скачать рефераты

МЕНЮ


Актуальные проблемы потребительской кооперации

В новом документе нашли отражение наиболее существенные перемены, происшедшие в стране и потребительской кооперации за сравнительно короткий исторической срок.

Новый Закон о потребительской кооперации обогащает исторический опыт полутора векового мирового кооперативного сообщества, в том числе по творческому применению кооперативных принципов как совокупности нравственных основ в организационной, экономической, социальной, культурно-просветительской и других сферах кооперативной деятельности.

В отдельной статье Закона выделены и изложены основные принципы создания и деятельности потребительского общества. Это - свидетельство последовательной работы Центросоюза России по претворению в повседневную жизнь системы потребительской кооперации важнейших положений ХХХХ1-го Юбилейного конгресса МКА, классических кооперативных принципов. В документах Конгресса подчеркивается: «Принципы являются стимулами, побуждающими кооперативы к действию, с помощью которых они могут процветать в интересах своих членов».

У целом, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», вышедший в свет на рубеже двух тысячелетий, является долгосрочной программой деятельности потребительской кооперации России. В настоящее время по инициативе Центросоюза РФ проводится целенаправленная работа по его реализации, включающая целый комплекс масштабных мероприятий преодоления кризисной ситуации, более эффективному использованию ею экономического и производственного потенциала для стабилизации и улучшения обслуживания пайщиков и всего сельского населения [4, 112].

2. Анализ роли Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» в РФ» в усилении демократических основ системы

Президент РФ 19.06.1992 г. подписал Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». Предполагалось, что Закон явится хорошей основой для глубокого реформирования системы, для возрождения в ней подлинно демократических начал и полной самостоятельности. Реформированная потребительская кооперация сквозь призму Закона виделась как совокупность добровольных обществ пайщиков и их союзов с целью удовлетворения ими свих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Удовлетворение материальных потребностей пайщиков и есть главная цель кооперации.

Главное в этом законе - это роль, на которую он выводит пайщиков, передавая им свою власть. Прежде подобная роль оставалась за аппаратом.

Еще одно важное положение в законе - это то, что в основе системы потребительской кооперации первичное звено - потребительское общество, которое непосредственно объединяет пайщиков. В связи с этим этот документ вполне можно было бы назвать и Законом о потребительском обществе, которым системе возвращались истинно демократические начала, которые были положены в ее основу при создании в конец прошлого века и оказались основательно подрастерянными в советское время. Поэтому в закон был включен и ряд чисто регламентированных норм.

Пайщики, добровольно объединяющиеся в общества, вправе и свободно выходить из них с возвращением при этом паевого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества.

Одно из важных демократических начал - полученное пайщиками право передачи по наследству своего пая и дивидендов на него. Этим положен конец прежней несправедливости, когда дети человека, бывшего 40-50 лет пайщиком, должны начинать свое членство в потребительской кооперации сначала.

Наряду с основными правами, обязательными для соблюдения в Российской Федерации, уставы потребительских обще6ств могут предоставлять пайщикам и другие, более частные или обусловленные конкретной местной спецификой права.

Принятый Закон однозначно определил, что полномочия, власть в потребительской кооперации делегируются снизу вверх. Потребительские общества могут создавать и входить в союзы, а могут и никуда не входить. Выйдя из такого объединения, они тоже вправе претендовать на получение своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части приращенного за время совместной деятельности капитала.

Учреждаемые потребительскими обществами объединения должны предоставлять и защищать их интересы, от чего голос кооперативов данного региона будет звучать мощней, весомей. Эффективней в ряде случаев и предпринимаемые совместно коммерческие и другие хозяйственные акции. Но все в этих объединениях пойдет от пайщиков, от потребительских обществ: и их уставы, и формирование исполнительных органов, и прием на работу в аппарат, и структура этого аппарата.

Так же однозначно закон определял и отношение к собственности потребительских обществ. Она должна была быть закреплена за пайщиками и работниками на праве частной (общей, долевой, совместной) собственности. По решению пайщиков работники потребительской кооперации, не являющиеся пайщиками, могли иметь право на выделение части имущества в соответствии с уставом общества.

Собственность потребительского общества может быть отчуждена только по решению пайщиков, а изъята - лишь в случаях, предусмотренных законодательством России.

