ему прочие виды дискурсов. Эти категории, являясь безусловными элементами культуры того или иного этноса - культурными концептами, не могут не получать языкового выражения и дескрипций, приобретая статус концептов лингвокультурных.

По мнению А.В. Олянич, дискурс - это пространство для реализации концептов; важным для нас представляется выявление способа концептуализации и реализации знания о концепте в дискурсе. Ментальные конструкты знания (концепты) группируются в систему, а затем получают языковое выражение благодаря сформированным на их основе неким структурам, которые, в свою очередь, образуют дискурсионную систему, состоящую из презентационной структуры и ее речевого воплощения (Олянич 2003: 120).

Спортивный дискурс характеризуется целой системой признаков, в центре которых располагается массовость, как базовый признак, отражающий связь спорта с социальными институтами. Спортивный дискурс происходит между участниками спортивного процесса или события, т. е. коммуникантами - субъектами спорта, которые проявляют себя как группы языковых личностей, по - разному вербализующих свои коммуникативные намерения.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СПОРТИВНОМ ДИСКУРСЕ ИСПАНСКОЙ ПРЕССЫ

2.1 Особенности спортивных СМИ

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.