скачать рефераты

МЕНЮ


Административные взыскания и их виды

Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть под-вергнут административному выдворению за пределы РФ как мере адми-нистративного взыскания за следующие нарушения:

1) если его действия противоречат интере-сам обеспечения госу-дарственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на-се-ления, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство Закон от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836..

Основанием для административного является также незаконное пересечение Госграницы иностранными гражданами и лицами без гра-жданства, в отношении которых принято решение о привлечении их к административной ответственно-сти.

Постановление (решение) об административном выдворении при-нимается органами внутренних дел, органами государственной безопас-ности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гра-жданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указан-ный в постановлении. Уклоняю-щиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер-жанию и выдворению за пределы РФ в принудитель-ном порядке. За-держание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении.

Ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без граж-данства за пределы РФ в случаях, предусмотренных законодательством, когда эти граж-дане прибыли по линии российских принимающих орга-низаций, незамедлитель-но возбуждаются этими организациями перед органами внутренних дел.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без граждан-ства на основании принятых в установленном порядке поста-новлений произво-дится органами внутренних дел, органами государст-венной безопасности и ор-ганами Федеральной пограничной службы Постановление Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжало-вать по-становление о его выдворении из пределов Российской Федера-ции в вышестоя-щий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого яв-ляется окончательным.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыска-ние, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттес-таты выда-ются только индивидуальным субъектам). Такие доку-менты выдаются в порядке разрешительной системы и на опреде-ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься опреде-ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на-званная мера - это тоже лишение спе-циального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер-вых, по-следняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис-пользуется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалифи-кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого раз-решения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо-димо выполнение установленных требований: представление докумен-тов, уплата сбо-ров и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установ-ленного срока.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со-стоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво-бодную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обна-ружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения тамо-женных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и допол-нительным.

3. Общие принципы наложения административных взысканий

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение админист-ративного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та-кой: «Общие правила наложения взыскания за админи-стративное пра-вонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила - принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу-ющие общие правила (принципы) карательного воздействия:

* законность;

* целесообразность;

* своевременность, оперативность воздействия;

* сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регла-ментирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные об-щие правила являются принципами применения любых каратель-ных санкций.

3.1. Законность и целесообразность применения админист-ративных взысканий

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятель-но-сти. Его проявления многообразны: противоправность как основа-ние привлечения к ответственности, правильная квалификация дей-ствий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противо-правных действиях выявлены все предусмотренные правом при-знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по со-ответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко-торые ему подведомственны. Он может налагать взыскание в пре-делах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, изби-рать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномо-чий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесооб-разным применение иного взыскания, то должен направить дело су-дье.

Важнейший принцип применения ответственности - целесо-образ-ность. Его главные проявления: индивидуализация кары и эко-номия ре-прессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при кото-рых было совер-шено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В зна-чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчаю-щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

* чистосердечное раскаяние виновного;

* предотвращение виновным вредных последствий правонаруше-ния, добровольное возмещение ущерба или устранение причи-ненного вреда;

* совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя-тельств;

* совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до од-ного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и право-применителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоя-тель-ства. А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, зак-ры-тый. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятель-ствами при-знаны:

* продолжение противоправного поведения, несмотря на требова-ние прекратить его уполномоченных на то лиц;

* повторное в течение года совершение однородного правонару-шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыска-нию, совершение правонарушения лицом, ранее совершив-шим преступ-ление;

* вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

* совершение правонарушения группой лиц;

* совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

* совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но право-применитель с учетом конкретных данных может не признать

последнее обстоятельство отягчающим.

Хочется отметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое время быть смягчающим или отягчающим вину обстоя-тельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструк-тивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к от-ветственности за этот состав.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими право-при-менителю возможность или прямо обязывающие его заменить взыска-ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения ка-рательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи-тельно-сти совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполно-моченный решать дело, может освободить виновного от ответ-ственно-сти и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобож-дается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общест-венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару-шителя к нему целесообразно применить меру общественного воздей-ствия.

Альтернатива третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате-риалов об административных правонарушениях военнослужащих, ра-ботников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисципли-нарных уставов, их командирам (начальникам) для привле-чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери-алы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершен-нолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полно-мо-чиях правоприменитель, а две последние для него обязательны.