Особенно следует подчеркнуть, что в соответствии с законом органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую и иную деятельность потребительских общ6еств и их союзов. Это важно, поскольку в прошлом такие органы постоянно вмешивались в дела потребительской кооперации, командовали ею, будто это государственная собственность, государственные предприятия. И если бы такое было только в прошлом. Но и сейчас не прекращаются посягательства на кооперативную собственность, ей навязываются кадровые перемены.

В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в 1997 году были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» [2]. На сегодняшний момент именно этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Как определено в Законе, основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Закону, теперь собственниками имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо. Как поступить, если собственность была закреплена за пайщиками и работниками потребительской кооперации в соответствии с Законом 1992 года? Ответ дается в статье 40 пункте 2 нового Закона. Пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О введение в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» утрачивает силу.

Учредительные документы акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства РФ, в том числе при отсутствии решения высшего органа потребительского общества, союза потребительских обществ, подлежит приведению в соответствие с принятым Законом.

Принятый Закон направлен на дальнейшую демократизацию потребительской кооперации, усиление защиты прав пайщиков и повышение их роли в решение всех вопросов и контроле за деятельностью потребительского общества.

Закон установил жесткие требования при исключении пайщика из потребительского общества. Он может быть исключен только решением общего собрания. Собрание пайщиков должно решать все важные вопросы работы потребительского общества. Возрастает роль кооперативных участков.

Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями. Надо иметь в виду, что теперь это носит не рекомендательный, как ранее, а обязательных характер.

Закон гарантируется потребительским обществам и их союзам государственную поддержку.

В Законе четко прописаны правомочия потребительских обществ и их союзов, в том числе право осуществлять предпринимательскую деятельность.

Новый Закон о потребительской кооперации - это установка на реформу, без которой потребительской кооперации дальне не продержаться. Естественно, конечной целью реформы должно стать приведение в действие мощного потенциала потребительской кооперации, устранение на этой основе убыточности и обеспечение рентабельной деятельности каждой организации и предприятия.

Основная концепция демократизации управления: широкое участие пайщиков в обсуждении вопросов структурных изменений, более полный охват населения кооперированием и разделение органов управления на распорядительные (демократические) и исполнительные. Такое разделение предусмотрено новым законом о потребительской кооперации.

Очевидно, что в потребительской кооперации управление должно опираться с одной стороны на демократические методы и выборные органы, а с другой - на единоначалие и четкую дисциплину в исполнительных структурах.

Разделение функций между «законодательными», «распорядительными» и «исполнительными» органами потребительской кооперации, переход на новую структуру управления отвечают процессам «разделения властей» в государстве.

В деятельности организаций потребительской кооперации западных стран сложилась логичная система такого разделения функций. Там высшим органом потребительского кооператива является общее собрание пайщиков, а распорядительным органом в промежутке между собраниями пайщиков выступает Совет директоров (управляющих), избранных на общем собрании. Этот демократический орган определяет стратегию развития кооператива, назначает правление из компетентных менеджеров, контролирует его деятельность и принимает неотложные меры в случае ее неэффективности. В свою очередь, правление (исполнительный орган), получив доверенность на управление кооперативом в течение определенного срока выунждено прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить успех предприятия, от которого зависит размер личного заработка и дальнейшая судьба самого менеджера. Председатель правления действует в пределах своих полномочий как единоначальник, это обеспечивает оперативное принятие решений и необходимый уровень исполнительной дисциплины.

Такая система «двойного» управления имеет ряд преимуществ, особенно для антикризисного управления. Руководители исполнительных органов должны иметь достаточную профессиональную подготовку и квалификацию, а при возможности заместить должности на конкурсной основе.

Новый Закон положил конец бесконтрольности. Теперь, если выборные должностные лица в потребительской кооперации не справляются со своими обязанностями, нарушают уставы или допускают злоупотребления, они могут быть отстранены от должности вышестоящим потребсоюзом.

В соответствии с новым Законом, повышаются контрольные и распорядительные функции выше6тоящих союзов, восстанавливается так называемая «вертикаль».

