скачать рефераты

МЕНЮ


Административная ответственность в области предпринимательства

Административная ответственность в области предпринимательства

2

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Дальневосточный юридический институт

Кафедра Административного права и административно-служебной деятельности

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА Административная ответственность в области предпринимательства

Выполнил Семайкин Денис Алексеевич

Руководитель подполковник внутренней службы Боголюбов Александр Рецензент капитан милиции Попович А.С.

Благовещенск 2009 год

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, принципы и правовые основы деятельности предпринимательства в РФ

1.1 Понятие предпринимательской деятельности и характеристика её субъектов

1.2 Порядок регистрации и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

1.3 Виды юридических лиц в сфере предпринимательства

Глава 2. Характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

2.1 Виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

2.2 Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях

2.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности

Глава 3. Особенности применения ОВД мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Предпринимательство -- одна из форм профессиональной деятельности человека. Оно исторически обусловлено и непосредственно зависит от многих факторов, и не только экономических.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) объединил практически все нормы об административной ответственности за административные правонарушения, совершаемые в области предпринимательской деятельности, в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» и отменил действие норм об административной ответственности предпринимателей, рассредоточенных в отраслевых нормативных актах.

В процессе судебного правоприменения норм главы 14 КоАП РФ выявляется значительное количество коллизий, анализ и обобщение которых дают основания сделать вывод о целесообразности совершенствования правовой регламентации института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Теоретическому переосмыслению и эмпирической верификации могут быть подвергнуты понятие и признаки административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, круг субъектов правонарушений данной группы, содержание понятия должностного лица и его корреляция с правовым статусом предпринимателя без образования юридического лица, особенности практического применения конструкции вины юридических лиц, специфика целей и механизма наказаний, используемых в качестве санкций за правонарушения в области предпринимательской деятельности.

В основу данного исследования легли фундаментальные теоретические разработки, отраженные в трудах выдающихся представителей административно-правовой науки: А. П. Алехина, А. Б. Агапова, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, К. С. Бельского, И. А. Галагана, А. С. Дугенец, Л. А. Калининой, Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, М. Я. Масленникова, Л. Л. Попова, Н. Г. Салищевой, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, Н. Ю. Хаманевой и других.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются правовая природа, сущность и особенности судебного правоприменения института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и связанные с ним проблемы теоретического и прикладного характера: понятие, состав и специфика административных правонарушений в данной сфере, соотношение общих и специальных правовых норм, регламентирующих вопросы административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой области.

Целью работы является разработка и аргументация авторских теоретических положений и выводов, направленных на совершенствование института административной

Достижение поставленной цели предполагает определение и последовательное разрешение следующих задач:

проанализировать феномен предпринимательства и выявить факторы, детерминирующие цели административной ответственности за административные правонарушения в данной области;

определить характерные черты административного правонарушения данной группы, выделить присущие ему признаки и сформулировать определение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности;

проанализировать специфику взаимодействия конструктивных признаков административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, характерные особенности взаимосвязи элементов состава данного правонарушения;

выявить особенности привлечения к административной ответственности и применения административных наказаний за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;

сгруппировать и проанализировать актуальные составы административных правонарушений главы 14 КоАП РФ, выявить причины возникновения на практике проблем привлечения к ответственности и применения административных наказаний;

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический метод, метод системного анализа, логический метод и др.; а также частнонаучные: формально-юридический метод, историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения.

Глава 1. Понятие, принципы и правовые основы деятельности предпринимательства в РФ

1.1 Понятие предпринимательской деятельности и характеристика её субъектов

Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Из данного определения следует, что предприниматель, в отличие от лиц, работающих по найму (на основании трудового договора или договора гражданско-правового характера, заключенного с гражданином или юридическим лицом -- работодателем), осуществляет свою деятельность самостоятельно, т. е. сам принимает все необходимые решения и несет ответственность за результаты своей деятельности, сам распоряжается полученной в результате коммерческой деятельности прибылью и сам же своим имуществом расплачивается по возникающим долгам.

Не может считаться предпринимательской деятельность, целью которой не является получение прибыли. Соответственно не будет являться предпринимателем гражданин, который получил прибыль от разовой коммерческой операции (от оказания разовой услуги, разового производства товаров и т. д.), -- чтобы считаться предпринимателем, необходимо вести свою деятельность систематически. Следует, однако, заметить, что понятие «систематически» законом не определено, поэтому толковаться оно может по-разному.

Субъектами предпринимательской деятельности могут являться как граждане (физические лица), в том числе иностранные и лица без гражданства, так и юридические лица (различные предприятия, учреждения, организации). Ко всем субъектам предпринимательской деятельности применяются основные правила, установленные гражданским законодательством.

Для того чтобы гражданин имел право осуществлять предпринимательскую деятельность, он должен быть дееспособным.

Дееспособность -- это способность гражданина приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме (полнота дееспособности) с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста, а также в случаях, предусмотренных ст. 27 ГК РФ, и при заключении брака лицом, не достигшим 18 лет. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью. Они вправе самостоятельно, без согласия родителей или опекунов (попечителей) распоряжаться своими доходами, вносить вклады в банки, распоряжаться ими, совершать иные сделки в объеме, предусмотренном ГК РФ. Предпринимательской деятельностью частично дееспособные лица могут заниматься только по достижении 16 лет -- с этого возраста они могут быть членами кооперативов.

