скачать рефераты

МЕНЮ


Административно-правовое регулирование управления административно-политической сферой

Важными функциями военных комиссариатов являются также подготовка молодежи к военной службе, проведение обо-ронно-массовых и военно-патриотических мероприятий, оказа-ние социальной помощи уволенным офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей и членам семей погибших воинов, в том числе оказание содействия вышеуказанным лицам в трудо-устройстве, получении жилья, решении иных вопросов социаль-ного характера.

§4 Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная служба

Конституция Российской Федерации (ст. 59) устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые реализуются, как правило, по-средством прохождения действительной военной службы в Воо-руженных Силах Российской Федерации.

Порядок и организация комплектования Вооруженных Сил России регулируются законами: «О воинской обязанности и военной службе» , «Об обороне» , а также Положением о воин-ском учете, утвержденным постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 22 марта 1995 г.

Воинская обязанность предусматривает: воинский учет; под-готовку к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время.

Законодательством установлено, что гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу. От воинской обязанности освобождаются граждане: мужского пола моложе 16 лет и стар-ше 60 лет; женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.

На военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение от призыва на военную службу или его отсрочку.

Призыв граждан на военную службу организует глава адми-нистрации района или города совместно с военным комиссаром района или города. Для организации и проведения призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каж-дого из них индивидуального решения. Такими решениями мо-гут быть: о призыве гражданина на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении от-срочки от призыва; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от воинской обязанности. В случае уклонения гражданина от призыва на военную службу призыв-ная комиссия направляет соответствующие материалы в следст-венные органы.

Призывная комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в котором гражда-нин будет проходить военную службу. Решение комиссии может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.

Комплектование Вооруженных Сил посредством контракта предполагает добровольное заключение письменного договора о прохождении военной службы между гражданином и Министер-ством обороны Российской Федерации (министерством, ведомст-вом, в которых законодательством предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Предвари-тельно желающие служить по контракту подлежат медицинскому освидетельствованию. Их данные: общеобразовательный ценз; уро-вень профессиональной подготовки; морально-психологические качества; физическая подготовка должны соответствовать также требованиям, установленным законом. При соответствии предъ-являемым требованиям граждане могут заключить контракт о прохождении военной службы. Отказ в заключении с граждани-ном контракта может быть обжалован в суд.

Законом о воинской обязанности и военной службе установ-лены три вида контрактов: а) контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки или в органах феде-ральной службы безопасности; б) контракт о прохождении воен-ной службы в кадрах конкретной воинской части; в) контракт о прохождении военной службы на конкретной должности в кон-кретной воинской части.

Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок. Он может быть расторгнут досрочно с согласия подписавших его сторон в случае заключения военнослужащим иного вида контракта о прохожде-нии военной службы.

Таким образом, комплектование Вооруженных Сил осуществля-ется: военнослужащими путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан России на военную службу. Комплектование Вооруженных Сил осуществляется также гражданским персоналом -- путем добровольного поступления на работу.

Успешное комплектование Вооруженных Сил Российской Фе-дерации во многом зависит от организации подготовки граждани-на к военной службе. Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний по вопросам обороны, воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области граждан-ской обороны, занятия военно-прикладными видами спорта, овла-дение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в образовательных учреждениях. Порядок подготовки молодежи к военной службе определен Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Закона Российской Федерации от 12 июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Военная служба. Статья 35 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет воен-ную службу как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах службы без-опасности. Порядок организации и прохождения военной служ-бы в Вооруженных Силах определен вышеуказанным законом, Законом Российской Федерации «Об обороне». Законом Россий-ской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» , воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти. Особенности прохождения во-енной службы в других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности определяются зако-нами, регулирующими их деятельность.

Военная служба подразделяется на действительную службу и службу в запасе. Действительная служба -- это служба граж-дан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой-сках, частях, подразделениях, учебных заведениях и других военных органах. Лица, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими. Их правовой статус определя-ется военным законодательством, в частности Законом Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих». Граждане, состоящие в запасе, именуются военнообязанными. Ли-ца, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Продол-жительность каждого военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Порядок прохождения военных сборов опре-деляется законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке проведения военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Военнослужащие и военно-обязанные приносят Военную присягу.

Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав. Последний подразделяется на младший офицерский состав (от младшего лейтенанта до капитана вклю-чительно и им равные), старший офицерский состав (от майора до полковника включительно и им равные), высший офицер-ский состав (генералы, адмиралы и маршалы).

Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к кото-рым относятся: участие в боевых действиях; исполнение долж-ностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой служ-бы); участие в учениях и походах кораблей; выполнение прика-зов, распоряжений, отданных командиром; нахождение на территории воинской части в течение установленного распоряд-ком дня служебного времени или дольше если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной команди-ровке; прохождение военных сборов; следование к месту служ-бы; лечение; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; защита жизни, здо-ровья, чести и достоинства личности и др.

Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О воинской обязан-ности и военной службе» от 7 апреля 1995 г. для военнослужа-щих определены следующие сроки службы: для проходящих военную службу по призыву -- 24 месяца; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву -- 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту -- на срок контракта.

Военнослужащие по окончании срока службы и достижении установленного законом предельного возраста увольняются из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и зачисляются в запас, получая правовой статус военнообязанного запаса.

Военнообязанные, пребывающие в запасе и достигшие пре-дельного возраста пребывания в запасе либо признанные не годны-ми к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.

Правовой статус военнослужащих. Права, свободы, обязан-ности и ответственность военнослужащих определены Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», а также иными нормативными актами.

Граждане Российской Федерации приобретают статус воен-нослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием этой службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом и иным законодательством Российской Федерации. На членов семей во-еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле-нов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права-ми и свободами и несут обязанности граждан Российской Феде-рации. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо-стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю-бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь-ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они име-ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу-ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо-устройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об-разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, беспрекословно выполнять приказы команди-ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински-ми уставами и другими нормативными документами. Военнослу-жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя-тельствах. выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до-полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв-лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак-тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил воин-ского учета, неявку по вызову в военный комиссариат без уважи-тельных причин, за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов, повлекшие их утрату, привлекаются к админи-стративной ответственности. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст-венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

§5 Взаимоотношения органов управления обороной с органами внутренних дел

Взаимоотношения органов управления обороной с органами внутренних дел базируются на основе сотрудничества и взаимодей-ствия. Органы внутренних дел участвуют в организации террито-риальной обороны Российской Федерации, организуют совместные действия с Вооруженными Силами, другими войсками и воински-ми формированиями по осуществлению обороны. МВД России производит в установленном порядке согласование с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации размещение основных видов вооружения, подлежащих ограничению (контро-лю) в соответствии с международными договорами России.

Органы внутренних дел обязаны оказывать военным комиссариатам помощь и содействие в проведении призыва граждан на действительную военную службу (военные сборы), в контроле за соблюдением гражданами правил воинского учета. Органы внутренних дел организуют и осуществляют розыск лиц, укло-няющихся от призыва на военную службу.

Граждане Российской Федерации приобретают статус воен-нослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием этой службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом и иным законодательством Российской Федерации. На членов семей во-еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле-нов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права-ми и свободами и несут обязанности граждан Российской Феде-рации. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо-стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю-бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь-ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они име-ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу-ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо-устройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об-разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, беспрекословно выполнять приказы команди-ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински-ми уставами и другими нормативными документами. Военнослу-жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя-тельствах, выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до-полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв-лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак-тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил воин-ского учета, неявку по вызову в военный комиссариат без уважи-тельных причин, за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов, повлекшие их утрату, привлекаются к админи-стративной ответственности. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст-венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

§1 Понятие, содержание и особенности управления безопасностью

Безопасность -- это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособно-сти Российской Федерации, ее конституционного строя, прав, свобод и законных интересов личности.

Управление безопасностью представляет деятельность госу-дарственных органов по обеспечению безопасности личности, общества и государства, состоящую в осуществлении контрраз-ведывательных и разведывательных мероприятий; в предупреж-дении, пресечении и раскрытии деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильст-венное изменение конституционного строя Российской Федера-ции и предусмотренных законом других преступлений; в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну; в охране Государственной границы России.

Управление безопасностью имеет свои особенности. Во-пер-вых, оно не ограничивается пределами отрасли управления, ибо защита прав, свобод граждан, государственных интересов, госу-дарственной тайны является функцией всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Во-вторых, органы, обеспечивающие безопасность, помимо управленческой деятельности осуществляют оперативно-розыскные мероприя-тия, проводят дознание и предварительное следствие по дела, которые отнесены законом к их ведению. В-третьих, для управ-ления безопасностью, так же как и для управления обороной, характерны централизация, единоначалие, особый порядок про-хождения службы в органах безопасности, строгая дисциплина.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.