Закон меняет управление «по горизонтали». Теперь в потребительских обществах и союзах всех уровней будут советы (распорядительные органы) и правления - исполнительные органы.

Совет - орган, наделенный всей полнотой власти. Он отвечает за хозяйственно-финансовую деятельность потребительского общества или союза, осуществляет прием в члены потребительского общества, организует выполнение наказов пайщиков, проводит собрания, создает кооперативные участки и т.д. Но это не означает, что совет должен иметь какой-то свой, параллельный аппарат. В нем должны быть представлены рядовые пайщики, специалисты учета, финансов, прав и работники потребительской кооперации, для которых не безразлична судьба своего кооператива. Совет должен быть компетентным, активным, высококвалифицированным органом, способным решать все вопросы.

В правлении должны работать профессионалы-финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, коммерсанты, поскольку именно от их работы зависит успех дела, эффективное использование материальных, финансовых и других ресурсов.

Демократические установки в новом Законе соседствуют со строгой исполнительской дисциплиной.

Новый Закон дает основные, принципиальные установки жизнедеятельности потребительской кооперации в РФ, в нем почти в каждой статье говорится, что та или иная позиция регулируется уставами потребительского общества или союза. Поэтому при принятии уставов в потребительских обществах и союзах не должно допускаться выхолащивания принципиальных положений, вытекающих из Закона [8].

Направленность - изучение в массовых и узких социальных группах субъективных представлений об устройстве, событиях и явлениях "повседневного мира (обыденные представле-ния) и "внешнего" мира (умозрительные представления).

Финансовое положение большинства организаций общественного питания остается сложным. По итогам 2003 г. и I кв. 2004 г. рентабельными были только предприятия крупнейших городов России. 84% предприятий общественного питания частные и 16% - государственные. В какой стране вы видели частника, который будет себе в убыток вести бизнес? А в России сколько угодно. Но это только на бумаге, которая, как известно, все стерпит [6, 157].

По негласной договоренности с местными властями убыток фиксируется только на бумаге. Большие ресурсные и финансовые потоки идут мимо официального бухгалтерского баланса. Работать без «черной кассы» сегодня в секторе общественного питания (СОПе) практически невозможно. Само государство толкает владельцев и менеджеров кафе и ресторанов на то, чтобы большая часть работы шла в «черную». Взятки для чиновников и проверяющих, бесплатное питание начальников разного калибра, наличные на закупку товаров и услуг, наконец, зарплата в конверте управляющим и себе - все это берется как раз из «черной кассы».

По оценкам экспертов, оборот СОПа в 2004 г. в России составит1400 - 1450$ млн. С учетом «серой» составляющей он доходит до $1600 млн. На первый взгляд, оборот кажется большой, но при либерализации сектора общественной торговли, отмене десятков торговых ограничений в течение 2-3 лет он мог бы превысить $1 млрд. В России оборот СОПа на душу населения составляет примерно $345. В той же Чехии он почти в 10 раз больше. Неужели гостеприимство русских заканчивается на пороге их собственных квартир и домов?

В СОПе работает 8700 предприятий на 617 тысяч мест. Из них 19% расположены в производственных организациях, 35% - в учебных заведениях и 41% - в общедоступной сети. Рабочих, студентов и детей продолжают кормить государственные предприятия. Частный бизнес в эти выгодные ниши рынка не впускают. Минобразования совместно с местными органами власти предпочитают в тиши кабинетов делить субсидии, закрывать глаза на низкое качество. Ведь никто не ставит им задачу создать конкурентную среду и привлечь в СОП частный капитал и предпринимательский талант.

При учреждениях образования работают 13300 объектов общественного питания на 1354 тыс. рабочих мест. Они обслуживают 1,5 млн. студентов, поддерживает олигополию и запрещает вход на данный рынок частным структурам. В городах страны создано 1380 комбинатов школьного и студенческого питания, которые, собственно, и занимаются приготовлением пищи для столовых. Все эти предприятия, естественно, находятся в государственной собственности [7, 112].

