История бухгалтерского финансового учета
История бухгалтерского финансового учета
Министерство высшего
образования Российской Федерации
Международный
университет природы, общества и человека филиал
«Протвино»
Кафедра
экономики
Курсовая работа по дисциплине:
«Бухгалтерский
финансовый учет»
на
тему:
«Сущность,
цели и содержание бухгалтерского учета».
Проверила: ст. преп. Макарова Л.М.
Выполнила: студентка 4-го курса
группы ПЗЭ-041
Ахмадова Г.П.
Дата:
Оценка:
Подпись
Протвино 2007
Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 История зарождения бухгалтерского учета, основные
задачи бухгалтерского учета, базовые принципы и формы бухгалтерского учета,
план счетов бухгалтерского учета
1.2 Учетная политика организации и ее
составные части
2. Практическая часть
Задание1
2.2 Задание2
2.3 Задание3
2.4 Задание4
3. Список использованной литературы
Точно сказать, когда возник
учет и отмечать этот день—невозможно. Учет возникал постепенно, долго и
неопределенно.
В прологе к своему роману
«Иосиф и его братья» Томас Манн писал: «Прошлое - это колодец глубины
несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным? ....Ведь чем
глубже тут копнешь, тем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю
прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его
истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят
от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени
мы не погружали его. Да, именно «снова и снова»: ибо то, что не поддается
исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью,
приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них
доберешься, сразу же открываются новые дали прошлого. Вот также порой не можешь
остановиться, шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к
которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далекие мысы. Поэтому
практически начало истории той или иной людской совокупности, народности или
семьи единоверцев определяется условной отправной точкой, и хотя нам отлично известно,
что глубины колодца так не измерить, наши воспоминания останавливаются на
подобном первоистоке, довольствуясь какими-то определенными, национальными и
личными историческими пределами».
Точно так же можно сказать и
о возникновении бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из
“ничто” произошло “нечто”. Обычно на вопрос о происхождении можно услышать три
ответа:
*
6000 лет
тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты
хозяйственной жизни;
*
500 лет тому
назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец
*
100 лет
тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области
бухгалтерского учета.
Ясно одно: истоки учета, его
первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они
исчезли за несколько тысячелетий до нас.
Обычно возникновение учета
связывается с появлением учетных регистров. Это не верно. Во времена не
древние, а древнейшие регистрация фактов хозяйственной жизни была не нужна, так
как все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не
потому, что у этого человека была хорошая память, а просто хозяйство было
небольшое, ориентированное только на удовлетворение текущих потребностей
общины, и сведений о нем было не слишком много. В первобытном обществе, где
хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать,
запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны.
Понимание бухгалтерского
учета как памяти о хозяйственных процессах дожило и до наших дней. Вот как его
определяют два видных французских автора Ив Бернар и Жан Клод Колли: “Техника
удостоверения и записи единым цифровым способом знаков той или иной
деятельности с целью сохранить о ней память, отразить ее развитие и результаты
и обеспечить возможность ее контролировать”. Таким образом, бухгалтерский учет
в его современном понимании - это продолжение вне человека его способности
запоминать то, что происходит в хозяйстве.
Таким образом учет тех
древнейших лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а
единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам.
Реализация этой потребности
запоминать была бы невозможна без развития алфавита и цифр. Неслучайно и язык,
и математика получили толчок к развитию именно благодаря хозяйственной
деятельности, торговле и бухгалтерии. Буквы и цифры позволяли людям писать и
считать, но чтобы появился учет, нужно было еще изобрести то, на чем можно было
писать и считать.
Первоначально цифр не было.
Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных,
на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем
данных были веревки, на которых завязывали узелки. Большого совершенства такой
«узловой» учет достиг у древних перуанцев. Они называли узел —
"кипу", и их довольно изощренная система учета получила то же
название.
В дальнейшем носителями
информации станут папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент,
воск, дерево, бумага.
Первые
торговые операции были зарегистрированы в Шумере на камнях около 3600 г. до н.
