скачать рефераты

МЕНЮ


Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность

Но, как нам представляется, дело не в поиске все новых и новых критериев классификации административных процедур, а в отборе тех из них, которые позволяют наиболее четко отграничить и, следовательно, изучить каждую группу административных процедур, реализуемых в деятельности органов внутренних дел.

Как отмечает О.Э. Лейст, "классификация - способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения" Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 61.. В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов административно-правового регулирования в сфере реализации процессуальных норм.

Как уже частично отмечалось, по исследуемому вопросу существуют различные точки зрения, в частности, И.М. Лазарев выделяет следующие виды административных процедур, которые осуществляются органами исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями:

1) правопредоставительные;

2) связанные с обеспечением исполнения обязанностей гражданами и их организациями;

3) лицензионно-разрешительные;

4) регистрационные;

5) контрольно-надзорные;

6) государственно-поощрительные Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 2002. С. 53.

П.И. Кононов выделяет следующие виды процедур, которые реализуются в рамках позитивного административного процесса. Так, П.И. Кононов в рамках административно-распорядительного процесса выделяет:

1) регистрационное производство;

2) лицензионно-разрешительное производство;

3) правопредоставительное производство;

4) экзаменационно-конкурсное производство;

5) экспертно-удостоверительное производство;

6) поощрительное производство;

7) служебно-призывное производство.

В рамках административно-принудительного процесса П.И. Кононов выделяет:

1) административно-надзорное производство;

2) административно-следственное производство;

3) производство по привлечению лиц к административной ответственности;

4) административно-исполнительное производство.

В рамках административно-защитного процесса П.И. Кононов выделяет:

1) производство по разрешению административных жалоб;

2) административно-арбитражное производство Кононов П.И. Административное право. Общая часть. Киров, 2002. С. 96 - 108.

С.Д. Хазанов административные процедуры, функционирующие в сфере публичного управления, подразделяет на процедуры внутренней организации публичной администрации. Данные процедуры определяют структуру органа, работу с кадрами, формы и методы деятельности. Вторая группа административных процедур - это процедуры взаимодействия между субъектами публичной администрации. Третья группа процедур - это процедуры взаимодействия публичной администрации с физическими и юридическими лицами Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 58.

Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина выделяют следующие виды административных процедур:

а) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);

б) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);

в) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);

г) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);

д) делегирование полномочий;

е) совершение юридических действий (лицензирование и др.);

ж) проведение координации;

з) осуществление контроля;

и) деятельность в рамках целевых программ;

к) рассмотрение обращений граждан;

л) рассмотрение предложений общественных объединений;

м) разрешение разногласий;

н) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);

о) порядок реорганизации и управления организацией;

п) международные и смешанные процедуры.

При этом Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина говорят о том, что процедуры желательно применять комплексно - в этом случае обеспечивается их гибкое сочетание Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 3.

М.О. Ефремов к административным процедурам (правоприменительным и правотворческим) относит: процедуры реализации правового статуса частных лиц (юрисдикционные процедуры или административные производства, а также управленческие процедуры), процедуры принятия нормативных правовых актов управления, а также их исполнения, процедуры координации работы подразделений как внутри органа власти, так и на межведомственном уровне, процедуры, связанные с распределением обязанностей между должностными лицами внутри органа власти, процедуры осуществления делопроизводства, процедуры получения и предоставления информации заинтересованным органам власти, контрольно-надзорные процедуры Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 16..

Приведенные выше классификации административных процедур в целом приемлемы для целей нашего исследования, но в то же время необходимо отметить, что органы внутренних дел являются специфическим органом исполнительной власти.

Как отмечает А.Г. Братко, органы внутренних дел являются полифункциональным правоохранительным органом, такого разнообразия задач и функций больше нет ни у одного из правоохранительных органов Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 1991. С. 92..

Органы внутренних дел выполняют задачи по: обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений; охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.

Учитывая теоретические наработки по проблемам административных процедур, необходимо отметить, что исходя из своих задач органы внутренних дел реализуют следующие административные процедуры.

В рамках лицензионной системы органы внутренних дел реализуют соответствующие административные процедуры.

Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430. лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 6. Ст. 700.", органы внутренних дел осуществляют лицензирование:

- негосударственной (частной) охранной деятельности;

- негосударственной (частной) сыскной деятельности;

- торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговли патронами к оружию;

- экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

- коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.

ФМС России осуществляет лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

В рамках разрешительной системы органы внутренних дел (милиция) реализуют ряд административных процедур.

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел выдают разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему. Органы внутренних дел выдают разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролируют соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия.

Как уже указывалось, переход России к новым экономическим отношениям потребовал приведения законодательства, в том числе административного, в соответствие с этими отношениями. Конституция Российской Федерации провозгласила многообразие форм собственности, на первое место поставив частную собственность. Человек, его права и свободы были провозглашены как высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В механизме признания права институт регистрации играет важную роль.

За последние годы сфера применения института регистрации расширилась, что привело к значительному росту количества правоотношений, обслуживаемых этим институтом. Во времена существования Советского Союза государственная регистрация участников правовых отношений не была заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности нивелировали их особенности. Сейчас, в условиях развивающейся рыночной экономики, появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов Ионова Ж.А. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательства: сходства и различия // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей института государства и права РАН. М., 1996. С. 36..

Активное применение этого института государственной регистрации в сфере внутренних дел обусловливает совершенствование его административно-правового механизма.