Прозрачности в финансовых потоках данного сектора нет. Мы знаем, что бюджет должен доплачивать учащимся школ (около 760 рублей в учебный день на одного учащегося 1-3 (4) классов, а также ученикам 4 (5)-11 (12) классов сельских школ). Учебные заведения могут принять решение о полностью или частично бесплатном питании школьникам из малообеспеченных и неблагополучных семей. Студенты ПТУ, которые учатся не менее 10 месяцев, получают за счет бюджета одноразовое горячее питание, а иногородние и из малообеспеченных семей питаются за государственный счет три раза в день.

Поскольку нормы денежных расходов на питание учащихся чрезвычайно низки, то ожидать высокого качества питания от государственных столовых и пищевых комбинатов не приходится. Где вы видели в наше тяжелое время сотрудников этих заведений, которые бы не старались увести часть ресурсов лично для себя? Ситуацию усугубляют цены на продукты питания. По многим позициям они у нас (из-за торгового протекционизма) в два раза выше мировых (к примеру, мясо в Германии или мука в России). В итоге столовые и комбинаты вынуждены лепить из имеющихся ингредиентов продукт, который, помимо всего прочего, должен быть съедобен. Далеко не во всех случаях это получается. Экономия на детском питании - невероятный государственный цинизм.

Русские власти по обыкновению видят решение проблемы детского питания и СОПа в целом в модификации бюрократических процедур. Совет Министров создал Межведомственную комиссию по организации общественного питания стране. Она активно думает над тем, как, не пуская в данный сегмент рынка частный бизнес, т.е. инвестиции и новые технологии, получить более высококачественный продукт. Рекомендации чиновников предсказуемые. Местные исполкомы должны компенсировать государственным предприятиям, занятым в СОПе, часть затрат, чтобы снизить цены на завтраки и обеды в учебных заведениях. Поскольку на уровне райисполкомов и облисполкомов денег хронически не хватает, то ситуация с качеством услуг на данном сегменте рынка едва ли улучшится.

Чиновники банально стараются спихнуть решение этой проблемы на директоров школ и ПТУ. Активно идет процесс передачи столовых на баланс самих учебных заведений. В 40% общеобразовательных школ, 16% ПТУ, 65% вузов, 15% техникумов это уже произошло [13, 111].

Директора школ не имеют права самостоятельно организовать систему питания. Они должны жить по «Рекомендациям по организации питания учащихся общеобразовательных школ, средних специальных и студентов высших учебных заведений», а также выполнять десятки других технологических нормативных документов. Честнее и эффективнее было бы передавать деньги непосредственно в школы. Пусть директор вместе с родительским комитетом самостоятельно решают, как организовать питание в школе или ПТУ.

С другой стороны, зачем учебным заведениям иметь на своем балансе столовые, если можно просто объявить тендер среди частных компаний на организацию питания? Наверняка многие предприниматели с удовольствием занялись бы таким бизнесом - спрос-то гарантирован. С них можно было бы спросить за качество. Стало бы меньше коррупции, но такие простые рыночные схемы в голову чиновникам не приходят.

Если бы Минторг не мешал, то данный сектор развивался бы гораздо быстрее. Трудно объяснить смысл существования ценовых категорий для частных ресторанов или кафе. В России же получается, что частный инвестор открывает бизнес всегда в партнерстве с Минторгом. Помимо регулирования цен чиновник определяет «требования к архитектурно-планировочным решениям, мебели, столовой посуде, приборам, белью, персоналу, методам обслуживания потребителей, фирменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, ассортименту кулинарной продукции, оформлению меню и другие». Это далеко не все: «В целях защиты внутреннего потребительского рынка предусмотрена обязательная реализация в объектах общественного питания алкогольных напитков и табачных изделий отечественного производства». Окончательно добивают СОП. Они наделены полномочиями устанавливать предельный размер наценок. Так кто, в конечном счете, владеет русскими ресторанами и кафе?

Основные принципы создания и деятельности потребительского общества.

Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;

обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);

взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

ограничения размеров кооперативных выплат;

доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков.

3. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации в РФ

3.1 Модель потребительского общества

Проводимые исследования позволили выявить причины убыточной работы потребительских обществ и союзов и разработать меры по преодолению спада объемов деятельности и обеспечению рентабельной работы [8, 150]. Систему этих мер можно выразить путем моделирования эталонного потребительского общества, модель которого разработана некоторыми исследователями [8, 152].