э. С 3200 г. до н. э. там возникло счетоводство на глиняных табличках. Это
предопределяло систематическую регистрацию в учете. Напротив, папирусы древнего
Египта способствовали развитию хронологической регистрации, причем за довольно
значительный отчетный период. Глиняные таблицы и папирусы были главными
регистрами. Однако известны и другие носители учетных данных. В 1897 г. были
открыты таблички из слоновой кости, использовавшиеся 5 тысяч лет тому назад
для ведения счетов. В древней Индии счетами-регистрами служили кружки, в них
закладывали камешки—первичные документы. Это был прообраз картотеки и
предполагающейся разноски по счетам.
В
Греции и Риме использовали восковые таблички, медные доски, кожи, холст,
пергамент, папирус, в Галин—керамическую плитку и гончарные черепки, в
Перу—веревки.
В
1968 г. Виллард Стон, изучая тотемные (священные религиозные) столбы
американских индейцев, высказал предположение, что они изображали в крупном
масштабе учетные палочки, т. е. контокоррентные счета. Приведенные виды
носителей информации не позволяли четко отличить первичный документ от регистра
и регистр от отчета. Это не могло не повлиять на организацию учета.
В
истории развития бухгалтерского учета необходимо выделить учет в Древнем
Египте. Появление такого замечательного государства как Египет, достигшего
совершенно грандиозных успехов и оставившего потомкам одно из непревзойденных
чудес света стало возможным только благодаря четкой и хорошо налаженной системе
бухгалтерского учета, опиравшегося на надежные носители данных.
А
все началось с того, что несколько тысяч лет тому назад, в долине Нила, люди
научились делать папирус. К этому времени восходят и истоки письменного учета.
Регистрация фактов хозяйственной жизни велась тогда на свитках папируса
(свободных листах). Длина свитков составляла 4-5 м, высота 18-24 см. Записи
делались черной и красной тушью для эстетики. Например, год писали черной, а
месяц и день - красной, частные числа - черной, итоги - красной и т. п. На
свитках прежде всего составляли инвентари. По столбцам приводили наименования
различных ценностей, а по строчкам - дни, по которым отмечалось количественное
их движение.
Основным
учетным приемом в Древнем Египте стала инвентаризация.
При
I и II династиях (3400-2980 гг. до н.э.) каждые два года проводилась
инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества страны. Это объяснялось
тем, что право собственности на землю и прочее имущество в Египте принадлежало
правящему царю — фараону. От его имени и велся учет.
Так
называемое “исчисление имущества”, то есть инвентаризация ценностей фараона
считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались
именно по времени их проведения. Чем больше проведено инвентаризаций — тем
мудрее считался правитель Египта, тем счастливее его народ. Этим важнейшим
государственным делом занимались древнеегипетские чиновники — писцы.
Египет
был полностью централизованным хозяйством. От имени владыки-фараона им и
управляли писцы. Именно они и составляли мощную иерархию власти, власти
бюрократической. Не зря говорили, что число писцов в Империи равно числу звезд
на небе.
Писец
стал настолько значительной фигурой в государстве, что был приравнен к носителю
царского опахала — лицу неприкосновенному. И главные писцы Египта стали наравне
с носителями штандартов участвовать в торжественной церемонии выхода фараона.
Такие
почести воздавались писцам не случайно. Чтобы вести учет писец должен был
овладеть искусством письма и счета, запомнить огромное число знаков, а затем
умело применять их сложные комбинации. В этом нелегком деле древнеегипетским
писцам покровительствовал их бог — бог мудрости, счета и письма - Тот. Его жена
Маат была богиней истины и порядка.
Возможности
Тота были весьма разнообразны. Но прежде всего это был бог письменности.
Любопытно, что древнеегипетские бухгалтеры называли его писцом божьей книги,
изрекшим сущее и создавшим то, чего не было. Отсюда следует очень важный вывод,
определяющий психологию бухгалтерского учета и со временем ставший основой
важнейшего бухгалтерского принципа – принципа обязательного документирования
фактов хозяйственной жизни – «записанное в бухгалтерских книгах и есть
существующее». Для бухгалтера существует лишь то, что зафиксировано в первичных
документах и отражено в учетных регистрах – в то время эти понятия были
тождественны. Записанное есть существующее — эта фраза означает рождение в
экономической жизни идеального мира — мира бухгалтерских данных, бухгалтерской
информации, существующего совершенно обособленно от мира реальной хозяйственной
жизни.
Бухгалтерские
данные с этого момента становятся реальным инструментом деятельности
хозяйственника.
