Административная процедура регистрации религиозных организаций
Рассмотрим историографию административной процедуры регистрации религиозных организаций в Российской Федерации :
Законы
· Закон Российской Федерации от 26.04.1991 N 1107-1 О реабилитации репрессированных народов
· Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 О языках народов Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 1998 года)
· Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 23 июня 1999 года) // Рос. газ. - 1992. - 17 нояб.
· Закон РФ от 27.01.1995 N 10-ФЗ О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона РФ "О статусе военнослужащих" // Рос. газ. - 1997. - 1995. - 2 февр.
· Закон Российской Федерации от 17.06.1996 N 74-ФЗ О национально-культурной автономии // Рос. газ. - 1996. - 25 июня.
· Закон РФ от 26.09.1997 N 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях // Рос. газ. - 1997. - 1 окт.
· Закон Российской Федерации от 18.06.1998 N 84-ФЗ О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств // Российская газета. - 1998. - 23 июня.
· Закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 126-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" // Рос. газ. - 1998. - 4 авг.
Подзаконные нормативные акты
· Указ Президиума Верховного Совета РФ от 23.06.1975 О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года О религиозных объединениях" //(Ведомости Верховного Совета РСФСР,N 27 (873) - 3 июля 1975)
1990
· Постановление Совета Министров СССР от 29.12.1990 N 1372 О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства
1993
· Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.03.1993 N 47/20-11п О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации
· Распоряжение Президента РФ от 23.04.1993 N 281-рп О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества
· Письмо Государственной налоговой службы РФ от 15.10.1993 N НП-4-01/162н О порядке налогообложения прибыли религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности (Минюст N 395 12.11.93)
· Письмо Министерства финансов РФ от 29.12.1993 N 156 О порядке налогообложения прибыли религиозных объединений и предприятий, находящихся в их собственности 1994
· Приказ Министерства юстиции РФ от 04.02.1994 Положение об Управлении по делам общественных и религиозных объединений (Минюст России)
· Постановление Правительства Российской Федерации О подготовке и проведении Международного десятилетия коренных народов мира (с изменениями на 27 августа 1999 года) от 23.04.1994 N 387
· Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 466 О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности (с изменениями на 14 марта 1995 года) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 4.
· Письмо Министерства юстиции РФ от 08.06.1994 N 08/19-12/1-24 Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений
· Постановление Правительства РФ от 09.07.1994 N 819 О председателе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ // Рос. газ. - 1994. - 4 авг.
· Постановление Правительства РФ от 09.07.1994 N 820 Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персонального состава (с изменениями на 20 декабря 1998 года)
· Распоряжение Мингосимущества России от 08.08.1994 N 2115-р О передаче в собственность или пользование религиозным объединениям культовых зданий и сооружений
· Письмо Мингосимущества России от 01.12.1994 N ОК-6/10365 Об участии религиозных объединений в приватизации государственного имущества 1995
· Письмо Министерства юстиции РФ от 15.02.1995 N 08-19-42/0-95 О некоторых вопросах по применению Правил регистрации уставов религиозных объединений
· Письмо Государственной налоговой службы РФ от 02.03.1995 N 14-6-11/97 О применении контрольно-кассовых машин
· Постановление Правительства РФ от 14.03.1995 N 248 О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 12.
· Распоряжение Президента РФ от 24.04.1995 N 192-рп О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями (с изменениями на 4 марта 1996 года) // Рос. газ. - 1995. - 26 апр.
· Письмо Государственной налоговой службы РФ от 22.05.1995 N ВГ-6-01/286 О налогообложении религиозных организаций
· Постановление Правительства РФ от 23.10.1995 N 1028 О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 44. 1996
· Письмо Министерства финансов РФ от 28.02.1996 N 04-02-11 О налогообложении хозяйственных обществ, созданных общественными организациями (фондами) и религиозными объединениями
· Указ Президента Российской Федерации от 04.03.1996 N 318 О Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям (с изменениями на 12 апреля 1999 года)
· Письмо Министерства экономики РФ от 05.03.1996 N ВЕ-138/16-212 О тарифах на электрическую энергию для религиозных организаций
· Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.03.1996 N 193-II ГД О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ "О нарушении прав православных верующих в Эстонии" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 14.
· Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909 Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации // Рос. газ. - 1996. - 10 июля.
· Распоряжение Президента РФ от 19.07.1996 N 373-рп О восстановлении и реставрации памятников истории и культуры, находящихся в пользовании религиозных объединений. // Рос. газ. - 1996. - 26 июля.
· Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 881 Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык" (с изменениями на 27 августа 1999 года)
· Указ Президента РФ от 30.07.1996 N 1109 Об отмене абзаца четвертого пункта 1 Указа Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 540 "О признании утратившими силу и приостановлении действия некоторых указов Президента РФ" // Рос. газ. - 1996. - 6 авг.
· Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 N 1099 О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" (с изменениями на 18 февраля 1998 года)
· Письмо Министерства финансов РФ от 30.10.1996 N 04-03-07 О налоге на добавленную стоимость
· Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15.12.1996 N 918-II ГД Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ "К Президенту РФ об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 1
· Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.1996 N 1517 О Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (с изменениями на 25 января 1999 года) 1997
· Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 N 972 О Национальном организационном комитете по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира (с изменениями на 26 февраля 1998 года) // Рос. газ. - 1997. - 13 авг.
· Распоряжение Мингосимущества России от 03.09.1997 N 767-р О передаче памятника истории и культуры Ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптиной Пустыни
· Приказ Министерства внутренних дел РФ от 10.12.1997 N 814 О внесении изменений и дополнений в Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93), утвержденные приказом МВД России от 14 декабря 1993 года N 536 (Минюст N 1456 19.01.98)
· Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17.12.1997 N 1995-II ГД Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ "К Председателю Правительства РФ В.С.Черномырдину" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 52
· Письмо Министерства юстиции РФ от 24.12.1997 N 08-18-257-97 О вопросах практической деятельности по реализации Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
· Письмо Министерства юстиции РФ от 24.12.1997 О Методических рекомендациях по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций и Методических рекомендациях по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1998
· Распоряжение Правительства РФ от 19.01.1998 N 55-р О передаче Московской патриархии Русской православной церкви в безвозмездное пользование здания церкви Казанской иконы Божией Матери (Анны Казанской) в Коломенском в г. Москве // Рос. газ. - 1998. - 30 янв.
· Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 130 О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций // Рос. газ. - 1998.-12 февр.
· Приказ Министерства юстиции РФ от 16.02.1998 N 19 Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции РФ (Минюст N 1482 05.03.98)
· Приказ Министерства юстиции РФ от 30.03.1998 N 32 О порядке реализации постановления Правительства РФ от 02.02.98 N 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций"
· Письмо Пенсионного Фонда РФ от 24.03.1998 N 16-24/2061 Об уплате страховых взносов в ПФР
· Постановление Правительства РФ от 03.06.1998 N 565 О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы // Рос. газ. - 1998.-16 июня
· Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.1998 N 816 О совершенствовании порядка реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации // Рос. газ. - 1998. - 30 июля.
· Указ Президента РФ от 13.08.1998 N 956 О внесении изменения в Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. N 138 "О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства" // Рос. газ. - 1998. - 18 авг.
· Распоряжение Правительства РФ от 11.09.1998 N 1346-р О поэтапной передаче Московской патриархии Русской православной церкви в безвозмездное пользование расположенного в г. Владимире, в пос. Воровского, комплекса зданий и сооружений Свято-Успенского Княгинина монастыря // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 38
· Распоряжение Правительства РФ от 11.09.1998 N 1347-р О передаче Московской патриархии Русской православной церкви в безвозмездное пользование здания церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в г. Москве, являющегося памятником градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 38
· Приказ Министерства юстиции РФ от 08.10.1998 N 140 О порядке реализации постановления Правительства РФ от 03.06.98 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Минюст N 1639 22.10.98) // Рос. газ. - 1998. - 11 апр.