Основой системы потребительской кооперации является потребительское общество. От его экономического состояния зависит благополучие всей системы в целом.

Изучение положения финансового состояния потребительских обществ позволило создать эталонное (модельное) потребительское общество, которое отвечало бы определенным требованиям [8, 160]. Это:

Экономически грамотное руководство. Как правило, высоко квалифицированные специалисты с высшим или средним кооперативным образованием, имеющие продолжительный опыт работы в потребительской кооперации (экономист, бухгалтер-финансист, менеджер). Их отличительная черта и преимущество - умение работать с коллективом, разбираться в финансах, прогнозировать экономические процессы;

Ежедневная работа с кадрами, систематическое повышение квалификации и переподготовка, улучшение условий труда; труд оплачивать в зависимости от личного участия каждого в конечных результатах деятельности;

Установление жесткого контроля за расходованием средств и сохранностью кооперативной собственности. Такое потребительское общество, как правило, не продает, а приобретает объекты недвижимого имущества (магазины, транспортные средства, оборудование), развивает материально-техническую базу, внедряет новую технику и технологии;

Отсутствие психологии иждивенчества, ориентация на собственны силы и возможности, прежде всего в накоплении собственных оборотных средств. Первоначальной основой собственного оборотного капитала являлись паевые взносы и заемные средства пайщиков, работников, обслуживаемого населения. Впредь оборотные средств пополняются за счет фонда развития потребительской кооперации;

Пайщик - основная фигура в потребительском обществе. Объективная оценка преимущества потребительской кооперации как социально ориентированной системы, опора на пайщиков и создание условий для их активного экономического участия, повышение их материальной заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности кооператива;

Систематическое изучение рынка потребительских товаров, достоинств конкурентов, улучшение коммерческой деятельности, выход на прямые связи с производителями без посредников, увеличение доли товаров собственного производства и заготовок в розничном товарообороте торговой сети и предприятий массового питания;

Концентрация материальных и финансовых ресурсов, эффективное их использование на основе сокращения числа юридических лиц, объединение всех или большинства предприятий в единую хозрасчетную организацию с одним бухгалтерским балансом, внедрение внутреннего хозрасчета.

Развитие всех отраслей деятельности (розничная и оптовая торговля, массовое питание, заготовки, производство, транспорт, строительство) с последующей диверсификацией: территориальной (усиление своего влияния в городах и чужих районах), отраслевой (сельское хозяйство, мукомольное производство, переработка рыбы, аптеки, бытовые и производственные услуги и т.д.);

Определение приоритетной отрасли деятельности, обеспечивающей доходы, превышающие расходы, дополнительные товарные ресурсы, рабочие места, возможность стимулирования пайщиков и некооперированного населения (в настоящее время такой отраслью является производственная);

Повышение качества обслуживания населения, контроль за качеством реализуемых товаров, создание нового, привлекательного имиджа кооперативной организации как надежного партнера;

Торговые предприятия и предприятия массового питания, особенно глубинных населенных пунктов превратить в культурные центры, места общения обслуживаемого населения.

В хозяйственной деятельности потребительских обществ все вышеперечисленные признаки должны быть приоритетными.

Важно распространение положительного опыта функционирования потребительских обществ, работающих рентабельно, что будет способствовать оздоровлению экономики потребительской кооперации, повышению ее авторитета, как социально ориентированной и экономически устойчивой системы [8, 152].

3.2 Внутренние проблемы современных кооперативов

Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.

Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним:

- заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;

- возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются;

- привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку;

- государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.

Проблемы управления и контроля:

- в отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой;

- применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства;

- определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков;

- кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.

Проблемы производства:

используемые большинством кооперативов техника и технология находятся на более низком уровне, чем в акционерных обществах;

условия труда в кооперативах хуже, чем в частных и государственных предприятиях;

средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ни же из-за невысокой заработной платы.

В отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.

Преимущества кооперативов определяются их целями:

удовлетворение экономических потребностей пайщиков;

совпадение социальных целей государства и кооперативов;

снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.

В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации [11, 136].

3.3 Государство и система потребительской кооперации

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.

Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке [2].

