скачать рефераты

МЕНЮ


Журналистика XVIII века

Особым интересом к краеведению отличался второй тобольский журнал (первым был «Иртыш, превращающийся в Ипокрену») -- «Исторический журнал, или Собрание из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов». Впервые его зафиксировал «отец российской библиографии» В. Сопиков в 1814 г., сообщив, что вышел он в двух частях, в 8-ю долю листа, по 13 печатаных листов в каждой части. А. И. Дмитриев-Мамонов утверждал, что все статьи этого журнала были переводными, а В. Семенников считал, что его вообще не существовало. Но уже в 60-х годах 20 столетия было обнаружено четыре экземпляра этого издания.

Проповедуя общечеловеческие просветительские идеи, «Иртыш» не касался конкретной истории и современной жизни России и края, второй журнал должен был заполнить этот пробел. В 1784 году правительство разослало на места программу топографических описаний наместничества России, которая в Тобольске завершилась лишь в 1789-1790 гг. Это, возможно, послужило толчком для развития идеи Дмитрия Васильевича Корнильева издавать «Исторический журнал...».

В предисловии-посвящении А. В. Алябьеву, опубликованному в первой книге журнала, Корнильев раскрыл замысел издания: «Имея свободное время, будучи ничем иным, кроме коммерции, не занят, за долг для себе поставил выбрать из разных исторических и географических книг краткие, любопытство заслуживающие известия, как-то: о Сибири, Камчатке, Америке, Азиатских народах; о произрастании удивительных в Китае дерев; о разных родах зверей, птиц, рыб; о знатнейших городах, островах, берегах и о коммерции оных с приобщением увеселительных повестей и анекдотов, кои, собрав воедино и разделя на несколько частей, из коих первую, равно и последующие, приемлю смелость посвятить имени Вашего превосходительства».

Издатель четко определил тематические объекты издания, причем на первое место поставил «Сибирь», указал на сборный состав его, географический, этнографический и естествоведческий профиль, плюс тема коммерции. Ко всем этим материалам приобщались развлекательные тексты.

Первая часть открывается статьей «О Сибири», написанной в языковедческом ключе. Краеведческий характер носит статья «О качестве Сибири», в которой нет географии, зато есть личные впечатления автора. В популярной форме представлены в журнале этнографические заметки: «О бурятах и телеутах», «О якутах и тунгусах», «О самояди», «О вогуличах», «О остяках», «О татарах», «Известие о старинных татарских князьях в Сибири. И о введении Кучумом в Сибири Махометанской веры». Написаны эти заметки очень просто, без литературных ухищрений, на основе личных наблюдений, с привлечением богатого лингвистического материала, скорее всего, одним автором. Возможно, что корнильев использовал материалы «Топографического описания Тобольского наместничества». В описаниях просматривается сочувствие и интерес к аборигенам Сибири и Крайнего Севера. Автор заметок использует предания, нравы, верования описываемых народов. Знание лингвистики, фольклора, личные наблюдения позволяют автору опровергать расхожие мнения иностранных ученых и составлять собственное, оригинальное. Автор «Исторического журнала» предвосхитил сравнительно-исторический метод анализа в лингвистике.

В журнале напечатаны также первые описания Искера -- бывшей столицы хана Кучума, Барабинской степи.

Автором этих материалов, скорее всего, был сам издатель -- редактор Дмитрий Корнильев. Он же написал «О китайских деревьях, произносящих цветы», «О китайских деревьях, произносящих чай». Развлекательные же материалы были взяты в готовом виде из русских журналов без указания имен (из французского «Словаря анекдотов» Лакомба де Презеля рассказ «О великодушии, кое два неприятеля друг другу оказали перепечатан из эсея «Праздное время, в пользу употребленное». «Анекдот о Иосифе II, императоре римском» из журнала «Дамское чтение для сердца и разума»). «Увеселительные повести и анекдоты» по преимуществу носят нравоучительный характер («Пример братней любви», «Анекдот о испанце, убившем Мавра», «Великодушие в любви», «Любовь сына к отцу», «Пример честности», «Баснь».