“Список,
опись ценностей, надо полагать, соответствует действительности, так что он не
только живописен, но и полезен. Приятно видеть столь исправный и четкий
перечень своих товаров, где так единообразно обозначены разнородные вещи. Товар
бывает смолистый и жирный, но купец не касается его руками, а орудует им в его
письменном выражении. Вещи находятся там, но в то же время они и здесь, причем
здесь они чисты и обозримы. Такой список похож на духовную плоть вещей,
имеющуюся у них наряду с осязаемой плотью”
Однако
эта иллюзия надежности бухгалтерских данных породила возникновение старейшего
бухгалтерского парадокса, заключающегося в том, что учетная информация
практически никогда не соответствует реальному положению дел в хозяйстве.
Позднее, уже в новое время эта проблема примет чисто методологический характер.
Пока она существовала в виде фактов естественно присущих каждому хозяйству —
естественной убыли, результатов воровства и порчи.
Точности
учета были призваны способствовать неустанные молитвы писцов богу Тоту. “Тот,
владыка правды, глава книг — звучала молитва — да даст искусство в писании,
способность в иероглифах. О, Тот, приди и руководи мною — взывал к своему богу
писец — сделай меня искусным в твоей должности. Прекрасна твоя должность; она
лучше всех ... да воскликнет толпа людей: “Велико то, что творит Тот!” Они идут
с детьми, чтобы приложить к ним печать твоей должности прекрасной, о мощный
защитник. Радуется исправляющий ее”. Из слов молитвы видно, что
древнеегипетские писцы очень любили свою работу. Их оптимизм имел материальную
основу. «Лишь писцу — говорили молодому бухгалтеру, вступающему в свои обязанности,
— выпадает великая честь: он не платит налоги. На нее нет обложения. Да знаешь
ты об этом».
Значение
писцов в Среднем царстве возросло до такой степени, что они с презрением
смотрели на всех остальных тружеников, занятых тяжелой физической работой. С
величайшим самодовольством писцы заявляли, что они считают работы всего
населения Египта, освобождены от побоев и защищены от тяжкого труда, в то время
как все другие нагружены как ослы.
Привилегированное
положение писцов стимулировало развитие бухгалтерского учета. Шло время, и
люди, занимавшиеся учетом, осознали, что инвентаризация только констатирует
факты состояния, в то время как более важную роль в хозяйственной жизни играют
факты-действия и факты-события.
Действия
— это обычные факты, которые характеризуют хозяйственные процессы, например,
сбор урожая. События — это незапланированные и неконтролируемые факты,
например, падеж скота, воровство. При всех обстоятельствах учет действий и
событий был важнее учета состояний, ибо учет изменений — это всегда причина, а
учет состояний, — только следствие (статика) хозяйственной жизни.
Цель
текущего учета заключалась, прежде всего, в проверке достоверности фактов
получений и выдач: серебра, хлеба, пива и т. д. Факт хозяйственной жизни
оформлялся тремя лицами - один отмечал на папирусе число ценностей, намеченных
к отпуску, второй проставлял рядом фактический отпуск (сначала отмечал, а потом
отпускал) и, наконец, третий сравнивал числа и делал отметки о выявленных
отклонениях, проводя продольную черту на проверенных документах.
Ценности
со склада могли быть отпущены только при наличии на документе резолюции
уполномоченного лица: “подлежит выдаче”. “Заведующий складом” регистрировал
отпуск и подкладывал оправдательные документы. Появившееся в Египте правило -
сначала зафиксируй отпуск ценностей в первичном документе, а потом выдавай их -
дошло, как известно, и до наших дней. “Кладовщики” по окончании дня должны были
составить отчет, в котором отражали движение ценностей по плательщикам и
получателям, а внутри этой первичной группировки - по наименованиям ценностей.
Отчет подытоживался. Если он состоял из нескольких листов, то подсчитывалась
каждая страница отдельно и отчет в целом. Ежедневно составляли сводку данных по
складу и по “управлению складами”. Однако все эти сводки хотя и выполнялись
ежедневно, содержали уже группировку по наименованию ценностей. Так родился
дошедший до нас товарный отчет. Он то и подлежал проверке третьим лицом.
Существенным
моментом материального учета было ежедневное выведение остатков. Это было
возможным в связи с относительно небольшими объемами хозяйственной
деятельности.
