скачать рефераты

МЕНЮ


Административно-правовое регулирование управления административно-политической сферой

Управление безопасностью отнесено Конституцией Россий-ской Федерации к ведению России. Федеральные органы пред-ставительной и исполнительной власти образуют органы и службы безопасности, определяют их правовой статус, а также решают другие вопросы по обеспечению безопасности. Так, Фе-деральное Собрание Российской Федерации принимает законы по вопросам безопасности. Президент России издает указы, осуществляет руководство деятельностью органов безопасности, Правительство Российской Федерации принимает меры по обес-печению безопасности России.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод челове-ка и гражданина, режим пограничных зон и др.

К органам исполнительной власти, непосредственно осуще-ствляющим управление безопасностью, относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба безопасно-сти Президента Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Рос-сийской Федерации. Федеральная пограничная служба Россий-ской Федерации и др.

§2 Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности и других служб безопасности

Органы федеральной службы безопасности являются состав-ной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают без-опасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Система органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему. В состав этой системы входят: Феде-ральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Рос-сии); управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных военных форми-рованиях, а также в их органах управления (органы безопасно-сти в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Феде-ральной службе безопасности России.

Органы Федеральной службы безопасности в своем подчине-нии имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследова-тельские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения и др.

Возглавляет систему органов безопасности Федеральная служба безопасности Российской Федерации, которая является органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осущест-вляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные и иные акты, непос-редственно реализует основные направления деятельности орга-нов безопасности.

Структура и организация деятельности ФСБ России опреде-ляются Положением о ней, утверждаемым Президентом Россий-ской Федерации. ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра.

Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов: законности; уважения и соблюдения прав и свобод чело-века и гражданина; гуманизма; единства системы органов федеральной службы безопасности и централизма управления ими; конспирации, сочетания гласности и негласных методов и средств деятельности.

Административно-правовой статус органов федеральной службы безопасности. Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. «Об органах феде-ральной службы безопасности в Российской Федерации», Поло-жение о федеральной службе безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Феде-рации.

Федеральный Закон об органах федеральной службы без-опасности в Российской Федерации определяет назначение, сис-тему, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов ФСБ, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов ФСБ России осуще-ствляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная дея-тельность.

Контрразведывательная деятельность -- это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций ино-странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Основаниями для осуществления этой деятельности являют-ся: наличие данных о признаках разведывательной и иной дея-тельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности стране; необходимость обеспечения защиты сведе-ний, составляющих государственную тайну; необходимость изу-чения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе; необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы безопасности в соответст-вии с законодательством осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предвари-тельное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению. Эта деятельность осуществляется в соответствии с за-коном «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законода-тельством, а также законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

На органы безопасности федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с орга-нами внешней разведки Российской Федерации. Порядок прове-дения разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при осуществлении разведыватель-ной деятельности определяется нормативными актами ФСБ Рос-сии. Сведения об организациях, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют госу-дарственную тайну.

Обязанности органов федеральной службы безопасности. В соответствии с поставленными перед ними задачами органы безопасности обязаны:

- информировать Президента и Председателя Правительства Российской Федерации по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной вла-сти субъектов федерации об угрозах безопасности России;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность спецслужб, организаций иностранных го-сударств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущер-ба безопасности страны; добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и обо-ронного потенциала;

- выявлять, предупреждать и пресекать преступления, осуще-ствлять дознание и предварительное следствие по делам, отнесенным законодательством к их ведению; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или по-дозреваемых в их совершении; выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью не-законных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, Войсках гражданской обороны Российской Федера-ции, иных воинских формированиях и в органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах нало-говой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объ-ектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов ФСБ России осуще-ствляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная дея-тельность.

Контрразведывательная деятельность -- это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций ино-странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Основаниями для осуществления этой деятельности являют-ся: наличие данных о признаках разведывательной и иной дея-тельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности стране; необходимость обеспечения защиты сведе-ний, составляющих государственную тайну; необходимость изу-чения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе; необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы безопасности в соответст-вии с законодательством осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предвари-тельное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению. Эта деятельность осуществляется в соответствии с за-коном «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законода-тельством, а также законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

На органы безопасности федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с орга-нами внешней разведки Российской Федерации. Порядок прове-дения разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при осуществлении разведыватель-ной деятельности определяется нормативными актами ФСБ Рос-сии. Сведения об организациях, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют госу-дарственную тайну.