Предпринимательскую деятельность можно .сочетать с любой другой. Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью военнослужащие, аттестованные сотрудники правоохранительных органов, служащие органов власти (государственные служащие). Данное ограничение введено с целью воспрепятствовать злоупотреблению служебным положением названными лицами.

Граждане могут осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Далее такие лица будут называться индивидуальными предпринимателями.

Юридическим лицом согласно ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо характеризуется следующими признаками:

* организационное единство -- предприятие представляет собой единую структуру, в которой выделен управляющий орган;

o имущественная обособленность. Имущество юридического лица (в это понятие включаются не только сами вещи, но и права на них и обязанности, возникающие по поводу вещей) обособляется от имущества, принадлежащего его учредителям, и имущества его членов;

o самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим имуществом: ни учредители, ни участники не отвечают по долгам юридического лица и наоборот. Исключение могут составлять случаи, когда иные правила ответственности юридического лица зафиксированы в его учредительных документах;

* участие в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде от своего имени.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В ГК РФ указаны те правовые формы, те имущественные права, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица, а именно:

o право собственности (ст. 209);

o право хозяйственного ведения (ст. 294);

* право оперативного управления (ст. 296).

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, называется унитарным предприятием. Имущество унитарного предприятия, согласно ст. 113 ГК РФ, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Права унитарного государственного или муниципального предприятия являются или правом хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Право хозяйственного ведения представляет предприятию более широкие права в отношении имущества, чем право оперативного управления.

Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления предусмотрено в ст. 294, 296 ГК РФ. Права собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием, регламентированы в ст. 295, 296, 297 ГК РФ и различаются в зависимости от того, основано предприятие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право оперативного управления -- это принадлежащее предприятиям и учреждениям право владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом, ограниченное законом, заданиями собственника, назначением имущества и целями их деятельности. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, находящимся в федеральной собственности, называются казенными.

Учредителями юридического лица могут быть дееспособные (в случае создания кооператива -- частично дееспособные) граждане, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и юридические лица, как российские, так и иностранные.

С переходом России к рыночным отношениям отпали многие ограничения, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности. В нашей стране стало быстрее развиваться предпринимательство с участием иностранного капитала (совместные предприятия, инвестиционная деятельность, международные договора купли-продажи и др.). «Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации» (ст. 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию малого предпринимательства. 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Согласно ст. 3 данного Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций не превышает 25 %. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. Кроме того, средняя численность работников в таких организациях не может быть выше следующих предельных уровней (малые предприятия):

o в промышленности -- 100 человек;

o в строительстве -- 100 человек;

o на транспорте -- 100 человек;

o в сельском хозяйстве -- 60 человек;

o в научно-технической сфере -- 60 человек;

o в оптовой торговле -- 50 человек;

o в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30 человек;

o в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности,-- 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым с учетом того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота данного предприятия или годовом объеме прибыли.

Субъекты малого предпринимательства подлежат государственной регистрации. К основным направлениям, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства, относятся: создание фондов поддержки малого предпринимательства; льготное кредитование субъектов малого предпринимательства; предоставление возможности субъектам малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов, и другие важнейшие положения стимулирующего характера. Субъектам малого предпринимательства предоставляются условия по реализации задачи, направленной на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

К оборотным средствам предприятия относятся производственные запасы сырья, материалов и топлива, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы по освоению новой продукции, запасы готовых изделий, товары, отгруженные покупателем, денежные средства, а также средства, находящиеся в незаконченных расчётах с поставщиками и покупателями. В основе расположения составляющих оборотных средств лежит критерий ликвидности -- способность к превращению средств производства в денежные средства -- важный показатель эффективности хозяйственной деятельности, на основе которого оценивается стабильность финансового положения организации.

1.2 Порядок регистрации и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, как индивидуально, так и в качестве юридического лица (в том числе объединившись с другими гражданами).

Предпринимательская деятельность граждан (индивидуальных предпринимателей) регулируется в основном теми же нормами ГК РФ, которые установлены для юридических лиц. И граждане, и организации вправе: заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом; совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки; использовать наемный труд (выступать в качестве работодателей). Однако имеются и некоторые различия в правах и обязанностях субъектов предпринимательской деятельности.

В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, закон устанавливает следующее:

o гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), отсутствие регистрации в качестве предпринимателя не освобождает гражданина, осуществляющего деятельность, которая может быть классифицирована как предпринимательская, от обязанностей и ответственности за несоблюдение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных для предпринимателей.

o Таким образом, каждый гражданин, предполагающий занятие предпринимательской деятельностью, должен быть зарегистрирован в законодательно установленном порядке.

o Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, достаточно подать в органы администрации города (района, поселка, села) по месту своего постоянного жительства заявление и уплатить регистрационный сбор. В заявлении необходимо указать, какие виды деятельности гражданин намеревается осуществлять.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.