скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальные проблемы потребительской кооперации

Актуальные проблемы потребительской кооперации

33

Содержание

Введение

1. Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ

1.1 Первый этап реформирования потребкооперации РФ

1.2 Законодательное развитие основ потребкооперации

1.3 Характеристика закона РФ "о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ"

2. Анализ роли закона РФ "о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах" в РФ" в усилении демократических основ системы

3. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации в РФ

3.1 Модель потребительского общества

3.2 Внутренние проблемы современных кооперативов

3.3 Государство и система потребительской кооперации

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшим вопросом, определяющим состояние и перспективы кооперативного движения, является участие населения в кооперативах, степень заинтересованности людей в услугах кооперативов. Чем больше людей объединяется в кооперативы, участвует в их социально-экономической деятельности, тем сильнее кооперативный сектор экономики.

В современном состоянии экономической системы в России для преодоления тяжелой социально-экономической ситуации кооперативные начала приобретают исключительное значение. В условиях роста цен, безработицы, распада прежней системы социальной защиты и других проявлений кризиса большинство населения, теряя социально-нравственные ориентиры, оказалось почти никак не объединенным в какие-либо устойчивые общности, бывшие бы шире семейных ячеек и имевшие бы специальной целью решение насущных вопросов, связанных порой с простым выживанием. Необходимость объединения населения в первичные кооперативные организации для защиты свои прав как производителей в условиях диктата на рынке массы посредников и криминальных структур, очевидна. Это необходимо населению и как потребителям, в условиях торгово-производственного диктата на рынке, и в целях адаптации к происходящим в обществе резким переменам с тем, чтобы люди смогли найти социально-экономическую нишу и хотя бы частично обрести жизненную перспективу через различные кооперативы, товарищества, общества и их возможные модификации применительно к различным региональным и иным условиям.

Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о выживаемости системы потребительской кооперации, о ее структурных преобразованиях. Структурная ломка несет в себе опасность потери собственности потребительских обществ. С целью предотвращения этих процессов и решения других проблем в 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Цель работы - охарактеризовать роль Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в усилении демократизации системы потребкооперации в РФ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать эволюцию нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ;

охарактеризовать законодательные основы усиление демократизации в системе структурных преобразований потребительской кооперации;

охарактеризовать процесс моделирования эталонного потребительского общества.

1. Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ

1.1 Первый этап реформирования потребкооперации РФ

Отличительная особенность конца 1980-1990-х гг. состоит в поиске законодательных основ функционирования системы потребительской кооперации России, разработке отраслевого права с целью дальнейшего развития и совершенствования ее деятельности.

За последнее десятилетие было принято три государственных Закона, посвященных потребительской кооперации. В содержании каждого из них отражены особенности нестабильного времени, связанного с изменениями в государственном строе страны и проведением социально-экономических реформ.

Закон Союза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР» (май 1988 г.) был первым после 1918 г., поддерживающим кооперативное движение в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Для успешного решения этой важной проблемы Закон гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, их самостоятельность и независимость в принятии решений по выполнению уставных задач.

Однако десятилетиями складывающаяся плановая система оставалась незыблемой. Правительство продолжало навязывать потребительской кооперации различные планы и задания, часто ограничивая ее самостоятельность. Центросоюз России и областные потребсоюзы не были готовы отказаться от практики беспрекословного подчинения им нижестоящих кооперативов в нарушении ст.10 Закона «О кооперации в СССР « вмешивались в хозяйственную и иную деятельность кооперативов.

По-прежнему принижалась роль пайщика, который обязан был активно участвовать в управлении делами кооператива, но его связь с последним оставалась формальной. (По новому Закону термин «пайщик» был заменен термином «член кооперации»).

Вместе с тем новый Закон существенно активизировал деятельность кооперации. Укрепилась материально-техническая база, возросли производственные мощности по выпуску продовольственных товаров; появились новые типы кооперативов по производству товаров народного потребления, оказанию бытовых услуг. В 1989 году таких кооперативов в системе потребительской кооперации насчитывалось более 8 тыс. Закон не только определил экономические, организационные и правовые нормативы всех видов кооперативов, но и создал защитный механизм внутрикооперативной демократии, установил их права и обязанности, принципы взаимодействия с государственными и хозяйственными органами.

В начале 1990-х гг. в связи с распадом СССР и образованием Содружества независимых государств перестал существовать Центросоюз СССР. Бывший Роспотребсоюз был преобразован в Центросоюз Российской Федерации. В связи с преобразованием автономных областей России в республики их потребсоюзы вошли в состав Центросоюза РФ на правах самостоятельных членов.

Кризисное состояние всех сфер экономики распространилось и на потребительскую кооперацию. Этот период для нее является, пожалуй, самым сложным за последнюю полувековую историю страны. К начатым реформам потребкооперация не была готова. Ее экономика страдал от кабальных государственных кредитов, отсутствия достаточного количества оборотных средств, низких паевых взносов и постоянных нарушений уставных положений кооперативным руководством.