Структура «Исторического журнала» имеет свои особенности. На титуле его нет помесячной даты выхода, но есть указание «часть первая». Все материалы пронумерованы, серьезные статьи сменяются «увеселительными».

По словам А. В. Блюма это была первая попытка краеведческого издания в крае. Корнильев видел целью пропаганду знаний о Сибири, неискаженное впечатление о ней. Для этого привлекал «увеселительными» материалами.

В русской журналистике «Исторический журнал» стал первым опытом издания особого типа краеведческого журнала.

21. Идейная характеристика «Вопросов Д. И. Фонвизина к сочинителю «Былей и небылиц».

Журнал «Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в прозе и стихах некоторых российских писателей», выходил в Петербурге с июня 1783 по сентябрь 1784 г. В «Собеседнике» печатались произведения писателей прогрессивного лагеря - Д. Фонвизина, Я. Княжнина, Ф. Козельского, С. Боброва, осознававших недостатки екатерининского режима и выступавших против него в своей литературной деятельности.

Наиболее ярким эпизодом в истории «Собеседника» были «Вопросы к сочинителю «Былей и небылиц» Фонвизина и «Ответы» на них Екатерины II. Сатирический элемент, весьма сильный в творчестве Державина, был широко представлен в «Собеседнике» его стихотворениями. Но первое по общественной важности место в журнале занимали произведения Фонвизина. Рядом с «Былями и небылицами», официозными поздравительными одами и нейтральной лирикой малоизвестных поэтов в «Собеседнике» появились лучшие сатирические статьи Фонвизина.

В журнале Фонвизин напечатал «Опыт российского сословника» т. е. словаря синонимических выражений. Разъясняя смысл ряда слов и сходных понятий, Фонвизин приводил примеры, звучавшие сатирически остро и смело. Он писал: «проманивать, - обманывать проводить, - есть больших бояр искусство. Стряпчие обыкновенно проводят челобитчиков... Не действуют законы тамо, где обиженный притесняется. В низком состоянии можно иметь благороднейшую душу; равно как и весьма большой барин может быть весьма подлый человек». Свои «Вопросы» в третьей книжке «Собеседника» Фонвизин обращал к сочинителю «Былей и небылиц», т. е. к императрице Екатерине II. Прочитав их, она распорядилась напечатать «Вопросы» в журнале в сопровождении своих ответов, обнаруживших ее недовольство дерзостью сатирика. Например, Фонвизин спрашивал: «Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?» Екатерина отвечала прямо: «Оттого, что сие не есть дело всякого». «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?» - говорилось в другом вопросе, и читатели понимали, что речь идет о ближайшем друге императрицы вельможе Л. А. Нарышкине, которого прозвали «шпынь» - шутник, балагур. Екатерина сердито отвечала: «Предки наши не все грамоте умели», явно желая уклониться от существа дела, и поспешила приписать тут же: «Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели». Стало видно, что сатирик попал в цель.

В статьях Фонвизина затрагивался ряд острейших общественно-политических тем, и недаром Екатерина II ответила ему так резко и грубо. Большое значение имеет вопрос Фонвизина, заключающий всю серию: «В чем состоит наш национальный характер?» Фонвизин, как и другие прогрессивные деятели русской культуры, полагал, что свойства русского национального характера состоят в преданности родине, гражданском патриотизме, военных доблестях, уважении к личным достоинствам людей независимо от их происхождения и т. д. Екатерина же дала иное определение. По ее мнению, русский национальный характер заключается в «остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных». «Скорое понятие» указаний, исходящих с высоты престола, «образцовое послушание» русских людей воле императрицы, нравственные чувства, внушаемые церковью, - вот что желала видеть Екатерина II в народе, которым она управляла. Послушания же после крестьянской войны 1773-1775 гг. ей хотелось больше всего. Нечего говорить, насколько этот провозглашенный императрицей идеал отличался от представлений передовых русских людей, по-настоящему болевших за судьбы отечества, и как он был далек от подлинного характера русского народа.