· Постановление Правительства РФ от 20.12.1998 N 1519 О составе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ (с изменениями на 30 июня 1999 года) · Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 12.01.1999 N ГБ-8-02/20 О налоговой отчетности религиозных объединений
· Распоряжение Правительства РФ от 23.01.1999 N 136-р О проведении переговоров о заключении Соглашения о сотрудничестве между Министерством национальной политики РФ и Государственным комитетом по делам религии и национальностей Республики Белоруссия // Собрание законодательства РФ. - N 5, 01.02.99)
· Распоряжение Правительства РФ от 29.03.1999 N 484-р О составе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 15
· Распоряжение Правительства РФ от 27.04.1999 N 648-р О Департаменте по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 19
· Постановление Правительства РФ от 03.08.1999 N 892 Вопросы Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 33
· Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.1999 N 16-П По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления" // Российская газета. - 1999. - 16 декабря.
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.1999 N 2004-р О проведении 3-5 декабря 1999 года Всероссийского конгресса "Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты" в рамках Международного десятилетия коренных народов мира 2000
· Указ Президента Российской Федерации от 06.01.2000 N 17 О Министре по делам федерации и национальностей Российской Федерации //Российская газета. - 2000. - 10 января.
Российские административисты и сотрудники органов государственной власти создали систему федерального и регионального контроля за деятельностью религиозных организаций . Система изменяется в зависмости от региона , так как в каждом регионе местное законодательство предоставляет разные полномочия в области конфессиональной политики должностным лицам и органам государственного управления . Что же касается непосредственно административной прцедуры регисрации религиозной организации то, изучив вышеизложенное законодательствоможно прдти к выводу , что в целом в Российской Федерации разработана системарегисрациирелигиозных организаций , но без участия в этом процессе граждан.
Найболе успешным правовым решением , на мой взгляд , являются Методические рекомендации Министерства юстиции Российской Федерации , которые решают проблемные вопрсы данной процедуры.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
АЗИЯ
Афганистан -- Министерство по делам ислама и вакуфов Бангладеш -- Министерство юстиции по делам ислама Бахрейн -- Министерство по делам юстиции и ислама Бирма -- Министерство внутренних дел и по делам религий Израиль -- Министерство по делам религий Индонезия -- Министерство по делам религий Иордания -- Министерство по делам вакуфов и исламских святынь Ирак -- Министерство вакуфов и по делам религий Иран -- Министерство культуры и исламской ориентации Йемен -- Министерство по делам вакуфов и исламской ориентации Камбоджа -- Государственный секретарь по делам религий Китай -- Управление по делам религии и культов Коморские острова -- Министерство по делам ислама и отношений с арабскими странами Кувейт -- Министерство вакуфов и по делам ислама Ливия -- Управление по делам культов Малайзия -- Национальный Совет по делам исламской религии Мальдивская республика -- Министерство по делам религий Мьянма -- Министерство по делам религий Объединенные Арабские эмираты -- Министерство по делам религии и вакуфов Оман -- Министерство юстиции, вакуфов и по делам ислама Пакистан -- Министерство по делам религий и национальных меньшинств, информации и радиовещания Саудовская Аравия -- Министерство по делам паломничества и вакуфов Сингапур -- Министерство по делам мусульманской общины Сирия -- Министерство по делам вакуфов Турция -- Главное управление по делам религий Филиппины -- Комиссия по делам мусульман Шри-Ланка -- Министерство по делам буддистов, Министерство по делам мусульман Япония -- Министерство просвещения
АМЕРИКА
Аргентина -- Министерство иностранных дел и культа Боливия -- Министерство иностранных дел и культа Гаити -- Министерство иностранных дел и культа Парагвай -- Министерство просвещения и культа Перу -- Министерство юстиции и культа
АФРИКА
Алжир -- Министерство по делам религий Гвинея -- Министерство по делам религий Джибути -- Министерство юстиции и по делам мусульман Египет -- Министерство по делам вакуфов Марокко -- Министерство хабусов и по делам ислама Мавритания -- Министерство юстиции Мозамбик -- Министерство юстиции (Департамент по религиозным вопросам) Сомали -- Министерство юстиции и по делам религий Судан -- Высший совет по делам ислама Тунис -- Госсекретарь по делам религий Эфиопия -- Исламский Высший Совет