Повышение цен в апреле 1991 года и мизерные не проиндексированные оборотные средства сделали кооперацию совершенно беспомощной. Она лишилась возможности своевременно получать товары и поддерживать свое существование. Еще больший удар системе был нанесен обесцениванием денег - превращением рубля в копейку. Установленный предел торговых надбавок привел к убыточности продажи продовольственных товаров. Разорительной для кооперации была обязательная предоплата заказных товаров и высокие проценты за пользование ссудами банков.

Правительство понимало, что сложившаяся ситуация ведет к социальной напряженности, особенно в среде сельского населения, поэтому был принят ряд мер: выделялись льготные ссуды, кредиты, списывались долги, возмещались убытки потребкооперации по чекам «Урожай-90» и другие [4].

1.2 Законодательное развитие основ потребкооперации

Событием особой важности для потребкооперации России стало принятие в июне 1992 г. Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот документ признавал общ6ественную необходимость существования потребительской кооперации как целостной системы хозяйствования. Он определил ее статус, поставил на первое место интересы пайщика как главного субъекта всей ее деятельности, а также выделил приоритет потребительского общества как основного структурного звена кооперативной системы. Главной функцией потребкооперации было юридически признано обеспечение пайщиков товарами и услугами, за ними закреплялась кооперативная собственность. Потребительские общества получили всю полноту хозяйственных, социальных и управленческих прав, но в то же время и всю полноту ответственности перед пайщиками.

Закон закрепил право потребительских обществ на объединение в союзы, ассоциации и другие формирования открытого кооперативного типа и тем самым защитил, законодательно утвердил исторически сложившиеся принципы организационного построения потребительской кооперации, хозяйственных связей, кооперативной взаимопомощи, солидарности и сотрудничества между потребительскими обществами и объединениями.

В Законе определены принципы взаимоотношения организации потребительской кооперации с государственными органами власти и управления, которые должны строиться на договорной основе.

Выход в свет Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», а также Указа Президента РФ «О коммерционализации потребительской кооперации» (февраль 1992 г.) и других документов повлекли за собой изменение организационно-правовой основы потребительских обществ, собственных хозяйств, созданных на базе различных структур.

Возникло немало вопросов о реформировании потребительской кооперации, особенно о принадлежности и отчуждении кооперативной собственности, изменении организационной структуры, форм и методов управления. На базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства Российской Федерации появились принципиально новые организационно-правовые формы деятельности: малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа.

Акционирование крупных предприятий и хозяйств привело к сокращению количества пайщиков, ослаблению общего руководства системой потребительской кооперации, утрате влияния на подведомственные хозяйства и структурные подразделения; отсутствовал механизм выплаты дивидендов на паевые взносы. В итоге нарушилась согласованность организационно-правовых форм и принимаемых мер с действующим законодательством. Дестабилизирующими факторами, резко изменившими условия хозяйствования, являлись перемены и сложности социально-экономического и политического характера.

Используя слабые стороны законодательства, многие руководители кооперативных организаций и предприятий искусственно сократили число пайщиков, распределили собственность между небольшими группами заинтересованных лиц, стали осуществлять свою деятельность без контроля со стороны пайщиков, что привело к нарушению классических кооперативных принципов.

В докладе председателя Центросоюза РФ В. Ермакова на четвертом собрании представителей потребительских обществ в 1996 г. отмечалось, что потребкооперация сохраняла свою целостность как система, обеспечивала относительно стабильное снабжение сельского населения товарами первой необходимости.

Главными причинами такого положения являлось: острый недостаток финансовых ресурсов, низкая покупательная способность, возрастающая конкуренция со стороны частного капитала, разрушительные процессы в системе потребкооперации, в том числе и с санкции местных административных органов, ликвидация потребительских обществ, собственных хозяйств и создание на их базе ОАО, ООО.

Но, несмотря на трудности и пророчества о неперспективности развития потребкооперации в последние годы 1990-х годов произошли заметные позитивные перемены: сформировалась модель развития потребкооперации в условиях рыночного хозяйствования; по инициативе Центросоюза РФ было принято более 30 постановлений и решений по различным вопросам ее деятельности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельскими товарами и услугами» (май 1996 г) и постановление правления Центросоюза РФ по его выполнению. Активная законодательная нормотворческая деятельность правительства в пользу потребкооперации создала реальные условия для восстановления утраченных позиций и постепенной стабилизации деятельности системы на всех ее уровнях и во всех звеньях.

В 1992 году Центросоюз РФ впервые заключил договор с Правительством Российской Федерации о взаимных обязательствах по улучшению обслуживания населения. С 1993 такие договоры заключались большинством потребсоюзов с местными администрациями.