Несмотря на то, что после своих «Вопросов» Фонвизин продолжал некоторое время печататься в «Собеседнике», и на то, что он тонко и умно сделал вид, будто пытается оправдаться перед автором «Былей и небылиц» в особом извинительном письме, его судьба была уже решена: Фонвизин оказался отлученным от литературы, и последующие сочинения не увидели света при жизни автора.

41. Расскажите о первом дамском журнале в России.

Н. И. Новиков в 1779 г. стал выпускать журнал «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета». С января по апрель этот журнал выходил в Петербурге, а с мая по декабрь - в Москве, куда переехал Новиков. Всего вышло двенадцать книжек, и к каждой была приложена картинка - «Щеголиха на гулянье», «Счастливый щеголь», «Раскрытые прелести», «Убор а ля белль пуль», «Чепец победы» и т. д. Эти картинки можно рассматривать как странички мод, только в карикатурном виде. Словно издатель желал осмеять нелепые наряды модниц. В остальном же это было чисто литературное издание. Тираж не известен.

Журнал назначался «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение, почему и будут в оном помещаться только такие сочинения или переводы, кои приятны или забавны». Страницы его заполнялись сказочками, анекдотами, идиллиями, эклогами, песнями, эпиграммами, загадками, да прилагалось «и о том старание, чтобы сообщаемо было о новых парижских модах».

Сатирические журналы, которые издавал Новиков в 1769-1774 гг., - «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», сыгравшие такую заметную роль в развитии русской журналистики, - один за другим были закрыты. Исправлять нравы общества с помощью сатиры в России оказалось невозможным, и Новикову дали это понять весьма недвусмысленно. Но желание служить людям, распространять просвещение, развивать читателей, помогать их духовному росту не ослабело в неутомимом издателе, и он после крестьянской войны 1773-1775 гг. в новых и очень трудных социально-политических условиях решает продолжать свою деятельность, находя для нее иные формы и методы.

Оставив издание сборников исторических документов - «Древняя российская вивлиофика» (1773-1775) и «Повествователь древностей российских» (1776), Новиков в 1777 г. начал выпускать первый в России журнал критической библиографии «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Журнал Новикова «Утренний свет», который он издавал ежемесячно с сентября 1777 по август 1780 г. включительно, сначала в Петербурге, а с мая 1779 г. в Москве, был нравственно-религиозным изданием с философским уклоном: читатели приглашались не только верить, но и размышлять об основаниях своей веры.

В апреле 1779 г. Новиков взял в аренду сроком на десять лет типографию Московского университета. Через пять лет бывшая убыточной университетская типография превратилась в мощное полиграфическое предприятие, выпускавшее журналы и книги, общее число которых к 1785 г. дошло до четырехсот. Для продажи печатной продукции были открыты книжные лавки в Москве, а в другие города - Петербург, Киев, Смоленск, Тамбов, Тверь, Ярославль - книги отпускались купцам на комиссию. Таким образом, широкая организация книжной торговли, проведенная Новиковым, позволила быстро доставлять книги читателю в далекие уголки российского государства. Новиков вел дело не один. В конце 1779 г. вокруг него составилось «Дружеское ученое общество», в котором приняли участие видные московские масоны князья Трубецкие, князь Черкасский, И. П. Тургенев, профессор И. Г. Шварц и др. При университете на средства «Дружеского ученого общества» были открыты семинарии - Педагогическая, Переводческая и Филологическая, принявшие несколько десятков студентов.