Заключение

Во многих районах России сегодня функционируют потребительские обществ, которым, несмотря на трудные условия существования, удается совместными усилиями находит пути выхода из кризисной ситуации. Наметилась тенденция к сокращению убытков, многие становятся рентабельными, не допускают отчуждения кооперативной собственности.

Условия работы кардинально изменились. Административные методы руководства ушли в прошлое. Жизнь потребовала во всех действиях исходить из экономических соображений, просчитывать их с точки зрения выгоды. А это значит - научиться мыслить и работать по-новому. В современных условиях система может сохраниться, если повысит эффективность работы предприятий, обеспечит необходимую конкурентоспособность.

Потребительская кооперация России имеет потенциальные конкурентные преимущества: многолетний опыт работы на потребительском рынке, достаточно высокий кадровый потенциал, сложившиеся на протяжении многих лет коммерческие связи, развитую материально-техническую базу, определенный имидж социально-ориентированной системы. Задача - задействовать эти преимущества в практике хозяйственной деятельности.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997 г) законодательно определил потребительскую кооперацию как систему, состоящую из потребительских обществ и их союзов, признав за союзами право контрольных и распорядительных функций, провозгласил потребительские общества и союзы потребительских обществ субъектами собственности, определи пайщика основной фигурой потребительского общества, заложив тем самым мощные демократические принципы действия системы потребкооперации.

Но без коренных существенных изменений в отраслях и сферах деятельности потребительская кооперация Российской Федерации не может сохранить свой экономический потенциал, финансовую самостоятельность, материально-техническую базу.

Необходимость ее реформирования вызвана объективными процессами внешнего и внутреннего характера. Основные реформы должны сводиться к следующему:

Сохранить основополагающие принципы деятельности потребительской кооперации;

Повысить роль пайщиков в потребительском обществе, ради которых оно создано и существует;

Реформировать новые экономические отношения между потребительскими обществами, их союзами и союзов между собой;

Изменить организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов системы в соответствии с принятыми законодательными актами РФ;

Повысить уровень индикативного, стратегического и оперативного планирования хозяйственно-финансовой деятельности, при возрастающей роли контроллинга;

Реформировать управления хозяйственной деятельности за счет «человеческого фактора»;

Развивать предпринимательскую деятельность для обеспечения конкурентоспособности и самофинансирования;

Сохранить и приумножить кооперативный капитал;

Направить диверсификацию деятельности субъектов потребительской кооперации и ее отраслей на расширение масштабов и сфер функционирования, а также использования рыночных механизмов;

Разработать и внедрить систему антикризисного управления.

Внедрение указанных рекомендаций по реформированию в практику работы кооперативных организаций не несет больших капитальных затрат и может обеспечить повышение эффективности потребкооперации РФ.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. - М., 2002. - 456 с.

2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ).

3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.97 г., №97-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 28.

4. Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях трансформации экономических отношений: Монография. - М., 2001. - 257 с.

5. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита, 1998. - 235 с.

6. Наговицына Л.П. Пайщик - основа потребительской кооперации. - М., 2004.

7. Прижигалинский В.П. Дитя нужды. Учебное пособие. - Ставрополь, 2005.

8. Прижигалинский В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. - Ставрополь, 1996. - 296 с.

9. Прижигалинский В.П. Кооперация в переходной экономике. - Ставрополь, 2004. - 248 с.

10. Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России ХХI века. - Новосибирск, 2003.

11. Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие. - Часть I. История и современность. - Новосибирск: СибУПК, 1999.

12. Захаров П.И. Паевой фонд потребительского общества. - М., 1999.

13. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. - Белгород, 2003. - 296 с.

14. Клименко О.И. Эффективность социального управления в системе потребительской кооперации. - Белгород, 2000. - 184 с.

15. Клименок О.И. Теория и практика социального управления в потребительской кооперации. - Белгород, 2000. - 317 с.

16. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. - Белгород, 1999. - 296 с.

17. Теплов В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород, 1999. - 295 с.

18. Храмцова Т.Г. Потребительская кооперация. Методология оценки социально-экономического потенциала - Новосибирск, 2002. - 327 с.

19. Барчук И.Д. Концепция и рекомендации по реформированию деятельности потребительской кооперации. - М, 1997. - 35 с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.