Принимались и другие меры, включая государственную поддержку. За 1994-1995 гг. потребкооперация получила льготы на сумму свыше 6 трлн. рублей; из одного триллиона рублей, начисленного в фонд развития потребкооперации за эти же годы, 88 млрд. были направлены на пополнение оборотных средств; около двух трлн. рублей задолженности потребкооперации по кредитам были переоформлены правительством на внутренний государственный долг.

Благодаря усилиям Центросоюза судом Торговой палаты Парижа было принято положительное решение о правопреемственности Центросоюзом РФ акций Евробанка, принадлежавших бывшему Центросоюзу СССР.

Эти и другие меры способствовали укреплению и развитию потребкооперации России, но не смогли обеспечить стабильной, безубыточной хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы с целью обеспечения сельского населения необходимыми товарами и услугами.

Однако социально-экономическое положение потребкооперации все равно продолжалось нуждаться в радикальных мерах по формированию системы в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Большие надежды возлагались и возлагаются при этом на Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г [2].

1.3 Характеристика Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»

Этот Закон имеет непреходящее значение для практической деятельности самой массовой общественно-хозяйственной организации страны. В его содержании учтены особенности создания и развития потребительской кооперации России, опыт кооперативного строительства на различных этапах государственных преобразований, отраженный в современном российском законодательстве и обогащенный творч5еским применением этических норм и гуманистических ценностей, заложенных в классических кооперативных принципах.

Новый Закон является незыблемой основой целостности потребительской кооперации как системы прежде всего потому, что в нем заложен научно-обоснованные гарантии, обеспечивающие нормальное функционирование потребительских обществ и их союзов для реализации прав и обязанностей пайщиков, осуществления всех направлений многогранной деятельности потребительской кооперации.

В новом Законе акцентируется внимание на дальнейшем совершенствовании структуры управления, правовом и кадровом обеспечении, всемерном развитии социально-бытовой и иных структур, кооперативной демократии и исполнительской дисциплины, на восстановлении контрольно-распорядительных функций союзов, изучении и пропаганде кооперативного движения и других принципиальных положениях.

Чтобы оценить новизну и преимущества этого документа, необходимо на основе сравнительного анализа установить, в чем заключается принципиальное отличие нового Закона от предыдущего, принятого в 1992 г., какие вновь введенные положения не предусматривались, не рассматривались, четко не определялись или вообще не оговаривались в нем.

Прежним Законом о кооперации совершенно не предусматривались: (ст.4) основные принципы создания и деятельности потребительского общества; (ст.7) ограничения на использовании в наименовании юридического лица слов потребительское общество, союз потребительских обществ; (ст.6, ст.19) отстранение от должности выборных лиц в обществе и союзе; порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза; взносы членов союза.

Законом о кооперации 1992 года не рассматривались роль женщины в потребительской кооперации; роль кооперативных участков общества и собраний пайщиков кооперативных участков; паевой и иные фонды потребительского общества, союза потребительских обществ; выход из союза потребительских обществ; представительство в международном кооперативном движении.

Не были четко определены правомочия потребительских обществ, их союзов. Совершенно не оговаривалась возможность занятия предпринимательской деятельностью, прием и исключение пайщиков из общества. Не в полной мере использовались многие6 основные понятия, как-то: потребительская кооперация», «потребительское общество», «пайщик», а также определения различных (ст.1) фондов, (ст.33) взносов (например, неделимый, резервный и др.).

В более тщательной проработке и конкретизации нуждались процедурные вопросы определения принадлежности собственности, ее реформирования, порядка выхода пайщика из потребительского общества, выбора степени оптимальности структуры управления и повышения уровня демократичности ее функционирования.

Если к перечисленным просчетам и упущениям Закона о кооперации 1992 г. добавить отсутствие ясности в вопросах о создании союзов всех уровней, о порядке вступления и выхода из них, механизме преобразования потребительского общества в другую организационно-правовую форму и прочих тонкостях и особенностях функционирования потребительской кооперации как целостной системы, то становятся очевидными факторы, осложнявшие эффективное применение на практике не проработанного законодательства с большим количеством неопределенностей.

В новом Законе о потребительской кооперации устранены перечисленные недостатки, даются исчерпывающие ответы и ясное представление о сути вышеназванных проблем. Но главное, предусмотрены меры по стабилизации деятельности системы потребительской кооперации. Впервые в кооперативном законодательстве гарантируется (ст.5 кредитование и финансирование пайщиков) государственная поддержка потребительских обществ и их союзов с учетом их социальной значимости, а также граждан и юридических лиц, создающих такие потребительские общества и их союзы (ст.5, 16, 33 Социальные блага).

Сравнительный анализ текстов двух законов, принятых с пятилетним интервалом, позволяет сделать вывод о том, что новый Закон о потребительской кооперации строится на прочном фундаменте Основного Закона государства - Конституции Российской Федерации. В нем учтены важнейшие положения современного государственного законодательства, обновленного отраслевого права и многих нормативных актов, касающихся масштабного реформирования всех сфер российского общества.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.