3.2. Срок давности наложения административных взыска-ний

Эффективность деятельности исполнительной власти государ-ст-венной администрации зависит и от последовательности осуществ-ления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из прояв-лений этого принципа - установление нормами права сро-ков соверше-ния действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения администра-тив-ного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к администра-тивной ответственности. По истечении этого срока про-изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра-щению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охра-нительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпе-вать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на-ложении взыска-ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви-тия - этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис-дикционный акт не будет принят, факт совер-шения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порож-денное им правоотноше-ние прекратится, не достигнув этапа ответ-ственности. В подобных слу-чаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоот-ношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста-новленные правом сроки, необходимо руководствоваться прави-лом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятель-ства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или пре-рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ-ное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совер-шения правонарушения. По общему правилу срок давности при-влечения к административной ответственности равняется двум ка-лендарным ме-сяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вы-несено постановление о наложении взыскания, а фактически - фак-тическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматрива-емого срока давности законода-тельство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри-вает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном для-щемся на-рушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекраще-нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна-ков проступка ад-министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме-сяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре-кращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле-дующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а од-ному месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта опре-деления старта срока давности: день совершения проступка, день обна-ружения и день вынесения постановления о прекращении уго-ловного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индиви-дуальных субъектов. Кроме того, он является общим прави-лом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специ-альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс-кания, как предупреж-дение, штраф, отзыв квалификационного аттес-тата «могут быть нало-жены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисле-ние начи-нается с момента обнаружения нового нарушения.

В действующем законодательстве нет общих норм о сроке дав-но-сти наложения административных взысканий на коллективных субъек-тов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образо-вания юри-дического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обна-ружения нарушения.

В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто-имости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив-ным субъектам, сроки давности не действуют.

3.3. Наложение взысканий за множественность админист-ративных проступков

Множественность административных проступков - это вы-полне-ние одним лицом нескольких составов, не утративших юриди-ческого значения на день решения вопроса об ответственности ви-новного.

Первым признаком множественности проступков является на-ли-чие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Вто-рой признак множественности - все противоправные деяния совер-шаются одним лицом, которое одновременно или разновременно вы-полняет не-сколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра-няет свою юридиче-скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по-следнем деликте. Иными словами, если отсут-ствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за не-сколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественно-сти административных проступков - совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нару-шение. Соот-ветственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом не-скольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

Реальная совокупность представляет собой систему составов, вы-полненных разными действиями, а значит, разновременно (напри-мер, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разно-временность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнород-ных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в дей-ствиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправ-ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сло-жения взыска-ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска-ется ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя-тельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должно-стным лицом) и притом одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыс-кание все-гда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения ме-нее строгого наказания более строгим.

Рецидив проступка - это совершение нового нарушения пос-ле привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на-казывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от-ветственность. Если первое и второе деяние тождествен-ны, рецидив на-зывается специальным. Признак специального реци-дива является ква-лифицирующим признаком десятков составов ад-министративных про-ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привле-чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре-цидив.

Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:

Управление транспортными средствами водителями, находящи-мися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспорт-ным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт-ными средствами на срок от одного до трех лет.

При решении вопроса об ответственности за специальный реци-див очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Ины-ми сло-вами, в течение какого срока гражданин считается привлекав-шимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши-ло нового ад-министративного правонарушения, то это лицо считается не подвергав-шимся административному взысканию».

Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания сро-ка ли-шения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдель-ных проступков закрепляются исключения из общего пра-вила: годич-ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер адми-нистративного взыскания...».

Заключение

Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взы-сканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер-шения или непосредственным объектом административного пра-вонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонару-шения;

5) лишение специального права, предоставленного данному граж-данину (права управления транспортным средством, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) выдворение.

Со времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения - притом иногда значительные - коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное взыскание, во-первых, обозначает, под-твер-ждает факт административной ответственности поскольку, как говори-лось выше, без взыскания нет и самой ответственнос-ти) и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные взыскания применяются в качестве мер основ-ных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных ад-министративных взысканий; другие админи-стративные взыскания, ука-занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правона-рушение может быть наложено основ-ное либо основное и допол-нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования живот-ным миром.

Административные взыскания следует делить на абсолютно опре-деленные и относительно определенные.

По ряду правонарушений предусмотрено примене-ние одного из нескольких мер административных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганство назначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, адми-нистративный арест. В этом слу-чае меры считаются альтернатив-ными.

Библиография

1. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку-ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977.

3. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

4. Закон от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836.

5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 1996.

7. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной.- М.: ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 1997.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд «Правовая культура», 1996.

9. Конституция Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1996.

10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1996.

11. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. - М., Юристъ, 1995.

12. СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.

13. СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.

14. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. - ВВС РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.