скачать рефераты

МЕНЮ


Административная ответственность за экологические правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает основные и дополнительные административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний. В то же время возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний (ст. 3.3 КоАП РФ).

Законами субъектов РФ могут устанавливаться наказания только в виде предупреждения и административного штрафа (ст. 3.2 КоАП РФ).

Необходимо учитывать, что к юридическим лицам могут применяться следующие административные наказания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация и административное приостановление деятельности (ст. 3.2 КоАП РФ). Это достаточно очевидно, поскольку остальные виды наказаний по своему содержанию могут быть применены лишь к физическим лицам.

Назначение административного наказания осуществляется в соответствии с правилами, установленными КоАП РФ.

Общие правила назначения административного наказания сформулированы в ст. 4.1 КоАП РФ. Они включают следующие положения.

Во-первых, административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. Это означает, что при выборе вида и меры наказания следует строго руководствоваться санкцией соответствующей правовой нормы.

Во-вторых, административное наказание назначается в соответствии с требованиями Кодекса. Имеются в виду нормативные предписания, касающиеся, прежде всего, порядка осуществления деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также по пересмотру вынесенных постановлений и решений.

В-третьих, при назначении административного наказания должны учитываться различные обстоятельства. К ним относятся характер совершенного правонарушения (способ его совершения, тяжесть наступивших последствий и т.д.), обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность.

Применительно к физическому лицу учитываются также личность виновного и его имущественное положение. Применительно к юридическому лицу учитывается его имущественное и финансовое положение.

Следует обратить внимание на то, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было подвергнуто наказанию (ст. 4.1 КоАП РФ).

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся следующие: 1) раскаяние лица, совершившего правонарушение; 2) добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; 3) предотвращение этим лицом вредных последствий совершенного нарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 5) совершение правонарушения несовершеннолетним; 6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Кроме того, субъекты, рассматривающие дело о правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ), следовательно, перечень таких обстоятельств является открытым.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, напротив, является закрытым. В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться какие-либо иные, кроме ниже перечисленных: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц о его прекращении; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за предыдущее нарушение лицо продолжает считаться административно наказанным; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения состоянии опьянения (в зависимости от характера совершенного нарушения это обстоятельство может не признаваться отягчающим) (ст. 4.3 КоАП РФ).

При назначении административных наказаний за совершение лицом нескольких правонарушений необходимо иметь в виду следующее. По общему правилу, наказание назначается за каждое совершенное нарушение. Однако, если лицо совершило одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса РФ об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту (судье, органу, должностному лицу), то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания. При этом могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Давность привлечения к административной ответственности, т.е. срок, в течение которого может быть назначено наказание, устанавливается в ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок для вынесения постановления по делу составляет два месяца со дня совершения правонарушения, а специальный срок, касающийся некоторых категорий правонарушений (нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.), в том числе правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации, равен одному году.

Существуют и два исключения из установленного правила. При длящемся правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения нарушения. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия соответствующего решения.

Если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства, срок давности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела к субъекту, уполномоченному его рассматривать (ст. 4.5 КоАП РФ).

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (т.е. является административно наказанным), установлен следующим образом: в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении данного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). День окончания исполнения вынесенного постановления определяется исходя из содержания наказания (полная выплата суммы наложенного штрафа, окончание отбывания административного ареста и т.п.)[3, с. 553].

При назначении административного наказания могут возникнуть вопросы о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. По общему правилу, эти вопросы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Существует одно исключение: при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба судья вправе одновременно с назначением наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (ст. 4.7 КоАП РФ).

1.2 Особенности и отличительные черты административных правонарушений

В общей теории права, в настоящее время, выделяются следующие свойства правонарушения, образующие в совокупности его понятие:

1. правонарушение всегда деяние (действие или бездействие);

2. всегда виновное деяние;

3. деяние общественно опасное, т.е. причиняющее или могущее причинить вред обществу;

4. деяние, противоречащее нормам права;

5. деяние, за совершение которого предусматривается правовая ответственность.

Перечисленные признаки составляют содержание выработанного в общей теории права понятия правонарушения и обобщаются в его определениях, даваемых в научной и учебной литературе.

В плане формальной логики его характеристика как общественно опасного деяния указывает на родовой признак правонарушения, противоправность и виновность образуют его видовые отличия.

Первым признаком правонарушения является то, что любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека.

Еще один важный признак правонарушения - противоправность. Не всякое деяние -- действие или бездействие является правонарушением. А лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.

Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или в любом ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или заключенным на его основе договором.

Таким образом, правонарушением является лишь то деяние, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.

Следующим важнейшим признаком правонарушения является наличие вины.

Государственно-правовая теория и практика в России и других странах исходят из того, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Иными словами, происходит по вине лица.

Правонарушение совершается деликтоспособными людьми, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия.

Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно-правовых актах. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста.

Так по Гражданскому кодексу Российской Федерации полная деликтоспособность наступает с 18 лет [23, с. 9].

В теории права, а также на практике отечественные и зарубежные юристы к признакам правонарушения относят наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.

Что касается наличия вреда, то не все авторы разделяют эту точку зрения. Ссылаясь на действующее законодательство, они вполне резонно замечают, например, что ряд норм уголовного и некоторых других отраслей права определяют как правонарушения такие действия или бездействие, которые со всей вероятностью могут повлечь за собой вредные последствия, но еще не повлекли их. В качестве примера можно сослаться на нарушения правил техники безопасности на АЭС, шахтах, заводах, которые могли бы повлечь за собой трагические последствия; на нарушения условий труда, требований санэпидемслужб, и т.д., которые тоже могли бы привести к трагическим последствиям.

Таким образом, из сказанного вытекает, что правонарушениями следует считать не только такие противоправные деяния, которые уже повлекли за собой вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред.

Административные правонарушения имеют определенные отличительные черты.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия - это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего, учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки нет.

Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения [3, с. 328].

В юридической литературе довольно длительное время идет дискуссия о том, признавать ли общественную опасность признаком исключительно преступлений или она является универсальным для всех правонарушений критерием.

Сторонники точки зрения о том, что правонарушения общественно опасны, ссылались на ст. 7 Основ уголовного законодательства, а теперь на ст. 14 УК РФ, в которой закреплено, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания». Но ведь «любой вид юридической ответственности, используемый государством, оправдан в тех случаях, когда противоправное деяние имеет определенную (большую или меньшую) степень общественной опасности. При отсутствии общественной опасности в действии или бездействии человека его не надо ни за что привлекать к ответственности». Эти слова известного ученого А.Е. Лунева отражают позицию большинства современных авторов о том, что и преступления, и административные правонарушения, а также отчасти трудовые (дисциплинарные) и гражданские правонарушения являются общественно опасными. Ведь действительно, распитие спиртных напитков на производстве или управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения могут повлечь за собой непредсказуемые и нередко весьма тяжелые последствия, вследствие чего они являются общественно опасными деяниями, хотя сами по себе и не преступными.

В данном случае возникает проблема разграничения преступления и административные правонарушения, особенно когда они носят смежный характер, например, хулиганство как вид преступления и мелкое хулиганство как вид административного правонарушения. Таковым критерием должна выступать степень общественной опасности, которая выражается в наличии или отсутствии тяжких последствий, размере реально причиненного материального ущерба, способе и месте совершения правонарушения и других показателях, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и весь состав в целом.

Так, например, по наличию или отсутствию тяжких последствий можно отграничить состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего» (т. е. причинение вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство), от смежного с ним состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», где ответственность наступает при нарушении лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо его смерть.

Ранее, до принятия в 1996 г. Уголовного кодекса РФ существовали виды преступлений с так называемой «административной преюдицией», когда такие признаки объективной стороны правонарушения, как повторность, неоднократность и систематичность его совершения, превращали административное правонарушение в преступление при условии привлечения ранее лица за них к административной ответственности. И это тоже считалось критерием отграничения преступных деяний от непреступных. Сейчас этого нет, поскольку данный критерий характеризует лишь личность правонарушителя, а не степень общественной опасности самого правонарушения, хотя повторное совершение административного правонарушения и признается законодателем в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ).

В то же время сама объективная сторона нередко характеризует и степень общественной опасности правонарушения [12, c. 53].

Вряд ли можно будет прийти к единому решению, если не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

Итак, главное различие преступления и проступка - общественная опасность деяния. Дополнительный признак - вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Общественная опасность - это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, Трудового Кодекса РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стоимость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой независимо от причиненного вреда являются преступлением), совершенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.

Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет, являются хулиганские действия, можно выявить при сравнении текстов ст. 213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Хулиганство признается мелким, если оно состоит в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам или в совершении других действий, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан.

Статья 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Но за подобные действия может наступить и уголовная ответственность, если они повлекли значительный ущерб (ч. 1 ст. 167 УК РФ), совершены хулиганским способом (ст. 213 УК РФ), путем поджога (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.