скачать рефераты

МЕНЮ


Административные взыскания и их виды

2.4. Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не-посредственным объектом административного правонарушения, со-стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска-ция всегда является специальной: она производится только в отноше-нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на-званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме-няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа-сов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация - мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус-мотрено санк-циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле-жащую нару-шителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска-ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Феде-рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458., сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федера-ции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации по-стольку, поскольку она пре-дусматривает в качестве меры админист-ративной ответственности конфис-кацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несо-размерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федера-ции, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных пра-вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра-вонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...

4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального кон-ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалова-нию, вступает в силу немедленно после его про-возглашения, действует непос-редственно и не требует подтвержде-ния другими органами и должностными лицами...

Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствую-щими Конституции РФ только три административно-правовые нор-мы, оче-видно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликова-ния постановления в «Россий-ской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов-ления о конфискации в адми-нистративном порядке неконституционны.

2.5. Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право-субъектности гражданина в административном порядке за администра-тивные про-ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль-ный административный статус. Если гражданин неправильно ис-пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, пре-доставленного данному гражданину, состоит в ограничении наруши-теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог-раничивает возмож-ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише-ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс-плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обя-зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз-раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе-деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас-ности дорожного движения" СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873. право на управление автотранспортными средствами предос-тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив-шим соответствующее удостоверение. На территории Россий-ской Федерации действуют национальные и международные водитель-ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за-конодательством и в отношении права на управление маломерными су-дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион-ный экзамен, для охотников - техминимум. Водительские удостовере-ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен-ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд-ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле-ние транс-портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото-рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води-теля, не превышает восьми, предос-тавляется лицам, имеющим води-тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест-вом.

Лишение специального права применяется чаще всего в отноше-нии водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности ли-шение права, на управление транспортными средствами, устанавлива-ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри-вается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 - управление транспортными средствами водите-лями, находящи-мися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 - нарушение водите-лями пра-вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, по-влекшее причинение легких телесных повреждений), за систематиче-ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), гру-бое наруше-ние механизаторами правил технической эксплуатации сель-скохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судо-водителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты при-метается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано со значи-тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде-ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене-ние этого административного взыска-ния влечет для водителя-профес-сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять при-надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото-циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише-ния специального права. Ограничивает закон и применение лише-ния права на управление транспортными средствами. Данное админист-ративное взыскание не может, по общему правилу, применяться к ли-цам, которые поль-зуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указан-ного правила есть исключения. Лишение во-дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле-ния транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транс-портного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс-портного происшествия, уклонения от прохождения в установлен-ном порядке освидетельствования.

Законодательство относит применение рассматриваемого админи-стратив-ного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения води-тельских прав зависит от вида транспортных средств. Ли-шение права на управ-ление автомототранспортом и городским электро-транспортом применяют орга-ны внутренних дел, на управление тракто-рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами - ор-ганы гостехнад-зора, на управление маломерными судами - органы го-сударственной инспекции по маломерным судам. Право налагать адми-нистративное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено ор-ганам, осуществляющим государственный надзор за соблюде-нием пра-вил охоты.

2.6. Исправительные работы

Исправительные работы - одно из наиболее строгих админист-ративных взысканий. Перечень административных проступков, за кото-рые оно может применяться, невелик. Это - незаконное приобретение или хранение наркоти-ческих средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел-кое хулиганство; злост-ное неповиновение законному распоряжению или требо-ванию работ-ника милиции или народного дружинника, а также военнослужа-щего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распи-тие спиртных напитков в общественных местах или появление в обще-ственных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест-венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подверг-нуто административному взысканию за указанное нарушение; незакон-ная продажа товаров или иных предметов, со-вершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административно-му взысканию за ука-занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661).

Предельный срок исправительных работ - два месяца. Минималь-ный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не ука-зан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправи-тельных работ установлен один месяц.

Право назначения исправительных работ предоставлено только районно-му суду и судье этого суда. Фактически законодательство пре-дусматривает на-значение исправительных работ судьями.

Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту посто-янной работы лица, совершившего административное правонару-шение, на предприятии и в организации, независимо от формы собст-венности: государст-венной, общественной, муниципальной, частной и др.

Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест-вляют инспекции исправительных работ.

Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная поста-новлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент зара-ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ-лен единый размер удержа-ний - 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (рабо-тающему, например, на ферме), удерживае-мый процент заработка опре-деляется исходя из среднего заработка по району (городу).

Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со-циального обеспечения и страхования, и из выплат едино-временного характера.

В период отбывания взыскания в виде исправительных работ за-прещается предоставление очередного отпуска. Это вытекает из содер-жания ст. 299 Ко-декса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вы-несения.

Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.

Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уго-ловного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправи-тельные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.

2.7. Административный арест

Административный арест является самым строгим администра-тивным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от об-щества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис-ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности прибли-жаются к преступле-ниям: незаконные приобретение и хранение нарко-тических средств в неболь-ших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в обществен-ных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об-щественную нравственность, совершенные ли-цом, которое дважды в те-чение года подвергалось административному взыска-нию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест-венных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному рас-поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру-жинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен-ного порядка; проявление неуважения к суду; непови-новение работнику мили-ции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общест-венности; злостное неповиновение за-конному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого граждани-на при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федера-ции (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).

Указание в данной статье о том, что административный арест при-меняет-ся в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным су-дом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.

В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат-риваться как исключительные. Критерий для применения администра-тивного ареста да-ется в конкретных статьях Кодекса, содержащих соот-ветствующие санкции. В них сказано, что применение административ-ного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом лично-сти нарушителя, применение других пре-дусмотренных в соответствую-щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи-тельных работ, будет признано недостаточным.

Если в санкции статьи приводится только максимальный срок ад-минист-ративного ареста, это взыскание может быть назначено в преде-лах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.

В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания ад-минист-ративного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля-ется ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос-тиг ли подросток, совершивший деяние, обра-зующее проступок, совершенноле-тия, не является ли лицо, привлечен-ное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть под-тверждены соответст-вующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбы-вания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подверг-нутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.

2.8. Административное выдворение

Административное выдворение за пределы Российской Фе-дера-ции состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц че-рез Государственную границу за пределы страны, а в случаях, преду-смотренных законодательством, - неконтролируемом самосто-ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при-меняться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что ино-стран-ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пра-вами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ-ленных федеральным законом или международ-ным договором Российской Фе-дерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации ино-странных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание яв-ляется мерой государственного принуждения, применяе-мой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принуди-тельная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего администра-тивное Правонарушение, в духе соблюдения россий-ских законов, ува-жения к нравственным правилам поведения, принятым в на-шем обще-стве, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Административное выдворение как меру административного взы-скания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отли-чать от админи-стративного выдворения (отправки, передачи) иностран-ных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресе-чения.

Эта мера административного пресечения применяется в отноше-нии ино-странных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Россий-ской Федерации, и пе-ресекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государст-венной гра-ницы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политиче-ского убежища, органы и войска Феде-ральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям го-сударства, с территории которого они пересекли Государ-ственную гра-ницу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного госу-дар-ства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов про-пуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворя-ются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим госу-дарством. О масштабах применения дан-ной меры административного пресечения свидетельствует тот факт, что в Рос-сийской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы при по-пытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имели установленных документов.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.