В 1784 г. взамен «Дружеского ученого общества» была создана «Типографическая компания», участники которой были пайщиками издательского дела и вложили в него немалые деньги. Новая компания приобрела несколько домов, основала крупную типографию на двадцать печатных станков, открыла в Москве на Никольской улице аптеку, расширила продажу книг. Один за другим из типографии Новикова выходили журналы - «Утренний свет», «Московское ежемесячное издание», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», печаталась газета «Московские ведомости» с разнообразными приложениями, тираж которой достиг четырех тысяч экземпляров - цифры для XVIII столетия весьма значительной. В течение десяти лет, с 1780 по 1789 г., к «Ведомостям» дважды в неделю прилагались номера журнала «Экономический магазин», содержавшие сообщения об открытиях, опытах в сельском хозяйстве, наставления, рецепты, весьма полезные деревенским жителям. С 1782 по 1786 г. приложением к «Ведомостям» служила «Городская и деревенская библиотека или Забавы и удовольствие разума и сердца в праздное время, содержащая в себе как истории и повести нравоучительные и забавные, так и приключения веселые, печальные, смешные и удивительные». Название журнала указывало, что он рассчитан не только на городского, но и на деревенского читателя. Еще одним приложением к «Московским ведомостям» был журнал «Детское чтение для сердца и разума», выходивший еженедельно в течение 1785-1789 гг. и составивший комплект из двадцати частей. Начиная этот журнал, Новиков руководился мыслью о том, что «в нашем отечестве... детям читать нечего» и для разумного воспитания необходимо предоставить юным читателям доступное их возрасту полезное и приятное чтение. В 1788-1790 гг. «Московские ведомости» имели приложением еще один журнал - «Магазин натуральной истории, физики и химии, или новое собрание материй, принадлежащих к сим трем наукам». Одновременно с «Городской и деревенской библиотекой» в 1782 г. в университетской типографии Новикова выходил ежемесячный журнал «Вечерняя заря». Он имел сильно выраженное религиозно-мистическое направление и заключал в себе, как говорилось на его титульном листе, «лучшие места из древних и новейших писателей, открывающие человеку путь к познанию бога, самого себя и своих должностей». Журнал объявил, что он служит продолжением «Утреннего света», однако это было не так. Новиков продолжил «Утренний свет» журналом «Московское ежемесячное издание», затем приступил к выпуску «Городской и деревенской библиотеки», а «Вечернюю зарю», что показали исследования Г. П. Макогоненко, редактировал известный в те годы масон профессор И. Г. Шварц. Следующим периодическим изданием, выпускавшимся университетской типографией Новикова, был журнал «Покоящийся трудолюбец». Он издавался не помесячно, а частями, причем две части вышли в 1784 г. и две - в 1785-м. Журнал этот называл себя продолжением «Вечерней зари», но по сравнению с ней был гораздо меньше связан с мистикой и отличался литературным оформлением.

За время с начала аренды университетской типографии до ареста Новикова, т. е. с 1779 по 1792 г., он издал около девятисот названий книг, в числе которых были и многотомные труды. Разумеется, среди этой массы встречаются и религиозные, а также масонские издания, но их было сравнительно немного. Основную же часть составляли книги, содействовавшие просвещению читателей. Новиков печатал сочинения Сумарокова, Хераскова, Николева, переводы произведений Вольтера, Расина, Корнеля, Мольера, Руссо, Дидро, Даламбера, Свифта, Фильдинга, Смолетта, Гольдсмита, Стерна, Юнга, Локка, Клопштока, Виланда, Геллерта, Лессинга и многих других.

61. Структура и краткий анализ содержания «Московского журнала» Н. М. Карамзина.

В «Московском журнале», ссылаясь на опыт иностранных периодических изданий, Карамзин ввел четкое дробление материалов по отделам, расположив их следующим порядком: «русские сочинения в стихах и прозе, разные небольшие иностранные сочинения в чистых переводах, критические рассматривания русских книг, известия о театральных пьесах, описания разных происшествий и анекдоты, а особенно из жизни славных новых писателей». Так были названы эти отделы в объявлении о выходе журнала и в таком виде они появлялись на страницах его книжек. Приглашая читателей к сотрудничеству, Карамзин предупреждал о том, что будет принимать «все хорошее и согласное» с планом его издания, «в который не входят только теологические, мистические, слишком ученые, педантические и сухие пьесы». На публикацию должно рассчитывать также лишь то, «что в благоустроенном государстве может быть напечатано с указного дозволения». Это значило, во-первых, что свой журнал Карамзин желал избавить от масонских материалов религиозно-нравоучительного свойства, -- он отошел от прежних друзей и московские масоны сразу поняли это, -- а во-вторых, что журнал не станет касаться политических вопросов и что ему будет не тесно в цензурных рамках.