Обязанности органов федеральной службы безопасности. В соответствии с поставленными перед ними задачами органы безопасности обязаны:

- информировать Президента и Председателя Правительства Российской Федерации по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной вла-сти субъектов федерации об угрозах безопасности России;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность спецслужб, организаций иностранных го-сударств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущер-ба безопасности страны; добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и обо-ронного потенциала;

- выявлять, предупреждать и пресекать преступления, осуще-ствлять дознание и предварительное следствие по делам, отнесенным законодательством к их ведению; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или по-дозреваемых в их совершении; выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью не-законных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, Войсках гражданской обороны Российской Федера-ции, иных воинских формированиях и в органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах нало-говой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объ-ектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопас-ность в сфере космических исследований, приоритетных на-учных разработок, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Россий-ской Федерации.

Органы безопасности обязаны участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государст-венную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохран-ности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на пред-приятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.

Органы ФСБ во взаимодействии со Службой внешней раз-ведки Российской Федерации должны проводить мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан России за ее пределами; осуществлять во взаимодействии с Пограничными войсками меры по обеспечению охраны Государственной грани-цы Российской Федерации; обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств ино-странных государств на территории России; участвовать совме-стно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории России общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.

На органы безопасности возлагается обязанность осуществлять регистрацию и централизованный учет радио данных и радиоизлучении, передающих радиоэлектронных средств; выявление на тер-ритории России радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности России, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях.

Органы безопасности участвуют в соответствии с законода-тельством в решении вопросов, касающихся приема в россий-ское гражданство и выхода из него, въезда на территорию России и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и др.

Права органов федеральной службы безопасности. Органам ФСБ для выполнения возложенных на них обязанностей предо-ставляется право:

- устанавливать на конфиденциальной основе отношения со-трудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществ-лять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; производить дознание и предварительное следствие по уго-ловным делам, которые отнесены законодательством к веде-нию федеральной службы безопасности;

- осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ, а также контроль за соблюдением режима секретности при обраще-нии с шифрованной информацией в шифровальных подразде-лениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; получать без-возмездно от них необходимую информацию;

- использовать в предусмотренных в Законе об органах ФСБ случаях средства связи и транспорта, принадлежащие государ-ственным органам, предприятиям, учреждениям и организа-циям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств, которые законодательством освобожде-ны от такого использования), а также гражданам;

- в установленных Законом об органах ФСБ случаях беспрепят-ственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и орга-низаций независимо от форм собственности; проверять у граж-дан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; осуществлять административное задержание право-нарушителей; производить их личный досмотр, досмотр и изъ-ятие вещей и документов; применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, предус-мотренных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

Федеральным законом об органах ФСБ органы безопасности и их сотрудники наделены и иными правами для выполнения возложенных на них задач и служебных обязанностей.

§3 Лица, содействующие органам федеральной службы безопасно-сти.

Как уже отмечалось, органы ФСБ могут привлекать отдель-ных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциаль-ной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Их полномочия определяются нормативными актами ФСБ Рос-сии.

Лица, оказывающие содействие органам безопасности, име-ют право: заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциаль-ном сотрудничестве; получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспира-ции документы, зашифровывающие личность; получать вознаг-раждение, компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе содействия органам ФСБ.

Указанные лица обязаны: соблюдать условия заключенного с органами безопасности контракта или договоренности о сотруд-ничестве; выполнять поручения органов безопасности, направлен-ные на осуществление возложенных на них обязанностей; не допускать умышленного предоставления необъективной, непол-ной, ложной или клеветнической информации; не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведе-ния, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам ФСБ.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, не-совершеннолетних, священнослужителей и полномочных офи-циально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, составляют госу-дарственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности. Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, опреде-ляемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депу-таты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в поряд-ке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.