Необходимость
привлечения к оформлению факта хозяйственной жизни трех
чиновников-исполнителей: 1) распоряжающегося ценностями; 2) заведующего этими
ценностями (зав. складом); и 3) контролера, была связана с глубоким недоверием
к людям, их наклонностям и интересам. Предполагалось, что в этом случае, чтобы
что-то сокрыть и украсть три человека должны вступить в сговор. Однако, как
справедливо считали древние египтяне, такой сговор если и возможен, то не на
долго. Каждый человек может украсть, ибо он страдает от собственной алчности,
но эта же алчность порождает и зависть к успехам других людей. Следовательно,
несколько человек всегда могут украсть и расхитить имущество, но никогда не
смогут разделить украденное. Рано или поздно, кто-то непременно сочтет себя
обиженным и обделенным. Этот-то человек и сделает донос. В результате
государственная собственность будет спасена. И, в сущности, не столько тогда,
когда будет сделан донос, а в самом начале возникновения факта хозяйственной
жизни, из-за боязни возможности доноса. Ибо, как полагали древние египтяне,
страх, в частности, страх доноса и страшных наказаний, лучший залог честности и
порядочности. Этот сомнительный подход с точки зрения современной
нравственности, тем не менее обеспечивал достаточную прочность хозяйству страны
на протяжении почти 4 000 лет.
Материальный
учет предполагал и регистрацию сметных назначений. При VI династии мы встречаем
в учете смету и видим, что регистрация фактов хозяйственной жизни позволяла
контролировать выполнение сметных назначений. Это подтверждается документами,
относящимися к 2500-2400 гг. до н. э.
О
ходе работ начальник представлял ежедневный письменный отчет. Прием работ и
контроль за их ходом выполнялся специальными комиссиями. Если отчет признавался
неудовлетворительным, писца подвергали телесному наказанию. Документы часто
составляли в двух или трех экземплярах, а записи разделяли на черновые и
беловые.
Рассматривая
учет в Египте, вернее то немногое, что мы о нем знаем, необходимо отметить, что
именно здесь, в долине Нила, зародилась зеркальная натуралистическая концепция
учета - как можно точнее описать движение ценностей в хозяйстве. Удалась ли эта
задача древнеегипетским писцам? На этот счет существуют разные мнения. Одни (А.
Шарфф), рассматривая ошибки писцов, полагали, что они - следствие низкого
уровня учета, другие (А.М. Галаган, Д.А. Смирнов) видели в этих ошибках акт
сознательной фальсификации и, наконец, третьи (Ж. Дюмикин, Ж. Пиренн, Н.С.
Помазков) считали, что речь вообще идет о случайных ошибках, да и то эти ошибки
не столько ошибки древнеегипетских бухгалтеров, сколько неумение египтологов
читать иероглифы.
Однако
это не дает возможности говорить о полном отсутствии злоупотреблений. Они были.
В том числе и со стороны бухгалтеров. Мелкие и незначительные из них почти не
скрывались и поэтому их следы, практически в явном виде сохранились до наших
дней. Так, расшифрованная немецким ученым Борхардом заключительная таблица “Расчет
вещей господина” “счета 26-го дня второго месяца Шат третьего года царствования
фараона” содержит свидетельство утайки одного пучка овощей (по графе “овощей
пучков” в приходе вместо 201 пучка в итоге показано 200).
Из
вышеизложенного видно, что Древний Египет может быть уже назван в определенной
степени если не родиной бухгалтерии, то по крайней мере родиной инвентаризации,
текущего материального учета и контроля. Очевидно, что цели такого учета
превышали средства для их достижения, контроль держался на страхе и когда страх
пропадал, воровство усиливалось и общество гибло.
Рассмотрим
античный учет
В
эпоху античности впервые письменно зафиксировано различие двух типов
хозяйствования. Основные понятия, на которых базируется видение экономической
жизни, сформулировал Аристотель в книге «Политика». Одно из них – экономика,
означает «ведение дома», домострой, материальное обеспечение дома или города,
не обязательно связанное с движением денег и ценами. Другой способ производства
и коммерческой деятельности – хрематистика. Это изначально два совершенно
разных типа деятельности. Экономика – это производство и коммерция в целях
удовлетворения потребностей. Хрематистика же нацелена на накопление богатства
как высшую цель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|