Важным нововведением в журнале Карамзина явились отделы библиографии и театральных рецензий. До него рецензии и отзывы о книгах и пьесах были редкими гостями в русских журналах, среди которых исключением являлись только «Санкт-Петербургские ученые ведомости» Н. И. Новикова, специальный библиографический журнал, правда, существовавший очень недолго. Таким образом, «Московский журнал» оставил за собой видное место в истории русской литературной и театральной критики, ранними образцами которой были рецензии самого Карамзина.

В «Московском журнале» Карамзин напечатал свою повесть «Бедная Лиза». Как показал акад. В. В. Виноградов, Карамзину также принадлежат напечатанные в «Московском журнале» произведения: «Разные отрывки (Из записок одного молодого россиянина)» и письмо к другу «Сельский праздник и свадьба». «Письма русского путешественника» Карамзина, начатые печатанием в «Московском журнале», были произведением, открывшим новую страницу в истории русской прозы.

Карамзин - писатель и журналист тщательно отделывает фразы, стремится к мерной, звучной и гладкой речи. С легкой руки Карамзина и его последователей складывается особый словарь, состоящий из ровных, благозвучных и стройных речений, приятных для ушей самой скромной дворянской девицы. «Пичужечка» - это приятно, «парень» - отвратительно, потому что заставляет вспомнить пьющего квас дебелого мужика, - считает Карамзин. Язык сентиментальной прозы в значительной степени условен, придуман, строится на образцах благопристойной светской речи и весьма далек от языка народного. Неправильность этого пути понял Пушкин, который широко пользовался богатствами народной речи и явился поэтому родоначальником нового русского литературного языка.

81. Газета как тип издания в начале XIX века.

Газеты XVIII в. еще мало похожи на современные как внешне, так и внутренне. Не комментированные новости, сухая придворная хроника, преобладание перепечаток из иностранных газет, слухи, вексельные курсы - вот информационный арсенал этих изданий. Сведения из иностранной жизни преобладают над сообщениями провинциальной жизни. Главный территориальный охват - Санкт-Петербург, Москва, их окрестности, крупные европейские города и столицы, изредка - Сибирь, города средней полосы России, Башкирия, другие регионы. Регулярно публикуются сведения в рубрике “Для известий” о днях выхода газеты, что за деньги ее можно читать в библиотеке и на почтовом дворе. В конце XVIII в. характер газеты сохраняется. Однако уже появляются устойчивые рубрики для объявлений “Подряды”, “Продажи”, “Отъезжающие”. Публиковались отдельные объявления - о наследстве, пропажах. Иногда объявления в рубриках “Подряды” и “Продажи” выходили отдельными приложениями. Газеты достаточно оперативны - новости двух-трех недельной давности. По-прежнему важную роль в подготовке газеты играют переводчики. От их умения подобрать иностранные новости во многом зависело впечатление от каждого номера, его привлекательность для читателя. Жанры газетных материалов довольно просты: информация, репортаж, зарисовка, появляется этнографический очерк. Газеты часто публикуют стихи, важным разделом является “Библиография”. Газеты пользовались в России меньшей популярностью, чем журналы. Цензура оказывала серьезное влияние на “лицо” прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения и критические статьи о них, рецензии на долгое время стали важнейшими публицистическими жанрами как в XVIII, так и в XIX вв. А эти жанры были более свойственны журналам. Не способствовал популярности газеты и транспорт, технические возможности типографий, невозможность издания доходных газет, неграмотность большинства населения, ориентированность российской экономики на натуральное хозяйство - все это препятствовало проникновению газеты в российскую жизнь и давало преимущество журналам, особенно энциклопедическим, литературно-художественным. “Толстый” журнал в России заменял все: и газету, литературный сборник, и энциклопедию. В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и “газетами” еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов “газета” и “журнал”. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.