скачать рефераты

МЕНЮ


Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика административного правонарушения

1.1 Понятие и виды административных правонарушений.

1.2 Особенности и отличительные черты административных правонарушений

Глава 2. Экологические правонарушения: понятие, субъект, объект

2.1 Понятие и виды экологического правонарушения

2.2 Субъекты и объекты ответственности

Глава 3. Ответственность за экологические правонарушения

3.1 Органы, осуществляющие контроль за экологической деятельностью

3.2 Ответственность за экологические правонарушения

Глава 4 Проблемы правоприменительной практики

4.1 Проблемы разграничения оснований привлечения к уголовной и административной ответственности в сфере охраны окружающей среды

4.2 Проблемы осуществления контроля за решением вопросов экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия

населения

Заключение

Список использованных источников

Введение

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей среды.

С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

Изучение экологического законодательства важно потому, что правонарушения преступают интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.

Свод законодательных актов, существующих в РФ и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды.

Предметом - административная ответственность за экологические правонарушения. Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.

Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- дать определение и классификацию понятию и видам экологических правонарушений;

- проанализировать субъект, объект правонарушения, субъективную и объективную стороны правонарушения;

- определить статус органов, осуществляющих контроль за экологической деятельностью;

  • - охарактеризовать особенности административной ответственности за экологические правонарушения;
    • - определить круг проблем в сфере административной ответственности за экологические правонарушения.

В связи с заявленной проблемой исследования, а также определенной спецификой поставленных задач, необходимо отметить, что рассмотрение правовых основ административной ответственности за экологические правонарушения предполагает применение соответствующих методов исследования, которые позволят добиться более эффективной реализации имеющихся данных. Основой исследовательского подхода данного исследования стал синтез дедуктивного и индуктивного метода. Теоретический анализ действующего законодательства дополняется анализом эмпирической составляющей, практики применения этих норм в правоприменительной сфере. В качестве специального метода исследования применен формально-юридический метод.

При исследовании темы использованы монографии и статьи из периодических изданий таких авторов как А.Б.Венгеров, Н.С.Малеин, Ю.А.Денисов, Н.А.Матузов, А.В.Малько и др.

Глава 1. Общая характеристика административного правонарушения

1.1 Понятие и виды административных правонарушений

Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[10,с. 789].

Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния.

Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.

Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.

Итак, первый признак административного правонарушения - общественная вредность.

Второй признак - административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Третий признак административного правонарушения -- это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения -- это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

Пятый признак административного правонарушения -- виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

Шестой признак административного правонарушения -- наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено, например, истек срок давности, отменена норма и т. д. [5, с. 344].

Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.

Прежде всего, необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ). Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).

В качестве соответствующих примеров следует привести нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).

Что касается соответствующих законов, то можно упомянуть о Законе от 14 февраля 2003 г.№99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (с изменениями на 12 марта 2004 г.). В главе 4 настоящего закона, статья 4.2. устанавливает ответственность за совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.

Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).

Административные правонарушения можно классифицировать и по субъектам административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица и юридические лица.

Например, нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, я влечет ответственность, как граждан, так и должностных лиц (ст. 5.6 КоАП РФ); нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности -- ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц (ст. 5.9 КоАП РФ).

Административные правонарушения можно различать и по форме вины. Так, встречаются умышленные правонарушения, например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ); правонарушения, совершенные по неосторожности, например небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату данного удостоверения (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ).

В ряде случаев лицо привлекается к ответственности независимо от того, было совершено правонарушение умышленно или по неосторожности. Это касается, например, нарушения требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10 КоАП РФ), нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах (ст. 11.10 КоАП РФ), несоблюдение сроков подачи таможенной декларации (ст. 16.12 КоАП РФ). Административное наказание представляет собой меру ответственности, установленную государством за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых деликтов, как самим нарушителем, так и иными лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Предусмотрено девять видов административных наказаний. Остановимся на краткой характеристике каждого вида административного наказания.

Предупреждение - это официальное порицание физического или юридического лица. Оно выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). В основном оно применяется к лицам, совершившим незначительные административные правонарушения. В качестве примера можно привести курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения (ст. 11.17 КоАП РФ).

Следует отличать предупреждение от устного замечания, которое выносится в случае освобождения лица от административной ответственности при малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Административный штраф является денежным взысканием. Он применяется наиболее часто и выражается в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо иной специально предусмотренной сумме денежных средств; валютной выручки, стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, либо сумме неуплаченного административного штрафа (ст. 3.5 КоАП РФ). В качестве соответствующих примеров можно привести следующие составы правонарушений:

1) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 6.6 КоАП РФ);

2) за мелкое хищение имущества предусмотрен административный штраф в размере до трехкратной стоимости похищенного (ст. 7.27 КоАП РФ);

3) осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3.6 КоАП РФ). В качестве примера можно привести возмездное изъятие оружия и патронов к нему за нарушение гражданами правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ).

Применение этого наказания имеет ограничение: возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ст. 3.6 КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ). Примером может служить конфискация оружия и патронов к нему за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ).

Применение конфискации имеет такое же ограничение, которое установлено для возмездного изъятия.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом (ст. 3.8 КоАП РФ). Так, лишение права управления судном установлено за управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ).

Применение данного вида наказания также имеет некоторые ограничения. Например, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется им в связи с инвалидностью (за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения и др.). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых она является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.8 КоАП РФ).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ). Он устанавливается и налагается лишь в исключительных случаях. Например, за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ).

Максимальный срок административного ареста - 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической операции - 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).

Применение административного ареста, как указывалось ранее, имеет определенные ограничения: он не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и другим лицам (ст. 3.9 КоАП РФ). Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемый самостоятельный выезд указанных граждан и лиц из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).

Данный вид наказания применяется, например, за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4 КоАП РФ), за нарушение режима пребывания в России (ст. 18.8 КоАП РФ).

Административное выдворение следует отличать от депортации, являющейся мерой административного пресечения, т.е. от принудительной высылки из Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в случае прекращения законных оснований для проживания или пребывания на территории России.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях. Она применяется к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация назначается за такие правонарушения, как, например, фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21).Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Административное приостановление деятельности (введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ). Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ) Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.