ЕВРОПА
Болгария -- Дирекция по вероисповеданиям при Совете Министров Бельгия -- Министерство юстиции (Генеральное управление гражданского законодательства и культов) Венгрия -- Министерство национального культурного наследия (Секретариат по делам церквей) Великобритания -- Министерство внутренних дел Греция -- Министерство образования и культов Гренландия -- Министерство по вопросам образования, культуры, рынка рабочей силы и религии Дания -- Министерство по делам религий Испания -- Министерство юстиции (Департамент по делам религии) Исландия -- Министерство рыболовства, юстиции и по делам церкви Люксембург -- Министерство культов Норвегия -- Министерство по делам церкви, образования и научных исследований Польша -- Управление по делам вероисповеданий (на правах министерства) Португалия -- Министерство юстиции Румыния -- Министерство культов Финляндия -- Министерство образования (Отдел пол вопросам религиозных организаций) Франция -- Министерство внутренних дел
СТРАНЫ БЫВШЕГО СССР
Армения -- Государственный совет по делам религий при правительстве РА Азербайджан -- Государственный комитет по работе с религиозными организациями Белоруссия -- Государственный комитет по делам религий и национальностей Грузия -- Государственная канцелярия Грузии (Отдел религии и национально -- государственного развития) Казахстан -- Совет по связям с религиозными объединениями при Канцелярии Премьер -- министра Киргизия -- Государственная комиссия по делам религий РК Латвия -- Министерство юстиции (Департамент по делам религий) Литва -- Советник по делам религии при Правительстве, Департамент по делам национальных меньшинств и эмиграции при Правительстве Молдова -- Государственная служба по проблемам культов при Правительстве РМ Таджикистан -- Комитет по делам религий при Правительстве РТ Туркменистан -- Совет по делам религий при Президенте Туркменистана Узбекистан -- Министерство по делам религий Украина -- Государственный комитет Украины по делам религий Эстония -- Министерство внутренних дел (Отдел народонаселения)
Вывод
Устойчивый конфессиональный мир является одним из важных факторов социально-политической стабильности в Беларуси. Проводимая политика в сфере государственно-церковных отношений, позволила обеспечить условия для свободной самореализации личности в духовной сфере. Идёт постоянный взаимный поиск точек соприкосновения, механизмов сотрудничества между государственными органами власти и религиозных организаций на основе общечеловеческих моральных ценностей в условиях поликонфессионального общества.
Учитывая важность широкой разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях влияния деструктивных сект, ведется работа и в данном направлении. В 1999 году проходили семинары для журналистов, педагогов. Был издан и распространен в областях и районах сборник «Неокультовые объединения в Беларуси».
Предпринимаемые меры позволили сузить сферу влияния деструктивных сект. Однако большую озабоченность вызывает деятельность разного рода оккультных организаций, объединений астрологов и экстрасенсов, так называемых народных целителей.
За последнее десятилетие религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Ситуация усложняется внедрением в религиозно-общественную жизнь относительно новых для Беларусь конфессиональных направлений, а также вообще ранее здесь неизвестных.
В связи с этим значительно возросла значимость правильного выбора направления государственной политики в этноконфессиональном отношении. Придерживаясь официально установленного курса об отделении церкви от государства, последнее, между тем, обязано должным образом регулировать и оптимизировать межконфессиональные и тем более межэтнические проблемы на основе конструктивной дифференцированной системы общественно-государственных мер.
Перед государственныим органами президентом Республики Беларусь поставлена новая задача _ недопустить проникновения в Республику Беларусь, и не допустить распостранения на территории Республики Беларусь диструктивного влияния тоатлитарных диструктивных реллигиозных организаций , недопустить конфессиональных конфликтов . с этой проблемой органы государственной власти справились.
В целом административная процедура регистрации религиозной организации в Республике Беларусь нуждается в дальнейшей правовой разработтке в силу изменения сути проблемы. На 2002 проблема регистрации религиозной организации прешла из идеологической сферы в сферу экономическую , в элемент схемы ухода от нплогообложения , в некомерческую организацию которую заставляют служить бизнесу .
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|