В рамках регистрационной системы органы внутренних дел реализуют следующие административные процедуры. Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий, который служит целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 398..

Д.Н. Бахрах говорит о том, что регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 337..

Органы внутренних дел вправе производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация.

Органы внутренних дел осуществляют государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; производят регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; осуществляют контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорные процедуры. Характеризуя административные процедуры, С.Д. Хазанов говорит о том, что "придание контрольно-надзорной деятельности процессуальной формы повлекло за собой обязанность административных органов соблюдать процессуальные права контролируемых лиц, в частности, на участие в проведении мероприятий по контролю, дачу объяснений, получение информации, на ознакомление с материалами проверки. Не меньшее значение имеют ограничения для контролирующих органов в выборе средств контроля, его периодичности и использование результатов в рамках других административных процедур Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 58..

Так, должностные лица органов внутренних дел вправе участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности; контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно; осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др.

Информатизация правоохранительной системы обуславливает необходимость широкого внедрения в деятельность органов внутренних дел процедур учета и отчетности, а также процедуры предоставления информации. Основным условием успешной реализации административных процедур учета и отчетности является организация их в строгом соответствии с характером выполнения органами внутренних дел своих функций и задач в соответствии с их компетенцией. Несоблюдение данных правил ведет к учету ненужной информации и отсутствию действительно полезной информации, а также к хаотичному ее движению. Порядок движения и обмена информацией должен осуществляться в строгом соответствии с характером и объемом задач, возложенных на каждое конкретное подразделение или службу, в соответствии с ее местом в иерархической структуре управления, структурой органа и соответствующими критериями оценок их деятельности.

Ф.Ф. Анюров отмечает, что "регистрационно-учетная работа" - это деятельность по своевременному сбору информации о преступлениях и иных правонарушениях, лицах, их совершивших, уголовных делах, материалах, результатах деятельности и других фактах, явлениях, событиях с регистрацией их в определенных книгах, журналах, других накопителях и носителях, по качественному учету этой информации и формированию на этой основе статистических отчетов. Иными словами, эта деятельность всех подразделений органов внутренних дел по сбору регистрации, учету, обработке, хранению, выдаче информации, предоставляющая интерес для правоохранительных органов с целью выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и правонарушений Анюров Ф.Ф. Регистрация и учет преступлений в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9..

Информационные процедуры играют важную роль в деятельности органов внутренних дел, обусловлено это тем, что в системе МВД России создан целый ряд информационных центров, органы внутренних дел предоставляют в пределах своей компетенции информацию о состоянии правопорядка. Для осуществления своей правоохранительной деятельности органам внутренних дел необходимо получать информацию от учреждений здравоохранения, финансово-кредитных организаций, у других правоохранительных органов, в этой связи в настоящее время необходим режим соответствующих процедур получения, предоставления, обмена, использования соответствующей информации. В целях настоящего исследования можно учесть систему процедур доступа граждан к публичной информации.

Так, А.Е. Помазуев выделяет:

1. Общие процедуры доступа к публичной информации.

2. Специальные процедуры доступа к публичной информации, которые, в свою очередь, подразделяются на:

а) процедуры устного запроса;

б) процедуру запроса информации из учетных систем;

в) исключительную процедуру.

2.2. Процедуры доступа к информации с ограниченным доступом:

а) процедура доступа к информации с ограниченным доступом;

б) процедура доступа к персональным данным Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19.

В настоящее время принят целый ряд законодательных актов по вопросам информатизации, однако говорить о том, что сформирован административно-правовой механизм оборота и обмена информацией, пока не приходится. Многие вопросы остаются за рамками законодательного регулирования. Информационные процедуры занимают важное место в деятельности органов внутренних дел, в этой связи необходимо совершенствовать процедуры оборота информации в системе органов внутренних дел. Необходимо четко урегулировать общественные отношения, связанные с предоставлением информации по запросам органов внутренних дел, необходимо определить режим процедур оборота информации, а также предоставления гражданам, юридическим лицам, а также иным заинтересованным субъектам информации о состоянии правопорядка на соответствующей территории. Урегулировать данные и иные отношения, связанные с оборотом информации в органах внутренних дел, возможно посредством принятия специального законодательного акта "Об обороте информации в системе МВД России".

Органы внутренних дел осуществляют правопредоставительные процедуры. Органы внутренних дел принимают экзамены и выдают удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организуют и проводят государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним. В ходе данных процедур осуществляется предоставление соответствующего специального права, в частности права на управление автотранспортом.

Должностные лица органов внутренних дел осуществляют поощрительные процедуры. Так, должностные лица органов внутренних дел вправе объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

Таким образом, органы внутренних дел в целях обеспечения безопасности личности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений, защиты собственности реализуют следующие административные процедуры:

- лицензионные процедуры;

- разрешительные процедуры;

- регистрационные процедуры;

- контрольно-надзорные процедуры;

- процедуры учета, отчетности и предоставления информации;

- правопредоставительные процедуры;

- поощрительные процедуры.

Таковы основные выводы и предложения, которые стало возможно сформулировать по окончании рассмотрения института административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Следует отметить, что рассмотренные нами положения, касающиеся административных процедур в деятельности органов внутренних дел, равно как и предлагаемые пути по совершенствованию механизма их реализации в деятельности органов внутренних дел, не исчерпывают всего комплекса проблем в данной сфере. Кроме того, новые проблемы, которые появятся в процессе совершенствования законодательства об административных процедурах, потребуют своего адекватного разрешения.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.